Виталий Андриевский: Кишинев: выбор - неучастие в выборах
Последние опросы общественного мнения в столице Молдовы свидетельствуют о том, что большинство жителей столицы не намерены участвовать в выборах генерального примара муниципия 27 ноября 2005 года. К тому же выясняется, что весьма значительная часть кишиневцев вообще ничего не знает ни о самих этих выборах, ни о том, кто персонально будет бороться на них за право возглавить "на законных основаниях" власть в столичном муниципии.
Более того, от любых попыток просветить их в этих вопросах кишинёвцы с досадой отмахиваются, как от назойливых осенних мух, всем своим видом показывая, что после продолжавшейся более четырех лет ожесточенной борьбы без правил между правящей Партией Коммунистов (ПКРМ) и городской администрацией, сопровождавшейся громкими скандалами, взаимными разоблачениями, арестами, политическими преследованиями, кампаниями дезинформации в СМИ, при полном отсутствии подлинной, а не плакатной, заботы действующей власти, как муниципальной, так и центральной, о пришедшем в упадок городе и его жителях, они испытывают сегодня стойкое недоверие как ко всему, что связано с борьбой за власть в молдавской столице, так и ко всем тем, кто за эту власть борется. Таким образом, можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что и третий акт "великой битвы за Кишинев" (первые два были безуспешно проведены летом 2005 года), закончится тем, что, и эти выборы будут признаны несостоявшимися. В этом случае нынешний градоначальник В. Урсу так и останется и.о. мэра. Если же власть не удержится от искушения прибегнуть к фальсификациям и подтасовкам, и выборы признает состоявшимися, то с большой долей уверенности можно полагать, что генеральным примаром муниципия Кишинёв на время, оставшееся до следующих всеобщих муниципальных выборов весной 2007 года, станет Василий Урсу, ныне исполняющий его обязанности.
Анализ разнообразных событий всех трех туров муниципальных выборов в Кишиневе - двух весенне-летних, окончившихся провалом, и предстоящего осеннего - даёт возможность сделать вывод о том, что в политической жизни Молдовы наметился определённый перелом. С одной стороны, становится всё более очевидным, что партия власти - ПКРМ стремительно теряет прежние авторитет и доверие у избирателей, ежедневно сталкивающихся со всё новыми трудностями и проблемами, порождаемыми продолжающимся снижением уровня жизни, так и не дождавшихся от коммунистов практически ничего из обширного перечня заманчивых предвыборных обещаний. С другой стороны, не менее очевидно и то, что противостоящая правящей ПКРМ оппозиция так и не сумела пока воспользоваться этим обстоятельством, чтобы укрепить собственные позиции. Складывается парадоксальная ситуация, при которой власть уже не может больше рассчитывать на прежнюю массовую электоральную поддержку, а оппозиция всё еще не может привлечь отхлынувший от ПКРМ электорат на свою сторону.
Первыми возможность провала и третьего акта "великой битвы за Кишинёв" почувствовали и осознали политические технологи, обслуживающие партию власти, которые поспешно выдали "на гора" рекомендации руководству ПКРМ не выдвигать в такой опасной ситуации своего собственного кандидата, а поддержать подходящего "независимого" кандидата, то есть перевести выборы из политической плоскости в сугубо "технологическую".
Следует признать, что у команды Воронина была реальная возможность не уходить без боя с поля политической борьбы за молдавскую столицу, а выдвинуть в качестве кандидата на пост генерального примара Кишинёва от правящей ПКРМ нынешнего премьера Василия Тарлева. Это был бы достаточно сильный и тактически оправданный ход, который мог бы не только привести к победе в столице коммунистического кандидата, но и вдохнуть новую жизнь в саму правящую партию.
Но этого не случилось, так как креативная команда, обслуживающая президента Воронина, решительно не поддержала эту идею. Не поддержала, прежде всего, по той простой причине, что победа премьера на этих выборах сразу же возвела бы Тарлева в ранг естественного преемника нынешнего главы государства. Кое кому в окружении Воронина этого очень не хотелось, и поэтому премьер не только "пролетел" в плане выдвижения его кандидатуры в третьем туре "битвы за Кишинев" от правящей партии, но и внезапно попал 26 октября 2005 года под массированную критику со стороны президента Воронина, который одним махом перечеркнул всё то хорошее, что говорил и о Тарлеве, и о возглавляемом им правительстве прежде.
Сегодня Владимир Воронин и его соратники мучительно размышляют над тем, как бы им получше и побыстрее модернизировать свою партию, какие бы придумать завлекательные идеи, с которыми можно будет пойти на полномасштабные местные выборы уже в 2007 году, и выиграть их. Благодаря ошибкам и трудно объяснимым промахам оппозиции, они получили сегодня эту, столь важную для них, передышку и, можно не сомневаться, постараются ею воспользоваться с максимальной выгодой для себя.
Что же касается собственно молдавской оппозиции, то совершенно очевидно, что ни одна из партий, образующих нынешний оппозиционный "политический колхоз", действуя поодиночке, не может выиграть муниципальные выборы у коммунистов. Действовать же сообща молдавские оппозиционеры абсолютно не умеют. У молдавской оппозиции была редчайшая возможность попытаться расшатать "коммунистический колос", создав ПКРМ немалые проблемы на муниципальных выборах. Для этого оппозиции во время летних выборов надо было согласованно поддержать единую общую кандидатуру с неплохими шансами на победу, выбрав ее из числа независимых кандидатов.
Но вожди молдавской оппозиции не решились на этот шаг. Справедливости ради отметим, что из оппозиционных сил эту ситуацию смогла просчитать только Народно республиканская партия и зарождающаяся партия экс-премьера Брагиша, отказавшиеся выдвигать своего кандидата.
Что касается партии власти, то они поступили правильно. Осознав, что собственный кандидат неминуемо провалится и тем самым нанесет очередной удар по имиджу партии, коммунисты поддержали позиционирующего себя в качестве "независимого" кандидата Василия Урсу, который очень своевременно "покраснел".
А ведь оппозиция, умей она думать трезво, вполне могла сама предложить кандидатуру Василия Урсу, усиленно позиционируя его в глазах кишиневцев как "единого оппозиционного кандидата". Это могло бы стать крайне неприятным сюрпризом для коммунистов и смешать им все карты.
Упустив этот прекрасный шанс, оппозиция всё ещё могла поправить своё положение, выступив с призывом к кишиневскому электорату "от имени всех оппозиционных сил Молдовы" бойкотировать эти выборы, поставив под сомнение утверждение партии власти, что они будут достаточно честными, прозрачными и демократичными. Что, кстати, еще сделать не поздно.
Но молдавская оппозиция, как обычно, выбрала самый неудачный, абсолютно проигрышный для себя и вполне приемлемый для партии власти вариант: она пошла в атаку "рассыпным строем", действуя поодиночке, и выдвинув полудюжину своих "собственных" кандидатов, прекрасно понимая, что ни у одного из них нет ни малейших шансов на успех. По-видимому, у оппозиции вновь в ходу самоуспокоительный для некоторых её лидеров, но губительный для действующих политических сил лозунг, согласно которому, "важна не победа, а участие".
Вывод из сказанного выше может быть только один: молдавская оппозиция действительно и стратегически, и тактически по-прежнему проигрывает партии власти. Положение молдавской оппозиции еще больше ухудшится после того, как "битва за Кишинев" будет формально выиграна командой Воронина. Если молдавская оппозиция не сумеет кардинально поменять свою стратегию и обновить тактику, не сможет найти свою плодотворную идею, привлекательную для народа, то ей и в дальнейшем ничего не светит ни на местных, ни на парламентских выборах.
Но и перед самой партией власти в полный рост встают серьезные проблемы, решения которых команде Воронина найти пока не удалось, поскольку, с одной стороны, правящей ПКРМ необходимо сохранить свой традиционный электорат, а с другой стороны, требуется "растворить" коммунистическую идею в идеях евродемократии и сменить политическое лицо таким образом, чтобы не пугать больше Запад своей коммунистичностью.
Нельзя, однако, исключать, что и нынешняя молдавская оппозиция, и партия власти так и не смогут одолеть стоящие перед ними проблемы и окончательно зайдут в политический тупик. Если это произойдет, то следует ожидать в Молдове появления третьей силы, которая учтёт их ошибки и промахи и найдет свой путь к власти.