Новый конфликт в Зоне безопасности. Кишинев: "То, что происходит в Зоне безопасности, дальше терпеть нельзя". Погибли два молдавских миротворца. Инспекции приднестровского ВПК. Евросоюз надеется убедить Россию вывести войска из Приднестровья. Посол МИД РФ: Москва пока не получила согласия от ПМР на возобновление вывоза российского вооружения. Визит главы ОБСЕ в Молдавию. Переговоры по приднестровскому урегулированию в расширенном формате возобновятся 27 октября. Россия предложила "дорожную карту" приднестровского урегулирования. США приветствуют возможность принять участие в переговорном процессе. ОБСЕ положительно ответила на просьбу молдавского и украинского президентов. Спикер приднестровского парламента: "Наши выборы будут максимально открытыми". Между Молдавией и Румынией будет введен визовый режим. Евросоюз предоставил оборудование молдавским пограничникам. Еврокомиссия деньгами поможет Молдавии выполнить план РМ-ЕС. Молдавия признана самой бедной страной Европы. Ведутся переговоры относительно повышения тарифов на электроэнергию. Компания, ретранслировавшая "Первый канал" в Молдавии, лишилась лицензии на вещание.

Новый конфликт в Зоне безопасности

Попытка сотрудников дорожной полиции Молдавии снять дорожные знаки и информационные табло у миротворческого поста № 9 перед мостом через Днестр в районе поселка городского типа Вадул-луй-Водэ (правый берег Днестра - прим. ИА REGNUM) стала причиной нового конфликта с приднестровскими и российскими миротворцами. Молдавские инспекторы считают, что знаки и табло не соответствуют стандартам и должны быть изменены. Миротворцы расценили действия полицейских как "стремление Молдавии разрушить миротворческую операцию".

Как сообщил корреспонденту "ИНФОТАГ" сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от Молдавии Иван Солоненко, 17 октября представители Объединенного военного командования побывали на месте инцидента, чтобы разобраться в ситуации. "При приближении непосредственно к посту установлено действительно много знаков и информационных щитов, что препятствует нормальному движению, создает аварийную ситуацию. Мы договорились, что органы полиции Молдовы совместно с военным комендантом Дубоссар и другими ответственными лицами согласуют действия и решат проблему", - сказал он.

По словам Солоненко, трудности автомобильному движению создают и бетонные блоки, установленные миротворцами с обеих сторон моста. "Несколько лет назад ОКК приняла решение убрать блоки, однако без нашего согласия они вновь преграждают путь, заставляя водителей снижать скорость до минимума, чтобы объезжать ненужные препятствия", - сказал сопредседатель ОКК "ИНФОТАГ".

Для "БАСА-пресс" Солоненко сказал, что, хотя вначале представители российской и приднестровской сторон утверждали, что речь идет о провокации, на месте происшествия стало очевидно, что знаки установлены в нарушение правил и могут вызвать дорожно-транспортные происшествия. Он подчеркнул также, что эта встреча не означает возобновления заседаний ОКК и что делегация Кишинева вернется к диалогу только после обеспечения свободного перемещения крестьян на свои угодья в районе села Дороцкое.

Тем временем представители России и Тирасполя в ОКК заявили, что полиция провоцировала миротворцев применить оружие, передает "БАСА-пресс". И все же стороны признали, что знаки миротворцев следует установить согласно дорожным нормам, сообщает агентство.

Кишинев: "То, что происходит в Зоне безопасности, дальше терпеть нельзя"

20 октября в Вене на заседании Постоянного совета ОБСЕ молдавская делегация выступила с сообщением, в котором отметила, что Кишинев призывает ОБСЕ осудить действия приднестровских властей в Зоне безопасности и оказать содействие в трансформации миротворческой операции на Днестре. "Односторонне нарушение достигнутых ранее договоренностей и препятствование доступу собственников земли близ села Дороцкая к своим наделам делает Тирасполь ответственным за блокирование работы Объединенной контрольной комиссии и рост напряженности в Зоне безопасности", - заявили представители Молдавии. Как передает "НОВОСТИ-МОЛДОВА", по мнению Кишинева, "такое состояние дел, а также запугивание сепаратистскими властями местных жителей далее терпеть недопустимо". Члены делегации призвали ОБСЕ осудить грубые нарушения основных прав граждан в Зоне безопасности.

"Неэффективность работы ОКК ещё раз говорит о том, что так называемая миротворческая операция - это анахронизм", - отметили представители РМ, подчеркнув необходимость трансформации миротворческой операции в институт военных и гражданских наблюдателей под мандатом ОБСЕ. Была также подтверждена просьба РМ к ОБСЕ организовать международную миссию по оценке ситуации в Зоне безопасности, сообщает "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Позиция молдавских властей фактически направлена на торпедирование работы ОКК. Как сообщает информационное агентство "Ольвия-пресс", с таким заявлением выступил на заседании Постоянного совета ОБСЕ постоянный представитель Российской Федерации Алексей Бородавкин. В своем докладе российский представитель дал оценку ситуации в Зоне безопасности и работе Объединенной контрольной комиссии. "Российская сторона на протяжении последнего года неоднократно выражала самую серьезную озабоченность в связи с действиями молдавской стороны, подрывающими эффективность деятельности Объединенной контрольной комиссии (ОКК) и соответствующей миротворческой операции. На остроту ситуации указывали и сопосредники от Украины и ОБСЕ, - отметил в своем выступлении Алексей Бородавкин. - Однако, к сожалению, попытки провоцировать миротворцев и дискредитировать действующий режим безопасности продолжают иметь место. Последний пример. Объединенной контрольной комиссией 11 и 13 октября с.г. были зафиксированы случаи умышленного нанесения материального ущерба оборудованию совместных миротворческих постов. На посту НР 9 (левый) центрального участка зоны безопасности в районе г. Вадул-луй-Водэ группы местных молдавских жителей сорвали информационные щиты на трех языках о правилах проезда поста и о нахождении в Зоне безопасности, а также привели в негодность различные дорожные указатели", - сообщил, выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ, российский представитель.

"При полном бездействии правоохранительных структур Республики Молдова молдавские граждане все чаще и в массовом порядке демонстративно отказываются соблюдать правила проезда постов - не предъявляют документов, намеренно следуют через посты на большой скорости, создавая угрозу жизни несущим боевое дежурство миротворцам.

К сожалению, молдавские власти оставляют без реакции и какой-либо практической помощи прямые обращения к ним российского командования миротворцев в связи с указанными инцидентами. Вынуждены, к сожалению, констатировать, что позиция молдавской стороны фактически направлена на торпедирование работы ОКК. Молдавская сторона уклоняется от участия в заседаниях Комиссии, а молдавские полицейские препятствуют передвижению в Зоне безопасности сопредседателя ОКК от Приднестровья", - цитирует постоянного представителя Российской Федерации в ОБСЕ "Ольвия-пресс".

"Считаем, что подобные инциденты следует рассматривать как недопустимые и противоречащие активно поддерживаемым ОБСЕ международным усилиям по разрешению приднестровского конфликта. Призываем молдавскую сторону прекратить обострять обстановку в Зоне безопасности и возобновить участие в работе ОКК. Это особенно важно в контексте предстоящих 27-28 октября с.г. в Кишиневе и Тирасполе переговоров, дающих реальную возможность возобновить после долгого перерыва прямой диалог между молдавской и приднестровской сторонами процесса урегулирования", - заявил Бородавкин, передает тираспольское официальное информагентство.

Погибли два молдавских миротворца

Военная прокуратура Молдавии возбудила уголовное дело по факту дорожно-транспортного происшествия 19 октября, в котором пострадали четыре молдавских миротворца из Зоны безопасности. Как сообщает официальное тираспольское агентство "Ольвия-пресс", вечером 18 октября личный водитель командующего молдавским миротворческим контингентом покинул расположение части в Бендерах и направился в Каушаны. С ним поехали еще три военнослужащих контингента РМ, самовольно покинувшие место службы. Возвращаясь ночью из Каушан, водитель машины не справился с управлением, в результате чего она перевернулась. Двое солдат погибли на месте. Третий был доставлен в городскую больницу Бендер, где, несмотря на усилия медиков, скончался 19 октября. Сам водитель получил тяжелые телесные повреждения.

Как заявил для "Ольвии-пресс" сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от России Виктор Шанин, "произошедшая трагедия свидетельствует о серьезных проблемах в структуре молдавского миротворческого контингента". "Очень слаба дисциплина. Мы - и я лично, и вообще российская сторона - усматриваем во всем этом курс на размывание миротворческой операции", - заявил Шанин.

Представитель Кишинева в ОКК Иван Солоненко заявил для REPORTER.MD, что сожалеет о заявлениях, сделанных российским представителем. "В этом случае было бы намного благороднее привести соболезнования семьям погибших", - отметил Солоненко.

Солоненко подтвердил, что в ДТП погибли два молдавских миротворца, а еще двое находятся в тяжелом, но стабильном состоянии. Он также отметил, что Военная прокуратура расследует это происшествие, чтобы установить виновников ДТП.

Инспекции приднестровского ВПК

Одним из итогов недавнего визита в Республику Молдова представительной российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Юрием Зубаковым стала договоренность о проведении в ближайшем будущем международного мониторинга предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) непризнанной ПМР. После визита Юрия Зубакова в Тирасполь и консультаций в кишиневском офисе миссии ОБСЕ приднестровская сторона согласилась допустить международную инспекцию на производственные предприятия региона, а представители России, Украины и ОБСЕ объявили о готовности провести инспекцию. Некоторые СМИ склонны рассматривать это решение чуть ли не как эпохальное. Но при более внимательном взгляде на сопутствующие обстоятельства создается стойкое впечатление некоей рутинности, органически вписывающейся в реалии текущего витка урегулирования приднестровского конфликта, считает "Время".

И снова "первый шаг"?

По идее, никакая особая договоренность о проверке промышленных предприятий Приднестровья не нужна вовсе. Большинство предприятий расположено в Зоне безопасности или в непосредственной близости от ее границ. Согласно международной практике миротворчества, пишет "Время", группы военных наблюдателей и так пользуются правом посещения и осмотра любого объекта, входящего в их зону ответственности. Однако этот принцип никогда не был реализован в ходе "особенной" миротворческой операции в приднестровском регионе РМ. Приднестровская сторона категорически отказывалась допускать официальных представителей Совместных миротворческих сил (СМС) на промышленные объекты в Зоне безопасности. А миротворцы вроде бы и не очень настаивали. Принцип консенсуса, положенный в основу деятельности Объединенной контрольной комиссии (ОКК) - органа, контролирующего процесс миротворческой операции, позволяет блокировать любую попытку одной из сторон возмутиться по данному поводу. Что, кстати, и привело к текущей ситуации в миротворчестве, когда военнослужащие СМС попросту "отбывают" службу в Зоне безопасности, ничего практически не решая и превратившись в эдакое пугало для проезжающих водителей, утверждает кишиневская газета. К сожалению!

Теперь о "долгожданности" и "прорывности" будущего мониторинга. На фоне постоянно звучащих обвинений в незаконном производстве и торговле вооружением как со стороны Молдавии, так и из стран Запада, администрация непризнанной ПМР уже долгое время (с 1997 года) постоянно обращалась к международным организациям и правительствам развитых стран с предложением провести мониторинг промышленных предприятий. И до настоящего времени никто за это браться не собирался, что в свою очередь позволило приднестровскому руководству постоянно обвинять правительство Молдовы в препятствовании этому процессу. Дело же в следующем, считает "Время": требования, которые предъявляет приднестровское руководство к условиям проведения инспекции, подразумевают косвенное признание проверяющей стороной независимости региона. То есть мониторинг, по замыслу команды президента Приднестровья Игоря Смирнова, должен проводиться не в приднестровском регионе Республики Молдова, но на территории некоего общественно-политического образования. И пусть-де его называют анклавом, главное - чтобы с Республикой Молдова не связывали. Молдавское руководство "абсолютно справедливо" обращало внимание потенциальных инспекторов на это немаловажное обстоятельство, и те, оценив все "за" и "против", от принятия конкретных решений воздерживались, пишет "Время". Кстати, абсолютно не исключено, что этого не случится в очередной раз, даже несмотря на достигнутую договоренность.

И что же получается? Результаты прошедших встреч и консультаций однозначно показывают, что ситуация на данный момент развивается полностью по приднестровскому сценарию. Особенно интересен факт, что в ходе этих консультаций по вопросу способствования в урегулировании внутреннего конфликта в столице Республики Молдова посредниками и гарантами принято решение о проведении мониторинга промышленных предприятий приднестровского региона Республики Молдова, которое не предусматривает участия в этом процессе представителей от самой Молдовы. Как рассказал "Времени" участник встречи, проходившей в офисе миссии ОБСЕ как раз в день празднования в Кишиневе Дня города, "мы всеми способами пытались договориться об участии наших представителей в мониторинге предприятий ВПК Приднестровья, однако нас никто не услышал".

Интересно, что приднестровская сторона никогда не отрицала факта наличия в структуре непризнанной ПМР военно-промышленного комплекса. И тем не менее всегда стойко отрицала все обвинения в производстве и продаже вооружения. Но ведь предполагать, что ВПК существует, но ничего не производит, попросту глупо, пишет газета. А он таки производит, только совсем не то, что представляют себе любители горячих сенсаций. Речь прежде всего идет о выполнении масштабных российских военных заказов, утверждает "Время". Кстати, бывшие предприятия ВПК СССР на территории остальной Молдавии, подконтрольной действующей власти, их тоже выполняют, причем вполне официально и с выгодой для бюджета страны, пишет "Время".

Комментируя для СМИ итоги прошедших встреч, господин Зубаков заявил что-то вроде: решение о мониторинге предприятий ВПК Приднестровья принято и обсуждать, мол, более нечего. На самом деле почти нечего, за исключением вопроса: кому и зачем этот мониторинг нужен? - считает кишиневская газета.

Российская Федерация и Украина

Россия - один из признанных мировых лидеров в торговле вооружением, это факт. Бизнес этот очень конкурентный, даже несмотря на достаточно ограниченное количество значительных игроков. Так вот, не говоря уже об использовании производственной базы Приднестровья для выпуска различных узлов, деталей и механизмов, "серую зону" Приднестровья можно с минимальными усилиями использовать для ведения "теневой" торговли - в обход международных квот и официальной отчетности, считает "Время". Поэтому для России очень выгодно сыграть ведущую роль в доказательстве непричастности нынешнего Приднестровья к нелегальному производству и торговле оружием, полагает "Время".

Украинский эксперт Виталий Портников, комментируя для "Нового времени" состоявшуюся в марте встречу президентов России и Украины Владимира Путина и Виктора Ющенко, как нельзя более кстати отметил ряд существенных закономерностей. Судите сами: "Накануне визита Путина российские СМИ писали о том, что Кремль собирается обсуждать с Виктором Ющенко ситуацию вокруг приднестровской самопровозглашенной республики. В общем-то вопрос выглядит очень просто: без попустительства украинской таможни Приднестровью не просуществовать. Еще проще - без украинских портов, прежде всего в Одесской области, и транзита через украинскую территорию приднестровская контрабанда оружия может прекратиться. ПМР не просто "черная дыра", но еще и важная часть российского ВПК, пускай и нелегальная. Но этим обстоятельством озабочена не только Россия. Им озабочен еще и Запад. В современной Европе, по мнению многих западных наблюдателей, контрабандой оружия занимаются только Белоруссия и ПМР. Понятно, что с Белоруссией ничего сделать нельзя, зато и режим Александра Лукашенко может поставлять свои грузы только через российский кордон. С Приднестровьем ситуация другая. Для многих западных политиков готовность Киева участвовать в остановке приднестровской оружейной контрабанды - своего рода тест на украинскую политическую зрелость".

Будучи крупным экспортером вооружения, Украина провозгласила курс на евроинтеграцию и одновременно на сближение отношений с Россией. "Благополучный" исход проверки предприятий ВПК непризнанной ПМР, в том смысле, что ничего не обнаружат, позволит украинской стороне, как это ни странно, сорвать дивиденды и на Западе и на Востоке. А в том, что "ничего не найдут", сомневаться практически не приходится. Иначе откуда бы такое рвение и готовность, задается вопросом "Время".

ОБСЕ

Положение этой организации в современном мире кажется довольно шатким. При этом факторы, которыми эта шаткость обусловлена, действуют как изнутри самой организации, так и под воздействием извне. Поэтому ОБСЕ готова поддержать практически любую инициативу, повышающую ее имидж, в качестве гаранта безопасности на континенте, считает "Время".

Непризнанная ПМР

Любая акция, связанная с прямыми выходами на руководство других государств и международных организаций, воспринимается администрацией Игоря Смирнова с горячим одобрением. Особенно такая, которая позволит "доказать" несправедливость обвинений в их отношении, пишет газета. А подготовиться к "неожиданной" инспекции предприятий, о которой уже известно заранее, труда никакого не составляет. Вариантов "благоприятного развития ситуации" напрашивается множество, продолжает "Время".

Молдавия

Представители Молдавии к инспекции промышленных объектов допущены не будут. Это неприятно, неправильно, но не главное, считает газета. Самая большая проблема, пишет "Время", состоит в том, что спецслужбам Молдавии, видимо, не удалось за прошедшие годы найти прямых доказательств фактов производства в значительных объемах и торговли оружием в Приднестровье. Есть слухи, подозрения, данные разнятся и неконкретны. Один из самых полных и грамотных официальных документов по этому вопросу - доклад экспертов Службы информации и безопасности РМ, подготовленный в начале текущего года для информирования руководства Украины. Подразумевалось, что документ этот конфиденциальный. Однако по непонятной причине Украина передала его "для ознакомления" приднестровскому руководству, и на недавней пресс-конференции глава ведомства безопасности непризнанной ПМР Владимир Антюфеев торжественно вручил каждому из присутствовавших журналистов его копию на русском и украинском языках. В этом документе есть фамилии, разрозненные факты и предположения. Нет в нем конкретики, отвечающей на вопрос - осуществляется ли нелегальный трафик оружия и боеприпасов с территории непризнанной ПМР?

Производит ли Приднестровье оружие? Скорее всего - да, считает "Время". В объемах, достаточных для обеспечения собственных вооруженных сил. Торгуют ли они оружием? Ответ неоднозначен. Вероятнее всего, слухи о том, что в период непосредственно после объявления "суверенитета ПМР" Приднестровью удалось "пристроить" несколько сравнительно крупных партий вооружения - как оставшегося на складах бывшей Советской Армии, так и собственного производства, родились не на пустом месте, пишет газета. А информации, позволяющей привязать нелегальный трафик оружия к современному этапу, практически нет. Но очевидно другое - Приднестровье все ярче вырисовывается как один из элементов обеспечения ВПК Российской Федерации, продолжает газета. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И еще уверенно можно сказать, что никаких существенных проблем мониторинг приднестровского ВПК не решит, полагает кишиневское издание. И пользы Республике Молдова уж точно не принесет, скорее наоборот. В общем, ситуация складывается такая - все собрались, посовещались, выработали и приняли "конструктивные, важные и выгодные" решения, заключает "Время".

Евросоюз надеется убедить Россию вывести войска из Приднестровья

Европейский союз (ЕС) надеется на то, что сможет убедить Россию вывести свои войска и вооружения из Приднестровья. Специальный представитель ЕС по Молдавии Адриаан Якобовиц де Сегед заявил об этом в интервью радиостанции "Свободная Европа". Он отметил, что "по данному вопросу у России и ЕС одинаковые интересы, однако они не всегда это понимают".

"Мы думаем, что для России не имеют значения вооружения, расположенные на расстоянии в тысячи километров от границ. Мы надеемся, что сможем убедить Россию, что это в ее интересах вывезти боеприпасы. У России существуют другие возможности сохранения своего влияния, она не нуждается в заржавевших боеприпасах для сохранения влияния в регионе, ведь для этого есть более подходящие средства - экономические, политические", - сказал Адриаан Якобовиц де Сегед.

По его мнению, "в интересах Россию сохранить стабильность в регионе". "Мы рассчитываем, что сможем вести разговор с Россией. И сможем убедить ее, что мы в равной степени заинтересованы в стабильности в Молдове, а данная стабильность не надежна тогда, когда говорится об исчезновении боеприпасов со складов в Приднестровье", - сказал спецпредставитель ЕС.

Он уверен, что России по силам убедить президента Приднестровья Игоря Смирнова не препятствовать выводу российских войск и вооружений из региона. "Нам говорят, что в 2003 г. удалось вывести более половины боеприпасов. Если Россия смогла убедить Смирнова в 2003 г. в необходимости этого, то сможет и в 2005 г.", - отметил Адриаан Якобовиц де Сегед.

Он опроверг предположения о том, что ЕС и США предоставлен статус наблюдателей в переговорном процессе, так как они сами настояли на этом статусе. "Европейский союз готов принимать участие в любой приемлемой для сторон форме", - заявил специальный представитель ЕС по Молдавии.

Посол МИД РФ: Москва пока не получила согласия от ПМР на возобновление вывоза российского вооружения

"Процесс вывоза российского вооружения не идет, но обсуждается. Эту тему мы постоянно держим в поле зрения", - сообщил в интервью РИА "Новости" посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин.

Кроме того, по словам дипломата, этот вопрос постоянно обсуждается с посредниками по приднестровскому урегулированию. "Мы эту тему поднимаем перед руководством Тирасполя, но пока позитивного отклика на постановку этого вопроса не находим. Основные сложности связаны с тем, что местные власти в Приднестровье пока блокируют возобновление процесса вывоза российского вооружения", - отметил Нестерушкин.

Комментируя высказывания главы МИД Румынии о том, что в случае взрыва российских военных складов в Приднестровье существует угроза "мини атомной войны", дипломат заявил, что "состояние складских помещений не дает оснований для таких драматических заявлений", информирует РИА "Новости".

Как сообщает российское информагентство, в 2003 году в рамках вывоза российского вооружения из Приднестровья в Россию было отправлено более 20 эшелонов - порядка 15 тысяч тонн боеприпасов (30%). Однако во второй половине июня 2003 года администрация Приднестровья заблокировала процесс вывоза. Лидер Приднестровья Игорь Смирнов объяснил свою позицию тем, что Россия не выполнила обязательств по выплате Приднестровью компенсации. Согласно первоначальной договоренности, Россия обязалась в качестве компенсации списать Приднестровью $100 миллионов из задолженности за российский газ.

Визит главы ОБСЕ в Молдавию

"План России по урегулированию приднестровского конфликта слишком радикальный - он предоставляет слишком много независимости Приднестровью", - заявил 18 октября в Кишиневе действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Дмитрий Рупель. Как сообщает REPORTER.MD, недавно появился план решения приднестровского конфликта, авторство которого присваивается Москве. В документе вновь поднимается вопрос о создании федерации Республики Молдова с Приднестровьем.

Рупель заявил также, что он с оптимизмом смотрит на проблему возобновления переговоров по приднестровскому урегулированию, но менее оптимистичен относительно выборов в Верховный Совет ПМР, которые Тирасполь планирует провести в декабре. Действующий председатель ОБСЕ отметил, что возглавляемая им организация не может провести мониторинг выборов в Приднестровье, так как это означало бы "легализацию недемократического, несвободного и некорректного процесса", информирует REPORTER.MD.

18 октября Рупель посетил приднестровский регион, где встретился с лидером непризнанной ПМР Игорем Смирновым. По словам словенского дипломата, "в Тирасполе состоялся конструктивный диалог", а "Смирнов подтвердил участие приднестровской стороны в переговорах в расширенном формате, которые пройдут в конце текущего месяца". В этой связи Рупель приветствовал включение США и ЕС в качестве наблюдателей в переговорный процесс. "Теперь, когда в переговорах принимают участие такие важные стороны, нам будет легче двигаться по пути решения конфликта", - отметил действующий председатель ОБСЕ.

Как сообщает тираспольское агентство "Ольвия-пресс", после встречи Рупеля со Смирновым, министр иностранных дел непризнанной ПМР Валерий Лицкай заявил журналистам, что в ближайшее время в ОБСЕ не намерены обсуждать вопрос о возможности изменения формата миротворческой операции на Днестре. По словам Лицкая, вопрос трансформации миротворческой операции в Приднестровье в ОБСЕ не обсуждается всерьез.

Вечером того же дня Дмитрий Рупель встретился с президентом Молдавии Владимиром Ворониным. "2005 год был очень значимым в плане урегулирования приднестровского конфликта, - заявил глава молдавского государства. - Целый ряд важнейших вопросов, которые Республика Молдова поднимает уже на протяжении долгого времени, были решены в этом году". Среди особо важных достижений президент назвал новую концепцию приднестровского урегулирования, основанную на демилитаризации, декриминализации и демократизации региона. Президент отметил, что "документ удалось принять благодаря парламентскому консенсусу". Как передает "ИНФОТАГ", Воронин отметил также активизацию роли соседней Украины в процессе приднестровского урегулирования, привлечение ЕС и США к переговорному процессу, а также тот факт, что "председательство ОБСЕ одобрило инициативу президентов Республики Молдова и Украины о подготовке и проведении в Приднестровье свободных и демократических выборов под международным мониторингом". "Очень важным для преодоления приднестровского сепаратизма является учреждение под эгидой ЕС международного контроля и мониторинга государственной границы между Молдовой и Украиной", - считает президент. По его словам, "все это было достигнуто в том числе благодаря поддержке и активному участию словенского председательства в ОБСЕ".

Воронин проинформировал Рупеля, что Молдавия намеревается активно способствовать разработке заключительной декларации министерского саммита ОБСЕ, который состоится в Любляне в декабре этого года. По его словам, Кишинев будет добиваться включения в итоговые документы положений об урегулировании приднестровского конфликта и необходимости вывода из региона российских войск, сообщает "ИНФОТАГ".

Действующий председатель ОБСЕ выразил надежду, что первый раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в расширенном формате с участием ЕС и США ознаменует собой реальное начало окончательного политического разрешения приднестровского конфликта при уважении международных правовых норм, независимости, суверенитета и территориальной целостности РМ, а также интересов населения с обоих берегов Днестра. "Любые успехи на этом пути могут быть записаны в актив ОБСЕ", - цитирует Рупеля "ИНФОТАГ".

Коснувшись будущего привлечения ОБСЕ к подготовке базы для организации свободных выборов в Приднестровье, Рупель поддержал позицию Воронина, согласно которой "выборы могут быть объявлены и проведены только после появления в приднестровском регионе всех необходимых демократических предпосылок". Стороны отметили, что "на территории, контролируемой сепаратистским режимом, нет ни многопартийности, ни гражданского общества, ни свободы слова". Они высказали мнение, что доказательством добрых намерений тираспольской администрации была бы отмена намеченных на декабрь выборов в Верховный Совет непризнанной Приднестровской Республики, подчинение решению Европейского суда по правам человека о немедленном освобождении двух "политических заключенных" из тюрьмы в Приднестровье, а также соблюдение прав собственности на землю жителей молдавских сел Приднестровья, передает "ИНФОТАГ". Владимир Воронин поддержал проект ОБСЕ о введении эффективного международного контроля предприятий военно-промышленного комплекса Приднестровья.

Перед отбытием из Кишинева в Киев Дмитрий Рупель провел пресс-конференцию, на которой отметил, что ОБСЕ не удастся в этом году оценить ситуацию в приднестровском регионе Молдавии для определения состояния демократии в регионе и мониторинга выборов. "Осталось очень мало времени, ОБСЕ готова начать оценку ситуации в регионе, а не осуществлять мониторинг выборов. ОБСЕ продолжит оказывать определенное давление на Приднестровье в целях демократизации этого региона. Я оптимистичен в отношении раунда переговоров, который состоится в октябре, но не в отношении выборов в регионе", - цитирует Рупеля "МОЛДПРЕС".

Как сообщает агентство со ссылкой на украинские СМИ, урегулирование приднестровского конфликта стало основной темой беседы действующего председателя ОБСЕ с президентом Украины. Дмитрий Рупель и Виктор Ющенко проанализировали этапы плана решения приднестровской проблемы, предложенного Украиной. Рупель призвал Киев и в дальнейшем активно принимать участие в урегулировании приднестровского конфликта. Он выразил надежду, что процесс переговоров оживится после расширения формата, включения в них в качестве наблюдателей США и ЕС, и наконец удастся достигнуть некоторого прогресса до декабрьского совещания министров ОБСЕ.

Говоря о близящихся выборах в Приднестровье, Димитрий Рупель заявил, что ОБСЕ очень трудно вести мониторинг и признать действительными подобные выборы, пока в приднестровском регионе не будут созданы необходимые условия для свободного и демократического волеизъявления граждан, сообщает "МОЛДПРЕС".

Переговоры по приднестровскому урегулированию в расширенном формате возобновятся 27 октября

Первая встреча по приднестровскому урегулированию в расширенном формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США) состоится 27-28 октября в Кишиневе и Тирасполе. Как сообщил РИА "Новости" посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин, "это будет первая формальная встреча, поэтому нужно будет обстоятельно поработать, чтобы подготовить такую повестку дня, которая бы позволила не только сторонам высказать свою принципиальную позицию, но и найти точки соприкосновения для продолжения совместной работы", - отметил он.

Нестерушкин отметил, что пока от ЕС и США не поступали предложения по урегулированию конфликта. "По крайней мере, те контакты, которые у меня были с ними, свидетельствует о том, что они пока не готовы выступить с какими-либо предложениями и наработками, а хотели бы своим участием оказать содействие в создании наиболее благоприятной атмосферы для ведения конструктивного диалога", - цитирует посла РИА "Новости".

Российская сторона ожидает позитивных результатов от встречи посредников от России, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от Евросоюза и США. "Хотелось бы надеяться, что эта встреча не станет очередным поводом для риторических пикетирований сторон, а позволит им возобновить нормальный диалог по всей палитре их двусторонних отношений и возможности выработки всеобъемлющего варианта урегулирования", - отметил посол по особым поручениям МИД РФ, информирует РИА "Новости".

Первая встреча посредников в расширенном формате состоялась 21 октября в Любляне (Словения) по приглашению главы ОБСЕ Дмитрия Рупеля. Представители Молдавии, Приднестровья, Украины, России, США, Евросоюза и ОБСЕ обсуждали повестку дня переговоров, намеченных на 27-28 октября. На запрос "БАСА-пресс" глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл заявил, что подробностей о встрече сообщить не может, но подтвердил, что посредники встретятся в расширенном формате и согласуют повестку переговоров, запланированных на конец месяца.

На столе участников переговоров по приднестровскому урегулированию, которые пройдут в конце октября в формате "5+2", будет несколько проектов, сообщил журналистам в Тирасполе министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. В числе предложений, которые подлежат обсуждению, - известные инициативы президента Украины Виктора Ющенко и предложения по урегулированию, недавно представленные Российской Федерацией. Закон Молдавии "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра", по словам Лицкая, в повестке предстоящих переговоров не значится, сообщает "Ольвия-пресс".

Россия предложила "дорожную карту" приднестровского урегулирования

Предложенные Россией на консультациях в Одессе соображения о принципах приднестровского урегулирования представляют собой своеобразную "дорожную карту" для участников переговоров, заявил РИА "Новости" посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин. "Это "дорожная карта", которой могут воспользоваться все участники процесса, взять из нее все то, что им на данный момент представляется реалистичным, поскольку целый ряд документов, который лежит у нас на столе переговоров, по тем или иным причинам зависли или не реализуются, или реализуются не так, как в них записано", - сказал дипломат.

По его словам, развернутые соображения о принципах приднестровского урегулирования создавались с учетом уже существующих предложений. "Мы представили наши развернутые предложения в первую очередь для того, чтобы обеспечить поступательную работу переговорного процесса", - заметил представитель российского МИД. По его мнению, у сторон (Молдавия и Приднестровье) есть свое видение, в чем заключается их интерес. Пока интересы Кишинева и Тирасполя не сопряженные, а конкурирующие. "Убедить их, что вместе их интересы будут обеспечены лучше, - большая задача", - цитирует дипломата РИА "Новости".

Нестерушкин выразил надежду, что возобновляющиеся в конце октября переговоры по приднестровскому урегулированию пойдут в таком же ритме, как это было в последние годы, то есть ежемесячно. "Начнется хотя бы цивилизованный процесс общения, а не заочный обмен односторонними заявлениями. Когда есть диалог, то тогда худо-бедно блокируется возникновение новых недоразумений", - подчеркнул Нестерушкин. В то же время он весьма осторожно высказался относительно перспектив переговоров. "Нам хотя бы провести первые встречи, и чтобы никто не сорвался на какой-нибудь принципиальной позиции", - добавил посол по особым поручениям МИД России, передает РИА "Новости".

США приветствуют возможность принять участие в переговорном процессе

"Мы всегда проявляли активный интерес к мирному урегулированию приднестровского конфликта и приветствуем предоставленную возможность принять участие в переговорном процессе в качестве наблюдателя". Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", такое заявление сделал 20 октября в Кишиневе на встрече с президентом РМ Владимиром Ворониным заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэвид Крэмер. Он подтвердил позицию США о том, что "любое урегулирование приднестровского конфликта должно укрепить независимость и территориальную целостность Молдовы". Решение проблемы "должно быть приемлемо для населения Молдовы на обоих берегах, честно и конструктивно решить все основные вопросы, стоящие перед сторонами, а также пользоваться поддержкой международного сообщества", - сказал Крамер.

ОБСЕ положительно ответила на просьбу молдавского и украинского президентов

ОБСЕ положительно ответила на просьбу молдавского и украинского президентов от 21 сентября прислать в Приднестровье оценочную миссию для подготовки к демократическим выборам в Верховный Совет ПМР, которые должны пройти под мониторингом Совета Европы. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", об этом 17 октября президента Молдавии Владимира Воронина проинформировал глава миссии ОБСЕ в РМ Уильям Хилл. "ОБСЕ уже разрабатывает конкретные предложения для подготовки к таким выборам", - сказал дипломат.

Воронин назвал согласие ОБСЕ направить в Приднестровье группу международных экспертов, которые выдвинут предложения по работе будущей международной избирательной комиссии, "большой победой". "Работа там оценочной миссии будет содействовать проведению истинно демократических выборов, о начале которых может быть объявлено только когда в регионе будет создан необходимый климат", - подчеркнул Воронин. Он приветствовал решение ОБСЕ не признавать намеченные приднестровскими властями на декабрь выборы в так называемый Верховный Совет, отмечает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Ранее Хилл говорил, что на подготовку демократических выборов в регионе уйдет не менее полугода.

Дипломат также заявил о согласии ОБСЕ активно содействовать реализации другого важного пункта плана приднестровского урегулирования, предложенного Украиной - демилитаризации региона. Оба собеседника сошлись во мнении о том, что международная поддержка способна создать благоприятные условия для разрешения конфликта и тесного сотрудничества между участниками переговоров, сообщает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Спикер приднестровского парламента: "Наши выборы будут максимально открытыми"

"К сожалению, вопрос о легитимности или нелегитимности выборов в непризнанном государстве лежит не в правовой, а в политической плоскости. В отношении этих выборов принимаются решения, выгодные отдельным странам", - такой вывод сделал глава приднестровского парламента Григорий Маракуца на пресс-конференции по итогам международного форума, посвященного современным избирательным технологиям и прошедшего на минувшей неделе в Москве. "Хватит оглядываться на других, нам нужно научиться уважать себя, как европейцы, как американцы", - подчеркнул спикер и в очередной раз повторил: парламентские выборы в Приднестровье пройдут в указанные Конституцией ПМР сроки и в полном соответствии с законодательством. Об этом пишет "Ольвия-пресс".

Спикер напомнил о преимуществах обновленного приднестровского Избирательного кодекса: документ универсален, составлен для выборов в различные органы власти, содержит такие прогрессивные статьи, как, например, о наличии высшего юридического образования у председателей территориальных избирательных комиссий, возможности международного мониторинга избирательных процессов. Избирательный кодекс прошел экспертизу в России, на Украине, в ОБСЕ. "Мы получили определенные рекомендации по улучшению кодекса, но никто не сказал, что наше законодательство недемократично", - цитирует Григория Маракуцу "Ольвия-пресс".

Спикер сообщил, что заручился согласием целого ряда наблюдателей приехать на приднестровские парламентские выборы - из различных государств, международных, общественных организаций. Наиболее крупной делегацией, вероятнее всего, будет российская, отмечает тираспольское агентство.

Между Молдавией и Румынией будет введен визовый режим

Румыния разработает до конца ноября проект соглашения о визовом режиме между Румынией и Молдавией, который будет направлен на рассмотрение Кишиневу. Как отмечается в сообщении министерства иностранных дел и европейской интеграции РМ, это решение было принято в рамках молдавско-румынских консультаций по юридическим и консульским вопросам, которые завершились 21 октября в Кишиневе, передает REPORTER.MD.

В связи с вступлением Румынии 1 января 2007 года в ЕС стороны констатировали, что появилась необходимость рассмотрения возможности либерализации будущего визового режима между Молдавией и Румынией. Для выполнения этой задачи эксперты предложили упростить визовый режим, взяв за основу ассиметричную модель визового режима, который существует между Молдавией и Польшей. Так, предусматривается, что граждане Молдавии смогут въезжать в Румынию на основе бесплатной визы, выданной дипломатическими и консульскими миссиями Румынии. Румынская сторона примет необходимые меры для обеспечения работы консульского отдела посольства Румынии в Кишиневе. Стороны договорились также о расширении сотрудничества между пограничными властями до введения визового режима, а также о проведении широкой кампании информирования граждан двух стран, чтобы избежать различного рода недоразумений по этому поводу, информирует REPORTER.MD.

Евросоюз предоставил оборудование молдавским пограничникам

Европейский союз предоставил Пограничной службе Республики Молдова оборудование для осуществления оперативной проверки документов. Как сообщает "БАСА-пресс", стоимость оборудования составляет 32,2 млн. леев (2,57 млн. долларов). В партию вошли приспособления для проверки подлинности документов, денег, а также портативные мини-компьютеры для оперативного чтения паспортных данных. Мини-компьютеры представляют собой компьютеризованные портативные микро-станции, которые в дальнейшем планируется использовать на участках в целях сокращения времени, затрачиваемого на проверку паспортов. Пограничники считают, что внедрение новых технологий позволит сократить время, требующееся для проверки одного документа, с 3-5 минут до одной минуты.

Проект консолидации управления пограничного контроля был запущен Европейским союзом и Программой ООН по развитию в Молдавии в начале года. Основная цель проекта - сокращение незаконной миграции и перевозки наркотиков в/и через Молдавию в страны-члены ЕС, а также ознакомление правительственных структур, задействованных в контрольной пограничной службе, со стандартами ЕС в данной сфере, информирует "БАСА-пресс".

Еврокомиссия деньгами поможет Молдавии выполнить план РМ-ЕС

Европейская комиссия (ЕК) намерена выделить Молдавии в 2005-2006 гг. 42 млн. евро на выполнение положений Плана действий РМ-ЕС. Условия и форма предоставления этой помощи станут в последующие два-три месяца темой переговоров между ЕК и правительством Молдавии. Как сообщил 20 октября журналистам глава делегации Еврокомиссии в Республике Молдова Чезаре де Монтис, часть средств намечается предоставить в виде гранта для бюджетной поддержки, передает "МОЛДПРЕС".

Европейские эксперты уже знакомятся с отчетом об оценке выполнения Плана действий РМ-ЕС, представленным Молдавией на рассмотрение ЕС. По словам де Монтиса, первый отчет очень подробен и изучается по главам, информирует агентство.

Молдавия признана самой бедной страной Европы

Эксперты Всемирного банка (ВБ) назвали Молдавию беднейшим государством Европы. В докладе ВБ "Рост, бедность и неравенство в бывших республиках Советского союза" отмечается, что с момента распада СССР в Молдавии был отмечен самый продолжительный экономический спад и самый высокий уровень бедности, передает "ИНФОТАГ". К середине 1998 года в стране установилась некоторая финансовая и макроэкономическая стабилизация, однако произошедший в августе того же года экономический кризис в России стал тяжелым ударом для молдавской экономики, темпы роста которой замедлились. По данным экспертов, экономические показатели в Молдавии начали улучшаться только после 2001 года.

В докладе отмечается, что, несмотря на это, в стране по-прежнему существует высокий уровень бедности. Согласно прогнозам Всемирного банка, даже при ежегодном росте экономики Молдавии в 8% на протяжении пяти лет к 2007 году с бедностью будет сталкиваться, как минимум, каждый пятый житель страны, информирует "ИНФОТАГ".

Эксперты банка отмечают, что тесная взаимосвязь между ростом ВВП и показателями уровня бедности населения страны говорит об уязвимости экономики, поскольку при ускоренном снижении экономической деятельности в стране возможность увеличения числа бедных возрастает. В докладе говорится, что в Молдавии медленно проводятся структурные реформы, что делает ее очень зависимой от внешних факторов. Эксперты ВБ рекомендуют правительству республики предпринять шаги по ускорению темпов экономического роста, проведению реструктуризации предприятий, поддержке экономического роста в сельской местности, а также повышению эффективности и целенаправленности социальной защиты, передает "ИНФОТАГ".

Снижение уровня бедности в Молдавии, оказание помощи уязвимым слоям населения, развитие аграрного сектора как основного в национальной экономике республики - основные направления, на которые предполагается направить средства финансовой помощи Еврокомиссии в рамках программы продовольственной безопасности в размере 9,2 млн. евро. 19 октября ЕК выделила Молдавии первый транш в 1,2 млн. евро (18,1 млн. леев). В соответствии с соглашением, подписанным 7 апреля 2005 г., остальные средства Молдавия получит в виде еще двух траншей.

Первый транш выделен без каких-то условий. Следующие два - по 4 млн. евро - будут предоставлены на определенных условиях. "Мы приложим все усилия для их выполнения и надеемся получить транши до конца нынешнего года", - сказал 19 октября на пресс-конференции премьер-министр Молдавии Василий Тарлев.

Ведутся переговоры относительно повышения тарифов на электроэнергию

Администрация Молдавской ГРЭС, которая является собственностью компании "Интер РАО ЕЭС", требует увеличить с 3,05 до 4,15 цента тариф на электроэнергию, поставляемую Кишиневским, Центральным и Южных электрораспределительным сетям, входящим в группу компаний "Union Fenosa". Свое требование администрация электростанции объясняет подорожанием природного газа с 55 до 86 долларов за тысячу кубических метров.

Директор Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ) РМ Анатолий Бурлаков сообщил, что начались переговоры с администрацией Молдавской ГРЭС (Кучурганской) после того, как последняя заявила о намерении поднять на 36% отпускные тарифы на электроэнергию. "Этот вопрос является темой переговоров, которые ведутся в настоящий момент с представителями электростанции", сказал Бурлаков на заседании НАРЭ, посвященного вопросам обеспечения национальной экономики энергоресурсами на холодный период года. "Есть основания полагать, что удастся обеспечить потребности в энергоносителях на холодный сезон 2005-2006 без того, чтобы ущемить интересы конечных потребителей", - цитирует Бурлакова "БАСА-пресс".

Министр промышленности и инфраструктуры Республики Молдова Владимир Антосий ранее заявил, что будет принят тариф, не превышающий стоимость поставок для электрораспределительных сетей северной зоны Молдавии, осуществляемых из Украины и России. Цена электроэнергии, поставляемой северным и северо-западным электрораспределительным сетям, составляет 2,35 цента за киловатт-час. В 2004 году, после приватизации Молдавской ГРЭС, ее новые владельцы потребовали поднять цены на 21% - до 3,22 цента/кВт-час. Этот вопрос стал предметом длительного обсуждения. Компания "Union Fenosa" согласилась на 10-процентное увеличение цен, но администрация Молдавской ГРЭС отклонила это предложение. В результате поставки электроэнергии временно были приостановлены. "Union Fenosa" расценила требование своего основного поставщика как незаконное в условиях, когда договор на поставку подписан до июля 2006 года. Договор, подписанный в 2001 году группой "Union Fenosa" с Молдавской ГРЭС на пять лет, предусматривал поставку электроэнергии по цене 2,65 цента за киловатт/час, напоминает "БАСА-пресс".

Как сообщила "Ольвия-пресс", 17 октября на Молдавской ГРЭС состоялась презентация инвестиционного проекта, в которой приняли участие руководители компании-собственника 100% акций ГРЭС "Интер РАО ЕЭС".

Географическое расположение Приднестровья позволит компании начать экспорт электроэнергии в страны Европейского союза после того, как завершится проект модернизации предприятия. У нового владельца Молдавской ГРЭС в связи с этим серьезные планы. На коротком брифинге для прессы их озвучил председатель совета директоров "Интер РАО ЕЭС" Андрей Раппопорт: "Сегодня мы осуществляем поставки в Молдову через Украину, есть планы купить электростанцию в Болгарии. Таким образом, мы получаем большое пространство - включая Болгарию, Румынию, Украину, Молдову - для того, чтобы производить электроэнергию и торговать ею". Станцию в Приднестровье Андрей Раппопорт назвал "базовой" - в силу ее расположения: "Если развить МГРЭС, то мы получим доступ на рынки Европы и будем чувствовать себя крайне уверенно".

Как пишет "Время", "Интер РАО ЕЭС" - правопреемник прежнего собственника станции, деятельность которого оказалась не вполне удачной. Новый владелец принял не только права на МГРЭС, но и все инвестиционные обязательства. Прежде всего речь идет о модернизации и реконструкции станции (сумма инвестиций должна составить 160 млн. долларов США), увеличении объемов производства до 6 млн. кВт/ч в год, а также об обеспечении полной энергетической безопасности потребителей в Приднестровье: для них новый собственник обязуется установить приемлемые тарифы. "Станция эффективна тогда, когда несет большую нагрузку, - сказал в этой связи Андрей Раппопорт. - Сегодня из 12 энергоблоков работают всего два - это колоссальная нагрузка на потребителей, колоссальные тарифы. Работа, скажем, 6 блоков позволила бы уменьшить тарифы в 1,4 раза". Еще один пункт инвестиционной программы - реализация проекта социального развития города Днестровска. Компания намерена несколько лет выделять средства, сопоставимые с его бюджетом, а в дальнейшем источником его формирования должны будут стать налоги, отчисляемые МГРЭС.

"Интер РАО ЕЭС" уже предпринимала попытку стать собственником электростанции в Приднестровье несколько лет назад, однако безрезультатно, напоминает "Время". Новая попытка увенчалась успехом. В марте сего года посредством дочерней компании "РАО Нордик" (Финляндия) "Интер РАО ЕЭС" приобрела 51% акций ГРЭС за 50 млн. USD. Впоследствии в результате конфликта, возникшего между новыми акционерами и российско-бельгийской фирмой "Saint Guideon", обладающей остальными акциями, "Интер РАО ЕЭС" приобрела остальные акции за 50 млн. USD. Ушедшее время руководители компании не склонны расценивать как упущенное. "В последние годы мы наводили порядок в компании прежде всего с платежами. Теперь мы чувствуем себя более уверенно", - сказал Андрей Раппопорт и пояснил: не платить за электроэнергию нельзя, будь то потребитель внутри России или за ее пределами. Работать с импортерами "Интер РАО ЕЭС" намерена "эффективно и жестко". И еще. Во всеуслышание было заявлено об "экспансии" российской энергетической компании на рынки соседних государств.

По словам генерального директора ГРЭС Сергея Сыскова, в последние три года станция в силу различных причин функционировала с убытками (старт работы с новым владельцем - с убытками в 8 млн. долларов). Часть инвестиций "Интер РАО ЕЭС" намерена направить на их покрытие. "Отныне МГРЭС будет зарабатывать деньги только на производстве электроэнергии. Такой вид коммерческой деятельности, как покупка и перепродажа электроэнергии на предприятии, ликвидирован", - цитирует Сыскова "Ольвия-пресс".

Для Приднестровья приход этой российской компании на МГРЭС скорее всего будет означать известную безопасность и установление обоснованных тарифов на электроэнергию (электростанция работает на газе, который поставляется сюда также из России), считают наблюдатели.

Компания, ретранслировавшая "Первый канал" в Молдавии, лишилась лицензии на вещание

Координационный совет по телевидению и радиовещанию (КСТР) выдал ООО "Media Satelit" лицензию на вещание на третьей национальной сети, которая покрывает примерно 90% территории Молдавии. Согласно решению КСТР от 18 октября, "Media Satelit" будет ретранслировать на территории страны российский телевизионный канал "Первый канал". За выдачу лицензии проголосовали 6 из 9 членов Совета, передает "ИНФОТАГ".

До настоящего времени эксклюзивным правом на ретрансляцию "Первого канала" в Молдавии обладала компания "Analitic Media Grup", которую возглавляет Кирилл Лучинский, сын бывшего президента Молдавии Петра Лучинского. Генеральный директор "Первого канала в Молдове" Анатолий Голя расценил решение КСТР как незаконное. "Таким же является и конкурс, организованный КСТР для выдачи лицензии на сеть, которая принадлежит нам, вот почему мы обратились в суд", - подчеркнул он. Голя добавил также, что намерен опротестовать в суде и решение, принятое 18 октября КСТР, сообщает "ИНФОТАГ".

Директор "Media Satelit" Мариела Бужоряну отказалась прокомментировать ситуацию, заявив лишь, что "Media Stelit" будет транслировать "Первый канал" на основании эксклюзивного договора с российской компанией, копию которого она представила. В ответ на это председатель Совета директоров "Analitic Media Grup" Кирилл Лучинский заявил, что и он обладает эксклюзивным правом на ретрансляцию канала. Срок договора, оригинал которого Кирилл Лучинский представил КСТР, истекает лишь в 2010 году, передает "ИНФОТАГ".

Председатель КСТР Ион Михайло заверил, что Совет сделает все возможное для того, чтобы не поставить под угрозу срыва ретрансляцию "Первого канала" в Молдавии. Выслушав обе стороны, Михайло отметил, что "Analitic Media Grup" не обязан пока прекращать вещание, но должен будет договориться с новым обладателем лицензии о сроках и условиях передачи сети. Собственные передачи "Первого канала в Молдове" будут транслироваться пока только через кабельную сеть, информирует "ИНФОТАГ".

Интервью агентству "БАСА-пресс" мажоритарного акционера, председателя совета директоров компании "Analitic Media Grup" Кирилла Лучинского.

"Что, по вашему мнению, побудило Координационный совет по телевидению и радио вынести на конкурс III государственную частоту, которая покрывает 90% территории Республики Молдова?

Предполагаю, что Координационный совет по телевидению и радио получил приказ сверху найти причины и устранить нас с информационного рынка Республики Молдова. Они сделали все возможное, вплоть до спекуляций с Законом о телевидении и радио, для того, чтобы "Media Satelit" получила III государственную частоту.

Почему "Analitic Media Grup" не участвовала в конкурсе, а КСТР высказался в пользу "Media Satelit"?

Для нас было бы абсурдом участвовать в этом тендере. Мы не участвовали, так как посчитали незаконным решение Координационного совета по телевидению и радио от 13 сентября 2005 года, в соответствии с которым на аукцион вынесли III государственную частоту. Думаю, мы сможем доказать этот факт в суде в конце этого месяца. Мы представили на заседании КСТР 18 октября все документы, свидетельствующие о том, что "Analitic Media Grup" обладает эксклюзивным правом ретрансляции российского телеканала ОРТ и что срок контракта истекает только в 2010 году. "Первый канал" мы ретранслирует на территории Молдовы с сентября 1999 года.

Когда принималось решение, учел ли КСТР тот факт, что значительная группа сотрудников "Analitic Media Grup" осталась без работы?

Думаю, человеческий фактор не был принят во внимании членами КСТР. Во вторник сразу же по возвращении с заседания мы сообщили сотрудникам, что члены Совета пренебрегли нашим мнением и проголосовали за выдачу лицензии другому оператору, на что люди отреагировали крайне драматично. Эта атмосфера царит в нашей студии по сей день. Меня тревожит судьба команды. Не хочу, чтобы они пополнили ряды безработных, так как понимаю, что информационный рынок Молдовы очень маленький. До настоящего момента ни "Media Satelit", ни другой оператор не обращался с предложением обсудить вопрос о возможном заключении трудового соглашения с редакционной командой либо вести переговоры на предмет приобретения студии и аппаратуры у "Analitic Media Grup". ("БАСА-пресс")

Интервью агентству "БАСА-пресс" директора департамента экспертизы, лицензирования и мониторинга Координационного совета по телевидению и радио (КСТР) Архипа Чиботару.

"Что побудило Координационный совет по телевидению и радио вынести на конкурс III государственную частоту, которая покрывает 90% территории Республики Молдова?

Основанием для объявления конкурса на III телевизионную государственную частоту послужило письмо министерства информационного развития, которым доводилось до нашего сведения, что эта частота освободилась. Государственное предприятие "Radiocomunicatii", которое управляет этой частотой и подведомственно министерству информационного развития, расторгло контракт на аренду с АО "Analitic Media Grup", мотивируя это тем, что у последней нет достаточных финансовых средств для ретрансляции российского "Первого телеканала". Кроме того, московские представители российского телеканала сообщили, что они заключили другой контракт на ретрансляцию - с коммерческим обществом с ограниченной ответственностью "Media Satelit". В силу этих обстоятельств КСТР своим решением от 13 сентября объявил этот конкурс.

Почему "Analitic Media Grup" не участвовала в конкурсе, а КСТР высказался в пользу "Media Satelit"?

Никто не помешал компании "Analitic Media Grup" принять участие в конкурсе, и если они не участвовали в нем - такова была их воля. На конкурс явились два претендента: "Media Satelit" и кооператив "Молодость" из Резины. Условия, объявленные КСТР, не предусматривали, что претенденты на III государственную частоту обязаны ретранслировать "Первый российский канал", но "Media Satelit" включил в сетку вещания и ретрансляцию ОРТ. Члены КСТР отдали предпочтение "Media Satelit", так как концепция, представленная этой фирмой, несравненно выигрывала перед вторым претендентом - с точки зрения и замысла, и сетки вещания.

Принял ли КСТР во внимание тот факт, что значительная группа сотрудников "Analitic Media Grup" осталась без работы?

В частной беседе с директором "Media Satelit" мне сообщили, что новый владелец лицензии обсуждает с редакцией "Analitic Media Grup" возможное привлечение к работе, в частности, для подготовки информационного бюллетеня". ("БАСА-пресс")