О заявлении президента Путина по прецедентности Косовского урегулирования: интервью советника министра обороны Армении
Гость ИА REGNUM - доктор политических наук, действительный член Академии военных наук (Россия), Феллоу (научный эксперт) по контртерроризму Университета Национальной Обороны (США), генерал-майор
ИА REGNUM: Что бы Вы сказали о возможности применения Косовского прецедента проведения референдума при разрешении Карабахского конфликта?
Из-за незавершенности процесса Косовского урегулирования позвольте пока воздержаться от суждений о границах применения Косовского прецедента при разрешении Карабахского конфликта. Хотя заявление президента России
ИА REGNUM: Как бы Вы оценили "сходство" между Косовским и Карабахским конфликтами?
Например, в обоих случаях автономии косовских албанцев и карабахских армян, существовавшие в составе Сербии и Азербайджана, были упразднены решением властей этих союзных республик, соответственно, в 1989 и 1991 годах. Начало конфликтов и в Косово, и в Карабахе ознаменовалось установлением Сербией и Азербайджаном репрессивного военно-полицейского режима паспортного контроля, фильтрации и депортации, соответственно, албанского и армянского населения. В обоих случаях власти союзных республик - Сербии и Азербайджанской ССР - в ответ на политические требования по самоопределению Косово и Карабаха, для устрашения албанцев и армян, а также подавления их воли, первыми предприняли в их отношении жестокие акты массового насилия по этническому признаку.
Оба конфликта в процессе распада федераций, в лице СССР и Югославии, привели к национально-освободительным движениям и самоопределению коренного населения Косово и Нагорного Карабаха. В обоих случаях национально-освободительные движения на первоначальном этапе носили ирредентистский характер (воссоединения - Косово с Албанией и Нагорного Карабаха с Арменией) с последующим трансформированием в политические процессы создания национальных государств, суверенных от бывших колониальных метрополий - союзных республик Сербии и Азербайджана...
Вооруженная фаза конфликтов, в обоих случаях, была инициирована карательными полицейскими и войсковыми операциями метропольных властей Сербии, а также СССР и Азербайджана, против мирного населения Косово и Карабаха, что вызвало вынужденное создание иррегулярных сил самообороны со стороны косовских албанцев и карабахских армян. В случае как Косовского, так и Карабахского конфликтов самообороне албанцев Косово и армян Карабаха помогали, соответственно, волонтеры из пограничных и родственных Албании и Армении.
ИА REGNUM: Пожалуйста, несколько слов о "различиях"...
Среди различий следует отметить тот факт, что, в отличие от администрации Косово, Нагорно-Карабахская Республика была создана в соответствии с действовавшим законодательством СССР, параллельно с созданием Азербайджанской Республики, в ходе дезинтеграции СССР - без введения в зону конфликта иностранных войсковых миротворческих подразделений. Как известно, референдум по самоопределению Нагорного Карабаха был проведен в соответствии с Законом СССР от 1990 года "О выходе союзной республики из состава СССР", в период его правоприменения - до Алма-атинской Декларации об упразднении СССР. Различны также способы поддержания режима прекращения огня: в случае с Косово - под контролем иностранных миротворческих сил, в случае с Карабахом - с участием регулярных Вооруженных Сил Нагорно-Карабахской Республики, Республики Армения и Азербайджанской Республики, без вмешательства иностранных силовых подразделений.
ИА REGNUM: Итак, как бы Вы оценили "сходство-различие" Косовского и Карабахского конфликтов?
Проводя политико-правовые и исторические параллели между Косовским и Карабахским конфликтами, отстраняясь от этнорелигиозных характеристик сторон, можно с некоторыми оговорками утверждать, что Косово, Албания и Сербия в схематическом сопоставлении, в своих общих характеристиках могут быть соотнесены, соответственно, с Карабахом, Арменией и Азербайджаном. Другими словами, с точки зрения конфликтного анализа, в отношении албанцев Косово Сербия выступала в той же роли шовинистической колониальной метрополии, что и Азербайджан в отношении армян Нагорного Карабаха.
ИА REGNUM: Каково Ваше отношение к заявлению МИД Азербайджана по итогам встречи президентов в Рамбуйе о том, что "Азербайджан не пойдет ни на какие территориальные уступки Армении"?
Президент
ИА REGNUM: Какова политическая сущность позиции президента Алиева в Карабахском вопросе?
Позиция Алиева отражает антидемократическую сущность режима и властей Азербайджана, полученную по сценарию феодального наследования власти от отца к сыну, типичного для династий азиатских деспотий. В этом смысле, непризнание Алиевым демократически созданной и демократически развивающейся Нагорно-Карабахской Республики, как стороны конфликта и процесса урегулирования, является одним из многих проявлений антидемократической сущности режима и властей Азербайджана.
Политическая сущность его позиции в Карабахском вопросе состоит в намерении силовой реставрации статуса Нагорного Карабаха в качестве бывшей советской колонии Азербайджанской ССР, с его возвращением в состав Азербайджана вопреки демократическому и легитимному волеизъявлению преобладающего большинства карабахского населения.
ИА REGNUM: Каково отражение этой позиции президента Алиева во внешней и внутренней политике?
Во внешнеполитической сфере Алиев, маскируя свою антидемократическую политическую позицию в Карабахском процессе бесплодным и манипулятивным политесом, вводит в заблуждение мировое сообщество, сводя на нет усилия и подрывая авторитет международных организаций, а также глав государств, заинтересованных в установлении гарантированного мира на Южном Кавказе. Алиев забалтывает международное сообщество разговорами о мире и региональной стабильности, прикрывая этим интенсивную подготовку к новой разрушительной для региона войне.
Во внутриполитическом измерении режим Алиева погашает недовольство азербайджанцев отсутствием демократии в собственной стране культивированием массовой поддержки властей ценой насаждения среди азербайджанского народа настроений милитаризма, реваншизма и колониализма в отношении НКР, созданной демократическим путем, посредством проведения референдума, в соответствии с нормами международного права.
ИА REGNUM: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы демократизации позиции президента Алиева в Карабахском урегулировании?
Признание или отрицание президентом Алиевым правомочности применения прямой демократии в Нагорном Карабахе в одном ряду с успешными референдумами самоопределившихся меньшинств в Эритрее, Восточном Тиморе и, возможно, в Косово, без всякого преувеличения, является пробным камнем для принципиальной оценки готовности властей соседнего государства к демократизации колониального деспотического режима в Азербайджане.