Интервью ИА REGNUM сопредседателя Международной рабочей группы (МРГ) по поиску без вести пропавших и освобождению пленных в зоне карабахского конфликта Бернхарда Клазена

ИА REGNUM: Г-н Клазен, какие цели преследовал очередной визит МРГ в Степанакерт?

Это плановая поездка, в ходе который мы передали госкомиссии Нагорного Карабаха по военнопленным и пропавшим без вести соответствующие запросы азербайджанской госкомиссии. Очень важно, чтобы хотя бы через нас госкомиссии поддерживали определенные, пусть и косвенные связи между собой. В ходе встречи в госкомиссии Нагорного Карабаха, которая была очень эффективной и плодотворной, мы взаимно подтвердили готовность к сотрудничеству. Мы беседовали также с двумя бывшими армянскими военнопленными. Ведь это тоже входит в задачи нашей группы - следить за судьбой пленных после их освобождения.

ИА REGNUM: Нередко можно услышать упреки в недостаточной эффективности работы структур и организаций, занимающихся проблемой военнопленных и без вести пропавших. Мне кажется, не избежала подобной критики и МРГ...

Что касается МРГ, то мы работаем лишь вшестером, причем, на общественных началах. Понятно, что наши возможности ограничены, мы не в состоянии заниматься всеми пропавшими без вести, а только с определенным их количеством. Всего МРГ занимается выяснением около 100-120 судеб. Разумеется, очень непросто работать в условиях сохраняющейся в регионе напряженной политической ситуации, которая усугубляется недоверием сторон друг к другу. Но я надеюсь, что когда установится мир, закрепленный соответствующим соглашением, нам станет легче работать. Однако мы не хотим ждать, и уверены, что данной проблемой надо заниматься сейчас. И если бы на различных уровнях этой проблеме уделяли больше внимания, выделяли бы больше материальных средств, то наша деятельность стала бы более эффективной.

ИА REGNUM: Какое место, на Ваш взгляд, занимает столь деликатная сфера без вести пропавших в общем контексте карабахского урегулирования?

Я думаю, что те, кто занимается карабахским вопросом на международном уровне, не уделяют достаточного внимания проблеме пропавших без вести. Не решая этой проблемы, будет очень сложно урегулировать и карабахский конфликт в целом. Поэтому я бы очень хотел, чтобы и на международном уровне уделяли больше внимания данной теме. В этой связи нас очень радует, что вопрос пропавших без вести Карабахского конфликта сейчас поставлен на повестку дня на уровне Совета Европы.

ИА REGNUM: Какую работу проводит МРГ в отношении бывших военнопленных?

Бывшие военнопленные - это сильно травмированные люди. Они, неважно, это - армянин или азербайджанец, провели очень тяжелое время в плену, и поэтому эти люди особенно нуждаются в помощи и социального, и психологического, и медицинского, и материального плана. К сожалению, я не вижу, чтобы этим людям помогали - ни на армянской, ни на азербайджанской стороне. Наоборот, в Азербайджане совсем недавно осудили троих бывших военнопленных. И на армянской стороне были случаи, когда бывших военнопленных осуждали и лишали свободы. Это свидетельствует о неготовности реально помогать бывшим военнопленным. И такая ситуация нас очень волнует.

ИА REGNUM: Многие, особенно родственники без вести пропавших, утверждают, что сегодня в азербайджанском плену находятся десятки армян. Насколько это, на Ваш взгляд, соответствует действительности?

Дайте нам конкретные данные, конкретные адреса и мы проверим эту информацию через наши каналы в Азербайджане. Пока на этот вопрос я не могу ответить, но пользуясь случаем, хочу попросить родственников без вести пропавших, чтобы они дали нам конкретную информацию, а мы обязательно разберемся.