В начале марта сопредседатели Минской группы ОБСЕ съедутся в Вашингтон, чтобы продолжить поиск путей мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Очевидно, посредники оказались в непростой ситуации после переговоров президентов Армении и Азербайджана в Париже, поскольку ни о каком сдвиге, во всяком случае публично, сообщено не было. Между тем, многие эксперты изначально с пессимизмом воспринимали заявления о скором решении карабахского конфликта, во многом исходя из заявлений руководства Азербайджана о неготовности к компромиссу, а также угроз силового решения проблемы. Обладает ли Азербайджан достаточным ресурсом для силовой акции против сил самообороны Нагорного Карабаха? На этот вопрос ИА REGNUM пытается ответить кандидат политологических наук, эксперт по проблемам безопасности на Южном Кавказе Андраник Маркосян.

"Косвенные отголоски встречи президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе лишь подтвердили общее заключение, что Ильхам Алиев не намерен идти на какие-либо реальные уступки. Кроме того, антиармянская истерия и милитаристские заявления официального Баку обусловлены сразу несколькими внутренними и внешними причинами. В основе своей воинственная риторика руководителей Азербайджана предназначена, как говорится, для внутреннего пользования - тем самым режим Алиева пытается отвлечь внимание от роста социально-экономического напряжения, беспредела в области защиты прав человека и коррумпированности чиновничьего аппарата.

Внешний же "потребитель" азербайджанской "жесткой позиции", вне всякого сомнения - Запад, кому довольно прозрачно намекают, что западные инвестиции и ожидаемые дивиденды в виде нефти просто испарятся, если вдруг возобновятся военные действия. Но, Запад эту наживку глотать не спешит, здесь прекрасно осознают, что в случае войны мало что останется и от самого Азербайджана и нефтяных долларов.

Война обернется катастрофой и для правящего клана, поскольку он лишится нефтяных прибылей, а сама азербайджанская армия в среднесрочной перспективе не в состоянии выполнять миссии такого масштаба, исходя из низкого уровня боеспособности и боевого духа.

В ответ же на утверждения некоторых представителей азербайджанских силовых ведомств о том, что "через 25-30 лет на Кавказе не будет Армении", приведем упрямую статистику, которая ставит перед азербайджанским руководством более реалистичные и полезные задачи, нежели уничтожение Армении. Она, кстати сказать, странным образом идет вразрез с фантастическими рассказами азербайджанских властей о "беспрецедентном росте" уровня жизни населения Азербайджана и экономическом процветании этой страны. Если прислушаться к заявлениям официальных лиц из Баку, то создается впечатление, что население Азербайджана по уровню жизни вот-вот догонит ОАЭ или Норвегию. Пропаганда азербайджанских властей чем-то напоминает выступления советских руководителей о грандиозных рубежах новой пятилетки. На самом деле, согласно докладу Всемирного Банка "Об оценке уровня бедности в Азербайджане", 47% населения этой страны живет за чертой бедности. С другой стороны, армия гастарбайтеров, ежегодно наводняющих Россию, ставит по сомнение официальную статистику Баку о безработице на уровне 1,2% (!) и создании в период правления Алиева 340 тысяч (!) рабочих мест.

Что касается перспектив развития азербайджанской экономики, то стоит упомянуть мнение международных экспертов, которые обуславливают торможение естественного экономического роста Азербайджана и развитие ненефтяного сектора размахом коррупции. В совместном докладе ЕБРР и международной финансовой корпорации отмечено буквально следующее: "В Азербайджане, в результате коррупции, нарушаются права миллионов людей, загрязняется бассейн Каспийского моря, люди работают в крайне тяжелых условиях и при низкой зарплате". Согласно исследованиям Transparency International, по уровню коррумпированности Азербайджан занимает 137-ое место в мире, оставляя позади себя только такие страны как Чад, Нигерия и Бангладеш. Факты свидетельствуют о том, что чета Алиевых крайне неохотно и крайне редко направляет нефтедоллары в развитие регионов страны, предпочитая бережно хранить их в европейских банках.

Что касается "надежды" азербайджанских политиков форсировать военную мощь за счет нефтяного бизнеса, то эксперты, более или менее серьезно занимающиеся Азербайджаном, предрекают несколько иные, менее лицеприятные для азербайджанской стороны перспективы.

Объем и структура ненефтяного сектора поступательно сокращаются, что чревато серьезным провалом в социальной сфере. Как свидетельствует доклад независимой экспертной группы компании "Бритиш Петролиум" (BP), опубликованный 15 февраля с.г. в Брюсселе, параллельно с ростом нефтяных прибылей Азербайджана растут также и опасения по поводу социально-экономических последствий так называемого "нефтяного проклятия". По данным радиостанции "Свобода", эксперты BP прогнозируют, в частности, неуправляемую коррупцию, неэффективное государственное управление, поляризацию общества и эскалацию напряженности между общинами. В итоге, по заключению экспертов BP, не исключается внутренний конфликт и, как следствие - гражданская война. Как отметил член экспертной комиссии BP, алжирский дипломат Мухаммед Сахнун, "нефтяное проклятие" может принимать различные формы, начиная от "головокружительного обесценивания, завершая стагнацией и крахом ненефтяного сектора". В докладе отмечается также, что вместе с ростом цен на газ и нефть подобная опасность становится практически неизбежной. Здесь стоит отметить, что наличие нефти не является достаточным условием для повышения уровня жизни или боеспособности армии. Именно по этой причине кардинально отличаются друг от друга по уровню жизни Норвегия и Нигерия, хотя в обеих странах есть огромные запасы нефти. Куда же пойдет Азербайджан - по норвежскому пути, или все-таки по-нигерийскому.

Обобщая вышеизложенное, отмечу, что, по меньшей мере, необоснованно будет предположить, что страна с таким уровнем развития экономики и демократии может серьезно готовиться к войне. Призывы и антиармянская истерия направлены лишь на оправдание неспособности Азербайджана вести трезвые и реалистичные переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а идти в этом направлении на компромиссы не позволяет опять таки непопулярность властей и отсутствие у них кредита доверия властей со стороны населения. Официальному Баку остается лишь тянуть переговоры, о чем прямо заявил президент Алиев в интервью турецкому телеканалу NTV, а попутно - поддерживать свою популярность воинственной риторикой.

А впрочем, отвечая на вопрос, полезнее всего вспомнить слова известного немецкого военного стратега Клаузевица: "тот, кто готовится к войне, об этом громогласно не заявляет".