Зима опять пришла неожиданно (Правда Севера)

Стало уже чуть ли не закономерностью: пришла зима - жди проблем с отоплением. Вот и сейчас депутаты областного Собрания "объявили" в регионе очередной топливный кризис. В числе особо проблемных районов - Плесецкий, Няндомский, Коношский, Онежский, Устьянский. Несмотря на "панику" областных властей, главы районных администраций пытаются хранить спокойствие и в один голос заявляют, что держат руку на пульсе.

Сложившаяся сегодня ситуация с отсутствием запасов топлива вовсе не так трагична и была вполне ожидаема, считают районщики. Проблемы возникли не только из-за накопившихся многолетних долгов перед поставщиками угля и мазута. В этом году перед главами снова встал выбор: либо ремонтировать котельные, либо запасаться топливом на всю зиму. Но ведь одно не должно исключать другого!

Как рассказал няндомский глава Александр Черкез, уже подходит к концу стодневный запас топлива, который использовался в районе с начала отопительного сезона. За минувшие выходные поставщики подкинули еще немного, и теперь угля няндомцам должно хватить не на десять, как прогнозировалось раньше, а на пятнадцать дней. Мазута - почти на месяц. Кроме того, скоро должна подспеть помощь из областного центра: шесть миллионов из сорока, поделенных между девятью проблемными районами. А это значит, что теплая "погода" в доме няндомцев продлится еще на 30-140 дней.

Но у Няндомского теплоэнергетического объединения (ТЭО), "проводника" энергии в дома, почти пять миллионов долга перед поставщиками. Сборы задолженностей с населения ничего не дают: деньги идут на погашение налоговых недоимок. Отсюда и постоянные перебои с горячей и холодной водой в жилых домах райцентра.

В Плесецке, по словам заместителя главы района по вопросам ЖКХ Олега Цовбуна, положение более тяжелое. Если угля вполне хватит на сто суток, то более востребованный мазут пришлось взять в долг у Мирного. Дали десять цистерн: их хватит от силы на две недели. Сегодня районщики пытаются оформить банковский кредит, чтобы расплатиться с поставщиками. Поручителем выступает областная администрация. Главное сейчас - добиться срочной поставки топлива. Таким же образом, "с колес", сегодня отапливается Онежский район.

Немало долгов перед поставщиками у Коношского района. По словам главы администрации Владимира Васильева, сегодня, с учетом текущих поставок, топлива должно хватить примерно до начала января. Район ждет свой "денежный кусок" от бюджетных сорока миллионов. А дальше надеется на поддержку из областного топливного фонда, где Коноше причитается около 25 миллионов рублей. Хотя Владимир Петрович за то, чтобы средства из фонда шли исключительно на реорганизацию отопительной системы, но другого выхода нет: для зимовки району нужно все 80 миллионов рублей...

У кого как, а у нас, на Севере приметы сбываются. По расчетам областной администрации, срывов в нынешней отопительной кампании не предвиделось, но (надо же!) котлы прохудились и из-за необходимости их ремонта мы снова на грани замерзания. И поправки в бюджет снова вносим задним числом, когда отопительный сезон в полном разгаре. До каких же пор будем выбирать - котлы чинить или топливом запасаться?.. А пока районам приходится из кожи вон лезть, чтобы люди не остались без тепла в долгие новогодние и рождественские праздники.

Виталий Фортыгин, председатель областного Собрания, выступая на пресс-конференции по итогам сессии:

Зима опять пришла неожиданно... На последней сессии мы вынуждены были констатировать, что в некоторых районах не решены проблемы с поставками топлива. Решить их не позволяют долги прошлых лет. Администрации области нужно четче и профессиональнее подходить к работе с муниципальными образованиями. Не перетягивать одеяло, не говорить, кто виноватее, а вместе искать выход из ситуации. Мы будем держать этот вопрос на контроле. Законодательная власть на уровне законов сделала все для того, чтобы область качественно подготовилась к зиме...

Отклонение противозаконно. (Архангельск)

Донского заставят подписать устав

В муниципальном образовании "Город Архангельск" допускаются нарушения действующего федерального законодательства. Представление об устранении нарушений в конце ноября направлено областной прокуратурой в адрес председателя городского Совета депутатов Дмитрия Юркова и мэра Архангельска Александра Донского. Речь, конечно же, вновь идет о многострадальном Уставе города, который из-за личных амбиций мэра до сих пор не направлен в органы государственной регистрации.

Согласно 131-му Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны привести уставы муниципальных образований в соответствие с его требованиями до 1 июля 2005 года. Принятие устава в Архангельске просрочено практически на полгода. Учитывая, с каким трудом шло его обсуждение, можно предположить, что срок регистрации устава будет отодвинут на неопределенное время.

Напомним, что Устав города Архангельска был принят большинством депутатов на октябрьской сессии сразу после общественных слушаний, которые состоялись в сентябре. Решение горсовета было передано мэру Архангельска Александру Донскому с тем, чтобы он направил устав на государственную регистрацию. Вместо этого 9 ноября мэр направил в городской Совет письмо, в котором указал на ряд замечаний. Насколько они были "обоснованны", мы подробно рассказывали в одном из предыдущих номеров ("Неуставные отношения", "Архангельск" от 15 ноября 2005 года).

Письмо не является официальным документом: для внесения поправок в закон необходим проект решения. Поэтому на ноябрьской сессии вопрос об уставе не рассматривался. Между тем сроки отодвигались все дальше. Бездействовал и городской Совет. Но депутатов, по крайней мере, понять можно. Они и так немало сделали для принятия устава и сочли свою миссию выполненной. Это Донского что-то не устроило, он и должен был вносить изменения и дополнения, но предпочел пустить все на самотек.

В конфликт вмешалась прокуратура. Теперь вопрос об уставе будет рассмотрен на ближайшей сессии городского Совета депутатов, которая состоится на следующей неделе. Но что произойдет? Поскольку мэр так и не внес никаких изменений и дополнений, депутаты проголосуют за удовлетворение представления прокуратуры и примут устав в том же виде, что и в октябре. Донской будет вынужден поступиться принципами, проглотить свои гипертрофированные амбиции и на этот раз подписать устав. Ведь в случае повторного отклонения мэром нормативного акта будет нарушена статья 14 действующего в настоящее время Устава МО "Город Архангельск", а также пункт 13 статьи 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Об этом очень четко говорится в письме, направленном 28 ноября 2005 года областной прокуратурой в адрес мэра Архангельска А. В. Донского.

Комментарий

Валерий Зайнулин, начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области:

- В том, что устав не принят, виноваты все. Городская администрация должна была вынести законопроект еще до 1 июля 2005 года. Но соответствующей инициативы от мэра города не поступило. Депутаты не раз откладывали рассмотрение вопроса. Поздно вмешалась и прокуратура. Нужно было действовать более настойчиво.

На ближайшей сессии депутаты могут повторно принять устав в том же самом виде. Я бы даже хотел, чтобы так и произошло, потому что местная конституция должна работать. А поправки можно будет включить в любое время. У прокуратуры, например, тоже есть свои замечания. Мэр будет обязан подписать устав. Если он его вновь отклонит, это будет противозаконно. Тогда вопрос, возможно, будет решаться уже в судебном порядке.

Король умер. Да здравствует король? ("Новодвинский рабочий")

Митинг протеста против роста квартплаты, назначенный на 17 декабря, владельцы комбината решили превратить в PR-кампанию для "нового мэра" - Владимира Давидчука. "Команда молодости нашей"

2005 год по праву можно назвать годом головокружительного взлета и падения Михаила Юрьева. Пожалуй, трудно даже в масштабах всей Архангельской области отыскать столь же противоречивую фигуру, которая за такой короткий срок прошла путь от оглушительного успеха и практически всенародного поклонения до почти полного политического небытия. Можно объяснить и оправдать этот факт многими объективными причинами и стечениями обстоятельств. Однако подавляющее большинство опрошенных нами его бывших сторонников и общественных деятелей Новодвинска едины в одном - огромную и отнюдь не положительную роль в этом сыграли личные качества самого первого всенародно избранного по новой системе выборов новодвинского мэра.

Команда у Юрьева сформировалась, как на подбор, из кадров старых и давно уже доказавших свою несостоятельность. В числе первых замов оказался Алексей Иванович Белов - тихий, малоприметный ветеран управленческого труда, чей звездный час минул еще до начала демократических реформ.

Экономический блок оказался в руках Светланы Григорьевны Жилиной, бывшей учительницы литературы из школы №4. Определенные заслуги на ниве муниципального управления у нее, бесспорно, есть. За годы работы в должности начальника Управления образования культуры и спорта (УОКС) Светлана Григорьевна сформировала при УОКСе "хозгруппу", связанную с городской властью, как мы считаем, не только интересами города, но и интересами личными. Ядром "хозгруппы" стало ООО "Арктикстрой". Вокруг да около собрался сонм индивидуальных предпринимателей, получающих заказы на поставки строительных материалов вопреки всем законам экономики и здравого смысла.

Вице-мэр Татьяна Машина обрела общегородскую известность в бытность свою гендиректором МУП "Жилкомсервис".

Вице-мэр Елена Михайловна Тимчак - фигура столь же легендарная. Не отличившись на финансовой стезе в годы первого юрьевского правления, Тимчак занялась социальными вопросами. Правда, в последние месяцы ее интересовали не столько проблемы сирот и пенсионеров, сколько отношения мэра с градообразующим предприятием. Многих в администрации даже стало пугать то рвение, с которым Елена Михайловна доказывала мэру, что лучшая форма отношений на службе - любовь, а лучший исход борьбы за снижение тарифов на ТЭР, отпускаемые Архангельским ЦБК, - закадычная дружба с Крупчаком...

Юрьев - жертва двойных стандартов

Мало кто в начале прошлого года мог предположить, что итогом полуторагодичного правления мэра Юрьева станет глубокий внутриполитический кризис в одной из самых удобных для управления муниципий Архангельской области. Споры с владельцами градообразующего предприятия об обоснованности тепловых тарифов быстрого результата не дали. Хотя могли дать. Однако Михаил Юрьев, то ли смалодушничав, то ли послушав придворных дам, превратился в этакого двойного форварда, мечущегося от одной команды к другой. Причем, во время игры. То он - на стороне народа, то на стороне хозяев градообразующего предприятия. Однако не только такие шараханья лишили Михаила Семеновича доверия значительной части тех, кто поддержал его на выборах. Ни одно из предвыборных обещаний мэра не выполнено. А наобещал Юрьев в своей предвыборной программе немало. Главное - не повышать квартплату, по крайней мере, в 2005 году.

Понимал ли "двойной форвард" Юрьев, что на его слабые мячи, вроде иска в Арбитражный суд об оспаривании тепловых тарифов, команда "Циннер-Крупчак" ответит сокрушительным двойным ударом?

Посулив некое малопонятное "социальное партнерство", градообразующее предприятие подбило Юрьева поднять тариф на ремонт и обслуживание жилищного фонда. Иначе на 100-процентные платежи не выйти. Народ в гневе. А что еще нужно для второго удара, который владельцы комбината нанесут через несколько дней. В городе готовится политический спектакль "Свержение Юрьева".

Нам хотят навязать Давидчука

- Мы ошиблись в Юрьеве, - такой вывод уже успели сделать лидеры практически всех общественных организаций и движений. От Михаила Юрьева отвернулись избиратели, его не любит пресса. Команда Юрьева слаба (см. выше). Подаст Михаил Семенович завтра в отставку - адекватной замены в ближайшем окружении нет. Пользуясь этим, в городе активно работают эмиссары АЦБК, которые навязывают общественности имя нового мэра. Им, по замыслу владельцев комбината, должен стать Владимир Давидчук, генеральный директор МУП "Жилкомсервис". Пойдет ли подобная замена на пользу городу? Попробуем дать краткую оценку деятельности Давидчука на посту руководителя крупнейшего МУПа.

В мае специальная комиссия проверила финансово-хозяйственную деятельность "Жилкомсервиса". Согласно имеющимся документам, кредиторская задолженность МУП "Жилкомсервис" на конец 2004 года составила 586157 тысяч рублей. По мнению комиссии, одна из причин ее роста - несоблюдение действующего законодательства руководителем предприятия при заключении договоров. Действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги расходам предприятия не соответствуют. Но дело здесь не в том, что тарифы низки, а в том, что расходы слишком велики. На предприятии отсутствует эффективная политика по соблюдению экономически обоснованных расходов, политика по снижению издержек на оказание жилищно-коммунальных услуг, зато в наличии потери тепловодоэнергоресурсов, превышающие установленный в тарифе нормативный размер.

А еще, по мнению комиссии, падение выручки и рост убытков "Жилкомсервиса" связан с предвыборной кампанией в местное и областное собрание: в пропагандистских целях предприятием проводились многочисленные незапланированные и необоснованные ремонты жилищного фонда.

Он экономить не умел

Доля расходов МУП "Жилкомсервис" на оплату труда в собственных затратах составляет 74 процента. Это - основная составляющая расходов предприятия. Из популистских соображений Давидчук летом 2004 года проиндексировал ставку I рабочего разряда, в результате чего долг перед АЦБК вырос еще на 8,8 миллионов рублей.

Руководство "Жилкомсервиса" самостоятельно включило в коллективный договор строку о выплате ежеквартальной премии, на что к исходу весны было затрачено 1 453758 рублей 39 копеек.

Рост заработной платы в два раза опередил рост производительности труда, премии руководству достигали 70-100 процентов.

А как оценить на фоне чудовищных внешних долгов приобретение в ООО "Автоцентр" автомобиля "Форд Мондео" за 731 445 рублей 95 копеек? А была ли острая необходимость в аренде гаража для автомобиля "Шевроле Нива", за что заплачено 18 060 рублей?

Налог на имущество после всех приобретений Давидчука увеличился на 231 592 рубля. А поскольку руководство предприятия забыло согласовать с Государственной экологической инспекцией расчет на размещение твердых бытовых отходов, "Жилкомсервис" выплатил за загрязнение природной среды 664918 рублей.

Давидчук не спешил экономить деньги вверенного предприятия. Зато он очень легко с ними расставался, создавая благоприятные условия для некоторых поставщиков материальных ценностей и услуг.

Сформировался пул элитных поставщиков, через которых не по самым выгодным ценам на миллионы рублей закупались самые обычные материалы. В иной момент предоплата, производимая в пользу отдельных предпринимателей, достигала 50 000 рублей.

Под дудку АЦБК

И это - далеко не предел всем выявленным нарушениям законодательства. Выяснилось, что проекты договоров вносились на рассмотрение МУП "Жилкомсервис" исключительно по инициативе ОАО "Архангельский ЦБК". На согласование мэру Юрьеву, а равно на согласование иных органов местного самоуправления договоры не направлялись, согласие на их заключение не испрашивалось. А это, как мы считаем, уже криминал. МУП "Жилкомсервис" является унитарным предприятием, а значит для заключения крупных сделок в свете Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" согласие собственника необходимо.

Проверка установила, что договор от 28.02.2002 г. № 2-ТЭГ, договор от 27.02.2003 г. № 2-ТЭГ, договор от 24.10.2004 г. № 2-ТЭГ, договор от 15.01.2002 г. № 10-ЭЛ, договор от 24.01.2005 г. № Ю-ЭЛ, договор от 23.01.2004 г. № 10-ЭЛ и договор от 24.01.2003 г. № 10-ЭЛ заключены с ОАО "Архангельский ЦБК" без получения согласия собственника муниципального имущества, от имени которого уполномочен выступать лишь один человек - мэр.

В период 2003-2005 гг. среди принятых МУП "Жилкомсервис" гражданско-правовых обязательств особое внимание следует обратить на договора займа, оформленные в виде векселей. Так, из материалов проверки следует, что во взаиморасчетах со сторонними хозяйствующими субъектами (в первую очередь с ОАО "Архангельский ЦБК") в МУП "Жилкомсервис" использовалась практика расчета как векселями Сбербанка России, так и собственными векселями. За три года МУП "Жилкомсервис" выпустил в обращение собственных векселей на сумму 71 778 146 рублей 10 копеек. Начиная с 2003г. ни один выпуск собственных векселей не был официально согласован с собственником имущества предприятия. Следовательно, векселя МУП "Жилкомсервис" следует квалифицировать как сделки, которые совершены с нарушением закона. Таково мнение комиссии.

Всем сестрам по серьгам

Проверка показала наличие нарушений установленного на предприятии порядка предоставления беспроцентных ссуд. В течение 2003-2005 гг. работникам предприятия выдано ссуд на общую сумму 3 270 400 рублей. В ходе проверки выявлены грубые нарушения Положения о порядке выдачи ссуд работникам МУП "Жилкомсервис".

Сам себя гендиректор В.М.Давидчук осчастливил суммой в 300 000 рублей на улучшение жилищных условий сроком на три года, в то время как Положением предусмотрен срок возврата такой ссуды не более двух лет.

Заместителю главного инженера Алексею Леонидовичу Сысоеву выдана ссуда в сумме 650 000 рублей. Причем также не на два года, а на 10 лет! Ну, да как отказать человеку, которого рекомендовал сам Крупчак.

А вот строго по Положению - сроком на 2 года - получил 120 000 рублей Игорь Тихонович Жилин, скромный инженер ГОиЧС и законный муж грозного вице-мэра Светланы Жилиной. Стоит ли теперь удивляться благодушию Светланы Григорьевны по отношению к давидчуковской бесхозяйственности?

Есть основания полагать, что все так называемые договоры беспроцентной ссуды, заключенные МУП "Жилкомсервис" после 1 января 2003 г. без согласия главы муниципального образования "Город Новодвинск", являются недействительными в силу закона.

На 01.01.2005г. сумма по непогашенным ссудам составила 1 626 665,93 рублей. И это в то время, когда предприятие можно объявлять банкротом! Когда якобы для компенсации затрат "на ремонт и обслуживание" с народа сдирают три шкуры.

Политическая жизнь Юрьева клонится к закату. И в управлении комбината уже клеят новую корону. Конечно же, картонную.

Архангельское телевидение в кризисе (Бизнес-класс. Архангельск)

29-30 ноября уже окрестили в архангельской прессе "самыми чёрными днями" для местного телевидения. Именно с этого момента телевизоры архангелогородцев, принимающие эфирное вещание, перестали показывать телепрограммы, а главное, сериалы канала СТС. В то же время "на кнопке" СТС теперь можно увидеть передачи канала ТВЦ с периодическими включениями программ "АТК-Медиа". Одновременно с этим другой канал ТВЦ (тот, что существовал до изменений) тоже остался на своем месте, только с включениями передач телеканала "Двина".

ООО "АТК-Медиа" несколько лет назад позволило архангелогородцам смотреть телеканал СТС, который поднял популярность программ самого "АТК-Медиа". Не трудно догадаться, что в последнее время новости "СТС-Архангельск" (особенно в 19.30) смотрели десятки тысяч телезрителей, ведь сразу после выпуска новостей начинался любимый сериал с Катей Пушкаревой.

И тем не менее ООО "АТК-Медиа" (обладатель вещательной лицензии на 7-м частотном канале) приняло решение о переводе эфирного вещания СТС в кабельную сеть, тем самым резко сузив зрительскую аудиторию. Ведь, по признанию специалистов, кабельное ТВ в Архангельске могут смотреть не более 50000 абонентов. Если сравнить с 350-тысячным населением Архангельска, то получается седьмая часть.

На недавней пресс-конференции главный редактор "АТК-Медиа" Андрей ЧУРАКОВ поведал журналистам, что решение было принято "добровольно". По его словам, речь идет об изменении объема вещания собственных программ "АТК-Медиа", для которых на СТС просто не хватает времени. До последнего времени на СТС было 18 часов вещания. К ним нужно добавить еще 11 часов 45 минут эфирного времени на канале ТВЦ. И все это, по словам Чуракова, для того, чтобы усилить позицию городского архангельского телевидения. Кстати, в интервью "Бизнес-классу" Андрей Чураков выразил надежду на скорое появление в Архангельске совершенно нового самостоятельного канала, на котором можно будет вещать аж 22 часа в сутки. Т.е. речь идет о собственной частоте, которую придется заполнять только собственными архангельскими передачами.

Скажем прямо - составить конкуренцию раскрученным московским телеканалам провинциальное телевидение вряд ли сможет. Тогда зачем была затеяна кампания с отключением СТС? Директор филиала ФГУП "РТРС" "Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр" Мансур Салахутдинов заверил нас, что лицензия у "АТК-Медиа" на осуществление вещания на 7-м частотном канале есть. А уж что конкретно они будут показывать на этом канале - это их личное дело. Странно, здравый смысл подсказывает, что телевидение работает, прежде всего, для зрителя. И главная его задача - держать рейтинг. Переход новостей "АТК-Медиа" с канала СТС на канал ТВЦ явно не дает прибавки к рейтинговым процентам.

Кстати, существование на двух "разных кнопках" одновременно двух ТВЦ ставит в дурацкое положение областной телеканал "Двина", который весьма удобно расположился со своими передачами в сетке вещания московского телевидения. Не говоря уже о рекламодателях, которые теперь и вовсе не знают, на каком из двух ТВЦ покажут свою рекламу.

Главный редактор областного канала "Двина" Василий Корельский также отказался комментировать ситуацию, сославшись на... отсутствие информации. Но в принципе, по словам Василия Николаевича, "ситуацию нужно менять". И, скорее всего, "Поморью", так же, как и ООО "АТК-Медиа", обладающему неким правом на трансляцию ТВЦ в Архангельской области и размещение на этом канале своих программ, придется уступить свое место. С 2006 года на 9-м частотном канале, где сейчас транслируются программы ТВЦ, мы сможем смотреть программы канала "Россия-спорт".

Кто же регулирует телевизионно-вещательный бизнес в Архангельской области? За разъяснением мы обратились в региональное управление Федеральной антимонопольной службы. И получили ответ: "Антимонопольное законодательство не регулирует работу обладателей лицензий на телевещание. Антимонопольный контроль может осуществляться только за теми из них, которые имеют на рынке определенного товара долю более 35%, ООО "АТК-Медиа" не занимает доминирующего положения, доля предприятия на рынке эфирного вещания не превышает 35%. В связи с этим вопрос о правомерности действий ООО "АТК-Медиа" по прекращению вещания на канале СТС не входит в компетенцию антимонопольного органа".

И все-таки регулирующий орган нашелся - это "Беломорское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия". Оказывается, именно эта структура, созданная в 2004 году, провела проверку "АТК-Медиа" на предмет соблюдения лицензионных условий и требований. Именно Беломорское управление выявило ряд нарушений этих условий и требований и отправило акт об этих нарушениях в Москву в свою головную структуру. Возможно, что одним из таких нарушений и стал сам факт трансляции в эфир программ канала СТС. Теперь, судя по всему, "АТК-Медиа" взялось за исправление выявленных нарушений. Кроме того, по нашим сведениям, ООО нужно переоформлять лицензию, поскольку она была получена еще в 1998 году, а с тех пор лицензионные требования изменились.

Но вернёмся к перспективам, обрисованным нам Андреем Чураковым. Действительно, политика федеральной власти по отношению к региональному телевидению сегодня известна - сокращать местное вещание и наращивать центральное наподобие советского Гостелерадио. У АГТРК "Поморье" уже отобрали право самостоятельно зарабатывать средства, телекомпанию превратили в филиал ЦТ. Теперь у Москвы есть все рычаги для того, чтобы контролировать содержание вещания регионального канала. Больше у "Поморья" нет эфирного времени на художественно-публицистические программы, очерки, концерты, фильмы, дискуссии - только новости.

Очевидно, что населению Архангельской области все же нужно свое независимое от центра телевидение, и региональная власть должна это понимать. Более того, пора исправить ситуацию, когда в регионе работают фактически два городских телеканала. Может быть, необходимо все же объединить усилия - на одной частоте показывать и областные, и городские новости, проводить единую региональную и муниципальную политику?