Революция, о которой так долго твердили украинские СМИ, 16 сентября имела место быть. Вернее сказать, 16 сентября, которого ожидали и о котором писали так долго и много, наконец произошло. Собственно, важность момента, как отмечают теперь те же СМИ, в большей степени определяется не тем, что произошло, а тем, как этого ждали и какие перспективы с этим связывали:

"Решение любого мало-мальски важного вопроса, продвижение всякого более-менее весомого документа наталкивается на непреодолимый тормоз: "После 16 сентября".... По большому счету, важность нынешнего момента определяется не столько и не только этой датой. Если разобраться, она дает эффект только в комплексе с возникшими ожиданиями: а) по поводу ответа парламента на президентские политреформаторские инициативы; б) в связи с революционной ситуацией, которая, как правило, ведет к досрочным либо президентским, либо парламентским выборам; в) в отношении дальнейшей судьбы правительства, которое вот-вот обещает стать коалиционным".

То было "Зеркало недели", которое накануне акции провело опрос среди представителей всех заинтересованных сторон, и речь шла равно о планируемых масштабах акции, ее вероятных результатах и перспективах. Ответы предсказуемы:

Александр Мороз: Я думаю, что акции будут масштабными.... Первый результат, которым должна завершиться акция, - это отставка Президента. Смена системы власти может начаться в Украине только после отставки Президента.

Юлия Тимошенко: Могу сказать, что мы приложим к этому [отставке президента Кучмы и досрочным выборам] все усилия. В конце концов, мы должны сказать, что таким мощным государством, как Украина, 48 миллионами людей руководит человек, который абсолютно не знает, как это делать. То есть, все наши неприятности и беды не являются нормой и закономерностью переходного периода. Это последствия безынтеллектуального, бездуховного, аморального руководства. И мы, как это происходит на любом предприятии, должны сменить плохого руководителя на руководителя профессионального.

Леонид Кравчук:... Такие акции протеста проводятся в Украине не в первый раз. Поэтому я бы не стал придавать ей характер чрезвычайности.... Акция эта готовится как масштабная. И ставит перед собой задачу - снятие Президента. Помните, прошлой зимой также выходили на улицу с подобными лозунгами. Тогда я не раз выступал и говорил, что против того, чтобы Президента смещали на улице.

Хотя в 1995 году я пошел на досрочные выборы добровольно, сейчас считаю, что сделал неправильно. Я дал повод думать, что Президента можно сместить когда угодно, если захочет какая-то часть людей. А проголосовали за Президента 15 миллионов. Поэтому моя точка зрения такова: Президент, оппозиция, Верховная Рада, политические партии должны сесть за "круглый стол" и договориться о консенсусе до 2004 года. А что касается акции, то я не верю, что она принесет какую-то пользу Украине.

Петр Порошенко: Безусловно, масштабы акции протеста зависят от участия или неучастия в них "Нашей Украины".... В любом случае позиция "Нашей Украины", как я думаю, в том, чтобы дать возможность власти организовать "круглый стол" с участием оппозиции, приступить к переговорам по выходу из социально-политического кризиса, в котором оказалась Украина, и обеспечить конструктивный диалог с участием Президента. Позиция "Нашей Украины" в этом совпадает с позицией партии "Солидарность", которую я возглавляю. Мне кажется, в случае ненахождения компромисса по созданию коалиции в парламенте и формированию коалиционного правительства радикальные настроения в блоке будут преобладать.

Александр Волков: Я уже не раз говорил, что в Украине оппозиции как таковой нет. Я не могу представить себе, как в одной упряжке пойдут коммунисты и крайне правые и как коммунисты пойдут вместе с Тимошенко, в окружении которой много людей, отрицательно настроенных к коммунистической системе. И мне понравилось заявление Грача, который сказал, что это дурной вкус. Я отслеживаю те события, которые проходят сейчас в регионах. Оппозиция тешит себя цифрами в 10-15 тысяч людей, которые она собирает на свои акции. Но это мелочи. У оппозиции нет своей позиции. И она настолько разношерстна, что никакой громкой политической акции, я уверен, не будет. И потом, если говорить откровенно, у них нет средств массовой информации. Поэтому если отъехать совсем недалеко от Киева и спросить людей о готовящихся акциях, легко обнаружить, что им ничего не известно. Сейчас не время, сейчас люди в полях. И критической массы, которая бы могла создать противовес власти, сегодня в стране нет.

"Зеркало", резюмируя полученные ответы, делает акцент именно на этом заявлении Александра Волкова об изолированности оппозиции и отсутствии в ее распоряжении собственных СМИ. В том же номере "Зеркало" предлагает объемистую "разработку" от "фонда Разумкова" о конструктивности-неконструктивности украинской оппозиции и возможности-невозможности ее диалога с властью: "Власть и оппозиция: от инерции противостояния - к логике здравого смысла". Итог приблизительно таков:

"Как глава государства и власть в целом, так и лидеры отдельных оппозиционных партий психологически не готовы к диалогу. Едва ли можно представить за одним столом Л.Кучму с А.Морозом и Ю.Тимошенко.

Характер их отношений определяется как "взаимопреодоление", где компромиссы практически невозможны (или импичмент главы государства, или "Тимошенко - за решетку"). Важная причина подобного положения дел - несформированность у большинства представителей политической элиты (это касается как носителей властных полномочий, так и оппозиционеров) демократической политической культуры, "живучесть" постсоветских стереотипов вроде того "кто не с нами - тот против нас". При этом часто такая ситуация обусловлена не столько разными взглядами на пути развития страны, сколько личными амбициями представителей власти и оппозиции или противоположными экономическими интересами".

Что же до отсутствия у оппозиции собственных СМИ, то вопрос поставлен не вполне корректно и "Зеркало" лукавит. Собственных СМИ нет у "Нашей Украины" и Виктора Ющенко (хотя "Зеркало" по мере сил и средств пытается восполнить вакуум), у Юлии Тимошенко и Александра Мороза есть и массовые газеты, и сайты и даже какой-никакой телеканал. Самой мощной медиа-империей в Украине располагают эсдеки, однако после выборов они оказались едва ли не в позиции известного персонажа из классического гоголевского текста: "Что сынку, помогли тебе твои ляхи?".

И тем не менее "нудисты" озаботились созданием собственного медиа-холдинга, о чем с понятным скептицизмом поведал читателям "Киевский телеграф":

"Еще в прошлом месяце состоялось совещание руководства "Нашей Украины", на котором обсуждался вопрос создания медиа-холдинга. На большой совет был приглашен один из отечественных медиа-магнатов. Его попросили объяснить, как делаются информационные империи. Магнат рассказал. Оказалось, что не все так просто. Необходим системный подход, предполагающий, помимо всего прочего, высокий уровень финансовых затрат. Выяснилось, что абсолютное большинство людей, имеющих доступ к Виктору Андреевичу, не понимают, зачем тратить столько сил и денег на информационные игрушки. Вот именно поэтому и появилась идея создания "лазерной пушки", которая может писать на облаках. Народ поднимет голову, почитает и сразу же пойдет голосовать за "небесного избранника". Такой вариант решения информационной проблемы свидетельствует об интеллектуальном уровне соратников Ющенко".

Пока что единственный успех, которого удалось достичь "нудистам" на этом пути, как констатирует обозреватель "КТ", проведение одного "своего" человека в Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания. Прогноз же таков:

"Мне кажется (могу и ошибаться), что темпы создания медиа-холдинга будут снижаться по мере приближения к конкретным финансовым затратам. Сначала появится проект создания мощной ежедневной газеты, которая должна стать новой медиа-звездой. Когда бизнес-окружение Ющенко ознакомится с уровнем расходов, энтузиазм резко пойдет на спад. В конечном счете накупят компьютеров и станут издавать листок на двух полосах, поскольку платить журналистам деньги - это непозволительная роскошь. Есть же материалы заседаний политсовета "НУ" и блестящая речь Романа Безсмертного перед трактористами колхоза "Правильный путь".

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание. Оппозиция даже не пытается создать единого информационного холдинга, в котором можно объединить уже существующие медиа-ресурсы. Каждый борется в одиночку, поскольку нельзя доверять товарищу по оружию. Да и мест во власти так мало, а желающих - хоть отбавляй...".

Вопрос об отсутствии у оппозиции резонансных СМИ и о "медиа-блокаде" революции 16 сентября пытается поднять тимошенковская "Украинская правда" ("Слона-то я и не приметил"). В день Х. в самом деле на всех ведущих украинских телеканалах проходила профилактика, а ежедневные пропрезидентские "Факты" и "Сегодня" уделили оппозиционной акции по "крошечной заметке".

И "Украинская правда" помещает предсказуемо-пафосные почасовые репортажи с Банковой - по ходу сооружения и разгрома палаточного городка. Хотя, в конечном счете, похоже, что и "УП" далеко не в восторге от революционной активности масс.

Другой информсайт - проправительственный "ProUA" тоже помещает репортажи, откровенно скептические:

"Всей мощной, объединенной оппозиции удалось собрать в Киеве около 60 тысяч своих сторонников, и таким образом побить рекорд акций двухлетней давности. Соревноваться с оппозиционерами могли только бесплатные концерты "Скрябина" и "ВВ", организованные в поддержку КОПов во время избирательной кампании.

Куда-то подевались шесть миллионов человек, которых обещал привести с собой господин Ющенко. Да и вся страна не превратилась "в одну кипящую улицу", как сулил его коллега господин Рыбачук.

60-70 тысяч, пусть даже 127 тысяч, о которых говорили организаторы - тоже очень даже неплохо. Однако почему-то действия лидеров акции "Восстань, Украина" не способствовали тому, чтобы это достижение дало хоть какой-то плюс. Как ехидно заметила газета "Московские новости", чтобы вынудить Президента досрочно подать в отставку, оппозиционеры решили не пустить его на работу: "Президент горько расплачется, и напишет заявление об увольнении по собственному желанию".

...

Большой расчет был на агрессивные действия со стороны властей, которые могли бы подогреть инертность митингующих и возбудить их стихийный гнев. Но ничего, кроме случайного наезда военного бобика на двух социалистов, не произошло.

Решимость установить палаточный городок возле Администрации Президента, по всей видимости, окончательно укрепилась у лидеров акции после торжества единства оппозиции на Европейской площади. Возбуждение, переданное в мозги вождей через глазные нервы, не приобрело, однако, форм логичной и продуманной организационно-политической операции.

События ночи с 16-го на 17-е сентября и последующего дня свидетельствует о том, что лидеры "тройки" не имели реального представления, что же им делать дальше. После ликвидации палаточного городка на Липках, лидеры БЮТ, КПУ и СПУ повели себя как слепые котята".

И характерное резюме от бывшего лидера УНА-УНСО, а ныне подающей надежды украинской телезвезды:

"Как заметил ведущий отечественный специалист по революциям Дмитрий Корчинский, "революцию должны делать садисты, а не мазохисты"".

Наконец, в выигрыше от событий 16 сентября по версии тех же украинских СМИ оказались валютные спекулянты (ProUA) и Виктор Медведчук ("Украинская правда", "Революция смытая дождем"):

"Революцию смыло дождем и Медведчуком. Видимо, он и будет тем единственным человеком, кто воспользуется ее плодами. Пацан сказал: "Уберем палатки" - пацан сделал. Пацан хотел, чтобы вместо объективной информации отечественный и околоукраинский телезритель получил главное из искусств - кино с сумасшедшими бабушками, неадекватными депутатами, лазающими через забор, разгневанными водителями, опоздавшими из-за кучки безобразников на что-то очень важное - пацан сделал.

А главное, Медведчук, и один он, все сделал для того, чтобы, когда Папа вернется домой, все здесь было прибрано, выметено и проветрено от всякого оппозиционного духа. И все с железной хваткой и стиснутыми в стиле "Отойди - укушу" зубами. Теперь главное, чтобы Папа получил реальную картину того, что чуть было с ним не случилось, и оценил по достоинству своего спасителя. О цене с ним, видимо, уже можно начать договариваться!"