"Пока Эстония ждала удара с Востока, её обошли с Запада": Эстония за неделю
Политика. Общество. Экономика. Россия и Эстония. Русские в Эстонии.
Политика. Общество
Визит президента Венгрии. Эстонию посетил президент Венгрии Ласло Шойом. Он прибыл в Таллин в понедельник, 27 марта, с двухдневным государственным визитом и был принят своим эстонским коллегой в Кадриорге (резиденция президента Эстонии. - прим. ИА REGNUM). Президент Эстонии Арнольд Рюйтель вручил главе Венгрии высокую государственную награду - цепь ордена "Крест Маарьямаа". Стороны обсудили сотрудничество в рамках Европейского союза и европейскую политику добрососедства. На встрече были затронуты темы развития сотрудничества Эстонии и Венгрии в сферах культуры и экономики, а также проблемы малочисленных финно-угорских народов. По словам Рюйтеля, очень важно проводить сотрудничество в рамках политики добрососедства в Европе, а также оказывать помощь финно-угорским народам. Лидер Эстонии подчеркнул, что необходимо оказывать помощь и России, содействуя демократизации российского общества. Шойом заверил Рюйтеля, что Венгрия уделяет большое внимание проблемам малочисленных финно-угорских народов. Президент Венгрии выразил надежду, что Эстония в ближайшее время ратифицирует конституционный договор ЕС. ("Молодежь Эстонии", BNS)
Визит польского премьера. Премьер-министр Польши Казимеж Марцинкевич в среду, 29 марта, прибыл в Эстонию с двухдневным официальным визитом. "Историческим" назвал приезд премьер-министра Польши Казимежа Марцинкевича принимавший коллегу премьер Эстонии Андрус Ансип. В пристальном внимании нуждается целый ряд вопросов внешней политики как Эстонии, так и Польши. Особую актуальность, по словам Ансипа, приобрела в ходе состоявшихся переговоров с польским премьером тема энергетической безопасности - новых и старых государств ЕС в равной степени. Как считает он, опыт, имеющийся у стран Балтийского региона, может оказаться полезен и для остальных стран Европы.
Тема строительства российско-германского газопровода по дну Балтийского моря, ставшая за последние месяцы неотъемлемой частью едва ли не любого разговора об энергетике на европейском уровне, также была затронута в ходе встречи. "Конечно, мы не говорили о принятии какого-либо решения, способного заблокировать реализацию этого проекта, - поясняет К. Марцинкевич. - Но мы не можем не выразить обеспокоенности им". "Меня лично удивляет, что Германия благоприятствует прокладке трассы, конечным пользователям которой газ обойдется дороже, чем при более эффективном использовании уже имеющихся магистралей", - добавляет он. Повлиять на пути транспортировки газа из России в Европу государствам Прибалтики, вероятно, не под силу - даже в союзе с Польшей. Однако развивать транзит товаров и грузов, а также пассажиропоток с Востока на Запад через собственную территорию странам этим вполне по плечу, считает "Молодежь Эстонии".
В ходе двухдневного официального визита премьер-министр Польской Республики встретился также с вице-спикером Рийгикогу (парламент Эстонии. - прим. ИА REGNUM) Эне Эргма, председателем парламентской комиссии по иностранным делам Энном Ээсмаа и входящими в ее состав депутатами, а также президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем. На встрече с парламентариями Марцинкевич призвал оказывать содействие развитию демократии в Белоруссии и стремиться к прорыву "информационной блокады" жителей этой страны. ("Молодежь Эстонии")
Визиты дипломатов. В Эстонию на этой неделе с визитом побывали заместитель министра иностранных дел Таиланда Вирачай Вираметеекул и министр иностранных дел Албании Бесник Мустафай.
Визит Вирачая Вираметеекула продлился 2 дня - 27-28 марта. Заместитель министра иностранных дел Таиланда встретился во время визита со своим коллегой Урмасом Паэтом, с вице-канцлером МИДа Свеном Юргенсоном, а также c советником премьер-министра по внешним связям Кюллике Силласте-Эллинг, чтобы обсудить отношения между государствами и реформы ООН.
Министр иностранных дел Албании находился в Эстонии 28 и 29 марта. Высокий гость встретится с премьер-министром Андрусом Ансипом, Урмасом Паэтом, а также с председателем комиссии по иностранным делам парламента Энном Ээсмаа.
В четверг, 30 марта, в Эстонию с визитом прибыл французский министр по европейским делам Катрин Колонна. В ходе визита Колонна встретилась с премьер-министром Эстонии Андрусом Ансипом, министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом и министром экономики Эстонии Эдгаром Сависааром. Участники встречи обсудили формирование энергетической политики ЕС, процесс обсуждения в Европарламенте директивы Болкенштайна (директива услуг), финансовые перспективы ЕС, Лиссабонский процесс, обменялись мнениями о единой сельскохозяйственной политике и внешней политике Европейского союза, отношениях сообщества с Россией, а также эстонско-российских отношениях. (BNS)
На следующей неделе Ансип встретится с Меркель. На следующей неделе премьер-министр Эстонии Андрус Ансип отправится в Германию с рабочим визитом, где встретится с канцлером Ангелой Меркель, министром экономики Майклом Гросом и министром финансов Пером Стейнбрюком, сообщает "Ээсти Пяэвалехт". На встречах будут обсуждаться вопросы будущего ЕС, его Конституции, а также директивы свободного передвижения рабочей силы и услуг. Обязательно пойдет разговор о единой валюте евро, общей стратегии в области энергетики, о прошедших недавно выборах на Украине и в Белоруссии в свете европейской политики. В программу трехдневного визита входит посещение нескольких федеральных земель, Дрезденского технического университета. В ходе визита Ансип вручит бывшему канцлеру Германии Гельмуту Колю орден "Крест Маарьямаа" I класса.
Эстония отмечает 2-летие вступления в НАТО. По случаю второй годовщины вступления Прибалтийских стран в НАТО в среду, 29 марта, в Таллине побывали с двухдневным рабочим визитом представители парламентских комиссий по обороне Латвии и Литвы. Делегации встретились с министром обороны Эстонии Юргеном Лиги и спикером парламента Тоомасом Вареком.
Сотрудничество Прибалтийских республик в сфере обороны началось задолго до того, как аббревиатуры НАТО и ЕС стали актуальными. Теперь же, несмотря на то, что военнослужащие трех странах участвуют в миссиях под руководством НАТО, до сих пор успешно действуют совместные оборонные проекты - эскадра минных тральщиков, Балтийский колледж обороны, единая система ПВО. На заседании парламентских комиссий 29 марта депутаты подвели итоги долговременного сотрудничества и подписали совместное заявление, в котором высоко оценили заслуги и достижения Прибалтийских стран в деле обороны, а также призвали правительства и парламенты трех стран лучше согласовать национальные позиции по вопросу обороны с положениями, принятыми в НАТО и ЕС. Одним из самых актуальных вопросов оборонной сферы для стран Прибалтики является охрана воздушного пространства. Депутаты обсудили возможность создания общих военно-воздушных сил и пришли к выводу, что подобная перспектива может появиться в течение ближайших двух лет.
Тривими Веллисте, заместитель председателя комиссии по обороне Рийгикогу, сказал теленовостям: "Необходимо дальнейшее развитие наших связей, так как вопросы обороны весьма сложны и требуют немало затрат. Мы намерены также продолжать практику единых для трех стран государственных заказов для покупок дорогостоящих вооружений, ведь таким образом мы сможем сэкономить деньги налогоплательщиков. И конечно, весьма важным аспектом является продолжение участия наших военных в международных миротворческих операциях".
Примечателен тот факт, что к 2010 году 8 процентов из всех эстонских солдат будут готовы к службе в натовских контингентах. Расширится география стран, в которых будут присутствовать солдаты, значительно увеличится также число миротворцев. Однако участие в миротворческих операциях усиливает опасный интерес международных террористов к Эстонии. Так что, помимо борьбы с международным терроризмом и охраны воздушного пространства, депутаты Латвии, Литвы и Эстонии также отметили насущность таких проблем, как внутренняя безопасность и решение вопросов, связанных с новыми опасностями - терактами, радикальными течениями и ксенофобией. Следующая встреча членов комиссий по обороне трех Прибалтийских стран состоится через год в Риге. (ПБК, ЭТВ, BNS)
Игра по новым правилам. Во вторник, 28 марта, в Хельсинки состоялась встреча членов комиссии по делам ЕС парламента Эстонии и комиссии парламента Финляндии. Главной темой встречи стали приоритеты председательствования Финляндии в ЕС, период председательствования этой страны в ЕС начинается осенью. Шансы Эстонии вступить в еврозону с начала 2007 года падают до нуля, поскольку страна не может выполнить критерии по инфляции.
Маастрихтские критерии присоединения к зоне евро следует пересмотреть, заявила руководитель эстонской делегации на встрече депутатов парламентов Эстонии и Финляндии, председатель комиссии по европейским делам парламента Эстонии Кристийна Оюланд. По словам Оюланд, критерии, действующие с 1992 года, очевидно устарели. "Именно на основании установленных в 1992 году критериев государства, вступившие в монетарный союз в предыдущем раунде расширения, находятся в существенно более стабильном экономическом положении, нежели Эстония и другие кандидаты на вступление в еврозону, у которых из-за высокого уровня инфляции, вытекающей из быстрого экономического роста, нет возможности выполнить Маастрихтские критерии и вступить в еврозону с 1 января 2007 года", - пояснила Оюланд. Как отметила Оюланд, и председатель финской парламентской комиссии Яри Вилен, и другие члены финской делегации согласились с точкой зрения Эстонии и пообещали уделить проблеме внимание во время председательствования Финляндии в ЕС. На необходимость изменить критерии указывали и официальные лица в Литве, которая столкнулась со сходными проблемами. (BNS)
Ильвес сослался на желание Мери. Участвуя в телепередаче "Reporter" 2 канала, член Европарламента Тоомас Хендрик Ильвес, выдвинутый Реформистской партией в качестве кандидата на пост президенты Эстонии, сказал, что, взвешивая свой шаг, он основывался на желании Леннарта Мери (президент Эстонии в 1992-2001 гг., скончался 14 марта 2006 г. - прим. ИА REGNUM), сообщает "Постимеэс". "Я не то чтобы обещал, но он в своей жесткой манере просто сказал, что ты должен это сделать, если будет нужно", - заявил Ильвес. На уточняющий вопрос ведущего передачи о необходимости принятия такого решения именно сейчас кандидат ответил: "Это решит эстонский народ".
Политолог: Руммо победит Ильвеса. Политолог Тартуского университета Рейн Тоомла предрекает на выборах в парламенте президента победу Пауля Ээрика Руммо над Тоомасом Хендриком Ильвесом, пишет "Постимеэс" со ссылкой на портал ЭТВ-24. "Я считаю, что Ильвес не такой уж сильный кандидат, да и представляет в парламенте слишком маленькую партию, фракция которой насчитывает лишь 8 человек. Такая партия не может оказать на кого бы то ни было никакого давления, а Ильвес не является парламентским фаворитом. Поэтому Руммо может победить", - сказал Тоомла в утренней телепрограмме. По словам политолога, Руммо является очень подходящим кандидатом. "Не будет преувеличением сказать, что Руммо - действительно превосходный кандидат", - заявил Тоомла. Он также заметил, что выбор кандидатов, которых представила Реформистская партия, кажется ему довольно странным. "Несколько недель назад говорилось о другом кандидате, например, ректоре Тартуского университета Яаке Аавиксоо", - пояснил Тоомла.
Борцы против Советов не станут "борцами за свободу". Правительство не поддержало законопроект, по которому вооруженная борьба граждан Эстонии против СССР получила бы официальный статус "борьбы за свободу". Вместо проекта, внесенного представителями парламентских фракций, правительство решило разработать собственный законопроект.
Согласно парламентскому законопроекту, "законное вооруженное сопротивление" на территории Эстонской Республики "военной агрессии СССР" во время Второй мировой войны и последовавшей затем "незаконной оккупации" Эстонии следует официально считать "борьбой за свободу", а ее участников - эстонскими "борцами за свободу". Министерство юстиции считает, что принятие проекта в том виде, в каком он был внесен, будет способствовать нагнетанию вражды в эстонском обществе между людьми, сражавшимися в противоположных лагерях. По оценке Минюста, не решены все те проблемы, на которые указывало ранее правительство. ("Деловые ведомости")
Разговор под запись. Депутат центристской фракции Таллинского горсобрания Тынис Биттман тайно записал на пленку разговор с депутатом оппозиционной фракции Res Publica Олегом Ребане. Центристы утверждают, что на пленке записано 77 минут разговора, в ходе которого член фракции Res Publica Олег Ребане пытается подкупить депутата-центриста Тыниса Битмана и переманить его на сторону оппозиции, чтобы удалось сменить власть в столице. 29-летний Битман, работавший в таллинском транспортном департаменте в отделе по надзору за парковкой, считался оппозицией слабым звеном центристской фракции Таллинского горсобрания. Возможно, именно поэтому Ребане обратился именно к нему с предложением пересмотреть свое политическое будущее. Однако Битман оказался хитрее и записал разговор на пленку. Фрагменты беседы были опубликованы партийной газетой Центристской партии "Кескнядал".
Сам Ребане факт беседы с Битманом подтверждает, но категорически отрицает, что предлагал ему деньги. Однако после опубликования расшифровки пленки 29 марта Ребане распространил заявление, а затем и выступил с ним перед горсобранием, в котором утверждает, что приостанавливает полномочия члена горсобрания и обращается в правоохранительные органы и в суд, чтобы защитить свои честь и достоинство, на которые, с его точки зрения, покусились центристы.
Центристы же отправили запись в Полицию безопасности (КАПО) и государственную прокуратуру. КАПО не усмотрела в записи приватной беседы центриста Тыниса Биттмана и республиканца Олега Ребане ни попытки подкупа, ни частной следственной деятельности. По словам пресс-секретаря Госпрокуратуры Кристины Херодес, после того, как запись была прослушана, было решено, что нет оснований для возбуждения уголовного дела и в связи с возможной покупкой голосов, и в связи с незаконной следственной деятельностью. По словам комиссара КАПО Хенно Куурманна, на основании записей также не было установлено, что велась незаконная следственная деятельность. (ПБК, "Постимеэс")
Закончена работа над книгой о периодах "советской и немецкой оккупаций". Подготовленная книга включает в себя 69 исследований эстонских историков, пишет "Ээсти Пяэвалехт". В четверг, 30 марта, в Белом зале парламента страны прошла презентация книги "Эстония 1940-1945: Отчет Международной комиссии о преступлениях против человечности", подготовленной Эстонским целевым учреждением по расследованию преступлений против человечности. Выпущенное на английском языке 1300-страничное издание содержит отчеты комиссии о периодах советской (1940-1941 гг.) и немецкой (1941-1944 гг.) оккупаций, а также исследовательские статьи 69 авторов-историков из Эстонии, пишет газета.
Эта комиссия была созвана в 1998 году по инициативе бывшего президента Леннарта Мери, который пригласил на должность ее председателя известного финского дипломата Макса Якобсона. В отличие от Латвии и Литвы, где также созданы аналогичные комиссии, в состав эстонской были привлечены иностранцы, дабы обеспечить большую степень независимости и значимости в глазах мировой общественности. В состав комиссии вошли самые разные люди - начиная с финского дипломата Макса Якобсона и кончая председателем правления российского общества "Мемориал" Арсением Рогинским. Однако все они в той или иной форме имели долголетние связи с Эстонией. Тираж книги 1500 экземпляров. Финансирование осуществляло эстонское государство.
Политические репрессии июня-августа 1940-го. В Эстонском государственном архиве хранятся около 300 дел, заведенных НКВД на тех, кто был арестован в июне-августе 1940 года, пишет "Ээсти Пяэвалехт". Но всех дел в Эстонии нет, и поэтому невозможно установить точное число лиц, брошенных в тюрьмы до так называемого добровольного присоединения Эстонии к Советскому Союзу, пишет газета. Людей арестовывала политическая полиция, с которой сотрудничали в большинстве своем эстонские коммунисты-подпольщики, отсидевшие разные сроки в тюрьмах периода Эстонской Республики, утверждает издание. Политическая полиция действовала под контролем оперативной группы НКВД. Арестованных допрашивали сотрудники НКВД, допросы велись на русском языке в присутствии переводчика. Через несколько дней многих арестованных переправили в Ленинград, особо важных - в Москву. Остальных бросили в камеры Таллинской центральной тюрьмы. Обвинения были предъявлены в основном в августе-сентябре 1940 года. После оглашения приговора суда многих сослали в советские лагеря, пишет "Ээсти Пяэвалехт".
"Волки в овечьей шкуре". Профессор Эстонской художественной академии Давид Всевиов считает, что в оценке прошлого разделение людей на коммунистов и беспартийных - опасное упрощение. Он пишет в "Ээсти Пяэвалехт": "Так или иначе, Эстонская ССР останется частью нашей истории. Но, к сожалению, историей, отвечающей не столько на политические, сколько на научные вопросы, она станет не скоро. Это произойдет лишь через несколько десятков лет. Чем опасно такое разделение людей? Своей упрощенность. Во-первых, советская империя не была столь простой, а, во-вторых, - нынешний упрощенный подход во многом сродни такому же советскому подходу, фундаментальной идеей которого было упрощенное сравнение. Самая большая беда подобного подхода состоит в том, что рабовладельцы, феодалы и капиталисты могли быть плохими, но это далеко не означает, что подавляющее большинство рабов, крестьян и пролетариев автоматически становятся хорошими. Однако по идеологическим соображениям они именно таковыми и представляются. И, проводя границу между людьми, возникает опасность того, что в число "правых/правильных" попадает немало тех, кто туда относиться и не может.... Я бы не причислял всех беспартийных к этой группе, потому как в стадо овец могут попасть и волки в овечьей шкуре. Известно, например, что в 1975 году в общем числе всех советских депутатов 49,2% составляли коммунисты и 21,3% - комсомольцы. Если придерживаться наших критериев, 70,5% - это волки и волчата. Но были ли остальные 29,5% депутатов-беспартийных овцами? В дополнение к этому нужно сказать, что в советское время у власти находился блок коммунистов и беспартийных. И это было не только лозунгом. Историю нужно рассматривать гораздо более зорким взглядом. Хотя бы уже затем, чтобы в критический момент не объявился волк в овечьей шкуре".
"Ээсти Пяэвалехт": Эстония должна воспрянуть от спячки. Корреспондент "The Economist" Эдвард Лукас пишет в "Ээсти Пяэвалехт", что Эстония должна открыть границы, привлечь "мозги", не бояться России и уничтожить бюрократию, что поможет ей воспрянуть от спячки, в которой страна сейчас пребывает. "Леннарт Мери вернул Эстонию на карту мира, расширил ее горизонты. Увековечить память можно по-разному, например, назвать его именем аэропорт в Таллине. Но лучше всего претворять в жизнь идеалы Мери. В последнее время Эстония поразительно довольна собой. Однако, к сожалению, у государства нет своего видения будущего, хотя нынешнее правительство только и делает, что похваляется тем, как прекрасно у страны идут дела. С уходом Мери Эстония утеряла чувство амбициозности, а ей наоборот необходимо пробудиться от спячки. Во-первых, давно пора реформировать жесткую и враждебно настроенную по отношению к неэстонцам и некомпетентную иммиграционную политику. Эстонии нужны "мозги", чтобы стать страной с наукоемкой экономикой. Вместо этого государство блокирует им дорогу, очень неохотно предоставляя даже въездные визы, не говоря уже о видах на жительство или работу. Эстонские власти очень гордятся своей бюрократией, чего надо бы стыдиться. Во-вторых, Эстония непростительно мало тратит ресурсов на развитие науки и исследовательскую работу - менее 1% в год. Таллинский и Тартуский университеты должны стать англоязычными вузами, привлекая к сотрудничеству иностранных специалистов и преподавателей, пробиваясь тем самым в мировой вузовский бизнес. В-третьих, вместо того, чтобы после очередной нападки дуться на Россию, эстонская дипломатия должна прежде всего сама проявлять инициативу. Руководители "большой семерки" не питают особых надежд на саммит "восьмерки", запланированный на лето нынешнего года в Петербурге, где Путин опять будет много говорить о демократии. За день до этого события Эстония должна организовать конференцию, посвященную демократии в посткоммунистических странах. На нее могут приехать руководители истинно демократических государств, а Эстония еще раз сможет подчеркнуть свою приверженность демократическим идеалам и дистанцироваться от праздника дураков, который пройдет на следующий день. В-четвертых, эстонские партии должны подыскать такого кандидата в президенты, чтобы он вызывал доверие, отличался умом и обаянием, хорошо знал английский язык. Его не обязательно искать среди доморощенных политиков средней руки. Эстонии надо брать пример с Мери, а не только довольствоваться собой".
Туман вокруг гибели парома "Эстония" становится еще плотней. Опубликованный в четверг, 30 марта, рапорт государственной комиссии Эстонии о расследовании обстоятельств гибели парома "Эстония" четко дает понять, что первое расследование, проведенное совместной эстонско-шведско-финской комиссией, содержит множество недочетов и темных мест. Как пишет "Постимеэс", почему-то не были проведены исследования, исключающие взрыв на пароме. Не было уделено должного внимание рассказам нескольких пассажиров, противоречащим официальной версии гибели парома. Кроме того, в опубликованном рапорте есть ссылки на видеоматериалы и показания свидетелей, на основании которых выясняется, что затонувший паром был обследован более детально, чем это было представлено общественности. Из рапорта можно узнать, что некоторые имевшие в свое время отношение к расследованию гибели парома лица отказались от выяснения спорных моментов и что один из членов совместной комиссии выбросил в море вещественное доказательство. Гибель парома, однако, никак не связана с перевозкой оружия - к такому выводу пришла комиссия еще в сентябре прошлого года, после чего срок полномочий комиссии был продлен.
Государственный прокурор Маргуст Курм, выступая 30 марта перед прессой, заявил: "Масса открытых вопросов. Не опровергнута ни одна из версий причин гибели парома. Все предыдущие расследования причин гибели парома "Эстония" заслуживают серьезной критики".
Паром "Эстония" затонул в Балтийском море в ночь на 29 октября 1994 года во время шторма по пути из Эстонии в Швецию, унеся 852 человеческие жизни.
Экономика
В 2005 году эстонская экономика выросла на 9,8 процента. По сравнению с предыдущим годом экономика Эстонии выросла в 2005 году на 9,8%, ВВП в текущих ценах составил 164,9 миллиарда крон, пишет "Постимеэс" со ссылкой на Департамент статистики. В четвертом квартале 2005 года ВВП составил 47,2 млрд. крон, что превышает уровень предыдущего года на 11,1 процента. Рост экономики прежде всего определили нетто-экспорт и внутренний спрос. Увеличению ВВП способствовало быстрое развитие перерабатывающей промышленности, рынка недвижимости, аренды и предпринимательства, перевозок, средств связи, а также оптовой и розничной торговли. Некоторое снижение производства отмечается в лесной и рыбной промышленности, в сельском хозяйстве.
Внешнеторговый дефицит вырос в начале года. Внешнеторговый оборот Эстонии в январе составил 18 млрд. крон, в т.ч. экспорт - 7,5 млрд. крон и импорт - 10,6 млрд. крон. Дефицит внешнеторгового баланса вырос, по данным Департамента статистики, до 3,1 млрд. крон. В январе прошлого года дефицит внешнеторгового баланса составлял 1,3 млрд. крон. Товарооборот вырос по сравнению с январём 2005 года на 23% и сократился по сравнению с декабрём на 8%. Экспорт товаров вырос в январе по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 12%, но на столько же снизился по сравнению с декабрём. Вывоз в страны ЕС составил в январе 69%, в страны СНГ - 9% от общего объёма вывоза. В январе прошлого года эти показатели были соответственно 74% и 7%. Главными странами экспорта были Финляндия (21%), Швеция (13%) и Латвия (9%). Импорт товаров увеличился в январе по сравнению с январём 2005 года на 33%, но сократился по сравнению с декабрём на 4%. Импорт из стран ЕС составил 67%, из стран СНГ - 21% общего объёма импорта. В январе 2005 года эти показатели были соответственно 76% и 14%. Больше всего товаров было ввезено из России (18%), Финляндии (17%) и Германии (10%). ("Деловые ведомости")
Рост экспорта замедлился. В январе годовой темп роста экспорта замедлился до 12,4%, по сравнению с декабрем прошлого года объем экспорта уменьшился на 11,5%. В то же время темпы роста импорта ускорились до 32,8%, что повлекло за собой увеличение дефицита товарообмена до 3,1 миллиарда крон, сообщает DELFI со ссылкой на Министерство экономики. Столь большой негативный баланс внешней торговли после вступления в Евросоюз наблюдался лишь в ноябре прошлого года. Подобная тенденция, когда в начале года объем экспорта уменьшается по сравнению с концом прошлого года, была характерна и для прежних лет. Лишь в январе 2005 года развитие было позитивным, что дало относительно высокую базу для сравнения. На замедление рост экспорта повлияло в основном то, что экспорт товаров, машин и приборов остался на уровне января прошлого года. Экспорт леса, мебели и текстиля уменьшился. В то же время продолжился быстрый рост экспорта минеральной продукции, пластиковых товаров, транспортных средств и бумажной продукции. В следующем месяце Департамент статистики может скорректировать данные в лучшую сторону, поскольку не все предприятия предоставляют данные вовремя или предоставляют их некорректно. ("Арипяев")
Объемы розничных продаж выросли на 16%. Объемы розничной продажи товаров выросли в феврале 2006 года по сравнению с февралем 2005 года на 16%. В феврале 2006 года объем продаж предприятий розничной торговли составил 2,8 млрд. крон, что примерно на 0,5 млрд. крон больше, чем в феврале 2005 года. По сравнению с январем 2006 года объем розничной продажи товаров уменьшился в феврале в постоянных ценах на 5%. ("Деловые ведомости")
Правительство отложило повышение акцизов. На состоявшемся в четверг, 30 марта, заседании кабинета министров правительство приняло решение одобрить предложение Министерства финансов отложить запланированное на 1 июля 2006 года повышение акцизов на алкоголь и сигареты и запланированное на 1 января 2007 года повышение акцизов на маркированное топливо до 1 января 2008 года. Отсрочка повышения акцизов уменьшит оказываемое со стороны государства инфляционное давление и, согласно прогнозам Министерства финансов, позволит выполнить к началу 2007 года критерии для перехода на евро. При оценке возможности выполнения этих критериев было указано, что запланированная отсрочка повышения акцизов позволит к апрелю 2007 года снизить среднемесячную инфляцию на 0,52%. 0,25% даст алкогольный акциз, 0,27 - табачный, 0,0013 - топливный. Данные изменения снизят поступления в государственный бюджет в 2006 году на 75 млн. крон, в 2007 - на 535 млн. В то же время Министерство финансов планирует перепоступления в бюджет в этом году в размере 2,8 млрд. крон. Кабинет министров поставил перед Министерством финансов задачу подготовить законопроект об отсрочке повышения акцизов к 30 апреля 2006 года. (DELFI)
Государство не досчитывается 10% налогов. Новый глава Налогово-таможенного департамента Энрико Аав считает, что налоговые мошенничества невозможно искоренить полностью, налоговики ловят, прежде всего, крупных мошенников. По словам Аава, налоговая дисциплина на фирмах значительно улучшилась. "У нас совершенно изменилось отношение, теперь налоги предпочитают платить. Это изменение последних пяти-шести лет", - сказал Аав "Постимеэс". По словам Аава, налоги в Эстонии платит преобладающее большинство фирм и частных лиц. "Крупные предприятия платят большую часть налогов и не рискуют мошенничать. Я думаю, что недостающая часть составляет менее 10%, но это мое субъективное мнение", - сказал он. "Есть какой-то процент мошенников, которых можно поймать, но 100% у нас никогда не будет", - отметил Аав.
Эстония получит 2 млрд. крон из фондов ЕС. В Эстонии в этом году из средств структурных фондов Евросоюза будет выплачено более 2 млрд. крон. Ходатайствовать можно о получении 24 различных видов субсидий. Поддержку получат проекты в сфере развития человеческого ресурса, повышения конкурентоспособности, в областях сельского хозяйства, рыболовства, регионального развития и инфраструктуры, сообщает "Постимеэс" со ссылкой на Министерство финансов Эстонии.
Эстонцы богаче многих. Как сообщает еженедельник "Ээсти Экспресс", в марте Всемирный банк обнародовал результаты исследования, согласно которому Эстония среди 120 стран мира вышла на 34-е место по богатству. Исследования проводились не только в сфере ценностей промышленного производства, но и богатства природных ресурсов, квалифицированности и уровня знаний рабочей силы, организации общества и других. Результаты показывают, что на каждого жителя Эстонии приходится богатств на сумму 66 769 долларов США или 870 000 эстонских крон. По этим оценкам Эстония уступает Венгрии, но намного превосходит Мексику, не говоря уже о России, Китае и Индии. Латвия, где на каждого жителя приходится богатств на сумму 47 198 долларов США, также существенно отстает от Эстонии.
Зарплата в Прибалтике самая низкая в ЕС. Зарплата в Эстонии и Латвии достигнет уровня Швеции через десятки лет, сообщил в своем анализе рынка труда Прибалтийских стран концерн Swedbank. Отмечается, что в Эстонии и Латвии наблюдается самый стремительный рост зарплат в Европейском союзе. С 2001 года средняя зарплата в Эстонии и Латвии повышается на 10% в год. В то же время оплата труда в Прибалтийских странах является самой низкой в ЕС. Если исходить из того, что в Прибалтийских странах зарплата будет расти ежегодно на 10 процентов, а в Швеции - на 3, то, по оценке Swedbank, уровень оплаты труда в этих государствах сравняется через 30 лет. ("Постимеэс", BNS)
По информационным технологиям Эстония - сильнейшая в регионе. В опубликованном Всемирным экономическим форумом индексе ИТ Эстония помещена на 23-е место. Будучи в общей рейтинговой таблице на 23-м месте, Эстония занимает первое место среди стран Центральной и Восточной Европы, благодаря, как отмечает в пресс-релизе Всемирный экономический форум, "своей великолепной политической и регулятивной инфотехнологической среде". Таблицу возглавляют США, за ними следует прошлогодний лидер Сингапур, затем - Дания, Исландия и Финляндия. Литва занимает 44-е место, Латвия - 51-е место. Всего оценивалось 115 стран. ("Арипяев")
Государство хочет засчитать рельсы. В повестке дня нового общего собрания Эстонской железной дороги (ЭЖД), которое состоится 5 апреля, ходатайство Министерства экономики и коммуникаций об увеличении акционерного капитала предприятия в пользу государства на сумму стоимости закупленных в рамках программы Phare рельсов. Если сейчас у Baltic Rail Services (BRS) 66% акций ЭЖД и у государства - 34%, то по новому распределению долей у BRS осталось бы 56% и у государства стало бы 44% акций. Для сохранения нынешнего положения компания BRS должна инвестировать в акционерный капитал ЭЖД примерно 100 млн. крон. Общее собрание акционеров, прошедшее в пятницу, 24 марта, не утвердило хозяйственный отчёт ЭЖД за 2005 год, поскольку иначе это привело бы автоматически к утверждению отчёта за 2004 год. Государство не хочет его утверждать, поскольку BRS не представила новой переоценки основных средств. Представитель BRS Юри Кяо сказал, что это просто каприз государства - желание воспрепятствовать продаже ЭЖД. "В договоре акционеров, являющемся неотъемлемой частью договора о приватизации ЭЖД, фирма Baltic Rail Services взяла на себя обязательство обеспечить государству возможность разместить средства программ помощи, гарантирования и кредита ЕС или другие оцениваемые в деньгах средства в качестве денежного или неденежного взноса в акционерный или паевой капитал AS Eesti Raudtee (ЭЖД) или её дочерних предприятий. Выполнения этого обязательства государство сейчас и добивается от BRS", - пояснил ситуацию министр экономики Эстонии Эдгар Сависаар. Юри Кяо отметил, что BRS ведёт в настоящее время переговоры о продаже акций с тремя партнёрами и государство страшится перехода контрольного пакета в другие руки. Сависаар подчеркнул, что государство не намерено отказываться от "золотой акции", т.е. от своего права вето, поскольку ЭЖД - это железная дорога общего пользования с важной для государства как в экономическом, так и в социальном плане инфраструктурой. Право вето позволяет государству отстаивать на общем собрании общественные интересы, сказал министр. ("Арипяев")
Электронщики получат денежное вливание. Эстонские создатели фирмы Skype вложат 25 млн. крон в тартуское предприятие высоких технологий Clifton, чтобы пробиться на международный рынок электроники. "Мы ищем идеи, которые были бы интересны с технологической точки зрения и в случае успеха могли бы изменить мир", - сказал председатель правления фирмы Ambient Sound Investments Тойво Аннус. Фирма принадлежит связанным с созданием Skype Тойво Аннусу, Яану Таллинну, Ахти Хейнла и Прийту Казесалу. Предприятие Clifton намерено приступить к массовому производству высокочастотных полупроводниковых переключателей для электронной промышленности.
По словам председателя правления инвестиционного банка Cresco и совладельца Clifton Олева Шульца, привлечение инвестора поможет фирме вступить в новый период своего развития, когда полупроводники, бывшие до сих пор в опытном производстве, смогут найти дорогу на мировой рынок. "В команде Ambient мы видим инвесторов "умных денег", способных уяснить и проработать амбициозный проект технологического сектора и предложить предприятию, кроме денег, ещё и совет", - добавил Шульц. Он пояснил, что их технология восходит к оборонным разработкам СССР и США 1980-х годов.
У Clifton есть предварительный договор на поставки с британской фирмой Semelab. Директор по продажам Semelab Клифф Робинc не захотел раскрывать суммы договора. Он отметил, что Clifton сейчас единственное в мире предприятие, которое делает полупроводники по этой технологии. "Они создали работающий при высоких температурах высококачественный диод и способны производить его дешевле других. Это значит, что чипы, применяемые сейчас только в аэронавтике, можно будет применять и в другой электронике", - сказал он. ("Арипяев")
В Латвии открыт филиал эстонского предприятия. Действующее в Эстонии предприятие по производству изделий из бетона AO Kolle сообщило об официальном открытии в Латвии своей дочерней фирмы SIA Kolle Betoon по выпуску керамзитобетонных блоков, мелкоштучных бетонных дорожных покрытий и товарного бетона. Сумма инвестиций составила более 8,5 млн. евро. Завод приобрел новые виды форм для производства дорожного покрытия, которые ранее не выпускались в Прибалтийских странах. ("Постимеэс")
Муугаский угольный терминал инвестирует в экологию. Предприятие Coal Terminal Operator решило построить для снижения распространения пыли новую систему увлажнения на Муугаском угольном терминале, которая обойдется более чем в 15 млн. крон. Согласно подписанным договорам, элементы системы поступят в мае. Сдача системы в эксплуатацию планируется в конце июня.
В 2002 году фирма Coal Terminal Operator начала строительство в Мууга одного из самых современных в Европе угольных терминалов, который способен переваливать примерно 6 млн. тонн угля в год. Терминал был пущен в июле прошлого года. В конце прошлого года в прессе появились материалы о том, что угольная пыль с терминала покрывает в ветреную погоду деревни волости Йыэляхтме. На сегодняшний день в терминал инвестировано примерно 40 млн. евро. На предприятии работают 127 человек. ("Арипяев")
Полумиллиардный спор будут решать в Лондоне. Финский генподрядчик Foster Wheeler Energia OY подал в Лондонский арбитражный суд иск против эстонского энергетического концерна Eesti Energia на сумму в 38 млн. евро (593 млн. крон), требуя деньги за сделанную работу.
В 2002 году был подписан договор между Eesti Energia и Foster Wheeler Energia OY на сумму 3,9 млрд. крон. В соответствии с договором финны начали реновацию двух энергоблоков на Нарвских электростанциях. Но возникли проблемы - новые энергоблоки оказались довольно капризными и не хотели работать на том сланце, который им подавали. Срочно пришлось разрабатывать новую дробилку, которая подавала бы сланец нужной фракции. И параллельно решали вопрос системы золоудаления. Вследствие этого срок пуска новых энергоблоков отодвинулся.
Foster Wheeler Energia OY считает, что они выполнили все работы и требует заплатить им деньги согласно контракту, а долг за дополнительную работу они готовы ЕЕ простить. Eesti Energia считает, что строитель договор не выполнил и поэтому в счёт покрытия понесённых убытков требует 40 млн. евро (624 млн. крон). Для обеспечения своего требования ЕЕ не оплатила финнам последний счёт в размере 38 млн. евро. Директор по развитию Нарвских электростанций Мати Уус говорит, что сумма в 40 млн. евро сложилась из того, что новые блоки в срок не запустили, старые вследствие износа и низкого КПД работали неэффективно. Вот и вышло, что электростанции потеряли деньги, работая на малоэффективных энергоблоках. ("Деловые ведомости")
Инвестиции вместо платежей. Министр окружающей среды Эстонии Виллу Рейльян подписал с AS Vkg Oil (дочернее предприятие химического концерна Viru keemia grupp AS) договор, позволяющий заменить платежи за загрязнение окружающей среды (ОС) в размере 10,3 миллиона крон инвестициями в ОС. Согласно подписанному договору, Vkg Oil направит 20,6 миллиона крон на реновацию газовых генераторов с целью снижения общего содержания органического углерода в остатках сланцевого полукокса. Данные работы запланированы на период с первого квартала 2006 года по третий квартал 2008 года. Председатель правления Viru keemia grupp Янек Паркман отметил, что руководство концерна очень довольно сотрудничеством с Министерством окружающей среды: "С намеченными по плану инвестициями мы сможем быстрее выполнить установленные нам евротребования и значительно снизить влияние производства на окружающую среду".
Основной продукцией AS Vkg Oil являются топочные масла с низкой вискозностью и изготавливаемая из них продукция, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке. В минувшем году предприятие переработало 1,4 миллиона тонн сланца. ("Молодежь Эстонии")
Владелец Балтийского судоремонтного завода пожаловался премьеру на министра экономики. Один из богатейших бизнесменов Эстонии, владелец Балтийского судоремонтного завода Федор Берман пожаловался премьер-министру Андрусу Ансипу на министра экономики Эдгара Сависаара, который не позволяет Берману ввезти с Украины судостроителей. "По совершенно непонятным нам причинам Министерство экономики и коммуникаций заблокировало согласование разрешений на работу для ста украинских судостроителей на восемь месяцев. Несмотря на то, что по требованию данного министерства список рабочих был уменьшен наполовину, мы до сих пор не получили конкретного ответа", - сетует предприниматель в письме премьеру. Выходит, что по вине Сависаара у судоремонтной фирмы сложилась катастрофическая ситуация с выполнением международных договоров, поэтому крупные проекты проводятся через Литву, поскольку в Литве государственные инстанции решают такие вопросы в течение двух-трех недель. Берман просит в порядке исключения помощи государства по этому вопросу, в противном случае он угрожает вывести на улицы 750 судостроителей со своих заводов. ("Ээсти Экспресс", DELFI)
Эстонцы не хотят платить литовский дорожный налог. Эстонские власти и автоперевозчики пытаются добиться отмены литовского дорожного налога, несмотря на то, что южные соседи до сих пор успешно отражали эти попытки. Литва взимает дорожный налог и с больших грузовиков, и с рейсовых автобусов, и с небольших фургонов, если транспортное средство движется по скоростному шоссе. Эстонские власти и автомобильные фирмы протестуют против налога, поскольку Литва, по их мнению, несправедливо обращается с эстонскими фирмами и фирмами других стран ЕС: с части перевозчиков налог не взимается. От литовского дорожного налога освобождены российские, украинские, молдавские и румынские фирмы.
"Наша жалоба рассматривается Еврокомиссией, по моим сведениям, она сочтена обоснованной, - заявил генсекретарь Эстонской ассоциации международных перевозчиков Тойво Кульдкепп. - Литовцы же надулись и обещали штрафовать тех, кто не платит пошлины". Советник Министерства экономики Эстонии Алар Эхасалу уточнил, что Эстония согласна с налогообложением транспортных средств весом более 12 тонн, но в случае автобусов и небольших грузовиков литовский налог необоснован.
Представитель литовского департамента шоссейных дорог заявил, что доход от дорожного налога идет на строительство дорог и развитие путей сообщения. Налоги обязаны платить и литовские фирмы, лишь легковые автомобили от них освобождены. ("Постимеэс")
Россия и Эстония. Русские в Эстонии
"Комплекс маленького роста". В "Деловых ведомостях" Андрей Акулистый пишет: "Между фразами "энергетический союз с Россией" и "энергетический союз против России" - пропасть. Первая - официальная стратегия Старой Европы, вторая - то, как оригинальную идею пытаются толковать на наших политических задворках. Когда осенью 2005 года стало известно о газопроводе по дну Балтики, местные политики подняли шум о российском энергетическом шантаже. А всё просто. Польские сервитуты, затраты на которые подсчётам не поддаются, да польские же аппетиты по тарифам на прокачку вынудили "Газпром" выбрать морской вариант, с логистической точки зрения проигрывающий наземному, но зато более надёжный. Та же история и с "угрозами Кремля вывести российские грузы из Балтийских портов". "Транснефть" и те, кто с неё кормятся, хотели зарабатывать на экспорте нефти - пожалуйста, труба в Приморск. "ЛУКойл" не хотел терять на перевалке своих продуктов - возник Высоцк. Питерские желали иметь свой гешефт на портовой деятельности - вот вам порт "Санкт-Петербург", нужно ещё - вот вам Усть-Луга. Чистый бизнес. Реальность такова, что большинство российских олигархов да чиновников вообще не помнят, кто мы и где мы есть - им просто не до нас. Вот и на "ТрансРоссии 2006" рассуждали о будущих китайских инвестициях в контейнерные терминалы, о планах строительства 5-6 международных аэропортов-хабов, о скоростной магистрали "Москва-Петербург". А отнюдь не о том, что надо Прибалтику "нагнуть". Обидно, наверное, что про Эстонию не помнят, но это же не повод нашему историку, находившемуся в это же время в Москве, заявлять про угрозу возрождения сталинизма. Не стоит заниматься демонизацией Кремля ("Лаар предостерегает Россию от сталинизма". - прим. ИА REGNUM), господин Март Лаар, - попытайтесь лучше понять его логику".
"Пока Эстония ждала удара с Востока, её обошли с Запада". Не россияне, а латыши, литовцы и финны - главные конкуренты эстонских транзитников, считает еженедельник "Деловые ведомости". Не смотря на то, что Кремль декларирует, что заберёт российские экспортные грузы у Прибалтийских стран, согласно выводам доклада эксперта московского Института энергетики и финансов Марии Беловой, сделанного на конференции "ТрансРоссия 2006" (20-23 марта 2006 года, Москва), Эстонии следует опасаться вовсе не России, а Латвии и Литвы. Москва не сможет заставить бизнесменов руководствоваться чем-либо ещё, кроме трезвых экономических расчётов. Например, российская компания "Транснефтепродукт", владеющая 34% акций латвийской трубопроводной компании Latrostrans, будет и дальше заинтересована в транзите светлых нефтепродуктов через Вентспилс, предпочитая его Высоцку или Петербургу хотя бы по причине более сложной ледовой обстановки в российских портах. Белова уверена, что российские бизнесмены будут и дальше работать в странах Прибалтики, выбирая не только между портовыми и железнодорожными тарифами, но и между налоговыми системами и доступностью кредитования. Т.е. Эстонии следует опасаться не столько российского протекционизма, сколько латвийской и литовской государственной мудрости и рыночной гибкости.
Несмотря на различные заявления о планах по строительству крупных контейнерных терминалов и логистических центров в Ленобласти, российские импортёры пока и не думают сворачивать свою деятельность в Финляндии, куда они завозят крупные партии товаров народного потребления с целью их последующего реэкспорта в Россию мелкими партиями.
Теэт Саарепера, представлявший на конференции "ТрансРоссия" компанию Riigiressurside Keskus (RRK), считает, что тем самым россияне не только "оптимизируют" свои налоговые платежи, но и снижают риски, так как в случае "влёта" одной партии остальной товар, находящийся на территории Финляндии, останется недосягаемым для российских властей. RRK, владеющий бывшими военными складами возле железнодорожной станции Тапа, собирается переманить россиян из Суоми, организовав аналогичный "финскому" ввоз на территорию Эстонии больших партий различных грузов с их дальнейшей поэтапной отправкой в Россию. Залог успеха плана: низкие арендные цены - за "тапаские" 1,5 евро за метр в месяц в Финляндии ничего не арендуешь.
Иллимар Пауль, глава агентства по развитию логистики и транзита Transestonia, считает, что, пока Эстония разбиралась с проблемами на своей железной дороге, и латыши, и литовцы прыгнули так далеко вперёд, что догнать их теперь будет достаточно сложно. Так, грузооборот Латвийской железной дороги в прошлом году с 7,4-процентным ростом достиг 55 млн. тонн, литовской с 8%-процентным ростом поднялся до 46 млн. тонн, а эстонской с 3,3%-процентным ростом "дошёл" до 44 млн. т. Пауль говорит, что лучшим закреплением такого эстонского "успеха" стала бы продажа 66% акций Eesti Raudtee (ЭЖД) через отчуждение BRS Финляндским железным дорогам. "Тогда они пустят через нас тяжёлые, опасные и малорентабельные грузы, а себе заберут всё самое лучшее. Надеюсь, конечно, что этого не произойдёт, и уже в ближайшее время правительство Эстонии вернёт железную дорогу в госсобственность - лишнего времени уже просто нет".
Посол Польши: от всех нас ожидают формирования восточной политики ЕС, в том числе и от Эстонии. Накануне визита премьер-министра Польши посол этой страны в Эстонии Томаш Шлон дал интервью газете "Ээсти Пяэвалехт", в котором, в частности, сказал: "Я не думаю, что в вопросе строительства российско-германского газопровода по дну Балтийского моря стоит преувеличивать финансовый аспект, какую-то выгоду или то, что Польша может потерять хорошую прибыль от транзита через ее территорию. Но хотел бы заострить внимание на том, как поставляется газ и другие энергоносители в Европу, особенно в свете того опыта, который мы имели в начале года, когда произошел конфликт между Россией и Украиной. В конкретном случае с газопроводом Германия абсолютно недооценила возможную реакцию. Бизнес заслонил политические аспекты. Надеюсь, что на сегодня они это поняли. Хороший урок имевшего место кризиса состоит в понимании того, что в подобных ситуациях важны совместные консультации".
По документам моста через Нарву не существует. Хотя в регистре городского имущества и значится мост Дружбы, соединяющий Нарву с Ивангородом, однако о нем нет записи в регистре строений, пишет "Ээсти Пяэвалехт". Городское собрание Нарвы на своем заседании рассмотрело вопрос о передаче моста через реку Нарву государству и пришло к выводу, что пока такое предложение сделать невозможно по причине того, что мост не занесен в регистр строений. Это означает, что моста вроде как не существует, поскольку отсутствуют соответствующие документы. Этот факт подтвердил главный специалист департамента городского имущества и дорог Владимир Отсман: "Мост значится в регистре городского имущества, однако в регистр строительных объектов не внесен".
Мост между Нарвой и Ивангородом был построен в 1960-х годах. В настоящее время через него осуществляется более половины автотранспортных перевозок между Эстонией и Россией. Ранее нарвские власти сообщали, что городу накладно содержать мост, соединяющий Евросоюз и Россию. 14 лет назад эстонский Департамент дорог заключил с городом соглашение, согласно которому государство осуществляет содержание и ремонт моста, а город обязан заниматься его уборкой и освещением. Теперь же придется это соглашение расторгнуть. По данным газеты, Министерство экономики и коммуникаций не против передачи моста государству.
Вильяндиская свечка для жителей Москвы. Один из ведущих в Европе производителей свечей AS Hansa Candle установит свои бездействующие вильяндиские линии в Подмосковье и будет продвигать свою продукцию на российский рынок через сеть магазинов IKEA. По словам одного из собственников и директора по продажам AS Hansa Candle финна Харри Аалтонена, они с местным партнёром приглядели в Подмосковье несколько старых производственных зданий, где можно открыть свечной завод. Аалтонен добавил, что сейчас в России нет ни одного приличного свечного завода с современным оборудованием. Российский проект обойдётся, по его оценке, в 15 млн. крон. Производство свечей планируется начать осенью. Основным клиентом Hansa Candle в России станет сеть IKEA, являющаяся и сейчас главным заказчиком предприятия. До сих пор свечи Hansa Candle в Россию не поставлялись из-за высоких таможенных тарифов. Второй собственник и директор Hansa Candle эстонец Tapво Мосс говорит, что договор с IKEA - результат взаимных поисков партнёра в России, а также везения. Партнёром Hansa Candle в России выступает владелица небольшого московского заводика, на котором до сих пор свечи делались вручную. В совместном предприятии она является миноритарным акционером. По словам Аалтонена, за первый год работы в России предполагается выпустить 800 тонн свечей, что в десять с лишним раз меньше, чем предприятие произвело в прошлом году в Вильянди. ("Арипяев")
Manutent построит отель в Петербурге. Девелоперская фирма Manutent OU и международная сеть отелей SOK заключили договор об открытии нового отеля в Петербурге. Этим шагом сеть SOK распространяет свою деятельность на Россию. Отель откроет свои двери для постояльцев летом 2007 года. Новый отель расположится на Васильевском острове, в 15 минутах ходьбы от Невского проспекта и Эрмитажа и в 15 километрах от аэропорта. В четырёхзвездочном отеле площадью 16 000 кв. м будет 260 стандартных номеров, ресторан, лобби-бар, музыкальный бар, конференц-залы, сауны, коммерческий центр, а также автомобильная парковка. В том же районе фирма Manutent уже занимается одним жилым домом конца 19 века. В создание отеля будет инвестировано 30 млн. евро, или 468 млн. крон, из которых 78 млн. крон вложит SOK, а 390 млн. крон - Manutent и Hansapank. ("Деловые ведомости")
Майлис Репс: русская гимназия не выживет без эстонского языка. "Не понимая местного языка и культуры, русская молодежь останется в Эстонии чужой, - пишет в своей статье в "Ээсти Пяэвалехт" министр образования и науки Эстонии Майлис Репс. - Начиная с осени 2007 года в гимназических классах русских школ вводится частичное преподавание предметов на эстонском языке. Это даст возможность русским учащимся лучше изучить государственный язык и улучшить практические навыки его использования. Плохое знание языка часто становится препятствием для русской молодежи в поисках хорошей работы и собственной реализации. Углубленное изучение иностранных языков стало широко распространяться еще в 1960-х годах и дало прекрасные результаты. Во многих эстонских школах уже долгое время ряд предметов преподается на английском, немецком или французском языках. Почему этому примеру не последовать и русским гимназиям? Это особенно важно в тех регионах, где эстонский язык мало используется. Именно недостаточная языковая практика часто становится преткновением в практическом применении.
Первым предметом, который начнут преподавать на государственном языке с 2007/2008 учебного года, станет эстонская литература, а через год - обществоведение. С 2009 года к ним добавятся уроки музыки и истории искусства, с 2010 - географии, а с 2011 - истории Эстонии. Реальные предметы будут преподаваться на русском языке, чтобы не снизилась успеваемость и уровень знаний. Сейчас в Эстонии работают 63 русских гимназии, и уровень их подготовки к переходу на эстонский язык обучения разный. В ближайшие годы 280 учителей русских школ пройдут переобучение, для двуязычных преподавателей вырабатывается система мотиваций, выражающаяся и в оплате педагогического труда. Конечно, предстоит решить еще немало проблем. Но ценно то, что мы наконец-то от слов переходим к реальным делам".
Сотни ходатайствующих о льготных визах уже несколько месяцев остаются без паспортов. Сотни ходатайствующих о российских льготных визах вот уже пару месяцев не видели своих паспортов, которые находятся у визового координатора и ожидают оформления российских виз в консульском отделе посольства РФ в Тарту, пишет "Ээсти Пяэвалехт". Люди начали сдавать свои паспорта визовому координатору Лембиту Сикку еще 9 января, а первые визы Сикк получил только 27 января. Консульский отдел принимает одновременно 150 паспортов, визы оформляются в течение 10 рабочих дней или примерно 2 недель. 713 паспортов, сданных Сикку после 1 февраля или позднее, до сих пор находятся у него на руках. "Два-три года назад консульский отдел посольства РФ в Тарту принимал в неделю по 300-350 паспортов, сейчас же - только 150", - разъясняет Сикк причину возникновения длинных очередей. По словам координатора, самое печальное то, что люди, ходатайствующие о годовой визе, могут использовать ее чуть более полугода, поскольку действие льготных виз заканчивается 2 января 2007 года.
Убийство, даровавшее Эстонии университет. "Постимеэс" неожиданно вспомнила о том, что в марте 205 лет назад был убит российский император Павел I. Рассказав о печальной судьбе императора, историк Лаури Вахтре пишет: "Нам, живущим в Эстонии, есть резон испытывать удовлетворение от внезапной кончины императора Павла. Причина тому - Тартуский университет. В 1799 году Павел издал указ открыть в Тарту протестантский университет. Это был не великодушный каприз самодержца, а исполнение давнишнего обещания, данного Россией в 1721 году при подписании Ништадтского мирного договора. В отличие от многих других договоров, Ништадский мирный договор воспринимался Россией более или менее серьезно. Однако под воздействием курляндского лобби в 1800 году император изменил свое решение в пользу Елгавы (Митавы), где уже имелась гимназия университетского типа. Если бы Павел не был убит, университет основали бы именно там, и можно было бы не сомневаться, что история Эстонии и эстонцев сложилась бы совершенно иначе".