Стальное сердце Соломбалы распилят на куски? (Правда Севера)

27 февраля Арбитражный суд Архангельской области решит судьбу ОАО "СРЗ "Красная кузница".

В "Правде Севера" 3 февраля было опубликовано открытое письмо трудового коллектива "Красной кузницы" к губернатору, председателю облсобрания, федеральному инспектору и прокурору Архангельской области. Напоминая о печальной участи гидролизного завода, работники просили власть не допустить банкротства предприятия с многовековой историей. Мы решили выяснить причины и подробности создавшейся ситуации.

"И был бы завод наш... А сейчас мы наемники"

- Откуда мы знаем, какое имущество и кому продано? Когда давали ваучеры в 1991 году, мы обменяли их на акции "Красной кузницы". Получилось каждому работнику по 29 штук. Потом свободно можно было еще докупить. А мы ведь и слово-то "акция" плохо понимаем. Год, два прошли - никаких дивидендов. Тогда уже и заказов почти не было, и зарплату не платили по несколько месяцев. Да и на пенсию многие вышли. И стали мы сдавать акции - сначала по 100 рублей. Приезжаю какой-то раз из отпуска, а сын мне с порога: "Батя, что творится! Все акции продают!". А надо бы по-другому. И был бы завод наш. А сейчас мы наемники, - рассказывает мастер ОТК Владимир Лукин, отработавший на "Красной кузнице" 53 года.

- С утра акция была 300 рублей, к вечеру цена доходила до трех, а то и до 11 тысяч. Продавшие хвастались, что заработали миллионы одним махом. Кое у кого акции и сейчас остались, но их единицы, - подключается к разговору председатель заводского профкома Александр Бачурин.

Судокорпусник-ремонтник пятого разряда с 20-летним стажем Александр Митенев не ушел с "Кузни" даже в самые тяжелые времена. Он немногословен: "А чего бегать-то с одного места на другое? У меня тут династия: отец, мать, брат, дядя, тетя. Мы все соломбальцы. Раньше многие работали целыми семьями. Вся моя жизнь здесь. Надо бороться за свой завод: через газету, прокуратуру".

По словам работников, "Красную кузницу" пытались обанкротить и раньше. (Первая процедура была завершена в 2000 году мировым соглашением). Всякое за это время было. Многие бывшие заводчане ушли в частные фирмы: Лайский док арендуют, на 21-м лесозаводе ремонтируют суда. А "Кузня", на территории которой два дока, сидит почти без работы.

Обстановка сложная. В штате завода на сегодняшний день 682 человека. (В советские времена, которые с ностальгией вспоминают старожилы, численность работающих доходила до 3 тысяч, в годы застоя хоть и получали копейки, зато вкалывали по три смены). Нового оборудования нет давно. Американский гидропресс, выпущенный в 1943-м, на ладан дышит. Недавно списали вальцы 1903 года. В кузнице - дореволюционные молоты.

Хотя строилась "Кузня" для ремонта судов Северного морского пароходства, уже полтора года оттуда ни одного крупного заказа. Механический цех вообще работой не загружен. В перестроечные времена пытались обустроить цех товаров народного потребления, чтобы изготовлять крышки, значки... Закупили оборудование, но сбыта продукция не находила. И станки вывезли прямо на улицу, там их порастащили, остальное сдали в металлолом. В протоколе расширенного заседания профкома от 25 января 2006-го так и записано: "Трудовой коллектив устал от безвластия".

- Ведь 312 лет предприятию! - восклицает Владимир Лукин. - Не может существовать порт без судоремонтного завода - это доказано историей! Помните, раньше как было? "Где работаешь? О! На "Красной кузнице"!" Это было престижно! А сейчас?

Умрет завод - с ним и лицей 9, где обучают судоремонтников. И так к нам оттуда на практику еще ходят, а на работу - уже нет, - продолжает Владимир Яковлевич. - Ждем ответа от руководства области, которому направили коллективное письмо. А нет - так соберем деньги и отправим делегацию к Путину. Завод все равно возродится!

Суд да дело

В апреле 2005-го на заводе ввели внешнее управление. 8 августа утвердили 18-месячный план восстановления платежеспособности "Красной кузницы". Во исполнение его 29 августа того же года приняли решение о реализации на открытых торгах стапельной площадки, двух причалов у блока цехов, оторочки перед дамбой на Мосеев остров. Ввели, утвердили и приняли, заметим, на собрании кредиторов, главный из которых - ОАО "Урало-Сибирский банк", имеющий более половины голосов от общего количества, а следовательно, способный принимать решения единолично. А вышеозначенное имущество через торги было продано будущему потенциальному инвестору, которого нашли сравнительно недавно. Но позже банк предпринял попытку в судебном порядке оспорить проведенные по своему же требованию торги. А 17 января "Уралсиб" вновь созвал собрание кредиторов и принял решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством об открытии на предприятии конкурсного производства, то есть признании "Красной кузницы" банкротом.

- Зима и так период простоя. К тому же сейчас готовится пакет заказов на следующий год, - говорит действующий внешний управляющий Олег Смирнов, назначенный на эту должность в декабре 2005-го. - Если арбитражный суд примет решение о признании завода банкротом, то по закону рабочие должны быть уволены, лицензии аннулируются, ни один собственник здесь заказы не разместит. И пойдет "Красная кузница" со всем оставшимся оборудованием, доками и кранами на металлолом...

По мнению Олега Германовича, оснований для начала процедуры банкротства нет - есть только решение основного кредитора. Внешнего управляющего поддерживает и трудовой коллектив, подавший соответствующее ходатайство в арбитражный суд.

Банк, кроме всего прочего, ратует за конкретные кандидатуры на замену Смирнова. Первым в этом списке значится молодой человек из Орла, получивший диплом о высшем юридическом образовании в июле 2005 года.

Стремясь выслушать разные точки зрения, мы обратились к управляющему Архангельским филиалом ОАО "Урало-Сибирский банк" Алексею Порошину. Но он от комментариев отказался.

Тем не менее выход из создавшейся ситуации возможен: по словам Олега Смирнова, в настоящее время разногласия с банком преодолеваются, "Уралсиб" корректирует свою позицию. Есть все основания полагать, что банк все же не допустит разорения завода.

А тем временем на определение о назначении Олега Смирнова внешним управляющим "Красной кузницы" была подана апелляционная жалоба региональным управлением ФСБ России по Архангельской области. Дело в том, что в декабре Олег Германович, имеющий соответствующий допуск к гостайне, сменил своего предшественника по внешнему управлению, не имеющего такового. Эта весьма серьезная структура, также упомянутая в открытом письме трудового коллектива, через пресс-службу откликнулась на наше предложение пояснить свою позицию: "Одним из направлений нашей деятельности является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при оформлении допуска граждан к сведениям, составляющим гостайну, на предприятиях Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

ОАО "Судоремонтный завод "Красная кузница" имеет мобилизационные задания, в связи с чем руководитель предприятия (арбитражный управляющий) должен иметь соответствующую форму допуска к гостайне, оформленную в установленном законом порядке. В соответствии с п. 51 раздела V "Особенности допуска руководителей и членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих к государственной тайне", утверждeнного постановлением правительства РФ от 15 ноября 2004 года 637, допуск арбитражного управляющего к гостайне осуществляется руководителями территориальных управлений регулирующего органа.

Иначе говоря, в данном случае допуск О. Г. Смирнову должен быть оформлен по месту регистрации СРО АУ "Северная столица" (в штате которого числится Олег Германович. - Авт.), т.е. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.Смирнов имеет форму допуска к гостайне как главный технолог ОАО "СРЗ "Красная кузница", а не как арбитражный управляющий, что противоречит законодательству Российской Федерации в области защиты гостайны".

Вся суть противостояния заключается в способе получения допуска к гостайне. По мнению суда, лицо, получившее допуск к охраняемой законом Российской Федерации государственной тайне, не имеет необходимости получать его повторно в соответствии с уже действующими и вновь принимаемыми инструкциями, регулирующими порядок допуска к государственной тайне граждан Российской Федерации. Указанных положений не содержит и Закон Российской Федерации "О государственной тайне".

Но вопрос: "Почему Федеральная служба безопасности более озабочена нюансами получения допуска внешнего управляющего к гостайне, чем предотвращением реальной угрозы фактической гибели предприятия, имеющего мобилизационные (то есть значимые для обороноспособности российского государства!) задания?" - так и остался без ответа... Но это уже детали. Последнее слово - за арбитражным судом Архангельской области.

Заседание по открытию конкурсного производства назначено на 27 февраля.

Дров три года жду (Устьянский край)

Я старейшая жительница поселка Кидюга, вдова участника войны, который отработал в Синиковском лесопункте 43 года. Дровами нас всегда обеспечивал лесопункт - и рабочих, и пенсионеров.

Когда был жив муж, древесину подвозили регулярно. Сейчас живу одна, дров не привозят уже три года, несмотря на то, что в начале каждого сезона делаю заявку. Начальники лесопунктов меняются, а до меня никому и дела нет.

Рабочим дрова привозят, все мои соседи в тепле живут, а вдове ветерана труда, значит, и так хорошо? Я хочу знать, почему такое отношение ко мне начальника лесопункта.

Отвечает С.Н. Синицкий, начальник Синиковского лесопункта Дмитриевского ЛПХ:

- Признаю, что в данной ситуации есть наша вина, и не только в отношении к пенсионерке Обориной, но и к другим ветеранам.

Действительно, в первую очередь мы обслуживаем работающих. Остальным в зимний период не успели привезти дров, так как нынче большие объемы заготовки по леспромхозу. Дрова для жителей возим на самосвале, а нынешней зимой все эти машины заняты на строительстве лесной дороги. На днях самосвал из-за морозов освободился, но мы его использовали в подвозке дров для котельных. Учреждения разморозить нельзя, а у жителей все равно есть запас дров.

Понимаем, что такие причины для населения не убедительны, а также помним о своих социальных обязательствах. Дрова пенсионерке В.З. Обориной будут привезены на днях, в ближайшее время постараемся обеспечить и других нуждающихся.

Какая логистика нужна Архангельску? (Бизнес-класс. Архангельск)

Некоторые существующие проекты развития транспортной логистики в Архангельской области не продуманы до конца и могут нанести ущерб экономике областного центра. Такая неожиданная мысль прозвучала в ходе заседания "круглого стола" "Стратегия развития организаций как составляющая стратегии развития города", объединившего представителей предприятий транспорта, связи и лесной отрасли Архангельска.

По мнению некоторых архангельских экспертов, знаменитый межрегиональный проект строительства железной дороги Белое море - Коми - Урал, или, сокращенно, "Белкомур", который прежде почти всегда оценивался специалистами как прогрессивное направление в развитии логистики региона, таит в себе серьезную опасность для транспортных предприятий Архангельска.

Так, по мнению директора департамента собственности и развития ОАО "Северное морское пароходство" (СМП) Владислава Черкашина, не исключено, что грузы, которые пойдут из Сибири по "Белкомуру", будет выгоднее отправлять по железной дороге сразу в Мурманск или Санкт-Петербург, минуя Архангельский порт:

"Как только груз попадет на железную дорогу, он уйдет в Санкт-Петербург, в Финляндию, а Архангельский порт увидит лишь его хвост", - считает Владислав Николаевич. Он также отметил, что в настоящее время СМП испытывает трудности с обновлением основных фондов (цена на их приобретение высока, а окупаемость составляет более 10 лет). Естественно, это сказывается на конкурентоспособности предприятия. А основным конкурентом портового Архангельска, по его мнению, на Российском Севере сегодня является незамерзающий порт города Мурманска. Вот и догадайтесь, дойдет ли груз по "Белкомуру" до Архангельска или сразу по железной дороге отправится в Мурманск?

Колеса диктуют вагонные...

Несмотря на опасения, что "Белкомур" навредит порту Архангельска не меньше, чем в свое время навредило ему строительство Мурманской железной дороги (большинство грузов тогда пошло прямиком на Мурманск), у проекта в Архангельске есть влиятельные сторонники. Один из них - депутат Архангельского горсовета Александр Иванов.

"Белкомур" - это не более чем транспортная система, которая сократит расстояние между Урало-Сибирским регионом и Архангельским портом. Безусловно, для Архангельска этот проект ничего, кроме выгоды, не принесет", - убежден Александр Петрович. По его словам, именно через Архангельск будет выгоднее всего возить сибирский уголь на экспорт. Пока же планируется возить его через южные и балтийские порты, так как с Белым морем у Сибири, увы, нет прямого железнодорожного сообщения. По мнению Александра Иванова, опасения, что столице Поморья достанутся только "хвосты" от сибирских грузов, беспочвенны. Так, например, он убежден, что навалочные грузы никогда не уйдут в Финляндию, минуя первый морской порт России. Вот генеральные грузы - другое дело. Тут Архангельску рассчитывать почти не на что. Но конкуренция есть конкуренция, считает Александр Петрович. Значит, нужно снижать тарифы.

"Другой важный момент, - отмечает Александр Иванов, - освоение территорий вдоль "Белкомура". Оно, по его словам, способно дать "огромный стимул для развития различных предприятий".

Суеверный ужас

Другая проблема развития транспортной логистики в Архангельске, о которой говорили практически все участники "круглого стола", - потрясающе плохие дороги.

"Они вызывают суеверный ужас!" - признался коллегам директор филиала ОАО "МТС" в Архангельске Андрей Прищемихин, приехавший в Архангельск совсем недавно. Впрочем, "суеверный ужас" архангельские дороги вызывают не только у новоселов, но и у тех, кто давно живет и делает бизнес в Архангельске. Не устраивает предпринимателей качество дорог, транспортные развязки, волнует отсутствие комплексной транспортной схемы и многое другое. Хотя не секрет, что для развития архангельской экономики качественные и удобные дороги значат очень многое. Ведь все знают, что получить и доставить товар или услугу с наименьшими временными и денежными затратами - необходимое условие успешного ведения бизнеса.

Общей трудностью для успешного развития транспортной логистики в Архангельске, по мнению участников "круглого стола", остаются различного рода согласования и просто бюрократические проволочки. Они очень усложняют жизнь бизнесменов и деятельность предприятий.

Не обошли вниманием участники заседания и проблему низкого уровня автосервиса в областном центре, и отсутствие грамотной стратегии развития общественного транспорта в Архангельске. Для примера: в городе сегодня только официально зарегистрировано около 600 автобусов, что превышает расчетную норму в два раза! А ведь есть еще и проблема нелегальных перевозчиков, которую тоже надо срочно, а главное грамотно решать.

"В том, что эти проблемы решаются не так, как хотелось бы, вина не только областной власти, но и города, - заявил заместитель председателя ассоциации автотехтранспортников Архангельской области Игорь Плоткин. - Ведь именно город не регулирует эти вопросы".

Таким образом, представители архангельских предприятий еще раз акцентровали внимание городских властей на том, что при разработке проектов развития областного центра нужно учитывать все мнения специалистов. И только тщательно взвесив все "за" и "против", можно приступать к их реализации.

В Коряжме растет "уличная" преступность, но милиция - на страже (Коряжемский муниципальный вестник)

Отдел внутренних дел предоставил информацию об итогах своей работы за 2005 год.

- В 2005 году, как и прежде, оперативно-служебная деятельность отдела внутренних дел строилась на требованиях, изложенных в посланиях верховной власти России и, прежде всего, была направлена на стабилизацию криминальной ситуации в городе, - говорит начальник штаба ОВД г. Коряжмы Олег Заборский.

- На территории города в истекшем году не допущено массовых беспорядков при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и других мероприятий... В связи с совершенными на территории Российской Федерации террористическими актами личный состав ОВД неоднократно работал по усиленному варианту несения службы. В период усиления ежедневно проводились мероприятия антитеррористической направленности, проверки мест массового пребывания населения, применялись другие формы контроля...

Сотрудники милиции осуществляли проверки граждан, прибывающих на территорию города из Северо-Кавказского региона, ближнего и дальнего зарубежья. С целью осуществления проверок над прибыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также для выявления иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в нарушение Российского законодательства, сотрудники ГОВД провели 734 проверки миграционного режима.

О работе - языком цифр

В ушедшем году было раскрыто 628 преступлений (на 63,1% больше, чем в 2004 году, тогда было 385). Возросло число раскрытых фактов причинения тяжкого вреда здоровью (с 89,5% до 94,4%), убийств (с 72,7% до 80%), грабежей (с 56,9% до 57,3%), краж (с 25,3% до 38,1%), а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (с 57,9% до 94,4%).

Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений - с 36% до 53,2% (+17,2%), общая раскрываемость выросла с 44,8% до 60,4% (+15,6%).

По состоянию на 1 января 2006 года остаток нераскрытых преступлений сократился на 13,3% (с 474 до 411). Относящихся к категории тяжких и особо тяжких - на 21% (с прошлогоднего показателя - 119 до 94).

Тем не менее криминальная ситуация на территории Коряжмы остаётся сложной.

Общее количество зарегистрированных в 2005 году преступлений возросло на 13,7% (с 878 до 998). Рост зарегистрированных преступлений за 2005 год - 120, основная часть из которых выявлена сотрудниками милиции самостоятельно.

- Что, кроме перечисленных фактов, вызывает особые опасения у сотрудников милиции?

- Увеличение криминального насилия. В результате совершенных в 2005 году грабежей и разбойных нападений наблюдается осложнение криминогенной обстановки на улицах и в общественных местах. Почти 42% всех зарегистрированных преступлений - это кражи.

Из 495 выявленных лиц, совершивших преступления, 363 или 73,3% - неработающие граждане - это ли не причина роста преступности? Стало больше несовершеннолетних правонарушителей - 78 (+50). Возросло количество подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, с 148 до 152. Несовершеннолетними и с их участием совершено 78 преступлений, что на 50 больше, чем в прошлом году (28). Повторно совершили преступления из числа состоящих на учете 17 человек. Из них в состоянии алкогольного опьянения - 9. Подростковая преступность от общего числа преступлений возросла на 5,1%. Сотрудниками ПДН выявлено 221 административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними.

Инспектор по лицензионной разрешительной работе и участковые уполномоченные милиции активизировали проверку лиц, имеющих в наличии огнестрельное оружие. Цель этих мероприятий - профилактика и пресечение преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, а также - выявление лиц, связанных с его незаконным оборотом. Проведено 1208 (аналогичный показатель прошлого года - 1006) проверок хранения. При этом выявлено 86 (ранее - 57) административных правонарушений, изъято 100 (в 2004-м - 70) единиц оружия, из них незарегистрированными оказались 7 единиц. Все владельцы оружия занесены в компьютерную базу данных.

Группой по борьбе с экономическими преступлениями в 2005 году выявлено 156 (+ 126,1%) преступлений экономической направленности (в прошлом году - 69), в том числе по линии криминальной милиции - 125 (58). Сохраняется положительная динамика числа выявленных тяжких (с 40 до 56) преступлений, а также в крупном и особо крупном размере (с 9 до 13).

Выросла активность в борьбе с проявлениями коррупции, выявлено 6 фактов взяточничества. В финансово-кредитной сфере выявлено 72 преступления (в 2004-м - 44), в лесопромышленном комплексе 27 (в позапрошлом году - 1).

Водитель, нажми на тормоза!

Ситуация на дорогах города несколько стабилизировалась. На 5,4% (с 56 до 53) сократилось количество учетных ДТП. Количество пострадавших детей сократилось, но на уровне прошлого года осталось количество погибших (6).

Количество ДТП, совершенных по вине водителей, возросло на 5,9% (с 34 до 36), незначительно возросло число пострадавших в них людей.

На 90,7% (225 человек) больше лишено водительских прав, чем в 2004-м. Основной причиной увеличения количества ДТП по-прежнему остается недисциплинированность водителей. Так за отчетный период за нарушение правил оштрафовано 4196 водителей, что на 4,9% больше аналогичного периода прошлого года (3999).

Милиционеров не хватает

Укрепление правопорядка и усиление борьбы с преступностью диктует необходимость дальнейшего наращивания кадрового потенциала органов внутренних дел. По состоянию на 1 января 2006 года некомплект составил 2,8% (на 1 января 2004 года этот показатель был 2,3%).

Руководством ОВД повысились требования к нарушителям служебной дисциплины и законности. Отмечено снижение выявленных фактов нарушения служебной дисциплины. За прошлый год было выявлено 28 (в 2004-м - 48) фактов нарушения служебной дисциплины. По результатам разбирательств 3 сотрудника уволены из ОВД за грубое нарушение дисциплины, 19 человек привлечены к дисциплинарной ответственности и т.д. В целях улучшения материально-технического обеспечения отдела внутренних дел администрация города передала 5 комплектов компьютерной техники, закуплена мебель для участковых пунктов милиции. При долевом участии областного и местного бюджетов приобретен автомобиль УАЗ. В апреле 2005 года решен вопрос о выделении 2 автомобилей УАЗ в подразделение патрульно-постовой службы за счет средств областного бюджета, а в декабре - 2 автомобилей "Газель" за счет средств федерального бюджета. Администрацией города оказана помощь в приобретении оргтехники и периферийного оборудования.

При всей сложности оперативной обстановки отдел внутренних дел выполнил значительный объем работы по борьбе с преступностью, укреплению общественного порядка и безопасности.

В 2006 году нашим отделом внутренних дел будет обращено особое внимание: на пресечение административных правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на проведение профилактической работы среди населения города, усиление контроля над соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания, проживания, осуществления трудовой деятельности. Не останутся без внимания вопросы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, исполнительская дисциплина личного состава, повышение уровня культуры и вежливости сотрудников в общении с гражданами, направленные на увеличение доверия к милиции.

Проекты работают (Архангельск)

Начало работы над национальными проектами в сфере образования, здравоохранения, обеспечения жильем и развития агропромышленного комплекса губернатор Николай Киселев назвал одним из наиболее значимых политических событий минувшего года. Вчера состоялось первое заседание совета при главе администрации по реализации приоритетных национальных проектов на территории Архангельской области.

- Эффективность работы по национальным проектам станет своего рода критерием оценки деятельности региональной власти, - отметил Николай Киселев. - Следует помнить, что финансировать проектные мероприятия федеральный центр будет не по уравнительному принципу: дополнительные средства пойдут туда, где созданы соответствующие условия и проведена подготовительная работа.

По словам губернатора, об этом шла речь еще 23 декабря прошлого года на заседании совета при полномочном представителе президента в Северо-Западном округе с участием первого вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведеваи руководителей регионов.

Далее последовали доклады о том, что уже сделано и что предстоит сделать в рамках реализации нацпроектов. Так, работа по одному из направлений проекта "Образование" - дополнительным выплатам за классное руководство - уже идет полным ходом. По словам директора департамента образования и науки администрации области Владимира Мигунова, до 20 февраля педагоги получат деньги за январь, сроки этих выплат в большинстве совпадают со сроками вы-платы заработной платы. Кроме того, в рамках проекта планируется выплачивать лучшим учителям премии Президента РФ в размере 100 тысяч рублей. На эти цели уже поступило 8,6 миллиона рублей, следовательно, рассчитывать на вознаграждение могут более 80 учителей.

Цель проекта "Здравоохранение" - повысить доступность и качество медицинской помощи. Основные проблемы здесь - это задержка федеральным центром нормативных документов, отсутствие критериев оценки качества работы врачей и медсестер.

- Не запланированы средства на переподготовку кадров, недостаточно финансирование на приобретение диагностического оборудования, - говорит директор департамента здравоохранения администрации области Сергей Эммануилов.

Что касается денежных вы-плат врачам и медсестрам первичного звена медицинской помощи, то средства перечислены во все медицинские учреждения еще на прошлой неделе.

В рамках проекта "Доступное жилье" на территории нашей области реализуется федеральная целевая программа "Жилище". Об этом доложил на заседании совета исполняющий обязанности директора департамента строительства и архитектуры администрации области Андрей Кипуров. Доля аварийного и ветхого жилья в Архангельской области весьма существенна, необходимо переселение проживающих в нем людей.

- У большинства из них низкий доход, и приобретение жилья им просто не по карману, - говорит Кипуров. - Потому строительство социального жилья будет актуальным еще не один год.

Несмотря на то что финансирования нет, в рамках программы разрабатываются проекты планировки отдельных микрорайонов городов области. В Архангельске, в частности, это округ Майская Горка. Кроме того, действует программа "Обеспечение жильем молодых семей" с использованием ипотеки, согласно которой 10 процентов первоначального взноса компенсируется из средств федерального бюджета.

Большая проблема с обеспечением жильем тех, кто уезжает из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. По словам Андрея Кипурова, годовой лимит жилищных сертификатов - 30 штук. Так что даже тем, кто имеет право на первоочередное их получение, необходимо ждать своей очереди 20 лет.