"С оздоровлением сейчас дела обстоят очень плохо": интервью с архангелогородцем-ликвидатором последствий Чернобыльской аварии
В этом году исполняется 20 лет Чернобыльской трагедии. Чтобы узнать, как живут сейчас участники ликвидации последствий аварии, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с участником ликвидационных работ на Чернобыльской атомной станции Александром Красавцевым и его женой Надеждой.
ИА REGNUM: Скоро исполняется 20 лет Чернобыльской трагедии. Первое время к "чернобыльцам" было повышенное внимание, а как сейчас дела с вниманием и заботой властей обстоят сейчас?
Надежда Красавцева: Сложно сказать. Пенсии инвалидам повышают регулярно, но в последнее время с медицинским обслуживанием стало хуже. Раньше муж стоял на учете, его регулярно приглашали на прохождение медкомиссии. Сейчас этого уже нет - не приглашают. Компенсации, которые выдавали раньше, прекратили давать. Это произошло еще до "монетизации".
ИА REGNUM: Вы отказались от натуральных льгот при "монетизации"?
Александр Красавцев: Нет, я не отказался в надежде, что мне выделят путевку на лечение, она ведь входит в натуральные льготы. Раньше мне оплачивали одну треть или даже половину путевки в санаторий, точно и не помню. Но сейчас путевки должны выделять по очереди, меня это пока не коснулось.
Надежда Красавцева: Путевки сейчас дают на 2 недели, но этого не хватит для реабилитации, этого достаточно только для отдыха. Для лечения же требуется не менее трех недель. Поэтому я и говорю, что с оздоровлением сейчас дела обстоят очень плохо.
ИА REGNUM: Какие Вы получаете льготы, как участник работ по ликвидации аварии?
Александр Красавцев: Мы получаем 50-процентные льготы при оплате коммунальных услуг, бесплатные лекарства, которые входят в список, а также возможность получить путевку. Но про нее я Вам уже рассказал. И еще получаю пенсию как инвалид третей группы. Однако пенсию нам начисляют из того расчета, что МРОТ равен 100 рублей. По закону, насколько я знаю, я, как инвалид, должен получать пенсию в размере трех минимальных окладов труда, но так как МРОТ у нас равен почему-то 100 рублей, я получаю 300 рублей, плюс "северные". Бог с ними, с путевками, такая мизерная пенсия - вот, что самое обидное!
ИА REGNUM: Можете ли Вы сравнить свое нынешнее положение в тем, что было раньше, хотя бы 5-7 лет назад?
Надежда Красавцева: Раньше, безусловно, было получше. Сейчас иногда нет нужных лекарств в аптеке, а дорогие все равно не входят в перечень тех, что можно получить бесплатно. Поэтому приходится самые дорогие лекарства покупать самостоятельно. Возможно, есть смысл отказаться от льгот и получать ежемесячно 450 рублей. Думаю, что их будет достаточно для покупки лекарств, мы ведь не каждый месяц их покупаем. Но мы пока не стали отказываться от льгот, надеемся все-таки на путевку.
ИА REGNUM: Сейчас, спустя 20 лет после аварии, как Вы оцениваете перспективу строительства атомной станции в Архангельской области?
Александр Красавцев: Не буду рассказывать Вам душераздирающих подробностей. Но я по понятным причинам против ее строительства. Не хочу, чтобы кто-то еще попал в мое положение.