"Кризис в Украине возникнет к осени, и тогда не исключено, что появится новый вариант коалиции": интервью
Предлагаем вашему вниманию интервью ИА REGNUM с первым заместителем председателя одесского областного "
ИА REGNUM: В чём состояла особенность прошедших парламентских выборов?
Первое: выборы состоялись. Безусловно, степень прозрачности, конечно, вызывает вопросы. Все обратили внимание, что достаточно много исков, достаточно много протестов разной степени интенсивности. Кстати, заметьте, что после выборов обнародовали экзит-полы и, в принципе, те цифры, которые вышли потом на табло в целом соответствуют подсчётам. Несмотря на поднятые в прессе малыми партиями дискуссии касательно, якобы, фальсификации выборов, стоит отметить, что результат волеизъявления граждан показал реальный уровень воздействия и поддержки этих, скажем так, малых политических сил народом. Ведь показательно на этих выборах то, что люди оказались достаточно мудры, поэтому они отфильтровали массу мелких партий и блоков, и, в конце концов, в финал вышли партии, которые представляют довольно фундаментальные политические, идеологические течения в Украине
Вы обратили внимание, что форвардом стала
ИА REGNUM: Какие существуют коалиционные варианты, и каковы возможные сценарии развития событий после создания коалиции?
Формат будущей коалиции не существенно повлияет на курс внешней политики Украины. Создание оранжевой коалиции будет означать дальнейший курс на запад. Коалиция же с участием бело-голубых может несколько приостановить это движение и сделать "разворот" в сторону востока. Конечно самый на глаза попадающий вариант коалиции - это вариант оранжевой коалиции, т.е. это "
Такой вариант развития коалиции будет сводиться к следующему: рано или поздно на каком-то этапе снова возникнут достаточно серьёзные групповые, клановые противоречия, между основными составляющими оранжевой команды. Вероятно, появится повод для действий со стороны БЮТ по отношению к "Нашей Украине" и т.д. Не исключено, что возникнут проблемы с реализацией политического курса БЮТ, потому что и в самом сердце оранжевого лагеря есть достаточное количество скептиков, противников и людей, которые настороженно будут относиться к политике кабинета Юлии Тимошенко. По такому сценарию развития событий не исключено возникновение кризиса на каком-то этапе. Наши политологи склоняются к тому, что кризис возникнет к осени, и тогда не исключено, что появится новый вариант коалиции. Уже коалиции "Нашей Украины" и Партии регионов как коалиции, которая будет в большей степени выражать, скажем так, разновекторность украинской политики. Фактически в Украине сложится вариант двуглавого орла. Одна часть будет ориентирована на запад, другая - на восток. И это, в принципе, будет отражать всеукраинскую ситуацию. Т.е. с одной понимание того, что ориентация на Россию обеспечит более стабильный бизнес, более стабильную реализацию товаров, более стабильное развитие экономики, но а ориентация на запад продолжит все те преференции, которые были заявлены в ходе оранжевой революции. Не исключён и такой вариант коалиции - Партия регионов плюс "Наша Украина", - но через некоторое время. Если подтвердиться информация о создании оранжевой коалиции, то вполне возможна именно такая логика развития событий. Вполне возможен брак по расчёту между представителями регионов и нашей Украиной. Я думаю, что сейчас сработает романтический брак, но, как мы знаем по психологии семьи, самый неустойчивый - это романтический брак, а самые устойчивые - это браки по расчёту. Видимо полоса вот такой романтики пройдёт и на каком-то этапе восторжествует полоса прагматизма. Сейчас всё в большей степени и в лагере бело-голубых делается акцент на то, что даже если прорабатывать систему ЕЭП, то на первый план выходят исключительно прагматические моменты: стабильность экономики, стабильность нефтегазовых контактов страны, на фоне каких-то непредсказуемых пируэтов в сфере вхождения, допустим, в европейскую экономику, где совершенно не те будут объёмы реализации украинской продукции.
ИА REGNUM: Возможен ли совершенно нестандартный коалиционный сценарий, и каким он может быть?
Я не исключаю варианта БЮТ плюс Партия регионов. Если вдруг возникнет какая-то нестандартная политическая ситуация, которая потребует того, чтобы у власти оказалась коалиция, которая составит конституционное большинство по каким-то серьёзным вопросам, допустим, доведения до логического завершения конституционной реформы, по вопросу создания более мощных позиций для премьер-министра или по вопросу геополитических преференций Украины, то этот вариант совершенно не исключён.
ИА REGNUM: Можете ли вы прогнозировать, кто займёт кресло премьера?
Если события будут развиваться по оранжевому сценарию, то, безусловно, здесь вариант один - Тимошенко. Это её цель, тем более, что она провозглашала выборы как выборы не в верховный совет, а народные выборы премьера. Это её задача, даже сверхзадача и в этой ситуации она попытается возглавить коалицию и именно через это прийти к власти. При альянсе "Нашей Украины" и Партии регионов, то здесь появление Януковича в кресле премьер-министра - это не обязательный вариант, хотя и возможный. Кресло может достаться ещё кому-то из прагматиков, а Янукович останется лидером партии.
ИА REGNUM: Изменится ли внешнеполитический курс Украины?
Если сейчас чётко сработает вариант с оранжевой коалицией, то здесь будет наблюдаться следующая тенденция: Тимошенко будет более активно отрабатывать вариант востока, т.е. она не будет декларировать свой восточный курс, но, по крайней мере, серьёзная серия переговоров, контактов, посылок на восток будет сделана. Хотя она не будет продиктована программными установками, как у Партии регионов, она будет продиктована ситуативными установками. Это газ, это горючее, это обеспечение Российского рынка и прочее. Это не будет стратегией, скорее, как я уже сказал, ситуативными ходами, которые не трансформируются в стратегическую политику Украины по отношению к России. Если премьер будет из лагеря бело-голубых, то тогда будет вырабатываться некая стратегия, некий баланс сил и баланс политических приоритетов между востоком и западом. Тогда можно будет говорить о более долговременной, более стабильной и более прогнозируемой политике по отношению к России.