"Сильная президентская власть позволила Приднестровью выстоять в тяжелый период становления и защиты собственной государственности": Интервью председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Евгения Шевчука ИА REGNUM
О планах по реформированию законодательства Приднестровской Молдавской Республики и итогах визита 20-22 февраля 2006 года парламентской делегации Приднестровья в Россию рассказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель ВС ПМР
ИА REGNUM: Евгений Васильевич, собираетесь ли вы в своей деятельности в качестве председателя ВС ПМР сохранять преемственность по отношению к вашему предшественнику или намерены предложить что-то принципиально новое?
Мы будем развивать то, что достигнуто, то есть я постараюсь сделать еще лучше, то хорошее, что было до меня. В частности, мы намерены модернизировать наше законодательство в экономической сфере, чтобы предоставить еще большую свободу предпринимательству. Для того, чтобы решить внешние проблемы Приднестровья, мы должны внутри страны создать такие условия для существования, которые были бы на порядок выше, чем в признанных государствах. Без развитой экономики мы не сможем выполнять социальные программы и осуществлять другие функции государства.
Вторым важным для нас направлением является модернизация законодательства в сфере прав и свобод граждан ПМР, для того, чтобы наши граждане не чувствовали себя в чем-то ущемленными и смогли реализовать свои права и в социальной, и в экономической, и в политической сферах. В законодательной сфере мы в настоящее время готовим конкретную программу мероприятий, которая будет обнародована в конце марта - начале апреля 2006 года. Будут определены приоритетные направления и сроки их реализации, которые будет предлагать движение
ИА REGNUM: На что конкретно будут направлены законодательные изменения?
Мы намерены провести реформы пенсионной системы, социального и медицинского обеспечения. Для этого нам будет необходимо принять соответствующие законодательные акты, направленные на уменьшение нетарифного регулирования в сфере экономики, то есть лишить государственные учреждения несвойственных им функций, которые приводят к бюрократизации экономики. В целом, мы хотим снизить участие государства в сфере малого предпринимательства и регламентировать деятельность естественных монополий, которая влияет и на цену производимых товаров, и на стоимость услуг, оплачиваемых гражданами. Помимо этого, мы собираемся модернизировать законодательство в финансовой сфере, так как предыдущему составу Верховного Совета так и не удалось принять, основополагающий для финансовой системы, закон о центральном банке.
ИА REGNUM: Как вы считаете, какая республиканская форма правления предпочтительнее для ПМР: парламентская или президентская?
Сильная президентская власть позволила Приднестровью выстоять в тяжелый период становления и защиты нашей государственности. Сейчас идут дискуссии по поводу необходимости создания коллегиального органа управления, подотчетного президенту для того, чтобы повысить степень управляемости и взаимодействия различных министерств и снизить в них уровень бюрократизма. Что касается ответственности правительства перед парламентом, то на данный момент такая концепция не обсуждается. В случае принятия подобной системы необходимо также будет законодательно закрепить право президента на роспуск парламента в случае ненахождения консенсуса. К этому наша республика пока еще не готова, пока только идет подготовка почвы для возможной реализации этой концепции в будущем.
ИА REGNUM: Соглашение между правительствами Молдавии и Украины о таможенной регистрации в Молдавии приднестровских грузов, проходящих через украинскую границу, привело к каким-либо последствиям для экономики Приднестровья?
Пока это только просчитываемые потери, так как на данном этапе идет аккумуляция данных по хозяйствующим субъектам. Но уже сейчас можно говорить о провале налоговых поступлений в январе этого года, так как хозяйствующие субъекты Приднестровья, ожидая начало вступления в действие этого соглашения, фактически не осуществляли внешнеэкономической деятельности, не заключали сделок и попросту работали "на склад". И для того, чтобы выплатить зарплату бюджетникам, мы вынуждены были привлечь дополнительные $10 млн. из бюджета. Конкретные потери по каждому субъекту будут известны позже.
Но самое главное, что в этой ситуации, когда соглашение существует, но при этом вступление его в силу отложено украинской стороной на неопределенный срок, мы находимся в подвешенном состоянии - это соглашение отпугивает инвестиции в экономику Приднестровья, наши партнеры не рискуют заключать сделки на длительные сроки. И, по всей видимости, эта ситуация продлится как минимум до тех пор, пока не будет сформировано новое украинское правительство после выборов в Верховную Раду.
ИА REGNUM: Что вы намерены предпринять в этой ситуации?
В этой ситуации мы хотим, чтобы меморандум 1997 года о нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем получил реальное наполнение и дополнительные гарантии экономической безопасности Приднестровья путем соответствующих договоров со страной-гарантом Россией, в части, касающейся экономических отношений России с ПМР.
ИА REGNUM: Визит парламентской делегации ПМР в Москву 20-22 февраля 2006 года был связан, в том числе и с этим?
Определенные договоренности в ходе этого визита были достигнуты, и они будут реализованы в ближайшее время.
ИА REGNUM: Вы неоднократно заявляли о том, что "косовская модель" может быть реализована в Приднестровье? Как скоро вы намерены инициировать этот процесс?
Мы ждем, когда международное сообщество примет окончательное решение по Косово, и если независимость края будет признана, то мы, как я уже говорил, инициируем этот вопрос в Приднестровье. В этой ситуации мы рассчитываем на поддержку стран-гарантов в приднестровском урегулировании. Я считаю, что приднестровцы имеют не меньше прав, на признание собственной государственности, чем косовары. Поэтому, в случае признания международным сообществом независимости Косово, мы инициируем референдум по вопросу независимости Приднестровья и прочие соответствующие процедуры. Мы к этому давно готовы.