Российско-украинский газовый спор возобновил разговоры о "сырьевом" характере российской экономики, словно разведка, добыча и транспортировка углеводородного сырья не общепризнана одной из наиболее технологичных отраслей экономики. Но теперь и через завесу политической риторики проступает реальность технологического и промышленного содержания российского "сырья". Так обстоит дело и с воздухом: пока он легко доступен, он кажется примитивным благом, когда в нем недостаток - тут же вспоминается сколько разнообразных и сложнейших усилий природы и человека посвящено этому "примитиву".

Инициированный президентом Украины Виктором Ющенко переход украинско-российских отношений на абсолютно рыночные основы вновь обнажил направления взаимной экономической конкуренции между Россией и Украиной. Одной из сфер такой конкуренции давно уже является промышленность минеральных удобрений, без которой сегодня просто немыслимы ни сельское хозяйство, ни производные от него сферы промышленности, торговли и инфраструктуры. В новых условиях, когда "газовое субсидирование" Россией своих украинских конкурентов прекратилось, эта сфера может стать еще одним "несырьевым" преимуществом России.

Производство минеральных удобрений (МУ) - одна из самых экспортоориентированных отраслей российской экономики. За пределы России вывозится около четырех пятых всей продукции (более 20 млн. тонн) на сумму более 1,5 млрд. долларов. Преимущество производства МУ в России - это относительно низкая стоимость используемого в нем газа (в 5-6 раз ниже, чем для химических заводов в Западной Европе и США). Россия - не единственная страна, которая обладает этим конкурентным преимуществом. Страны Ближнего Востока и ряд развивающихся стран, добывающих "дешёвый газ", также пользуются этим ресурсом и значительно наращивают производство МУ. В частности, в последние годы Саудовская Аравия удвоила производство МУ.

Однако все профильные заводы в России строились во времена СССР и были ориентированы на внутренний рынок, поэтому сейчас оказались слишком далеко от портов и, учитывая ежегодное повышение тарифов на перевозки, вынуждены тратить значительные средства на транспортировку МУ по железной дороге и уплату таможенных сборов. Только в пределах России из-за низкой весовой стоимости МУ транспортные расходы автоматически увеличиваются на 15-25%.

После подписания в начале января 2006 между Россией и Украиной протокола, согласно которому Украина будет получать газ на границе с Россией по цене 95 долларов, для большинства украинских заводов по производству азотных МУ ситуация станет критической, что может привести к остановке производства. Заводам придётся отказаться от производства менее рентабельной аммиачной селитры и сосредоточиться на производстве товарного аммиака и карбамида. При возможном пересмотре газового соглашения и повышении итоговой стоимости газа до 120 долларов за кубометр - украинские азотные производства (в них газ выступает основным сырьём) (ЗАО "Северодонецкое объединение Азот", ОАО "РовноАзот", ГП "Одесский припортовый завод", ОАО "Черкасский Азот", ОАО "Стирол", ОАО "ДнепроАзот") остановятся.

Улучшить экономику на украинских химических предприятиях можно только добившись 30%-й экономии газа, но и это потребует колоссальных затрат на переоборудование предприятий. Даже лучшие украинские заводы по выпуску МУ имеют коэффициент использования природного газа (количество гигакалорий на производство тонны аммиака) - 1,10-1,15, тогда как в Европе такой показатель меньше 1,0. Увеличение себестоимости азотных удобрений приведёт к тому, что резко сократятся производство и экспорт украинской аммиачной селитры.

Украина потребляет на внутреннем рынке порядка 900-1000 тысяч тонн азотных удобрений: в основном - аммиачную селитру, аммиачную воду и карбамид. Сегодня украинские трейдеры уже начали активную скупку объемов аммиачной селитры в России. Можно прогнозировать, что вскоре ряд украинских химических предприятий перейдет на давальческие схемы работы. От них отказались еще несколько лет назад, потому что прибыль и налоги оседали за рубежом, но в условиях нового кризиса возможно возвращение к этой практике.

Собственники украинских химических предприятий будут вынуждены создавать в России дочерние структуры, которые займутся скупкой газа и передаче его на давальческих условиях материнской кампании. При этом украинские предприятия ограничатся только получением комиссионных за переработку сырья, оставляя все налоги в России.

Столкнувшись с растущей нерентабельностью своих предприятий собственники приступят к продаже своих перечисленных выше активов на Украине - как правило, российским собственникам, с целью приобрести гарантии поставок газа на льготных условиях. В обмен российские собственники смогут значительно сократить свои транспортные издержки, получив доступ к украинским портам.

Резкое повышение цен на украинские азотные МУ приведет к уходу Украины с международного рынка экспорта МУ, а украинские трейдеры переориентируются на импорт более дешёвых и конкурентных МУ из России для внутренних нужд Украины. Не исключено, что и действующий в этой сфере украинский капитал сменит "национальность" и "эмигрирует" в пока ещё знакомую украинцам Россию.