"Игорь Рак: Нижнему Приангарью нужна машина времени".

("Красноярский рабочий", 21.11.05)

Сразу скажу, эту штуку придумал не я, а один московский деятель - умный, хотя и с весьма сомнительной репутацией. Тем не менее он сказал одну простую, но совершенно гениальную вещь - в современной России нет механизма по реализации масштабных социально-экономических территориальных программ.

Речь тогда шла о сооружении крупных тепловых станций для больших российских городов. И ситуация действительно выглядела парадоксальной. С одной стороны, Россия - северная страна, и её крупным индустриальным центрам необходимы новые мощные ТЭЦ. А с другой - эти проекты требуют огромных затрат и если и смогут окупиться, то в неопределённом будущем. Поэтому никто не хочет за них браться, и как быть в этой ситуации, никто не знает.

Точно такой же проблемой, только ещё более болезненной и неразрешимой, является программа Нижнего Приангарья. Все понимают, её нужно выполнять, чтобы экономика России чувствовала себя спокойно хотя бы лет на пятьдесят вперёд. Но дальше разговоров дело не идёт.

Сначала губернатор Валерий Зубов добился на словах для этого проекта федерального статуса, затем на деле правительство разрушило замысел, словно карточный домик, ведь профессор Зубов проиграл на выборах, хотя при чём здесь выборы, до сих пор непонятно. Александр Лебедь вообще ни с кем не умел договариваться, зато уже без всякого статуса, но за счёт скромных ресурсов регионального бюджета пробил дорогу от Абана до Богучан да успел ещё открыть энергомост через Ангару...

Край, наверное, до сих пор мог бы без этого обойтись, а те деньги лучше было потратить на подзабытую социальную сферу. Но дело сделано - есть теперь и дорога, и ЛЭП. Только вот инвесторы не торопятся, каждый присматривается, ищет собственную выгоду, а механизма, который бы смог придать сотням ведомств и бизнес-структур единый вектор движения, по-прежнему нет. Что же делать в этой ситуации? Пожалуй, только одно: уподобясь древнему римлянину, разбивать лоб об эту стену, пока Карфаген не разрушится. Чем, собственно, и занимается сейчас команда нашего молодого губернатора. Любопытно, что по одному из недавних рейтингов Александр Геннадиевич стал безусловным лидером только за одни намерения добыть для страны ванкорскую нефть и сказочные нижнеангарские недра.

Конечно, от планов до их реализации - дистанция огромного размера, но ситуация в России такова, что реального механизма по освоению природных богатств просто нет. Хитроумный Дерипаска вешает всем лапшу на уши, надеясь обмануть Чубайса и получить от него дешёвую энергию. Но Анатолий Борисович сам кого хочешь обведёт вокруг пальца, и даром от него ничего не получишь. Нефтяники черпают нефть из Западной Сибири, и наш край их интересует как весьма отдалённая перспектива. Железнодорожники надеются, что кто-нибудь, только не они сами, проложит в ангарскую глухомань новую магистраль. А есть ещё лесопереработчики, золотодобытчики и много ещё кто.

Всех этих уважаемых представителей современного российского бизнеса объединяет, тем не менее, одно важное качество - они привыкли получать от государства готовые производства и мастерски выдавливать из них прибыль, до последнего пятака. А вот создавать что-то с нуля да ещё тратить на это миллиарды собственных рублей и растягивать удовольствие на десятилетия... Извините, мы лучше в партию "Единая Россия" вступим - это дешевле обойдётся...

Между тем не грех вспомнить, как делались подобные вещи в недалёком прошлом. Например, как планировалась лесоэкспортная навигация из Игарки по всему миру. Для этого примерно за полгода в Красноярск съезжались представители самых разных ведомств страны - тех, кто лес рубит, перевозит по реке, перерабатывает, перегружает, тащит за три моря, рубит лед ледоколами, а в конце продаёт ангарскую сосну хитрым капиталистам с выгодой для страны. И вот все эти деятели в какой-то момент вдруг подчинялись скромному второму секретарю Красноярского крайкома партии Леониду Сизову, который выстраивал их в одну линейку, в результате чего лес из Богучан или Кежмы попадал в какой-нибудь Амстердам без сучка и задоринки.

Вот бы такой механизм да в руки нашего губернатора. Где найти такую машину времени, чтобы перенести нынешних экономических деятелей в тот период, когда у них отобрали бы ложки, но выдали бы всем сошки...

Вот почему будущий съезд "Единой России" важен уже и в этом смысле, в Красноярске соберутся те люди, которые не только на словах, но и на деле смогут решить судьбу Нижнего Приангарья. Если, конечно, захотят. Если их заставят. Если у них рано или поздно не будет другого выхода... Трудно сказать, что будет дальше, хотя пока вариант развития событий, связанный с машиной времени, выглядит наиболее реалистично.

"Законы жизни".

("Красноярский рабочий", 19.11.05, Сергей Иванов)

Ещё пару лет назад из окна личного автомобиля можно было любоваться видом красноярских улиц, чудесными картинками пригорода, магистралями, соединяющими города края. Нынче, садясь на своего "железного коня", про лирику моментально забываешь. С болью в сердце ты смотришь на панель управления и считаешь, во сколько тебе обойдётся та или иная поездка, вспоминая при этом недобрым словом тех, кто принял на минувшей неделе очередное повышение налога на автотранспорт, а также два года назад ввёл обязательную автостраховку, так и не оправдавшую наших надежд.

В условиях зимы любое путешествие на колёсах становится "золотым", уж больно кусачая нынче цена на бензин. Мы же пока не можем взять в толк, почему это происходит в стране, где запасы нефти едва ли не самые большие в мире. И почему для своих жителей Россия установила такие тарифы? Вернее, не она, а горстка магнатов, в чьих руках сейчас сосредоточены богатства недр. Вот и приходится нам, автомобилистам, всё чаще пользоваться услугами общественного транспорта. Правда, и здесь наблюдается тенденция роста цен. На этой неделе в городской администрации рьяно обсуждали очередное требование коммерческих перевозчиков поднять тарифы на проезд до восьми рублей. Слова бы никто не сказал об этом, если бы в городе исправно работал муниципальный транспорт. Но он, как и транспортные развязки краевого центра, едва ли не первостепенная головная боль властей Красноярска. Впрочем, аналогичная ситуация наблюдается и по всему краю. Именно по этой причине краевые парламентарии на последней сессии ЗС едва ли не целый рабочий день обсуждали состояние автомобильного транспорта, признав, что он из-за ошибок и просчётов краевой власти находится в глубоком кризисе.

Что это всё о грустном? Порадовали на минувшей неделе нас депутаты. Как и положено, заступились они за народ при принятии бюджета. В результате были заложены дополнительные средства на поддержку сельского хозяйства, повышение зарплаты бюджетников и частичное решение проблемы ветхого жилья. Пока кипели страсти в "сером" доме, по соседству с ним установили первую новогоднюю ёлку. Она зажглась возле киноразвлекательного комплекса "Луч", вокруг которого до сих пор кипят страсти по поводу его выставления на торги. Совсем не хочется, чтобы огоньки на мохнатых лапах ёлочки стали поминальными свечами популярного у горожан места отдыха.

Другим знаменательным событием прошедший недели стал старт национального чемпионата по хоккею с мячом. Сегодня первый матч турнира сыграет наш "Енисей". Если раньше мы шли на стадион, чтобы насладиться спортивным спектаклем в исполнении наших парней, то сейчас болельщикам, рискнувшим посетить домашние матчи красноярской хоккейной дружины, впору запасаться валидолом. Хорошие "актёры" разъехались, а нынешняя "труппа" не в состоянии замахнуться на "великого Шекспира". Впрочем, к такой развязке мы и должны были прийти. Только в Красноярске за истекшее десятилетие были закрыты отделения хоккея с мячом на стадионах "Авангард", "Рассвет" и "Металлург". В регионах русский хоккей давно умер. Осталось лишь два очага, где ещё теплится хоккейная жизнь, это красноярский стадион "Енисей" и Сосновоборск. Да и на них наблюдается множество проблем. Сейчас делаются первые попытки возродить в провинции хоккей с мячом. В Назарове и Минусинске по инициативе депутата ЗС Анатолия Быкова открыты детские спортшколы по хоккею с мячом. Но почему судьбы юных земляков волнуют только Анатолия Петровича? Почему русский хоккей, так почитаемый в нашем крае, вдруг стал нелюбимым "пасынком"? Почему о юных физкультурниках и спорте вообще вспоминают лишь в пору политических баталий? Мы зациклились на спортивных результатах наших команд и атлетов. В благополучной и сытой Швеции, где недавно довелось побывать автору этих строк, во главу угла поставлено здоровье нации, здоровье детей. Приоритетное время для занятий на стадионах получают дети, и лишь затем выходят тренироваться профессионалы. У нас всё наоборот. Спортивные секции посещают лишь дети из семей с приличным достатком. Их более бедные сверстники в это время шатаются по улице в поисках приключений, которые нередко переступают черту закона. А потом нас начинают шокировать факты, когда юный красноярец с топором бросается на свою мать за то, что та осмелилась воспитывать его, а другой малолетний "недотёпа" бросается в петлю лишь из-за того, что был отлучён от компьютерного клуба.

Спорт - это зеркало экономики страны. В России, к сожалению, всё поставлено с ног на голову. Получается, что мы живём ради того, чтобы росло достояние магнатов, живём по придуманным ими законам, по их правилам. Никому нет дела, что в сельской местности жители еле-еле сводят концы с концами, молодёжь там спивается, не видя каких-либо перспектив для себя, люди старшего поколения, верой и правдой проработавшие всю жизнь на промышленных предприятиях, нынче считают пенсионные копейки, радуясь тем мизерным прибавкам, которыми одаривает их Отчизна.

"Летом будет новоселье".

("Красноярский рабочий", 21.11.05, Елизавета Григорьева)

Уже несколько лет работает приют "Иван да Марья". В детском доме живут 44 воспитанника в возрасте от семи до тринадцати лет. Летом детдомовцев ждёт очень важное событие: каникулы они проведут в строящемся на личные средства Анатолия Быкова специально для них коттеджном комплексе в деревне Гляден Емельяновского района. А в минувшую субботу депутаты Законодательного Собрания Валерий Усаков, Леонид Федотенко и Василий Савокин, посетили стройку.

Строительство деревенской резиденции детского дома - в рамках программы его развития. Первоначальное назначение нового дома для детей - место для летнего отдыха, но попечительский совет планирует, что со временем место обитания в Глядене станет постоянным. Деревня буквально в полукилометре, и средняя школа там есть (сейчас дети детского дома "Иван да Марья" в Красноярске распределены по четырём школам). Председатель комиссии по науке и образованию Валерий Усаков заявил, что переезд нужен для того, чтобы детям было легче адаптироваться в обществе, и в деревне привыкать к труду будет проще. Трудовое воспитание - самообслуживание, работа на огороде, уход за домашними животными - важная часть этой программы. Другая часть - получение элементарных экономических знаний, необходимых для жизни.

В комплексе будет четыре основных здания - три жилых блока для ребят и административный домик. Два из них уже подведены под крышу, остались отделочные работы. Будет и баня, и конюшня на 12 лошадей, и другие хозпостройки. Дома строятся с учётом всех санитарных норм и требований пожарной безопасности. Каждый бревенчатый домик с оборудованными спальнями, столовой и игровой комнатой обойдётся Быкову в два миллиона триста тысяч.

Стоит заметить, что на стройку приехали не только депутаты и журналисты, но и сами будущие обитатели. Новые дома им очень понравились, планов - множество: "Ходить на речку, ухаживать за лошадьми, работать на огороде, полы мыть, шашлыки жарить после бани!"

И можно с уверенностью сказать, что эта программа выполняется со всей серьёзностью, стоит посмотреть на воспитанников детдома "Иван да Марья" - здоровых, радостных, ухоженных, хорошо одетых и ничем не напоминающих обычных детдомовцев. Строительство нового детского посёлка - не последний из проектов Анатолия Быкова. Скоро начнут возводить культурно-выставочный центр в Красноярске в районе улиц Дубровинского и Диктатуры Пролетариата.

Можно по-разному относиться к социальным проектам Анатолия Быкова. Может быть, они не являются такой необходимостью, как воздух или тепло. Но факт остаётся фактом - четыре десятка никому не нужных сирот обрели дом, покой и уют, с ними занимаются, о них заботятся, а это большая ответственность. Зачем это нужно Быкову, наверное, неважно. Важней другое: у этих ребятишек нормальное детство, пусть без пап и мам, но в окружении добрых людей.

"КрасЭйр" улетает от государства".

(Компания. 21.11.05. Е.Самойлов)

Глава "КрасЭйр" Борис Абрамович пытается создать вторую по масштабам авиакомпанию после "Аэрофлота". Он предложил объединить пять авиационных предприятий, входящих в альянс AirUnion. Однако за столь привлекательным проектом может скрываться не что иное, как желание бизнесмена красиво присвоить значительную долю госсобственности. Гендиректор "КрасЭйр" Борис Абрамович выступил с инициативой создания до конца этого года объединенной авиакомпании на базе альянса AirUnion. В AirUnion, образованный в конце 2004-го, входят пять юридически самостоятельных фирм: "КрасЭйр", "Омскавиа", "Домодедовские авиалинии", "Самара" и "Сибавиатранс".

Объединение состоялось по инициативе акционеров "КрасЭйр", контрольный пакет которой принадлежит государству. По мнению участников рынка, после слияния собственником единой компании может стать Борис Абрамович, поскольку государственный пакет акций будет "размыт".

Против слияния авиакомпаний выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). По мнению главы Росимущества Валерия Назарова, такое слияние возможно только при получении государством контрольного пакета акций единой компании. Но государственными являются и некоторые другие авиаперевозчики. Почему бы их также не привлечь в создаваемую Абрамовичем компанию? Иначе "состав участников холдинга вызывает сомнения", говорится в письме Назарова министру транспорта Игорю Левитину. На стороне Росимущества выступило и правительство, которое попросило ведомства дополнить предложения по созданию единой авиакомпании и обосновать список участников предстоящего объединения.

Интерес к "КрасЭйр" проявляет и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Дело в том, что на авиакомпанию регулярно жалуются конкуренты, пытающиеся начать полеты в Красноярск. Очередную петицию в ФАС в начале ноября направила "Сибирь". Авиакомпания получила лицензию на выполнение рейса Москва - Красноярск еще весной этого года. Но "КрасЭйр", единственный перевозчик на данном маршруте, отказывается заключать с "Сибирью" соглашение об обслуживании в "своем" аэропорту Емельяново. Отказ мотивируется ремонтом взлетно-посадочной полосы и повышенной загрузкой аэропорта. ФАС возбудила дело по статье "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Первое заседание по этому делу назначено на 8 декабря. Между тем "Сибирь" - не первая авиакомпания, попытавшаяся нарушить монополию "КрасЭйр" на данном маршруте. Ранее неудачу уже потерпели "Внуковские авиалинии", "Домодедовские авиалинии" и "Трансаэро". Три года назад "Домодедовские авиалинии" начали было полеты в Красноярск. Но во время первого же рейса их лайнер задержали в аэропорту, и пассажиры несколько часов провели на борту в ожидании разрешения на взлет. "Объединенная структура аэропорта и авиакомпании диктовала свои условия и делала полеты в Красноярск невыгодными", - рассказал "К " бывший сотрудник одной из авиакомпаний.

Монополизм "КрасЭйр" вредит не только конкурентам и пассажирам, вынужденным переплачивать за билеты, но и региону в целом, лишая Красноярск значительных инвестиций. Одним из приоритетных проектов в этой сфере правительство России считает развитие транспортных коридоров Европа - Азия и Азия - Америка. Создание мультимодальных узлов планируется в Новосибирске или Красноярске. Победитель может рассчитывать на прибыль в размере $500 млн.

Сейчас Красноярск, похоже, проигрывает. Преимущество края - в объеме грузопотока, составляющего 40 млн. тонн в год. Однако инвестировать в развитие красноярского аэропорта требуется больше, чем в новосибирский "Толмачево". По мнению красноярского губернатора Александра Хлопонина, ситуация с допуском в регион других авиакомпании может измениться с выделением аэропортового хозяйства из "КрасЭйр". В этом случае, по мнению губернатора, условия для всех станут равными. Однако местные чиновники не обращают на "КрасЭйр" почти никакого внимания.

На прошлой неделе депутаты законодательного собрания всего несколько минут уделили проблеме авиатранспорта в регионе, отложив этот вопрос на следующий год. Между тем финансовые результаты "КрасЭйр" ухудшаются: чистые убытки авиакомпании по российским стандартам бухгалтерского учета в первом полугодии этого года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 90, 2% и составили 13, 7 млн. руб. Неудачно прошло и размещение первого облигационного займа ООО "ЭйрЮнион". В минувший вторник компания разместила на ММВБ 1, 5 млрд. облигаций на сумму 1, 5 млрд. руб. Начальник управления ИГ "Русские фонды" Иван Руденко прогнозировал ставку купона при размещении на уровне 11 - 11, 5% годовых, но в результате она достигла 13%. По словам участников фондового рынка, размещение прошло не очень удачно - в последние месяцы компаниям такого уровня удавалось размещать свои облигации под 11 - 12% годовых.

Накануне размещения многие аналитики фондового рынка, мягко говоря, негативно отзывались о предстоящем размещении облигационного займа AirUnion. Такие оценки связаны с тем, что за далекими от идеала цифрами балансов они не видят реального бизнеса, пусть и рискованного, но не обязательно убыточного, поэтому и несколько сгущают краски. С другой стороны, поскольку Росимущество, основной акционер KrasAir, настаивает на том, что процедура оформления облигационного размещения на ММВБ была крайне "непрозрачной", этот заем еще может быть оспорен.