Прошедшие 11 декабря 2005 года в Приднестровье парламентские выборы окажут серьезное влияние не только на внутриполитическое развитие ПМР, не только на ход диалога непризнанной республики с Кишиневом, но и на баланс сил на постсоветском пространстве.

Вслед за Киргизией, где - после явной угрозы гражданской войны, спровоцированной западными неправительственными организациями - России удалось сохранить мир и стабильность, вслед за парламентскими выборами в Азербайджане, президентскими в Казахстане и конституционным референдумом в Армении, где прозападная оппозиция потерпела сокрушительное поражение, а Россия с самого начала выступила против "оранжевых" сценариев, Россия вновь выступила как защитник суверенитета. Антироссийская "оранжевая" волна в постсоветских государствах надломилась, и России принадлежит в этом заметная роль.

Не секрет, что Приднестровье стало ареной противостояния России - с одной стороны, и Молдавии, ОБСЕ и примкнувшей Украины - с другой. Прошедшие выборы стали важным этапом этой конкуренции, и следует признать, что победу в этом раунде одержала Россия.

Выборы в приднестровский парламент происходили по мажоритарной системе. На 43 места в парламенте претендовали около 200 кандидатов. И хотя многие кандидаты были выдвинуты партиями и общественными движениями, фактически соревновались люди, а не партии. Кроме того, количество избирателей, от которых избирается депутат, сравнительно невелико - 8-10 тысяч. Это обусловило особенность выборной кампании - ее "камерность". Кандидаты предпочитали общаться с избирателями напрямую, а не через телевизор. Основное средство агитации - встречи с избирателями.

И хотя программы кандидатов изобиловали муниципальными и даже конкретными бытовыми вопросами, главным вопросом большинства предвыборных программ стала ключевая для приднестровцев проблема - признание республики. В массовом сознании Россия - единственный союзник, который может помочь ПМР превратиться в признанное государство. Не случайно избирательные программы кандидатов изобиловали лозунгами "депутат имярек - ваша прямая связь с Россией".

Все основные политические силы Приднестровья опираются на главный принцип - суверенизацию региона, признание ПМР в качестве независимого государства, которое само должно решать свою судьбу. Юридическое признание за Приднестровьем прав суверенного государства - базовая ценность для населения, и ни одна сила не имела бы электоральных перспектив, если бы не разделяла этот принцип. Результаты выборов мало что изменят во внутриполитической ситуации в республике с точки зрения баланса сил. Принципиальный расклад в новом парламенте, несмотря на некоторое изменение персонального состава, остался прежним - все основные силы представлены в тех же пропорциях, что и раньше. Но если в странах СНГ в последнее время избирательный процесс приводил в той или иной мере к внутриполитической дестабилизации, выборы в Верховный Совет ПМР, напротив, стали важным фактором укрепления внутренней стабильности. И примечательно, что этот более высокий уровень внутренней стабильности базируется на пророссийском идеологическом фундаменте. Выборы в Верховный Совет ПМР, их ход и итоги окажут большое влияние на отношения Тирасполя и Кишинева. Избирательный процесс в Приднестровье обречен на сравнения с выборами в Молдавии. И в этом заочном соревновании непризнанная республика явно лидирует. В то время как последние молдавские выборы в парламент прошли со скандалами, а те же выборы кишиневского мэра в четвертый раз подряд срываются из-за низкой явки, в ПМР на выборы, на которые пришло больше половины избирателей, прошли спокойно и даже буднично, несмотря на высокую конкуренцию (в среднем - 5 претендентов на одно депутатское место).

Власти Молдавии, Украины, Евросоюз, ОБСЕ, которые заранее объявили выборы в приднестровский парламент "недемократическими" (явно путая демократичность избирательного процесса с международной легитимностью территории, на которой проходят выборы), не только "проиграли" выборы, но и в еще большей степени разрушили свой авторитет в глазах приднестровцев. Более того, отказавшись послать наблюдателей, они сами себя отсекли от возможности давать какие-либо оценки этого процесса.

Для Украины, которая приднестровцами традиционно воспринималась ранее как недостаточно надежная, но все же дружественная сила, подобная позиция выглядит крайней ошибочной с точки зрения ее позиций в регионе. В Приднестровье позиция Украины была расценена как "предательская". Во многом именно этим объясняется тот факт, что в парламент фактически не прошли кандидаты, отстаивающие идею интеграции с Украиной (при том, что около 30 процентов населения ПМР - этнические украинцы).

Евро-украино-молдавская позиция "гуманитарной блокады" Приднестровья в еще большей степени стимулировала власти ПМР приложить максимум усилий с целью легитимации выборного процесса. С целью максимального соблюдения демократических стандартов российские общественные организации оказывали методическую и практическую помощь ПМР в организации выборного процесса. Поддержка России (моральная и организационная) резко контрастировала с враждебностью Молдавии, Украины и ОБСЕ.

Априорность и безапелляционность, с которой Молдавия, Украина и ОБСЕ дали негативные оценки предстоящим выборам, провоцировали уязвленное население принять участие в голосовании. Выборы членов парламента сами собой превратились в еще один бой за суверенитет. "Гуманитарная блокада" была прорвана приглашением большого числа международных наблюдателей и журналистов. 150 наблюдателей из Молдавии, России, Белоруссии, Польши, Украины, Великобритании, Иордании и Палестины. 120 журналистов из ПМР, Молдавии, России, Украины, Венгрии, Словакии, Польши, Великобритании и США.

Наблюдатели не только признали выборы соответствующими международным демократическим стандартам, но и публично осудили попытки игнорировать волеизъявление народа. ПМР с помощью России удалось перейти от оборонительной позиции "признайте наши выборы" к наступательной - "позор тем, кто игнорирует демократические процессы". Примечательно, что наиболее резкие оценки попыткам "гуманитарной блокады" дали наблюдатели именно из Молдавии, Украины и Польши.

Итак, в Приднестровье прошли выборы, которые, по мнению наблюдателей, соответствуют международным демократическим стандартам. Выборы упрочили внутриполитическую стабильность в ПМР. Усилия ПМР и России по легитимации этих выборов увенчались успехом. На переговорах о приднестровском урегулировании Тирасполь получает более сильную переговорную позицию. В ПМР упал авторитет европейских структур, Молдавии и Украины, а авторитет России существенно вырос.

Фактически России удалось, в том числе и используя ошибки и просчеты оппонентов и конкурентов, аккуратно, технологично и эффективно поддержать дружественную республику, и, кроме того, "без шума и пыли" усилить свои позиции на одном из ключевых направлений внешней политики.

Теперь вопрос заключается в том, удастся ли России воспользоваться плодами своей победы. Несомненно, оппоненты и конкуренты сделают выводы из своего поражения, и на предстоящих в будущем году президентских выборах в ПМР будут вести более агрессивную и, возможно, более умную политику.