Украинский газовый сериал нон-стоп накручивает обороты вхолостую. "Зеркало недели" открывает полосу эпическим зачином: "И в третий раз уволил парламент министра топлива и энергетики Украины Ивана Плачкова.... И уже в третий раз выразил недоверие председателю правления НАК "Нафтогаз України" Алексею Ивченко, потребовав его отстранения от руля основной нефтегазовой компании страны. И в тот же день... своим указом президент Виктор Ющенко трижды уволенных министров Плачкова и Головатого ввел в состав СНБОУ. Видимо, чтобы не так обидно было этим министрам".

Отставленные, не сдающиеся Плачков и Ивченко в который раз отправились на переговоры с Туркменбаши и в который раз вернулись ни с чем. Единственная новость, похоже, заключается в направлении "дела Ивченко" в прокуратуру: как сообщил украинский "Коммерсант", 22 февраля комиссия Верховной рады по проверке деятельности НАК "Нафтогаз Украины" направила в Генеральную прокуратуру Украины запрос, в котором содержится требование привлечь к уголовной ответственности председателя правления НАК Алексея Ивченко за "умышленное нанесение вреда компании из-за реализации преступной кредитной политики". Как стало известно Ъ, по факту данного обращения Генпрокуратура уже возбудила уголовное дело по ст. 364 ч. 2 Уголовного кодекса ("злоупотребление властью или служебным положением, приведшее к тяжким последствиям").

"Речь идет о том, что кредитная политика 'Нафтогаза' стала угрожать финансовой безопасности этой компании. Согласно бизнес-плану на этот год, НАК окажется убыточной компанией,- заявил член комитета по ТЭК Верховной рады Михаил Волынец. - И при этом 'Нафтогаз' продолжает брать кредиты в неограниченном объеме. На это мы и обратили внимание Генпрокуратуры". Председатель временной следственной комиссии Юлий Йоффе уточнил, что "в Генпрокуратуру также переданы документы, которые касаются кредитной политики 'Нафтогаза'". Решение обратиться в ГПУ комиссия приняла после попытки провести заседание, на котором планировалось заслушать отчет о кредитной политике председателя правления "Нафтогаза" Алексея Ивченко. Однако вследствие того, что господин Ивченко не явился на заседание, а присланные материалы не удовлетворили народных депутатов в полной мере, заседание было признано "несостоявшимся".

Эксперты "Коммерсанта" полагают, что запрос инспирирован промышленным лобби: ранее председатель парламентского комитета по ТЭК, член фракции "Регионы Украины" Андрей Клюев обвинил руководство "Нафтогаза" в попытке остановить работу металлургических предприятий из-за "опасной политики экономии газа". Заступилось за металлургов и Министерство промышленной политики Украины, которое потребовало от НАК прекратить сокращение объемов поставок природного газа промышленным предприятиям. "Все потребление газа, которое могло быть снижено без падения ВВП, уже снижено",- заявил вчера на заседании Кабмина министр промышленной политики Владимир Шандра.

Между тем Алексей Ивченко пошел в прорыв на "туркменском участке": услышав об очередном повышении цен и роста украинской задолженности, Ивченко пообещал отказаться от поставок вообще и пригрозил Туркменбаши Стокгольмским судом. "О судебных перспективах дела, если мы обратимся в Стокгольм, пока говорить сложно, - комментируют сетевые "Версии". Все зависит от того, как Туркменистан аргументирует увеличение цены на газ почти вдвое. Но даже первый взгляд на документ свидетельствует о том, что "угроза Стокгольмом", скорее, ритуальная воинственная риторика г-на Ивченко, чем реальное предупреждение туркменским партнерам. Согласно действующему договору туркменская сторона в течение 2006 года должна поставить 60 млрд. куб. м. природного газа. Цену стороны договорились уточнять ежегодно дополнительными соглашениями. При этом оговорено, что украинская сторона частично может рассчитаться товарами или услугами. Так что формально никто не запрещает Ашхабаду корректировать стоимость своего экспортного ресурса".

Что касается угрозы отказа от "прямых поставок", то эксперты "Обозревателя" видят тут не более чем риторическую уловку: "Украина фактически уже отказалась от прямых поставок туркменского газа, когда был подписан договор между НАК "Нефтегаз" и российским "Газпромом" от 4 января 2006 года, потому что компромиссная и выгодная цена на газ в 95$ для Украины была достигнута путем перехода на поставки туркменского газа через посредника... Т.е. уже тогда, подписывая газовый договор, г-н Ивченко отказался от прямых отношений с Туркменией".

На сайте "Экономика" подробно излагаются точки зрения конфликтных сторон: каждая из них полагает, что находится в плюсе. С точки зрения Ашхабада, сейчас объем обязательств НАКа перед "Туркменнефтегазом" составляет 158,9 млн долл. Из них 143,3 млн долл. - задолженность за январь-июнь 2005 года, когда холдинг оплачивал 50% импортных объемов топлива деньгами и 50% - товарами. В самом "Нефтегазе" опровергают эту информацию. "Мы реально не имеем долга перед Туркменистаном", - заявил Алексей Ивченко. Позже НАК предоставил свое видение финансовых отношений между сторонами. В официальном сообщении пресс-центра компании говорится, что предприятие свои обязательства перед Туркменистаном выполнило. По состоянию на 17 февраля 2006 года задолженность, срок погашения которой прошел, составляла 73,35 млн долларов. Из них: "деньгами - 46,85 млн долларов (30,07 млн долларов - срок оплаты - до 19 февраля 2006 года; 16,78 млн долларов - срок оплаты - до 31 января 2006 года); товарами - 30,5 млн долларов, срок отгрузки - до 1 января 2006 года". Кроме того, отмечается в сообщении, в январе 2006 года "Нефтегаз" сделал предоплату за поставки туркменского газа на сумму 88,34 млн долларов. Но подача топлива, согласно пресс-релизу, так и не началась. В заявлении также сказано, что общее сальдо расчетов за азиатское топливо по обязательствам, срок оплаты которых уже наступил, составляет 10,99 млн долларов в пользу "Нефтегаза".

Между тем, как напоминает газета "Дело", содержание прямых контрактов между Украиной и Туркменистаном так и не было опубликовано, и что именно представляют собой эти договоренности на 2006 год известно лишь из заявлений Плачкова, впервые сделанных в конце декабря 2005 года.

Газовые проблемы - не новостная тема, а постоянный тренд украинской политики. Топ-новостью последних дней стала подпись Юлии Тимошенко под соглашением о создании оранжевой коалиции. Топ-новость, как увидим, так или иначе связана с газовым трендом: Как сообщает "Политэ" со ссылкой на пресс-службу БЮТ, Тимошенко поставила свою подпись в "одностороннем порядке". Текст соглашения от БЮТ направлен президенту Виктору Ющенко, первому номеру избирательного списка "Нашей Украины" Юрию Еханурову, главе Соцпартии Александру Морозу. "Участники коалиции обязуются не создавать коалиций в Верховной Раде нового созыва с теми политическими партиями и блоками, которые выступали и выступают против национальных интересов Украины и олицетворяют слияние политической власти с крупным теневым капиталом, в частности - с Партией регионов Януковича", - говорится в соглашении Тимошенко.

"Версии" озаглавили передовицу "Первая". Смысл заключается в том, что фактически лидер БЮТ сыграла на опережение команды Романа Бессмертного. 21 февраля пять участников "оранжевого" соглашения снова должны были сесть за стол переговоров. "Вероятно, они там и сидели, когда стало известно о ходе, сделанном Тимошенко: она протянула руку дружбы, в которой зажат камень ультиматумов, - продолжает автор "Версий". - Как известно, Юлия Владимировна поставила перед "майданниками" два ультиматума. Первый: денонсация всех газовых соглашений между Россией и Украиной, потому что в противном случае Украину ожидает энергетический коллапс. Второй: лидер БЮТ заявила, что президенту Украины "следует поручить генеральному прокурору дать правовую оценку действиям должностных лиц, причастных к составлению газовых договоров с компанией "Росукрэнерго", и принять решение о привлечении их к уголовной ответственности". Об этом Тимошенко сообщила Виктору Ющенко в открытом письме, направленном в Секретариат президента и размещенном на ее официальном сайте. Иными словами, речь идет об уголовном наказании товарищей Ивченко и Плачкова, а также о "привлечении" премьера Еханурова, который подписывал все соответствующие газовые постановления. То есть Юлия Владимировна не оставляет надежды сместить главу правительства до выборов-2006 и, возможно, второй раз занять это кресло".

Несколько иначе опережающие ультиматумы Тимошенко выглядят в контексте анализов парламентской политики фракций, предложенных авторами последнего киевского "Профиля": "Становится понятно - "регионалы" и "нашеукраинцы" прекрасно дополнят друг друга в Раде по многим позициям. Более того - у этих политпроектов сегодня наилучшие шансы сформировать большинство в будущем парламенте без или при минимальной помощи третьих сил - Народного блока Литвина или социалистов, к примеру. Больших идеологических противоречий между Партией Регионов и "Нашей Украиной" нет по причине размытости предвыборных программ. А союз защитников интересов крупной национальной буржуазии и обладателей сокровенного знания о путях евроинтеграции может принести пользу не только стране, но и вполне конкретным спонсорам указанных политических проектов".

Каково будет продолжение коалиционного сюжета? "Теперь блок "Наша Украина" поставлен перед выбором, - полагает обозреватель "Версий". - Отказаться подписывать коалицию с БЮТ, которая первой пошла на контакт, означает публично признать "непрозрачность" коалиционных торгов и их "глубинный подтекст". Фактически после такого шага можно вообще закрыть тему о коалиции, поскольку без БЮТ и СПУ она не имеет серьезной перспективы. Опять же возникает большой риск, что "отпущенная на волю" Тимошенко с чистой совестью начнет переговоры с идеологическими противниками "оранжевых" - Партией регионов - и договорится с ними о перспективах создания "объединяющего" большинства в формате ПР+БЮТ+НПУ. Подписать - значит, пойти на условия Юли и отменить "газовый контракт" с "Росукрэнерго", поставить под удар и без того неважные отношения с Россией, окончательно развалить правительство Еханурова, которое и без того уже выглядит как два лагеря - газовиков и антигазовиков... Нет, конечно, есть еще один способ "удержать" Тимошенко: пообещать ей пост премьера, а еще лучше - назначить главой Кабмина прямо сейчас, до выборов. Только в этом случае, думается, Юлия Владимировна пересмотрит некоторые пункты своей версии коалиционного договора. Иначе - никак..."