Черный список МВД Южной Осетии - не новогодняя шутка: Грузия за неделю
Южная Осетия - Парламент - Экономика - Общество
Южная Осетия (Цхинвальский регион)
Грузинская сторона предлагает провести очередное заседание СКК в Тбилиси
Грузинская сторона выступает с новой инициативой и предлагает провести очередное заседание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта в Тбилиси, пишет 4 января газета "Резонанси". Вчера аппарат госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов уже направил письменное обращение сторонам четырехсторонней Смешанной контрольной комиссии. Согласится ли осетинская сторона на проведение заседания СКК в Тбилиси, пока неизвестно. По словам заместителя госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгия Вольского, основная тема заседания, проведение которого намечается до 20 января, естественно, возвращение переговорного процесса в русло начала декабря. Тем более что ОБСЕ приняла решение в поддержку плана Грузии, в чем участвовала и российская сторона, а сенат США - соответствующую резолюцию. То есть существует план урегулирования и существует его реальная поддержка. Что касается деталей, то на проведенном в Москве заседании СКК определенное недоразумение вызвало заявление Лощинина. В начале заседания Лощинин почему-то отметил, что никакого плана не существует и необходимо составить новый план, на что потребуется 2-3 месяца и который для окончательного согласования будет представлен на высшем политическом уровне. По словам Вольского, в принципе, это ведущий в тупик путь, поскольку, во-первых, план существует, во-вторых, есть явная поддержка основных направлений этого плана, что отражено и в письме Кокойты. Как заявляет Вольский: "мы еще раз предлагаем коллегам темы демилитаризации и экономической реабилитации, по которым уже существует совместное соглашение. Но темы, отраженные в мирном плане и требующие двусторонних усилий, конечно, надо обсудить более детально, и надо предпринять шаги к тому, чтобы они выполнялись". Почему Лощинин сделал такое заявление? По мнению Вольского, когда министр иностранных дел Сергей Лавров подписывает документ, где отмечается, что существует план, с которым стороны согласны, трудно оценивать заявление, сделанное Лощининым. Что касается демилитаризации и осуществления международных экономических проектов, то это не требует дополнительной разработки. Экономическая реабилитация осуществляется, и мандатом определено, что должны делать миротворческие силы для демилитаризации, отметил Вольский. Как считает заместитель госминистра, в 2005 году предприняты шаги, заложившие основы для создания реальных предпосылок начала переговоров. Для этого главное - восстановление доверия между сторонами, лучшим решением чего является осуществление программы реабилитации и создание условий безопасности, где главная предпосылка демилитаризация. Все делается для того, чтобы развивались эти два главных направления, заявил Вольский, отметив, что в отношении 2006 года он настроен оптимистично. ("Резонанси")
Черный список МВД Южной Осетии - не новогодняя шутка
"В опубликованном т.н. МВД Южной Осетии черном списке два министра Грузии - Ираклий Окруашвили и Вано Мерабишвили, а также губернатор Шида Картли Михаил Карели объявлены в розыск", - пишет 6 января газета "Ахали таоба". По мнению члена парламентской фракции "Демократический фронт" Кахи Кукава, это никак не новогодняя шутка, поскольку она имела официальный характер. Это провокация, считает депутат. Он не исключает, что за этой провокацией стоит Москва. Мирное урегулирование конфликта, тем более, если в этот процесс включатся Евросоюз, ОБСЕ и США, становится очень реальным. Но мирное урегулирование конфликта - это смертельный удар по имперским интересам России. Если Грузия сможет мирным путем урегулировать конфликты в Цхинвали и Абхазии, это означает, что Россия теряет влияние не только в этих регионах, но и на всем Кавказе, что для нее смерти подобно. Самая реальная форма, с помощью которой она может этому помешать, усугублять ситуацию, устраивая провокации, чтобы прекратить переговоры и заново начать конфликт, считает Кукава, который убежден, что цхинвальской власти поручили обнародовать такой список. Власть Грузии тоже может опубликовать подобный список, объявить в розыске того же Кокойты, начать аресты кого-то, что приведет к ответным действиям со стороны Цхинвали - кого-то арестуют или убьют, и начнется новый конфликт. Таков их план. Но Кукава надеется, что власть Грузии проявит разумность, и не поддастся на это. Если ведутся переговоры, то логично, чтобы с другой стороной были бы хорошие отношения, а все это делается с целью провокации, уверен депутат. Он напоминает, что в свое время это делалось в 90-е годы, когда живьем сожгли нескольких грузин, так и сейчас расчет делается на то, что у кого-то не выдержат нервы и последуют ответные меры. Это еще раз подтверждает, что Кокойты находится под сильным влиянием России. К тому же, тот факт, что министр ВД т.н. Южной Осетии является русским полковником, тоже что-то значит. В любом случае Кокойты открыто противодействовать Москве не в состоянии, сегодня он вынужден выполнять указания Москвы. Режим Южной Осетии, конфликт и все остальное с начала и до конца создано Москвой, это полностью проект Москвы, что не нуждается в доказательстве, поскольку это факт. По мнению Кукава, никаких ответных мер не следует принимать в связи с этой провокацией. Но необходимо сделать заявление, что это провокация, и призвать осетинский народ и правительство т.н. Южной Осетии не поддаваться на нее. Самая лучшая форма борьбы против провокации, это разоблачение провокации, которую надо воспринимать иронично и несерьезно. Главное - мирное урегулирование конфликта, в чем заинтересованы и международные организации. Что ждать в 2006 году в связи с мирным урегулированием конфликта? По словам Кукава, сегодня - это борьба под ковром, т.е. процесс идет, но какой это процесс, мы не видим. Он не прозрачен. Говорят, что с Кокойты и Багапш рассматриваются мирные инициативы, но в это не вовлечены грузинская общественность, парламент Грузии, политические организации. Кукава подозревает, что по данному вопросу идет, скорее, некая международная торговля, нежели действительно двусторонний диалог. Для двустороннего диалога требуются две стороны, но пока не ясно, кто вторая сторона - Москва или Цхинвали и Сухуми? Так, у Кокойты не тот мандат, чтобы отказаться от директив Москвы и напрямую подписать какое-либо соглашение с грузинской стороной. По мнению Кукава, мы должны суметь говорить напрямую с абхазскими лидерами, с существующими там партиями, с местными деятелями. Ведь не все из них сепаратисты, там есть авторитетные лидеры. Диалог надо вести с ними, сказать, что предлагаем им максимум того, что они хотят, ведь реально эти соглашения в интересах не только Грузии, но и их. Но об этом мы должны говорить с самими абхазами и осетинами, а не с Москвой, которая в этом не заинтересована. Так, Багапш выражает интересы одной части общества, но он связан по рукам и ногам, там есть Хаджимба, который также пользуется большим влиянием. С Абхазией обязательно надо вести открытые переговоры с использованием форм народной дипломатии. Что касается активной роли парламента Грузии в урегулировании конфликта, то, несмотря на принятые парламентом постановления, у депутатов есть только официальная информация о том, что происходит за кулисами, что президент Грузии пытается получить от президента России гарантии по разным вопросам и в этом контексте оформить общее соглашение. Но мы не знаем, о чем конкретно идет речь. Так есть информация, что со стороны России имеет место политический шантаж против власти Грузии, с использованием Гиоргадзе и других сил и угрозы возможной дестабилизации. Потому есть опасность, что договоренность по одному вопросу вызовет уступки по другому вопросу, считает Кукава. По его словам, Москва открыто шантажирует Грузию фактором Гиоргадзе, акции, которые устраивает партия Гиоргадзе, хорошо финансируются. У его партии "Справедливость" офисы в 80 районах, чего нет ни у одной партии, кроме "Национального движения". Гиоргадзе объявлен в розыске, но перед всеми выборами открыто заявляет, что собирается стать президентом. Россия вмешивается во внутреннюю политику Грузии, отказывается выдать лицо, объявленное в розыск. Другой вопрос - верно ли предъявленное ему обвинение, но разбираться в этом не дело российской власти. ("Ахали таоба")
Использует ли психическое расстройство Владимира Арутюняна пиарист Саакашвили?
Обвиняемый в терроризме Владимир Арутюнян выступил сегодня на процессе в Тбилисском городском суде с последним словом, пишет 6 января газета "Ахали таоба". Арутюнян признает себя виновным лишь в одном преступлении. Он признает только кражу удостоверения личности у гражданки Наны Гагуа. Арутюнян отрицает убийство, теракт, хранение и использование огнестрельного оружия, хранение отравляющих веществ и другие тяжкие преступления. Как объясняет обвиняемый, у него есть собственная версия, почему его обвинили в других преступлениях. По словам Арутюняна, он выражает позицию против нынешней власти, всегда участвовал в акциях протеста и, соответственно, его возможное длительное заключение можно считать местью власти Грузии. Владимир Арутюнян уклоняется от разговора о других деталях, заявляя, что о том, как произошло убийство полицейского Квливидзе и другие преступления, он будет говорить с международными организациями. В связи с эпизодом теракта Арутюнян использует право молчания. Единственной его просьбой было, после вынесения приговора разрешить ему раз в две недели видеться с матерью. Подозреваемый в покушении на президента США Джорджа Буша, Арутюнян был задержан 20 июля в результате спецоперации МВД в Вашлиджвари. В ходе операции погиб сотрудник Департамента контрразведки МВД Зураб Квливидзе. Как пишет газета, никому не известный молодой человек сделал прыжок к мировой популярности, а президент Саакашвили в собственных интересах это использовал, чтобы углубить грузино-американскую дружбу. В итоге выиграли оба - и Арутюнян, и Саакашвили. В проигрыше осталась лишь та часть американцев, которая думает, что Арутюнян, был если не заместителем бен Ладена, то хотя бы командиром какого-либо из его подразделений. Есть и такие, кто думает, что Арутюнян - подготовленный в России армянский дашнак, который выполнял особую общечеловеческую миссию. Реально же, это молодой человек, до которого никому не было дела, который не мог лечиться, и решил так отомстить всем. Стыдно должно быть власти, что те, кто действительно здоров, могут уйти от ответственности благодаря медицинскому заключению, им-то выдают такие справки. А что с Арутюняном? Лишь бы не оскорбить президента Саакашвили? Действительно - одно задержать помешанного, а совсем другое террориста. Чтобы потом говорили, что в Грузии нет даже одного нормального террориста? Вот и мучается президент, мучает и следователей, и адвокатов, из которых разве что 3-4 не побывали в адвокатах Арутюняна, настолько сложно обслуживать этого "террориста". А надо, чтобы Арутюняна проверила независимая медицинская комиссия, и после этого выяснится, действительно ли задержанный молодой человек является террористом, или его психическое расстройство преступно использует пиарист Саакашвили, заключает "Ахали таоба".
Парламент
С первого 2006 года в законодательном органе действует новый, более жесткий регламент для депутатов, пишет 4 января газета "Резонанси". Согласно новому регламенту, если член парламента, который обязан представить законопроект на пленарном заседании, не присутствует в зале заседаний, из его зарплаты удерживается 10 процентов. В случае, когда член парламента не выносит законопроект в зале заседаний, на основании заявления председателя заседания оформляется протокол, который в течение 24 часов направляется в департамент финансового обеспечения аппарата парламента - с требованием удержания из зарплаты депутата. Осуществление данных изменений внесено в повестку дня по инициативе председателя комитета по процедурным вопросам после того, как участились неявка на заседания и отсутствие депутатов во время представления законопроектов. В рамках бюджетного ассигнования в парламенте будет сформирован специальный фонд, в который поступят удержанные из зарплаты депутатов суммы. Основание для создания данного фонда опять-таки дает задействованный с 1 января 2006 года новый регламент парламента. Решение относительно распоряжения суммами фонда принимает председатель парламента - по собственной инициативе, или на основании предложения совета казначеев. Информацию о принятом решении председатель парламента предоставляет в бюро парламента. С нового года в парламенте еще одно новшество: руководитель парламентской делегации должен в письменном виде представить в бюро парламента итоги зарубежного визита. В противном случае председатель парламента оставляет за собой право не давать согласия на его последующий визит. Право на это спикеру предоставляет новый регламент парламента. Руководитель делегации обязан в течение 14 дней по завершении зарубежного визита представить в бюро отчет, информацию или соображения о визите. А руководитель группы дружбы с другими государствами обязан представить в бюро отчет о визите не позднее десяти дней после завершения визита. В соответствии с требованием комитетов и фракций отчет делегации в составе десяти членов может стать и предметом рассмотрения пленарного заседания. ("Резонанси")
Экономика
Правительство Грузии заявляет о длинном перечне успешных экономических дел на протяжении года, пишет 4 января газета "Резонанси". Но иные соображения на этот счет у экономических экспертов. Как они заявляют, в стране сделаны значительные шаги для развития экономики, но это капля в море по сравнению с тем "пиаром", который устраивает правительство. Эксперт Давид Нармания самым значительным экономическим явлением считает рост бюджетных поступлений, как налоговых, так и таможенных, в результате чего лучше были профинансированы многие важные обязательства. Также задействован новый Налоговый кодекс, хотя выявленные в нем недостатки привели к необходимости проведения значительных изменений и дополнений. Шагом вперед в определенной степени эксперт считает и начало работы над новым Таможенным кодексом, так как сегодня в таможенном пространстве много непонятных вопросов, из-за чего часто происходит иная интерпретация налогов таможенными органами, что, естественно, вызывает недовольство налогоплательщиков. Из-за законодательного вакуума незащищены права экспортеров и импортеров. Что касается отрицательных явлений, то надо отметить подход правительства в отношении местного бюджета. Серьезную критику заслуживает и подготовленный правительством законопроект в связи с будущей деятельностью местного самоуправления, в частности, вопросы финансирования и местных поступлений. Фактически единицы самоуправления оставляют без доходов, что в будущем увеличивает степень их зависимости от центральной власти и делает их "продолжением" этой власти в районах. Шагом вперед Давид Нармания считает упрощение системы лицензий-разрешений, сведение их количества до минимума. Хотя в этой сфере предстоит еще многое сделать, разработать подзаконные акты и т.д. Несмотря на заявляемые правительством успехи, не меняется показатель бедности в стране, существует дисбаланс, т.е. цены растут быстрее, чем доходы населения. Подорожание топлива вызвало увеличение цен на многие продукты, с подорожанием газа они возрастут еще больше. Не соответствует действительности и утверждение правительства о максимально приемлемой инвестиционной среде в Грузии. По словам эксперта, в стране существуют такие важные явления, которые препятствуют привлечению инвестиций. Серьезный зарубежный инвестор не может не задуматься над деятельностью финансовой полиции Грузии, также над существованием конфликтных регионов. Есть много нюансов, вызывающих недовольство инвесторов, считает Нармания. По словам Нармания, предложив свою систему самоуправления, власть не посчитала должным рассмотреть альтернативные версии, в которых, в отличие от подготовленного властью проекта, было заложено гораздо больше концептуальных основ. Власть приняла нечто такое, в чем сама до конца не уверена. Правительство почему-то не пошло на здоровый диалог и в ускоренном темпе приняло законопроект, подготовленный собственной группой. В этом смысле есть много вопросов, заслуживающих внимания, считает эксперт. ("Резонанси")
С нового года Россия открывает новые торговые представительства в восьми странах СНГ, пишет 4 января газета "Резонанси". В июне 2005 года правительство Михаила Фрадкова подписало постановление "Об оптимизации системы торговых представительств России в иностранных государствах", на основании которого открывает представительства в Грузии, Азербайджане, Армении, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане. Как заявляют в МИД России, в Москве большое значение придают именно странам Содружества. Основная задача торговых представительств - проведение внешней экономической политики России, расширение экспорта российских товаров и услуг, содействие диверсификации. Согласно постановлению, наряду с открытием торговых представительств в СНГ, аннулируются торговые представительства России в 52 странах мира, причиной чего называется сокращение штатов МИД России. Между прочим, закрываются представительства в таких традиционных союзниках России, как Ангола, Куба, Эфиопия и Венесуэла. Во внешнеполитическом ведомстве России уверяют, что закрытие в этих странах представительств не означает вообще прекращения торгово-экономического сотрудничества. Россия сохраняет торговые представительства в 42 странах. По словам эксперта в экономических вопросах Демура Гиорхелидзе, Россия заинтересована в протекающих на Кавказе процессах и считает, что здесь сфера ее интересов. Поэтому открытие торговых представительств со стороны России естественно. "Наша проблема не в том, что у России здесь есть интерес, а в том, что мы, в том числе представители экономической власти не представляем экономики Грузии без российского рынка", - говорит Гиорхелидзе. В этом проблема и вероятность ущерба. По словам эксперта, развитие возможно лишь в единственном случае: если грузинские фирмы выходят на мировой рынок. "Мы должны думать о том, что грузинский бизнес способен выйти на рынки ведущих стран мира и добиться успеха, ясно, если они будут действовать в собственной стране по цивилизованным рыночным правилам. Проблема в этом, а не в том, откроется или нет торговое представительство. Этот процесс мы должны воспринимать нормально и должны руководствоваться правильными ориентирами", - заявил Демур Гиорхелидзе. ("Резонанси")
Общество
В новогодние дни в Тбилиси увеличилось количество вызовов скорой помощи, пишет 4 января газета "Резонанси". Как говорят операторы скорой медицинской помощи и врачи, в эти дни в Тбилиси количество вызовов возросло до 600-700. По их словам, большинство вызовов связано с пищевыми отравлениями. Необходимо отметить, что вследствие аварий в новогодние дни вдвое возросли вызовы неотложной медицинской помощи. Ввиду напряженной работы службы 03, определенной части горожан пришлось вызывать платную скорую медпомощь. Как правило, больше всего случаев пищевого отравления фиксируется в новогодние дни. Врачи службы 03 говорят, что в течение дня им приходилось много выезжать из-за отравлений. В основном все ограничивалось промыванием желудка, советами как питаться и т.д. Хотя нескольких пациентов пришлось доставить в больницу. В основном людям становилось плохо из-за чрезмерного потребления алкогольных напитков, свинины, отмечают врачи. Между тем, в Национальном центре контроля заболеваний в этом году не было зафиксировано ни одного случая пищевого отравления. По словам заместителя директора центра Шота Цанава, ни одного сообщения в центр не поступало, т.е. пострадавшие сюда не обращались. По его словам, в основном в эти дни причиной отравления бывают термически плохо обработанные, плохо сохраненные продукты. Особенно опасны приготовленные в домашних условиях компоты, варенья, консервы и т.д. ("Резонанси")
Птичий грипп
После зафиксированных в Турции фактов птичьего гриппа на границах Грузии усилены карантинные мероприятия, пишет 6 января газета "Ахали таоба". Министр сельского хозяйства и представители Департамента ветеринарии находятся на турецко-грузинской границе, на таможне Сарпи и проводят необходимые дезинфекционные работы. В рамках профилактических мероприятий против распространения птичьего гриппа специальная группа избирательно убивает перелетных птиц на прилегающей к границе территории и проводит лабораторные проверки. На сегодня на территории Грузии не зафиксирован ни один случай птичьего гриппа. Как утверждают представители Департамента ветеринарии, дезинфекционная аппаратура современного типа работает на всех пограничных пунктах Грузии. Согласно сообщению зарубежных СМИ, на востоке Турции от птичьего гриппа скончались трое детей, еще несколько помещены в больницу. Как сообщается, инфицированные являются детьми сотрудников фермы, на которой зафиксирована вспышка птичьего гриппа. Председатель парламентского комитета здравоохранения Гиги Церетели заявляет, что в Грузии есть теоретическая опасность распространения птичьего гриппа, но это не должно стать основанием для паники. По словам Церетели, вспышка птичьего гриппа в Турции вовсе не означает, что он распространится и на территории Грузии. Несмотря на это, власть принимает серьезные меры против его распространения. Как сообщил Церетели, создан специальный штаб по координации борьбы с птичьим гриппом. Но главное, чтобы население не впадало в панику, считает Церетели. Однако, по его словам, элементарные меры безопасности должно соблюдать и население. ("Ахали таоба")