Похоже, страны постсоветского пространства начинают пожинать первые реальные плоды собственного отказа от выстраивания отношений с Россией в рамках единого политико-экономического формата, каковым мог бы стать, но с подачи Запада не стал СНГ. Россия признала несостоятельность СНГ как интеграционной структуры и начала выстраивать свою политику в режиме "цивилизованной дезинтеграции", о чем заранее и крайне недвусмысленно предупредил страны Содружества российский президент Владимир Путин, находясь с визитом в Ереване.

Очевидно, естественным итогом дезинтеграции в случае с СНГ станет новая реальность, при которой экономические взаимоотношения между ее нынешними субъектами будут выстраиваться в контексте общепринятых рыночных механизмов и реалий. Россия, как представляется, в определенный момент осознала пагубность расслоения двух основных ярусов сотрудничества в рамках СНГ - экономического и политического. Получая экономические преференции на первом из них, некоторые страны-партнеры по Содружеству продолжали и продолжают разрывать пояс политического взаимодействия с Россией, в том числе за счет создания альтернативных блоков, таких как ГУАМ или так называемого нового "демократического пояса". На это Москва дала совершенно адекватный и вполне ожидаемый ответ - она отказалась играть по правилу - "альтернативная политика при невыгодной экономике", предложив свой подход - "альтернативная политика при альтернативной экономике".

В странах-транзитах и импортерах нарастает критика в адрес Москвы за политические решения на экономическом поле, за попытку давления и монополизацию транспортных и энергетических коридоров. В свою очередь Россия продолжает выстраивать акцентированную экономическую политику в отношении стран, затягивающих "демократический пояс" и их консультантов с Балтийского побережья.

Было бы наивно предполагать, что проект балтийского газопровода и пересмотр ценовой политики "Газпрома" обусловлены именно и только деструктивной политикой прибалтийских государств, антироссийской риторикой Саакашвили или стремлением Украины в НАТО. Необходимость в диверсификации транзитных потоков не только в европейском, но и азиатском направлениях насколько очевидна, настолько и целесообразна для Москвы. С другой стороны, в свете неумолимого роста цен на энергоносители, переход "Газпрома", а вскоре и других российских энергетических компаний на жесткую ценовую политику также представлялся делом времени. Что касается "новой реальности" для стран СНГ - видимо, она также была неизбежна, однако могла наступить менее резко и болезненно. Во всяком случае, Украина - важнейший геостратегический фактор для России, могла использовать свое положение намного более обдуманно.

В складывающихся условиях особое внимание стоит уделить ситуации, которая складывается вокруг тех стран СНГ, которые в условиях полной зависимости от поставок газа из России, с той или иной долей успеха сохраняли хорошие отношения с Москвой. Речь идет об Армении и Белоруссии. Белоруссия юридически является для России единственным союзным государством, и вопрос в данном случае решался в ином формате. В связи с фактическим повышением цены на поставляемый в Белоруссию газ, российская сторона выделит этой стране государственный кредит в размере $146 млн. при годовой ставке 0,75%, что позволит компенсировать издержки. С Арменией, являющейся членом единого с Россией оборонного блока - ОДКБ, переговоры по данному поводу еще предстоят. В ходе официального визита в армянскую столицу, премьер-министр России Михаил Фрадков заверил, что сторонам обязательно удастся найти взаимовыгодный механизм, который и будет применен в интересах двух стран.

Тем не менее...

Пока цена на экспортируемый в Армению газ остается на прежнем уровне, пока президенты двух стран собираются лично обсудить все нюансы будущего соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, пока эксклюзивный поставщик газа в Армению компания "АрмРосгазпром" (на 55% принадлежащая российским холдингам - "Газпром" и ИТЕРА) воздерживается от комментариев, армянские журналисты приступили к тиражированию собственной точки зрения.

В частности, некоторые комментаторы предприняли попытку просчитать дивиденды "Газпрома", получаемые от перепродажи туркменского газа Армении, а также предугадать, чем же завершатся продолжающиеся переговоры Москва-Ашхабад и еще не начавшиеся Москва-Ереван. При этом из виду был упущен совершенно незначительный факт - между Арменией и Туркменистаном не существует двусторонних договоренностей в газовой сфере. Ереван имеет дело только с "Газпромом" - на сегодня эксклюзивным поставщиком газа на армянский рынок. Причем сам Газпром не обязан, да и не в состоянии определять газ какой именно страны поставляется тому или иному клиенту, в том числе и армянкой стороне. В случае с Арменией это может быть как туркменский, так и российский или даже азербайджанский газ. Однако комментаторы полностью игнорируют данный факт, "до цента" просчитывая расходы и доходы сторон юридически не существующей торговой цепочки Ашхабад-Москва-Ереван и, как уже отмечалось, игнорируя невозможность ее функционирования без среднего звена.

К примеру, исходя из того, что "Туркменистан поставлял газ России за $44 за тысячу кубометров, а Армении он реализовывался уже Газпромом за $55", комментатором издания PanArmenain.net в статье "Туркменский газ по российским ценам" подводится следующий нехитрый итог: "таким образом, транспортные расходы вместе с прибылью Газпрома составляли порядка 20% от туркменского газа".

При этом, автор явно поленился приплюсовать к закупочной цене стоимость грузинского и казахстанского транзита и ни словом не оговорил тот факт, что до сегодняшнего дня Армения расплачивается с "Газпромом" по беспрецедентной схеме - 50% - деньгами, 50% - поставкой материально-технической продукции, то бишь бартером. Общеизвестно, что стоимость газа для конкретной страны-поставщика фиксируется непосредственно на ее границе - Армения в настоящее время закупает газ на армяно-грузинской границе по цене $56. С вычетом расходов на транзит "жадный" "Газпром" вот уже целое десятилетие поставляет газ в Армению, теряя на каждой тысяче кубометров от $5 до $6, что, по словам министра энергетики Армении Армена Мовсисяна, позволило буквально из руин поднять газораспределительную отрасль страны. Но это в прошлом, а оно быстро забывается.

Автор рисует еще более мрачные перспективы...

"Алчный" Газпром, согласно автору, не дает "бедному" Ниязову повысить цену на жалких $16, а с Армении уже готов драть все $110. В результате, второй вывод комментатора таков: "за перекачку тысячи кубометров голубого топлива из Центральной Азии на Южный Кавказ Газпром собирается зарабатывать больше, чем получает сам экспортер". Во-первых, в данном случае еще непонятно кто является экспортером - Туркменистан или собственно "Газпром" - с 2007 года российский концерн выкупил право на экспорт всего туркменского газа. Во-вторых, цена на газ для Армении еще не утверждена, и не ясно по какому именно механизму будет расплачиваться армянская сторона. В третьих, если для Армении, тем не менее, будет установлен тариф в $110, то он заметно ниже планируемых тарифов, в частности, для Украины ($230) и Молдавии ($160). Примечательно, что сами официальные лица Армении довольно спокойно воспринимают данную перспективу, указывая на ее неизбежность и уверяя, что на населении страны это не отразится.

Что также важно, автор предпочитает не вдаваться в такие ключевые факторы, как, например, транзитная политика "дружественной" Грузии, пригрозившей впятеро увеличить стоимость транзита для Армении, если России вдруг рискнет торговать по ценам международного рынка. Хотя, стоило бы задуматься, а появилось бы вообще такое желание у российской стороны, веди Саакашвили более уравновешенную политику. С учетом автономности транзита газа в Турцию по "Голубому потоку" и не столь значимых объемов грузинского рынка, Москва вполне могла применить к Грузии более щадящие режимы. А как можно поднять цену на газ для Грузии и оставить ее неизменной для Армении, если ее транзит обеспечивается исключительно по грузинской территории?

Комментатору полезнее было бы попытаться предугадать, какой приемлемый механизм смогут найти армянская и российская стороны для решения столь непростой ситуации. Однако, по-видимому, данный вопрос интересует его менее всего. В моде другие формулы, к примеру "газ взамен на военную базу!". Уповают также на "конкуренцию за маленький армянский рынок между Ираном и Россией". Последнее, впрочем, можно записать в разряд утопий, учитывая суть армяно-иранского договора о строительстве газопровода, роль совместной армяно-российской компании "АрмРосгазпром" в данном начинании, а также целую череду иных факторов.

Относительно перспектив перехода армянского рынка на иранский газ стоит упомянуть лишь одно обстоятельство. Согласно договору о строительстве газопровода Иран-Армения, армянская сторона обязалась за каждый кубометр иранского газа экспортировать в Иран 3 кВт/ч электроэнергии. Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов по этому поводу отметил, что "с армянской стороной заключен достаточно тяжелый контракт, и для того, чтобы выполнить его условия, необходимы электростанции современного уровня". Таким образом, судя по словам Рязанова, армянской стороне придется приложить немало усилий, чтобы обеспечить возврат в Иран 3 кВт/ч электроэнергии за каждый кубометр газа. С другой стороны глава "АрмРосгазпрома" Карен Карапетян заявляет, что "армянский рынок питается, и будет питаться российским газом - иранский газ ни на йоту не сузит армянский рынок российского поставщика".

К сказанному Карапетяном стоит добавить, что армянский рынок будет питаться российским газом до тех пор, пока в Грузии царит относительная стабильность. В случае дестабилизации ситуации в этой стране, газопровод Иран-Армения действительно может сыграть роль важного фактора энергетической безопасности. Другая роль, которая может быть отведена этому проекту - звено в сложной региональной газовой сети, которая объединит газовые системы не только Армении, Грузии и Ирана, но и России, Азербайджана и Турции. О возможности осуществления такой схемы пишут, в частности, некоторые западные аналитики. Что касается сугубо локального вопроса - повышения тарифов на газ для Армении, то это, без всякого сомнения, не является самоцелью для Газпрома, хотя бы исходя из мизерности армянского рынка. А если уж аналитикам не терпится проецировать газовые вопросы на армяно-российские политические отношения, то стоит хотя бы дождаться результатов переговоров Кочарян-Путин, которые благо не за горами, а не предварять их неуместными и некомпетентными просчетами.