"Мы сейчас отступили, чтобы сохранить партию": Интервью нового главы Конституционной партии Эстонии Андрея Заренкова ИА REGNUM
Прокомментировать решения съезда оппозиционной
ИА REGNUM: На внеочередном съезде ОНПЭ партия поменяла название, выбрала нового председателя и объявила о "новой политической линии". Что позволяет вам говорить о кардинальных, революционных преобразованиях внутри партии, а не "косметическом ремонте"?
Внеочередного съезда не было. Съезд был очередной и долгожданный. В новое правление выбрано всего семь человек - юристы, бизнесмены, руководители местных самоуправлений из Кохтла-Ярве и Маарду и председатель партии. Средний возраст правления - 39 лет. Когда более 10 лет назад рождалась ОНПЭ, мы жили в другой стране с другими границами. Сейчас Эстония вступила в Европейский Союз, готовится поменять конституцию. Обновленная партия сохранит преемственность по отношению к ОНПЭ, но двигаться будем в несколько ином поле. Наиболее перспективным сегодня мы считаем курс на приведение законов страны в соответствие с принятой народом Эстонии Конституцией.
ИА REGNUM: В своей резолюции съезд ОНПЭ признался в серьезных неудачах. Почему при столь неутешительных итогах 12-летней истории ОНПЭ работа правления признана удовлетворительной?
Невежественно говорить о неутешительных итогах деятельности ОНПЭ за все 12 лет. Почему вы забываете о наших победах, о бывшей русской фракции в Рийгикогу, о том, что сегодня партия имеет первичные организации практически во всех крупных самоуправлениях Эстонии? На русскоязычном Северо-Востоке и в Палдиски мы входим в коалицию, а в городе Маарду так и вообще имеем всю власть. Да, мы потеряли Таллин, но это еще не вся Эстония. Помните, когда Кутузов сдал французам Москву, что с ними случилось впоследствии? Замерзли. Мы сейчас отступили, чтобы не потерять партию, восстановить ее структуру. Пролоббированный партиями-олигархами закон о финансировании в нынешнем виде практически исключает поддержку партий частным бизнесом. Более того, русские предприниматели, может, и хотели бы нам помочь, но делать это открыто не могут - боятся за свой бизнес...
ИА REGNUM: Почему ОНПЭ (Конституционная) партия вместо предполагаемого решения о самороспуске приняла решение о продолжении существования? С чем и кем связываете вы будущее партии?
Не дождетесь вы никакого самороспуска. Об этом более пяти лет мечтают наши спецслужбы и прикормленные государством СМИ, однако у них ничего не получается. Партия будет сильна молодежью, прирастать за ее счет. Надвигается сильнейшая протестная волна, связанная с реформой образования в 2007 году и переходом русских школ на эстонский язык обучения. Мы должны найти консенсус между потребностями людей и интересами государства.
ИА REGNUM: Что скрывается за термином "новая политическая линия", в чем она будет выражаться? Каковы ее основные лозунги?
Повторю в более иносказательном виде. Книгой Конституции мы будем лупить нерадивых чиновников по головам, если они будут продолжать принимать законы и подзаконные акты, не соответствующие самой Конституции, ее главным статьям о свободе, праве на образование, праве передвижения.
ИА REGNUM: Чем вызвана перемена названия партии из ОНПЭ в Конституционную, что это название означает? Можно ли называть вас "кадетами"?
Какие же мы кадеты? Кадеты - это студенты младших курсов в полицейских и военных школах. Конституционно-демократическая партия в России была запрещена при посредничестве Ленина и Троцкого. Надеюсь, что наша участь будет более удачной. В эстонской транскрипции Конституционная партия звучит как Konstitutsiooni erakond. При сокращении - KO ER, что переводится с эстонского как "собака". Я уже видел в интернете, что нас назвали "русскими коерами". Наверное, это не худшее название в Год Собаки.
ИА REGNUM: Эстонские СМИ высмеивают ваше "русское происхождение" и неумение общаться с эстонским населением на понятном ему языке. Как вы предполагаете привлечь на свою сторону эстонского избирателя? Как вы предполагаете изменить отношение к себе со стороны эстонского истеблишмента?
Я родился в России в большой казацкой станице на Кубани, один мой прадед держал там мельницу, а второй прадед был владельцем многих доходных домов на Мойке в Санкт-Петербурге. Пока еще я не слышал, чтобы какие-то местные СМИ высмеивали мое происхождение. Я владею эстонским языком на обычном для местных русских уровне вполне прилично, однако вовсе не считаю, что, чтобы общаться с эстонцами, надо говорить исключительно на эстонском. Это же дикость какая-то и типичное предубеждение проинтегрированной верхушки общества. В сегодняшнем мире границы языкового общения стираются, гораздо более эффективен язык общих интересов, силы или денег. Эстонский истеблишмент, кстати, это уже давно понял.
ИА REGNUM: Считаете ли вы себя партией национальных меньшинств?
Партии национальных меньшинств на самом деле являются некой формой декорации. Они слабы, не имеют влияния и служат в роли "потемкинских деревень" для показухи приезжающим с проверкой из ООН и Евросоюза. В нашей партии очень много и эстонцев, и людей с хорошо смешанной кровью. Ни одна партия не может надеяться на серьезную поддержку, если в орбиту ее интересов не входят интересы коренного населения.
ИА REGNUM: Вопрос о финансовой состоятельности партии. Откуда вы возьмете деньги на "дорогое удовольствие" - проведение агитационной кампании, рекламу в СМИ, содержание аппарата и интернет-ресурсов?
Отвечу вам анекдотом с длиннющей бородой: Абрам! Ты откуда деньги берешь? У Сары. А Сара откуда? Из тумбочки. А в тумбочку кто кладет? Я. А ты откуда берешь? Ну, я уже сказал, что у Сары и хватит приставать ко мне с глупыми вопросами.
ИА REGNUM: Ваши следующие шаги в рамках концепции "Русский мир"?
Это действительно серьезный вопрос. Одна из внутренних прикладных задач партии состоит в том, чтобы, восстановив разрушенную политическую структуру, вписаться с ней в модель русского мира, и может быть даже его будущего европейского варианта. Эта модель довольно проста и совершенно не противоречит существующему укладу и менталитету нашего государства. Мы предлагаем систему самостоятельных общественных организаций и их взаимодействие по принципу переливающихся сосудов. Их деятельность создаст три общественных поля - информационное, культурно - просветительское и политическое. Сейчас курс государства к мультикультурности разбивается об уровень терпимости и толерантности титульной нации к иноязычной общине. Интеграция - это дорога двухсторонняя, насильственная интеграция для человека неприемлема. Те, кто хотел стать эстонцами, они ими стали. Те, кто хочет оставаться русскими, должны иметь на это право, и осуждать их за это никто не должен. Мы можем предложить обществу учредить Общее Собрание, в сокращении - HISKOGU, по аналогии с RIIGIKOGU (парламент Эстонии), как высшего звена будущей модели общественного управления. Нам надо поработать и собрать, предположим, в Горхоле 3-4 тысячи активных людей из русской общины, которые выберут своих представителей в этот новый орган общественного сознания.
ИА REGNUM: Какие высоты вы ставите перед собой на период до парламентских выборов 2007 года, планируете ли вы в них участие?
Эстонии необходимо еще как минимум полгода, чтобы привести законодательство страны в соответствие с требованиями директивы Европейского союза о статусе граждан третьих стран - постоянных жителей стран ЕС. Им не позволено участвовать в голосовании не только на выборах в Европарламент, но и на выборах в парламент Эстонии. Это явно противоречит конституции страны. Мы должны напомнить об этом правительству Эстонии, а если понадобиться и Европейскому парламенту. Мы должны ликвидировать позорные для Европы так называемые "паспорта иностранцев", призвав правительство внимательно прочитать свою Конституцию. Первейшая и главная задача, выполнение которой ждет от нас большинство населения - способствовать восстановлению в полном объеме нормальных добрых и обоюдовыгодных отношений с Россией. На практике все не так уж и плохо, а вот на эмоциональном уровне, отношения у нас не складываются - постоянная негативная риторика, претензии, высосанные из пальца. Мы должны терпеливо объяснить всем, что с Россией надо дружить. Во внутренней жизни страны нам необходимо развеять миф о том, что русские представляют угрозу для безопасности страны. Исследования социолога Ирис Петтай показали, что две трети местных русских, если точнее, то 67%, позитивно настроены в отношении эстонцев - знают и изучают язык и ведут сходный образ жизни.
ИА REGNUM: Кто из ныне действующих политических сил в Эстонии и Европейском Союзе ваши потенциальные союзники?
Приход на политическую арену Конституционной партии немного опережает время, предвосхищает те процессы, которые начнут двигать государствами в быстро изменяющимся мире. Наше появление стало неожиданным для многих, и сегодня аналогичных партий в Европе пока нет. Если же говорить о местном уровне, то, скорее всего, идеи о социальной защите населения совпадают у нас с делами