ПОЛИТИКА

"К сожалению, смена власти в саратовской мэрии может обернуться грандиозным скандалом. Точнее, он уже начался после того, как стало известно о назначении теперь уже бывшего финансового директора СПГЭС Сергея Иванова на должность директора МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова", - пишет газета "Саратовский расклад". - Официальных версий несколько. По мнению мэрии, все прошло чинно, пристойно, и главное - в рамках закона. И.о. главы городской администрации Олег Грищенко издал постановление, согласно которому Сергей Иванов стал директором ЕРКЦ. В свою очередь, Алексей Кулапин 12 января 2006 года, якобы, написал заявление по собственному желанию и решил сосредоточиться на предвыборной кампании в округе № 14 Ленинского района, где он и был пять лет назад избран депутатом гордумы.

По данным сотрудников ЕРКЦ, депутат и в самом деле объявил о своем намерении баллотироваться по этому округу, вот только заявление "по собственному" он написал под давлением. Но при этом своим приказом Алексей Иванович назначил и.о. директора МУП "ЕРКЦ" Елену Мороз, которая работала у него же заместителем по финансовым вопросам. С 13 по 16 января система администрирования сайта ЕРКЦ была заблокирована. Как посчитали в Центре, произошло это "после рейдерского захвата серверной площадки МУП "ЕРКЦ". И тогда было принято решение "перенести" интернет-сайт на другой адрес. Таким образом, получается невероятная картина. Платежи граждане перечисляют в ЕРКЦ, где потенциально из двух руководителей каждый может оказаться нелегитимным. В то же время сайт находится в распоряжении Алексея Кулапина, а дирекция и приемная переезжают по новому адресу, давая понять Сергею Иванову, что подчиняться ему не собираются. Итог? Поставщики электроэнергии, воды, тепла пока что находятся в ожидании развязки. Но насколько хватит терпения у тех же энергетиков, и не останутся ли саратовцы в 30-градусные морозы с холодными батареями? Выводы из этого разгорающегося скандала можно делать самые печальные. И на федеральном, и на областном уровнях аналитики и эксперты пророчили неизбежный передел собственности в случае смены власти. Этим Россия-матушка всегда отличалась. Но, если приход нового губернатора прошел без конфликтов и треволнений, то этого не скажешь о ротации команды городской администрации. Война, разгоревшаяся между мэрией и ЕРКЦ, очень уж напоминает именно тот самый передел собственности, о котором предупреждали наблюдатели".

"Вряд ли стоит сомневаться в том, что заменой Кулапина "своим человеком" Грищенко преследует как экономические, так и политические цели, - комментирует эти события газета "Богатей". Как известно, грядет приватизация муниципальных предприятий, в свете которой ЕРКЦ может превратиться в сбытовую компанию. Наконец, это весьма серьезный информационный ресурс для работы властных структур с населением в целях административного воздействия на общественное сознание".

"Как мы знаем, песочные часы временами переворачиваются, и это доказанный наукой факт, - пишет газета "Толк". Интересно, что в политической жизни города они перевернулись под Новый год. Это знак, тем более в святочную неделю. Где герои официальной прессы прошлого года, крепкие хозяйственники из сел и ЖКХ? О них уже забыли. Появились новые. На должности глав администраций пришли другие, X-мены. Хотя по крайней мере о двух из них мы уже слышали прежде. Михаил Волков, ведущий телепрограммы "Персональный счет", владелец сети аптек "Соломон", экстремальный спортсмен и правый либерал, стал руководителем Волжской администрации. А предприниматель, владелец ресторана и магазина "Эгоист", прежде пытавшийся выбраться в областную думу под красными знаменами, Алексей Прокопенко возглавил администрацию Заводского района. Оно, конечно, понятно: Волжскому району с его "домами на набережной" ближе утонченный Волков с рассуждениями о либерализме по телевизору. А пролетарскому Заводскому понятней реальный парень Алексей Прокопенко с красным знаменем. Но при всей внешней разнице можно предположить, что корни у обоих новоиспеченных чиновников практически одинаковые, и уходят они в комсомол. Главный редактор журнала "Общественное мнение" Алексей Колобродов, знакомый и с Алексеем Прокопенко, и с Михаилом Волковым, пояснил: "Нынешняя власть устала уже от системных чиновников, от коррупционных связей. Это попытка решить городские проблемы с помощью руководителей, не встроенных в прежнюю власть".

ЭКОНОМИКА

"Предприниматель - не кормушка для бюджета", - под таким заголовком газета "Неделя области" публикует интервью с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Саратовской области Николаем Ремезовым: "Российское антимонопольное законодательство отличается от зарубежного тем, что не только регулирует деятельность хозяйственных субъектов - большой раздел в нем посвящен контролю за органами власти. Если говорить о Саратовской области, то в последнее время большинство наших претензий не к областной власти, а к администрациям районов, городов.... Многие нарушения остаются вне поля нашего зрения. Особенно это касается малых предприятий, среднего бизнеса. К сожалению, сейчас предприниматели обращаются в ФАС за помощью в исключительных случаях. Например, недавно один из саратовских предпринимателей пытался получить разрешение на возведение пристройки к жилому дому в районе аэропорта. Собирался открыть магазин для торговли запчастями. Однако при согласовании документов ему были предъявлены непомерные требования от руководства различных городских служб: провести реконструкцию дороги - 12 тысяч кв. метров; установить светильники не только на этой улице, где должен был находиться магазин, но и на соседней. Этот человек столкнулся с таким открытым и наглым попранием своих прав, что решил к нам обратиться. Причем одного этого шага уже было достаточно, чтобы чиновники сразу же убрали половину требований, а затем и остальные. Руководство городского комитета по архитектуре и строительству, которое поначалу спровоцировало всю эту ситуацию, резко изменило свою позицию. Когда наше управление выдало предписание, чиновники проявили чудеса изобретательности. Утром мы выдали предписание, а к вечеру уже получили ответ, что нарушения устранены. Если бы предприниматели всегда знали о своих правах и не стеснялись бы их отстаивать, мы бы позабыли о нарушениях со стороны органов власти".

Кто бы мог подумать, что в столь отдаленной от Кувейта и Сургута Саратовской области с 1996 года добыча нефти никогда не падала, а только росла? Газета "Саратовский расклад" констатирует: "Если десять лет назад в регионе добывалось 780 тыс. тонн "черного золота", то год назад - почти вдвое больше. И еще одна особенность губернии - нефтяная отрасль у нас представлена мелкими месторождениями. О производственных показателях Тюмени или Сургута остается только мечтать. Тем не менее, "нефтянка" в Саратовской области имеет первостепенное значение. За счет добычи, переработки и продажи углеводородного сырья значительно пополняется региональная казна, растет внешнеторговый оборот. По словам и.о. руководителя Территориального агентства по недропользованию по Саратовской области Владимира Морозова, увеличение объемов, добычи нефти составило около 14 процентов. Это при том, что в целом по стране добыча выросла лишь на 2,4 процента. В позапрошлом году добывающих предприятий в Саратовской области было 11, а в минувшем году стало 15. Это очень важно для региона, ведь таким образом создается нормальная рыночная инфраструктура, конкурентная среда".

СКАНДАЛЫ

"Вот так живешь и даже не догадываешься в этой каждодневной суете, что иногда общаешься с настоящим героем, - пишет газета "Саратовский расклад". - Саратовского министра культуры Михаила Брызгалова представили к ордену Петра Великого первой степени. Ничего необычного или сверхъестественного в этой информации нет. Ну, кого еще из саратовцев награждать как не Михаила Аркадьевича, который культуру на Саратовщине насаждает с таким же усердием, как Петр I насаждал картошку и европейскую моду! Театры, правда, при нем многие позакрывались. Но разве можно в такой день говорить о грустном? Орденом этим награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество, отвагу и героизм, совершенные при исполнении воинского, служебного и гражданского долга, а также за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, направленные на укрепление государства Российского. В числе тех, кто уже получил орден Петра Великого - Президент России Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Алексий, генсекретарь ООН Кофи Аннан, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, изобретатель Михаил Калашников. Оно и понятно. Терешкова в космос летала, Калашников автомат изобрел, Путин немецкий язык знает. А Брызгалов? Что до высоких достижений в культурной деятельности, то мы вроде договорились о грустном сегодня не вспоминать. Значит, что-то Михаил Аркадьевич совершил бесподобное, а в газеты информацию не дал! Остается только гадать. В бытность Аяцкова губернатором такие ордена и звания, высокие места в рейтингах и соцопросах банальнейшим образом покупались. Больше скажем, всевозможные ассоциации с громкими вывесками и создавались-то с одной-единственной целью - рубить деньжата с провинциальных олухов, которым и Петра Великого все еще можно втюхать, и Георгия Победоносца с Александром Невским. Стремление награждать и быть награжденным логично вылилось у Дмитрия Федоровича в создание собственных наград с забавными названиями: "За любовь к родной земле", "Надежда губернии", "За милосердие и благотворительность" и т.д. С необыкновенной помпой вручал Аяцков часы колхозникам и автомобили ветеранам. Получается, министр Брызгалов, угодив в число представленных к ордену Петра Великого, вольно или невольно продолжил наградные традиции, заложенные Аяцковым и его окружением. Правда, Павел Ипатов, едва стал губернатором, сразу же отменил почетные знаки областного разлива, ясно дав понять, что не собирается продолжать игру в медальки. А вот министры так резко перестроиться не могут. Впрочем, Брызгалов может еще и отречься от ордена. Хотя, кажется, со времен "Битлз" никто от наград не отказывался", - ехидничает "Саратовский расклад".

КРИМИНАЛ

12 января сотрудники ФСБ изъяли из сейфа директора пединститута золотые изделия, найденные три года назад на археологических раскопках в Широком Карамыше. Эти ювелирные украшения датируются I веком нашей эры. Некоторые камни, возможно, драгоценные. Точно идентифицировать их пока не удалось, так как найденные изделия были снова погребены на три года в сейфе тогдашнего руководителя раскопок, а ныне министра образования Саратовской области Игоря Плеве, - сообщает газета "Богатей". Эта история уходит своими корнями в 2003 год, когда по территории Саратовской области планировалось строить газопровод Починки - Фролово. На пути газопровода лежали курганы у сел Широкий Карамыш и Большие Копены Лысогорского района. Для срочных раскопок курганов "Газпром" выделил средства. 4 марта 2003 года от имени директора пединститута Плеве в отдел полевых исследований Института археологии РАН была направлена заявка на выдачу открытого листа "для производства спасательных археологических работ в Лысогорском районе Саратовской области". А в последнем пункте заявки профессор Плеве заявил, что "находки будут сданы в Саратовский краеведческий музей". После окончания раскопок заказчику был направлен технический отчет, где указывалось, что по трассе будущего газопровода работы проведены и исторических памятников больше нет. За два с половиной года, прошедших с окончания раскопок, в Институт археологии не только не был сдан отчет, но и не направлены какие-либо объяснения по поводу его задержки. Более того, как выяснилось, и сами находки хранились в ненадлежащем месте. По оценкам некоторых археологов, стоимость найденного золота составляет сотни тысяч долларов. Кроме того, они представляют значительную историческую ценность и могут стать для историков интересными источниками информации. Если же, конечно, с ними работать, а не прятать в сейфе. Плеве оставил должность директора института ради министерского портфеля. Уходя из института, он оставил золото, которое держал в сейфе, своему преемнику Прохорову. Если бы золото было извлечено из министерского сейфа Плеве, то можно было вести речь о возбуждении уголовного дела, а так, вероятно, все будет списано на забывчивость чиновника", - отмечает "Богатей".