Интервью с заместителем председателя общественного правозащитного движения "Закон выше власти", редактором независимого журнала "Амага" Анной Чочиевой.

ИА REGNUM: В последнее время ситуация вокруг Южной Осетии обострилась, усиливаются провокации со стороны грузинского руководства, актуальной темой стали обвинения Южной Осетии в терроризме. Как Вы прокомментируете ситуацию?

Еще два года назад многие эксперты, в том числе и осетинские, в аналитических записках предрекали то, что сейчас происходит. А именно, что обвинения Южной Осетии в терроризме, криминале и отсутствии гражданского общества максимально усилятся. Сегодня, в связи со сложившейся международной обстановкой, спекуляции на тему терроризма - наиболее выгодный для Грузии способ создавать для международного сообщества иллюзию угрозы терроризма со стороны Южной Осетии. Это рассчитанный маневр, поскольку возможности ведения информационной войны у грузинского руководства выше, чем у сообщества Южной Осетии. На самом деле, если следовать международному праву, незаконными вооруженными формированиями являются непосредственно Вооруженные Силы Грузии, и все действия, совершаемые этими формированиями, есть терроризм и криминал. Именно Грузия, в нарушение законов СССР, в нарушение легитимной на тот момент Конституции, сепаратно вышла из состава Советского Союза, лишив народы, входящие в ГССР и, в том числе, грузинский народ, священного права демократии - права на волеизъявление путем проведения референдума. Южная Осетия же, со своей стороны, соблюла все нормы, признанные международным правом. Более того, высшей формой террора является фашизм, который уже более 15 лет является идеологией и практикой грузинского руководства при 90-процентной поддержке населения (по статистике выборов), проголосовавшего за лозунг "Грузия - для грузин". И руководство этой страны обвиняет Южную Осетию и ее граждан в терроризме?! В этом ряду стоят и последние заявления Мерабишвили (глава МВД Грузии).

ИА REGNUM: Какие действия должно предпринимать руководство Южной Осетии, чтобы оградить свое государство от подобных обвинений?

Юриспруденция - это сфера формальных отношений, и здесь большое значение имеют точные квалификации происходящих процессов. Пока не будет дана политико-правовая оценка событиям 1989-92 годов Парламентом РЮО и процессы не будут названы своими именами, пока не даны правильные квалификации конфликта, не раз, кстати, озвученные нашим президентом, пока безупречные правовые и политические позиции РЮО не станут главным курсом во внешней политике РЮО, Грузия будет обвинять Южную Осетию в чем ей заблагорассудится, и это будет поддерживаться Западом. Результатом всегда будут жертвы среди граждан Южной Осетии. Наша четкая позиция, закрепленная в правовых документах, не даст Западу возможности продолжать игнорировать антифашистсткую борьбу Южной Осетии и активно поддерживать Грузию. Уроки 45-го года признаны основой мироустройства на саммите тысячелетия в 2000 году.

ИА REGNUM: Что ваша организация с амбициозным названием "Закон выше власти" сделала для реализации данных положений?

Это для нас не каверзный вопрос, если вы на это рассчитываете. "Закон выше власти" разработал и предоставил Парламенту и обществу аналитические документы по грузино-осетинскому конфликту, в том числе Концепцию урегулирования грузино-осетинского и ингушско-осетинского конфликтов, поскольку это взаимосвязанные процессы, Предложения по принятию законодательных актов реституции жертвам грузинской агрессии, некоторые пункты которой затем были приняты во внимание Президентом РЮО и озвучены в выдвинутых им мирных инициативах. Пакет документов был передан лично председателем движения Коста Коштэ некоторым высокопоставленным чиновникам Евросоюза, в Парламентскую Ассамблею НАТО и МИД Бельгии в Брюсселе. Готовятся иски граждан, пострадавших во время грузинской агрессии, для подачи в международные суды. И наше амбициозное название вызвано стремлением к тому, чтобы противостоять применению двойных стандартов, которые стали уже тройными и четверными стандартами. И это относится не только к правительствам больших держав, применяющих эти стандарты в отношении признания независимости Южной Осетии, но и к процессам, происходящим внутри нашего государства.

ИА REGNUM: Осуществление перечисленного Вами требует лоббирования и времени. Между тем, сегодня в грузинских тюрьмах находится около 16 граждан осетинской национальности, большая часть которых задержана на территории Южной Осетии. Что надо предпринять, чтобы помочь гражданам Южной Осетии?

Приведу в качестве примера дело Георгия Зассеева, который обвиняется в совершении теракта в Гори. Одним из подтверждений невиновности Зассеева является то, что в прошлом году по этому факту были обвинены граждане Грузии. Дело Зассеева не является частным делом. Это дело общегосударственного масштаба. Сейчас необходимо привлечение правозащитников из России и международных организаций, создание группы представителей общественных организаций, которая бы могла присутствовать на судебных заседаниях, и действия эти должны быть поддержаны не только общественными организациями, но и Правительством Южной Осетии, а также международными наблюдателями.