Эксперт по проблемам конфликтологии, руководитель исследовательско-аналитического Центра "Мир, демократия и культура" Рауф Раджабов (Азербайджан) в беседе с корреспондентом ИА REGNUM представил свое видение перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Отметим, что после публикации интервью доктора политологии, советника министра обороны Армении Гайка Котанджяна "О сопряжении принципов в карабахском урегулировании. Проект дорожной карты" по данной проблематике высказались ряд армянских политологов и политиков. Закавказская шеф-редакция ИА REGNUM приветствует присоединение к дискуссии представителя аналитического сообщества Азербайджана.

ИА REGNUM: Г-н Раджабов, уточните, пожалуйста, свой подход хотя бы к зримым аспектам процесса мирного урегулирования и связанных с ним обсуждений.

Вполне нормально, что эксперты, политики и представители гражданского общества Армении и Нагорного Карабаха высказывают вслух свои ожидания и опасения. Азербайджанцы, армяне, а также непосредственные представители двух общин Нагорного Карабаха ожидали и ожидают от процесса мирного урегулирования карабахского конфликта конкретных результатов, т. е. подписания основополагающего документа, который положит конец конфликту и даст позитивный импульс развитию интеграционных процессов в регионе Южного Кавказа в целом. К сожалению, пока этого не произошло. Тем не менее, процесс мирного урегулирования карабахской проблемы способствовал сохранению режима прекращения огня силами обеих сторон, без привлечения миротворческих сил, т.н. "голубых касок".

ИА REGNUM: Согласны ли вы с распространенным в Азербайджане мнением, что на 12-м году прекращения огня мирная составляющая процесса урегулирования буксует?

Данный процесс не принес результата, в итоге ситуация "ни войны, ни мира" породила новые тревожные импульсы, которые мы наблюдаем сегодня. Некоторые политологи, эксперты и политики в обеих странах утвердились во мнении, что стороны конфликта исчерпали все мирные средства в решении карабахской проблемы. Кроме того, они ошибочно рассматривают мирные соглашения как завершающий акт урегулирования конфликта. В реальности соглашения - это открытая дверь в новый лабиринт проблем, которые продолжат начатые процессы. Главное, пора принять за основу урегулирования карабахского конфликта принцип перехода конфликта в стадию взаимовыгодного решения, что даст новый импульс его мирному урегулированию. Тем самым будут конкретно обозначены причины разногласий, и это позволит добиться желаемого результата. Такой подход даст возможность пересмотреть наше понимание всего процесса, который якобы зашел в тупик. Дело в том, что ни одна проблема не может быть решена теми же средствами, которые ее создали.

ИА REGNUM: Карабахская проблема возникла в феврале 1988 года, когда армянская часть депутатов (азербайджанские депутаты в голосовании не участвовали) Областного Совета Нагорно-Карабахской автономной области объявила о выходе из состава Азербайджана. Какие же, по-вашему, средства решения азербайджанская сторона должна искать сейчас - может быть, всеобщий референдум?

Начнем с того, что карабахский конфликт никогда не будет разрешен силовым путем. Обеим сторонам следует искать пути взаимовыгодного сотрудничества. Чтобы инициировать вышеуказанный процесс, необходимо расширить круг сторонников урегулирования конфликта средствами, которые не предполагают насильственных воздействий. Рассмотрение мирного урегулирования как единственно верного пути может способствовать подписанию соглашений, а также позволит разрешить другие межэтнические конфликты. Дело в том, что ни одна южнокавказская страна не может состояться как государство без разрешения конфликтов, а это, в свою очередь, не позволяет состояться Южному Кавказу как региону.

Для этого надо, во-первых, рассматривать политическое урегулирование как динамичный процесс, фундаментом которого является выстраивание региональных взаимоотношений. Во-вторых, направить урегулирование по пути поиска и развития новых возможностей, не останавливаясь на возникших трениях сторон. В- третьих, взять за основу дифференцированный подход в разрешении конфликтов, т.е. четко обозначить национальные и региональные приоритеты.

Учитывая вышеизложенное, возникает резонный вопрос: какая перспектива развития народа, государства и южнокавказского региона взята за основу сторонниками силового пути решения конфликта, и стоит ли придерживаться военного пути при разрешении таких сложных конфликтов? Выбор варианта силового разрешения карабахского конфликта может привести к тому, что результат окажется не таким, как хотелось бы его вдохновителям и инициаторам. Мирное или политическое урегулирование - это процесс, требующий координации в совместных действиях всех участников конфликта. В процессе урегулирования перед нами встает сложная задача: строить взаимоотношения до, во время или после подписания официальных соглашений?

ИА REGNUM: Можете ли выделить основные, на ваш взгляд, принципы политического урегулирования карабахской проблемы?

Попробую это сделать.

1. Нагорный Карабах - составная часть как республики, так и южнокавказского региона, и все жители Карабаха, независимо от национальной принадлежности и места жительства, являются полноценными и равноправными гражданами Азербайджанской Республики (АР). Противоречия между принципами территориальной целостности государства и права народа на самоопределение может решаться путем проведения референдума. Необходимо лишь определить реальные сроки его проведения.

2. Формат процесса политического урегулирования должен предполагать прямой диалог между Баку и Ханкенди (Степанакерт) и проходить без участия Армении.

3. Посредническая миссия Минской группы ОБСЕ не должна выходить за пределы, обозначенные и ограниченные нормами международного права.

4. Стратегической линией в разрешении карабахского конфликта должен быть совместный поиск решения конфликта, а не торг, когда стороны рассматривают переговоры как продолжение войны и основной акцент делают на собственном выигрыше.

5. Азербайджан и Армения должны определить границы своих геополитических и региональных интересов и приоритетов в регионе Южного Кавказа. Всем прямым участникам конфликта необходим реализм в выборе средств решения внутренних конфликтов, и по этой причине Азербайджан и Армения должны отказаться от применения силы в разрешении как карабахской проблемы, так и других возможных межэтнических конфликтов.

6. Должны быть подписаны рамочные соглашения с Нагорным Карабахом, т.к. Конституция АР позволяет решать вопросы данного характера.

7. Нагорный Карабах должен отказаться от главенствующей роли Армении в урегулировании карабахской проблемы.

8. Азербайджан и Армения должны определить круг вопросов, вызывающих взаимный интерес, и подписать договор о признании территориальной целостности друг друга, а также о признании Армении как гаранта безопасности армянской общины Нагорного Карабаха (аналогичный Карскому договору от 1921 года об особой роли Турции в отношении Нахичеванской Автономной Республики).

9. Вокруг Нагорного Карабаха должна быть создана демилитаризованная зона, т. е. нужно обеспечить вывод всех вооруженных сил (ВС) Республики Армения из оккупированных 7 районов, а также одновременный вывод частей Национальной Армии Азербайджана с занимаемых позиций и размещение их в местах постоянной дислокации. ВС Нагорного Карабаха должны будут в течение нескольких лет трансформироваться во внутренние войска с выполнением полицейских функций, с одновременным размещением их на позициях по всему периметру Нагорного Карабаха.

10. Придание Лачину и Мегри международного статуса и участие международных организаций в контроле над выполнением обязательств со стороны Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Разблокирование с обеих сторон всех транспортных путей сообщения; интегрирование армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха в республиканские и региональные социально-экономические проекты, а также участие их в формировании как органов региональной власти, так и органов управления Азербайджана.

ИА REGNUM: Каковы будут перспективы развития южнокавказского региона, если указанные предложения примут обе стороны?

Реализация вышеуказанных принципов приведет к созданию единой системы безопасности между двумя республиками, т.к. будет создана система внутренней безопасности, а последующее присоединение к данной системе Грузии позволит создать общую южнокавказскую региональную систему безопасности внешнего характера действия.

Вы не задали один вопрос, который я ожидал: зачем все это нужно? Ответ прост - это жизнь наших граждан и судьба будущих поколений. Стабильного, взаимовыгодного и взаимоприемлемого мира можно добиться через утверждение взаимодоверия как внутри наших обществ, так и в южно-кавказском регионе в целом. И последнее: главным приоритетом всей нашей деятельности должен быть принцип взаимодополняемости, а это предполагает диалог.