Энергетический кризис: между Киевом и Бухарестом

К поиску вариантов выхода из энергетического кризиса подключилось высшее руководство Молдавии. 16 ноября премьер-министр Василий Тарлев совершил однодневный официальный визит в Бухарест, где встретился со своим румынским коллегой Кэлином Попеску-Тэричану и президентом Румынии Траяном Бэсеску. Тема переговоров была достаточно обширная - приднестровское урегулирование, сотрудничество в процессе европейской интеграции и в рамках программ партнерства с НАТО, возможность проведения в декабре в Румынии фестиваля молдавских вин. В ходе встречи премьер-министров двух стран были подписаны два соглашения - об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве и о взаимодействии в области туризма, пишет "Экономическое обозрение".

Центральной темой переговоров стала возможность поставок электроэнергии из Румынии. Как сообщила пресс-служба правительства, руководство соседней страны подтвердило готовность оказать Молдавии всестороннюю поддержку в вопросах обеспечения энергетической безопасности. "Румыния готова поставлять в Молдавию электроэнергию в объеме, соответствующем мощностям молдавских электросетей, и по доступным ценам", - заявил Траян Бэсеску во время встречи с молдавским премьером. Обтекаемость формулировок румынского Президента не случайны, замечает "Экономическое бозрение".

Радушие хозяев, с которым они принимали Василия Тарлева, как и готовность помочь Молдавии в трудной ситуации, отнюдь не добавили оптимизма относительно скорого выхода из кризиса. И раньше было известно, что технические возможности поставок электроэнергии из Румынии достаточно ограничены, а ее цена для Молдавии более "кусачая", чем даже новые тарифы Молдавской ГРЭС, из-за чего и разгорелся энергетический спор. Поэтому главным итогом визита, судя по всему, стало совместное решение молдавского и румынского премьеров обратиться к Евросоюзу за финансовым содействием в осуществлении взаимоподключения энергетических систем двух стран, пишет "Экономическое обозрение". Кэлин Попеску-Тэричану в своем заявлении по итогам встречи отметил, что соединяющие сегодня Румынию и Молдову электролинии не позволяют обеспечить полномасштабное подключение молдавских сетей к румынской энергосистеме. Поэтому главы правительств решили обратиться в Брюссель с совместным письмом и попросить финансировать строительство двух новых линий электропередач в рамках проектов трансграничного сотрудничества. Речь идет о линиях Бэлць-Сучава и Фэлчиу-Кантемир-Готешть, строительство которых давно уже в "повестке дня" на двустороннем уровне, но как раз из-за нехватки денег из года в год переносится.

Речь идет о сумме примерно в 48 млн евро. Несмотря на то, что деньги еще не выделены и даже не готов соответствующий проект, стороны обозначили срок завершения строительных работ - 1 ноября 2006 года. Безусловно, ЕС заинтересован в реализации подобных трансграничных проектов и, скорее всего, найдет возможность выделить необходимые средства. В таком случае возведение линий вполне можно завершить к установленному сроку, сообщает "Экономическое обозрение".

Но это все в перспективе. Молдавии крайне необходимо в максимально сжатые сроки решить вопрос поставок энергии сегодня. Удалось ли в Бухаресте достичь конкретных договоренностей, остается абсолютно непонятно. Кроме того, у Молдавии есть исторический долг в $30 млн перед Румынией за поставленную в 1999-2000 годы электроэнергию. Раньше румынская сторона неизменно увязывала новые поставки с выработкой графика погашения этих задолженностей. Но в сообщениях о проведенных Тарлевым переговорах об этом факте ничего не говорится, пишет еженедельник.

15 ноября 2005 года, испанская компания "Union Fenosa", которой принадлежат Кишиневские, Центральные и Южные электрораспределительные сети Молдавии, распространила через средства массовой информации коммюнике, в котором говорится, что в связи с прекращением Молдавской ГРЭС подачи электроэнергии, компания "Union Fenosa" намерена "в условиях одностороннего расторжения контракта обратиться в международные судебные инстанции и предпринять ряд легальных мер для компенсации нанесенного ущерба". В Кишиневе никто не отрицает, что энергетика Правобережья Молдавии находится в состоянии острого кризиса. Поставки Молдавской ГРЭС прекратились 9 ноября, однако до сих пор ситуация остается неопределенной. Никто не ведет в срочном порядке переговоры с Молдавской ГРЭС, а вместо этого начались поиски "альтернативных источников энергии", говорится в другой статье "Экономического обозрения".

С 10 по 12 ноября министр промышленности и инфраструктуры Владимир Антосий находился в Киеве, где обсуждал возможности подписания нового договора об импорте электрической энергии из Украины. Со слов специалистов-энергетиков известно, что в Киеве не было подписано никаких протоколов. Технически невозможно увеличить переток электроэнергии из Украины в Молдавию, отмечает еженедельник.

Украинскую электроэнергию в Молдавию поставляет компания "Укринтерэнерго". В 2004 году из общего объема ее экспорта в 5,1 млрд кВт-часов в Молдавию было передано 0,9 млрд кВт-часов. В первом квартале 2005 года "Укринтерэнерго" экспортировала 1,4 млрд кВт-часов, в том числе в Молдавию - 0,2 млрд кВт-часов, и предоставила услуги по транзиту электроэнергии из России в Молдавию в объеме 0,2 млрд кВт-часов. В такой ситуации Кишинев предпринимает весьма неожиданные действия: оказывается, министр Владимир Антосий должен был обсудить в Киеве возможность строительства между Молдавией и Украиной ЛЭП напряжением 330 кВ, протяженностью 120 км и стоимостью 25 млн евро, которые "Кишинев надеется получить от внешних финансовых организаций". Еще неделю назад никто всерьез не задумывался о строительстве новой ЛЭП. Где же искать средства, задает вопрос "Экономическое обозрение". И если кто-то даст деньги, то за три дня построить ЛЭП не удастся. К концу недели в Киев собирается новая делегация.

В энергокомплексе Украины свои проблемы. 14-15 ноября в Киеве проходили переговоры между министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко и министром топлива и энергетики Украины Иваном Плачковым. Камнем преткновения стала цена на природный газ. Российская сторона настаивает на том, чтобы с 2006 года поднять цену поставляемого на Украину газа до европейского уровня, то есть, 160 долларов за тысячу куб.метров. Переговоры шли жестко, вопрос цены остался открытым, и окончательное решение отложено до конца текущего года, пишет "Экономическое обозрение".

Молдавская ГРЭС до 3 октября 2005 года направила в Национальное агентство по регулированию в энергетике Молдавии все расчеты по обоснованию повышения своих тарифов с 3,05 до 4,08 цента за кВт-час. В этих документах содержатся все цифры, которые запрашивало НАРЭ. Договор на поставку электроэнергии был подписан между прежними владельцами Молдавской ГРЭС и компанией "Union Fenosa" в ноябре 2004 года. С тех пор сменились собственники и условия на рынке электроэнергетики. На момент подписания договора стоимость природного газа составляла около 60 долларов за тыс. куб.метров, а сейчас Молдавская ГРЭС приобретает российский газ по цене 87 долларов. Сентябрь и октябрь 2005 года оказались для станции особенно убыточными, пишет еженедельник. Как подчеркивает в своем заявлении "Union Fenosa", "контракт был заключен до ноября 2006 года". В интервью для "ЭО" генеральный директор Молдавской ГРЭС Сергей Сысков сказал, что "договора могут заключаться на 10 или 20 лет. Однако внутри каждого договора имеется раздел об объемах поставок электроэнергии, тарифах и т.д. В договоре, подписанном между Молдавской ГРЭС и компанией "Union Fenosa", цена была установлена на один год". К осени 2005 года Молдавская ГРЭС стала нести убытки из-за повышения цен на природный газ. Однако станция продолжала работать до ноября, чтобы выполнить годичные условия контракта. "Нам известно, что "Union Fenosa" заявила о намерении подать иск в суд. Решение суда может быть в ту или иную сторону. Ничего невозможного нет. Однако при объективном рассмотрении всех аспектов дела суд выиграет Молдавская ГРЭС", цитирует Сыскова "Экономическое обозрение".

В ходе интервью корреспондент "ЭО" задал вопрос о ситуации в отношении экспорта в Балканские страны электроэнергии, вырабатываемой Молдавской ГРЭС. Именно о перспективах увеличения экспорта говорили инвесторы при покупке станции. Из 12 энергоблоков Молдавской ГРЭС до недавнего времени было задействовано 2-3. Налаживание экспорта позволило бы запустить в работу 6 блоков. Проблема в том, что часть высоковольтной линии 450 кВ от Молдавской ГРЭС к Румынии проходит по территории правобережной Молдавии. "Нельзя сказать, что Кишинев препятствует экспорту электрической энергии, - отметил Сергей Сысков. - Правильнее говорить "не способствует". Мы представили несколько расчетов, в которых показывали, что при наличии экспортных поставок в Балканские страны увеличатся объемы производства и, как результат, уменьшится себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Соответственно, возможно будет пересмотреть отпускные тарифы на электроэнергию для электрораспределительных сетей Молдавии. Но никакого ответа на наши предложения мы не получили".

В Кишиневе в последние дни прозвучали предложения "построить энергетический мост из Украины в Молдову". "Строить мосты я не умею, мы занимаемся энергетикой, - сказал по этому поводу "ЭО" Сергей Сысков. - Сегодня на Украине тариф на электроэнергию составляет 3,5 цента за кВт-час, притом, что стоимость поставляемого из России природного газа - 50 долларов за тысячу куб.метров. Если цена российского природного газа будет увеличена для Украины до 80 долларов (примерно до той цены, по какой получает газ Молдавская ГРЭС), следовательно, тарифы украинских поставщиков электроэнергии увеличатся в 1,6 раза. После прибавления расходов на транспортировку, на основании расчетов получается, что стоимость украинской электроэнергии для Молдовы составит минимум 4-5 центов за 1 кВт-час".

По мнению молдавских энергетиков, надежды Молдавии на украинскую электроэнергию выглядят более проблематично, если принимать во внимание возможность увеличения "Газпромом" с 2006 года цены на природный газ для Украины до 160 долларов за тысячу куб.метров. При таком развитии событий украинская электроэнергия окажется слишком дорогой для обеспечения 70 процентов энергопотребления внутреннего рынка Молдавии, заключает "Экономическое обозрение".

Румыния обязуется поддержать диалог между Молдавией и НАТО Румыния обязуется поддержать расширение политического диалога и практического сотрудничества между РМ и НАТО. Как передает агентство "НОВОСТИ - МОЛДОВА", об этом заявил на проходящей в Кишиневе 14-15 ноября Международной конференции "Соседство с НАТО и ЕС: политические последствия для безопасности Республики Молдова. Европейские устремления" посол Румынии в нашей стране Филип Теодореску. Этой поддержкой, по его словам, будет заниматься само посольство. "Будущее Молдовы как стабильной, демократической и процветающей страны, которая необратимо вошла в евроатлантические структуры, - в интересах НАТО и ее самой", - отметил дипломат.

Татьяна Бусунчан, директор Центра "Pro Marshall" в Молдавии, который организовал конференцию в сотрудничестве с посольством Румынии, в приветственном обращении к участникам заявила, что соседство Молдавии с НАТО, а в недалеком будущем и с ЕС, требует принятия обязательств для создания эффективного и взаимовыгодного партнерства. Она выразила надежду, что в ходе форума "эксперты наметят формулы и механизмы сотрудничества и партнерства, учитывая процессы расширения НАТО и ЕС", передает "НОВОСТИ - МОЛДОВА".

Румыния намерена открыть в Молдавии Центр информирования и документирования НАТО в Кишиневе. Предполагается, что центр начнет действовать в следующем году. Секретарь Посольства Румынии по контактному пункту НАТО Лавиниу Ений заявил для БАСА-пресс, что цель открытия центра в Кишиневе - предоставление гражданскому обществу Молдавии возможности непосредственного и постоянного доступа к информации о задачах и миссиях НАТО. Подобные центры уже существуют на Украине, в России и Грузии.

Источники в Министерстве обороны сказали, что на данный момент воздерживаются от комментариев по поводу этой инициативы Румынии.

Начиная с 1 января 2004 года Посольство Румынии переняло у Посольства США в Кишиневе роль посольства-контактного пункта НАТО. Мандат контактного пункта НАТО предполагает поддержку Департамента общественной дипломатии НАТО в рамках программ информирования о задачах и миссиях Альянса, а также программ сотрудничества НАТО с другими странами в рамках Совета евроатлантического партнерства, сообщает БАСА-пресс.

Начиная с марта 2006 года, в Республике Молдова развернется внедрение Индивидуального плана партнерства с НАТО, - заявили представители Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ). Мониторинг процесса обеспечит Высший совет безопасности, передает БАСА-пресс. По словам советника Управления по связям с НАТО и по вопросам политического сотрудничества МИДЕИ Георге Апэрече, План предполагает реформирование и преобразование сектора безопасности Республики Молдова и его приближение к стандартам НАТО.

Ознакомительный визит главы делегации США в ОБСЕ

США полностью поддерживают продвижение Молдавии по пути демократии, экономического и социального прогресса. В этом молдавское руководство заверила руководитель Миссии США при ОБСЕ, посол Джули Финли, передает МОЛДПРЕС. На встрече с президентом Владимиром Ворониным 16 ноября она отметила, что истинные успехи в развитии республики возможны после территориальной реинтеграции страны. Посол и президент подтвердили твердую приверженность выполнению резолюций стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года о выводе российских войск и вооружения с территории Молдавии. Стороны подчеркнули значение мирного урегулирования приднестровского конфликта на принципах демократизации Приднестровья, передает МОЛДПРЕС.

"Воистину трагично констатировать, что сепаратизм, поразивший Молдову, мешает ей идти в ногу с государствами региона по пути демократических и экономических преобразований", сказала Финли. Она заверила, что в своей работе в Вене приложит все усилия к тому, чтобы приднестровский вопрос нашел наконец свое мирное разрешение, в соответствии с нормами международного права и интересами молдавского народа на обоих берегах Днестра, сообщает агентство.

"С чувством большой признательности подчеркиваю, что на протяжении последних лет США очень многое сделали для того, чтобы приднестровская проблема была правильно сформулирована и доведена до сведения мировой общественности в адекватном свете", цитирует МОЛДПРЕС Владимира Воронина.

Председатель Парламента Марианн Лупу на встрече с Джулии Финли предложил США поддержать на международном уровне позицию Молдавии, выработанную на базе консенсуса, в вопросе о приднестровском урегулировании, а также необходимость выполнения со стороны Российской Федерации обязательств по выводу своих войск и военного имущества.

5-6 декабря в Любляне состоится заседание совета министров иностранных дел ОБСЕ, на котором предположительно будет принята резолюция по Молдавии. Текст резолюции еще не обнародован. Традиционно, однако, в документах, касающихся РМ, отмечается обязательство России вывести свои войска и вооружение из Приднестровья, передает МОЛДПРЕС.

Спикер парламента Молдавии: оппозиция перешла на другой уровень политической культуры

Председатель парламента Молдавии Мариан Лупу считает, что самым большим успехом нынешнего парламента является политический консенсус после выборов 6 марта 2005 г. Выступая 14 ноября в прямом эфире телеканала Moldova-1, он отметил, что "консенсус находится в начале пути". По мнению Лупу, консенсус "потребовал усилий со стороны парламентских фракций", но они "смогли проявить политическую зрелость".

"Консенсус будет существовать до тех пор, пока национальные интересы будут превалировать над личными и узкогрупповыми", сказал спикер. Очень важным для сохранения партнерства он назвал то, чтобы ни одна парламентская фракция не чувствовала себя обделенной.

Спикер выразил несогласие с утверждениями о том, что после установления политического партнерства в Молдавии исчезла оппозиция. "Просто оппозиция перешла на другой уровень политической культуры и продолжает проявляться при рассмотрении законопроектов в комиссиях и на пленарных заседаниях", - сказал Марианн Лупу.

Он отметил также считает, что "четкая национальная позиция определит динамику процесса решения приднестровского вопроса". Говоря о предстоящем визите в Санкт-Петербург для участия в Межпарламентской ассамблеи СНГ, Мириан Лупу сообщил, что намерен "исключить информационный вакуум в парламентском диалоге с Россией". Для этого намечены встречи с руководством Государственной Думы.

Спикер напомнил, что молдо-российский парламентский диалог был очень продуктивным, пока Молдавия в конце 2003 г. отказалась подписать меморандум Козака. "Летом 2005 г. напряженность спала, положение несколько улучшилось. После этого состоялись моя личная встреча с Борисом Грызловым в США и визит делегации Государственной Думы в Кишинев. Лупу назвал самой большой проблемой в молдавско-российских отношениях является информационный вакуум, который не на пользу обеим сторонам", и выразил надежду, что молдавско-российские парламентские отношения будут развиваться в нормальном русле. Он сообщил, что в мае-июне 2006 г. Грызлов совершит визит в Кишинев.

Председатель парламента предложил не путать эпизодические визиты российских депутатов в Тирасполь с официальной позицией Госдумы по приднестровскому вопросу. По мнению Марианна Лупу, в Думе "есть люди, у которых имеются определенные партийные интересы в Тирасполе, и точно также многие молдавские депутаты совершают заграничные командировки, исходя из политических интересов".

Неправительственные организации будут принимать участие в обсуждении законопроектов

В парламенте при содействии неправительственных организаций разработана концепция сотрудничества с гражданским обществом. Как передает агентство "НОВОСТИ - МОЛДОВА", о такой своей инициативе сообщил 14 ноября на пресс-конференции спикер законодательного органа Мариан Лупу. "Эта инициатива является практической реализацией заявлений президента Владимира Воронина о важности налаживания диалога между властью и обществом", - отметил Лупу.

По его словам, "сегодня для такого сотрудничества созданы реальные предпосылки, главные среди которых - открытость парламента и развитый неправительственный сектор, который должен участвовать в принятии решений". "Обеспечение транспарентности в работе является одним из основных приоритетов законодательной ветви власти, что вписывается в План действий РМ-ЕС, и политический консенсус, достигнутый впервые за долгие годы", - цитирует Лупу "НОВОСТИ - МОЛДОВА".

"Наша задача сегодня - поддержать этот консенсус, развить его и расширить до рамок всего общества", - добавил спикер. По словам Лупу, "благодаря сотрудничеству с гражданским обществом удастся выйти на достижение целей национального уровня, но это сотрудничество должно быть взаимным, с четким осознанием сторонами своих прав и обязанностей", сообщает агентство. Спикер проинформировал, что проект Концепции уже удачно прошел экспертную оценку Советом Европы, а при его разработке учитывался опыт СЕ, стран ЕС, в том числе Прибалтийских, эксперты которых принимали участие в разработке". Неправительственные организации смогут выдвигать предложения ко всем поступающим в парламент законопроектам ещё на стадии их обсуждения, причем постоянные парламентские комиссии должны будут учитывать эти предложения. Сами проекты будут публиковать на парламентском Интернет-сайте, информирует "НОВОТИ - МОЛДОВА".

Лупу также сообщил, что Концепция обсуждалась на прошедшем недавно в Кишиневе семинаре, организованном Директоратом СЕ при участи экспертов из стран ЕС и Совета Европы. Там было предложено включить в процесс сотрудничества с молдавским парламентом и неправительственные организации Левобережья, передает агентство.

Объем денежных переводов молдавских гатарбайтеров вырос более чем на 50%

Объем денежных переводов молдавских граждан, находящихся на заработках за рубежом, увеличился в этом году более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. Об этом заявил заместитель министра экономики и торговли Молдавии Серджиу Саинчук на семинаре, проводившемся совместно с Международной организацией труда (МОТ), передает "НОВОСТИ - МОЛДОВА". Согласно предоставленным данным, число граждан, желающих отбыть в ближайшее время на заработки за рубеж, достигает 690 тысяч человек. Большинство из них - 81% - намеревается уехать за границу, чтобы заработать там денег и затем вернуться на родину. Не менее 51% молдавских трудовых мигрантов работает на строительстве, около 11% - на частных нанимателей. В настоящее время, по неофициальным оценкам, за границами Молдовы находятся на заработках около одного миллиона ее граждан - около трети населения по данным последней переписи.

Замминистра не уточнил общий объем перечисленных из-за рубежа денег, но отметил, что только 6-7% от общего объема соответствующих средств используются в качестве инвестиций. Эти деньги являются резервом, который можно эффективно использовать для обеспечения экономического роста государства, в том числе для развития и поддержки малого бизнеса, полагают в Молдавии. В 2004 году объем денежных переводов составил примерно $700 миллионов, увеличился объем денежных депозитов граждан в банках республики.

Как отметила директор субрегионального отделения МОТ по Центральной и Восточной Европе Петра Ульшефер, "было бы хорошо, если бы денежные переводы молдавских трудовых мигрантов направлялись на развитие производственного сектора". Пока перечисляемые из-за рубежа денежные средства используются в основном на приобретение продовольственных товаров, одежды, оплату коммунальных услуг, на текущие расходы, сообщает "НОВОСТИ - МОЛДОВА".

Как передает "ИНФОТАГ", не более 4,8% получаемых денег от работающих за границей граждан Молдовы вкладываются в бизнес. Данные отчета "Денежные переводы трудовых мигрантов: возможности оптимизации", подготовленного в Молдавском государственном университете, свидетельствуют, что свыше 70% переводов используются на текущие нужды - приобретение бытовой техники, одежды, оплату коммунальных услуг. По данным исследования, динамика денежных переводов от работающих за границей молдаван выглядит следующим образом: в 1998 г. эти средства составляли 7,1% от ВВП, в 2004 г. - 27% ($701млн.). Авторы исследования считают, что за границей работают 571 тыс. граждан республики - 39% трудоспособного населения.

Оборот валютного рынка Молдавии в октябре поставил новый рекорд в этом году - 21,0 млн. долларов ежедневно, что почт на миллион превышает цифру, зарегистрированную в сентябре. За девять месяцев текущего года переводы из-за рубежа увеличились на 81,5%, передает БАСА-пресс.

По данным Национального банка Молдовы, оборот валютного рынка в октябре составил 423,57 млн. USD. За последние три месяца отмечается рост операций на валютном рынке, которые достигли в среднем 20 млн. USD в день. В предыдущие месяцы оборот валютного рынка составлял в день 14-16 млн. USD. Представители банковских кругов и независимые эксперты считают, что этот рост стимулирует огромный поток денежных переводов от граждан, работающих за рубежом. Объем переводов практически удвоился по сравнению с 2004 годом, сообщает БАСА-пресс.

За девять месяцев репатриировано, по данным Нацбанка, 517 млн. USD, а по оценкам экспертов до конца года эта цифра составит 780 млн. USD. В 2004 году переводы из-за рубежа составили 475 млн. USD. 76,75% операций на валютном рынке осуществлены в американских долларах, 15,97% - в евро. Рыночная доля российского рубля составила 6,48%. Банковские эксперты считают, что ситуация на валютном рынке стабильная и вписывается в тенденции последних лет, характерных для этого периода, информирует БАСА-пресс. В октябре Национальный банк Молдовы приобрел на межбанковском рынке 9,1 млн. USD. Валютный запас составляют 576,6 млн. USD.

Молдавия среди лидеров в области реформ

В СНГ только в Молдавии, Грузии и Украине наблюдается прогресс в области реформ. В этих странах политические изменения явились импульсом для демократии и продвижения рыночных реформ. Об этом говорится в сообщении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которое было обнародовано по случаю представления 14 ноября доклада "Переходный период в 2005 году", передает "ИНФОТАГ"

Согласно документу, реформа банковской системы в России была уравновешена увеличением контроля государства над предприятиями нефтяной и газовой промышленности, что спровоцировало единственное снижение рейтинга, сделанное ЕБРР в 2005 году, сообщат агентство.

По прогнозам ЕБРР, в Молдавии экономический рост будет недолговременным, а перспектива долгосрочного роста напрямую зависит от внедрения реформ, предусмотренных СЭРСУБ и Планом действий РМ-ЕС. Кроме того, экономика Молдовы в большой мере зависит от денежных переводов, поступающих от гастарбайтеров. Так, по прогнозам Национального банка Молдовы, в этом году сумма данных поступлений увеличится на 60% по сравнению с прошлым годом, информирует "ИНФОТАГ".

Несмотря на существенный прогресс в области восстановления кредитоспособности, долгосрочное решение проблемы внешнего долга Молдави будет зависеть от внедрения макроэкономической политики. В 2004 году не было накоплено новых государственных долгов, поскольку был подписан ряд договоров о реструктурировании и выкупе долгов, констатирует ЕБРР. Внешний долг Молдавии составил 1,92 млрд. долларов или 74% от ВВП. Около 884 млн. долларов из данной суммы составляет публичный долг. В прошлом году реинвестированная прибыль увеличила объем прямых иностранных инвестиций до рекордного уровня в 148 млн. долларов. Несмотря на это, молдавская экономика остается уязвимой от внешних факторов, сообщает "ИНФОТАГ".

Что касается правления и реструктуризации предприятий, Молдавия перешла с отметки "минус 2" до "2" в результате снижение уровня вмешательства государства в экономику и решения некоторых конфликтов между предприятиями и государством. Хотя молдавское правительство не доказало полностью свою приверженность к продвижению прозападной политики, некоторые изменения к лучшему все же были зарегистрированы, считают специалисты Банка, цитирует сообщение ЕБРР "ИНФОТАГ".

Доля непрогрессивных кредитов в портфеле коммерческих банков снизилась с 30% в 1999 году до 7% - в 2004 году, в то время как сумма кредитов, предоставленных населению, почти удвоилась, достигнув 2% в ВВП. Согласно опросу, проведенному ЕБРР и ВБ среди молдавских бизнесменов, по сравнению с 2002 годом деловой климат улучшился в том, что касается доступа к финансированию, налогообложения, преступности, но в меньшей мере в области коррупции. Несмотря на это, предприниматели сталкиваются с большими трудностями в области регламентирования, налогового администрирования и вмешательства государства, а также в результате неэффективности таможенной и судебной систем, передает "ИНФОТАГ".

За пять лет бюджет Молдавия увеличился втрое

Парламент принял в среду закон о государственном бюджете на 2006 г. Его поддержали 53 депутата от фракции коммунистов. Представители оппозиции не голосовали за бюджет.

Как сообщает "ИНФОТАГ", параметры бюджета не претерпели изменений в третьем чтении: доходная статья - 9,69 млрд. леев, расходная статья - 10,024 млрд. леев, дефицит - 334,6 млн. леев. Председатель парламентской комиссии по экономической политике, бюджету и финансам Николай Бондарчук отметил, что в третьем чтении от депутатов поступило около 400 предложений, большинство из которых касались увеличения статьи расходов. Для их удовлетворения понадобилось бы дополнительно 5,5 млрд. леев. Парламент принял лишь предложения о перераспределении доходов и расходов внутри бюджета, не изменяя основных статей. Например, депутаты согласились увеличить в третьем чтении отчисления на сельское хозяйство, а также на ремонт учебных заведений, больниц, детских садов.

Депутаты от оппозиции возмутились тем, что "бюджет принимается на скорую руку - за час, что не позволяет им вникнуть в суть документа". Они отметили, что большинство предложений депутатов-коммунистов приняты, а предложения депутатов от оппозиции нет. Депутаты-коммунисты отклонили обвинения оппозиции и призвали коллег "не политизировать вопрос с бюджетом". Они привели много примеров, когда были увеличены бюджетные ассигнования даже для сел, где мэры представляют оппозиционные партии, передает "ИНФОТАГ".

Доходы бюджета в 2006 г. увеличатся по сравнению с 2005 г. на 1,375 млрд. леев (16,5%). Свыше 60% расходов бюджета носят социальный характер. По сравнению с 2000 годом объем бюджета вырос втрое.

Оппозиция получила контроль над Центризбиркомом

18 ноября, за девять дней до проведения досрочных местных выборов, новый состав Центральной избирательной комиссии (ЦИК), назначенный недавно парламентом путем открытого голосования, избрал председателя, заместителя председателя и секретаря. Семью голосами из девяти председателем ЦИКа был избран Евгений Штирбу, кандидатуру которого предложила фракция Демократической партии (ДПМ). На ту же должность была предложена кандидатура Николая Гырбу от Альянса "Наша Молдова", но за него проголосовало только двое членов Комиссии, передает REPORTER.MD. "Хочу подчеркнуть, что эта должность - символическая, поскольку решения принимаются всеми членами ЦИК. И в дальнейшем я буду действовать на основании положений Конституции Республики Молдова и Избирательного кодекса", - заявил журналистам новый председатель Центризбиркома.

На должность заместителя председателя были выдвинуты две кандидатуры: Рената Лапти - от Христианско-демократической партии и Василий Гафтон - от Демпартии. Последний снял свою кандидатуру. Рената Лапти была избрана 8 голосами из 9. Секретарем ЦИКа был избран Юрий Чокан, который работал в предыдущем составе Центризбиркома. Его кандидатуру предложила Партия коммунистов, сообщает REPORTER.MD.

Члены Центризбиркома обязаны прекратить любую общественную деятельность в период своего 6-летнего мандата. В новый состав ЦИКа входят пять членов, предложенных оппозиционными парламентскими фракциями, и два - правительством и аппаратом президента.

17 ноября парламент принял поправки к Избирательному кодексу с целью обеспечения более высокого уровня корректности выборов. Как сообщает "ИНФОТАГ", в соответствии с новыми правилами, на каждом избирательном участке будет установлена дополнительная урна, в которую будут внесены оторванные от избирательных бюллетеней талоны со штампом Votat (Проголосовано). Депутаты пришли к мнению, что на талоне не следует указывать серию и номер удостоверения личности избирателей "в целях обеспечения тайного характера избирательного процесса". Документ предусматривает, что после закрытия избирательных участков будут подсчитаны избирательные бюллетени и талоны, количество которых должно совпасть. При расхождении, "избирательные органы изучат ситуацию и примут соответствующее решение", передает "ИНФОТАГ".

Директор Национального демократического института в Молдавии Алекс Григорьевс считает, что избирательная кампания проходит анемично. Ни одному из кандидатов на пост мэра Кишинева не удалось коснуться проблем, интересующих избирателей, сказал Григорьевс в интервью БАСА-пресс. "В общих чертах повторяется ситуация с предыдущими несостоявшимися выборами, хотя, думаю, что основной причиной признания летних выборов недействительными послужила неудачно установленная дата волеизъявления - в период летних отпусков", - сказал директор молдавского филиала НДИ.

По его мнению, если кандидатам не удастся показать избирателям, что они могут обеспечить им лучшее будущее, что выбор нового мэра будет иметь прямое влияние на них, электорат продемонстрирует соответствующее отношение и не исключена вероятность, что на избирательные участки вновь явится меньшее число граждан, чем необходимо для признания выборов состоявшимися.

В деле Валерия Пасата объявлен перерыв

В слушаниях по делу экс-министра обороны Молдовы, бывшего директора Службы информации и безопасности республики, советника главы РАО ЕЭС Валерия Пасата объявлен перерыв до 28 ноября. Такое решение вынесла 16 ноября судья центрального района Кишинева Лилия Василевич, сославшись на свою сильную загруженность по другим делам.

Как сообщил агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" адвокат обвиняемого, председатель Коллегии адвокатов республики Георге Амихалакиоае, на заседании 16 ноября продолжилось заслушивание материалов по предъявленным Пасату пунктам обвинения, касающихся как продажи самолетов МИГ, так и сделкам с системами залпового огня "Ураган". Стороны были официально предупреждены, что на заседании 2 декабря будут проведены прения сторон.

Коснувшись самочувствия своего подзащитного, адвокат подчеркнул, что его "нельзя считать удовлетворительным". "У Пасата "скачет" давление, и все настолько серьезно, что на последних судебных заседаниях присутствовал фельдшер тюремной больницы", - цитирует Амихалакиоае "НОВОСТи - МОДОВА".

Советник главы РАО ЕЭС Валерий Пасат был арестован в аэропорту Кишинева 11 марта 2005 года. Генпрокуратура Молдовы изначально предъявила Пасату обвинение в превышении должностных полномочий, которое повлекло тяжкие последствия (часть 3 статьи 185 УК Молдовы). По версии обвинения, это выразилось в заключении сделки по продаже самолетов МиГ-29 в 1997 году в бытность Пасата министром обороны РМ. Обвинение оценивает нанесенный государству этой сделкой ущерб в $53 миллиона. Кроме того, Пасату предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением, совершенном должностным лицом (часть вторая статьи 327 УК Молдовы). Генпрокуратура считает, что в бытность министром обороны Молдовы Пасат через иностранную фирму провел сделку по продаже систем залпового огня "Ураган" и боеприпасов к ним по заниженным ценам. Обвинение оценивает ущерб государству от этой сделки в $1,8 миллиона.

В начале октября 2005 года прокуратура добавила еще один пункт обвинения по той же статье "Нанесение материального ущерба в особо крупных размерах" - о незаконной продаже словацкой фирме "JOI" элементов системы залпового огня "Ураган", оценив материальный ущерб государству от этой сделки в $80 тысяч. В Генпрокуратуре Молдовы отвергают наличие каких-либо политических мотивов в данном деле, информирует "НОВОСТИ - МОЛДОВА".