Саратовская власть теряет главное завоевание перестройки - многопартийность. Об этом говорили едва ли не все саратовские СМИ последней недели. Дело в том, что на очередном заседании облдумы депутаты во втором чтении приняли предложение о смешанной системе голосования в органы MCУ в городах области с населением 500 тысяч человек. Это значит, что на выборах в Саратовскую гордуму избирателям придется голосовать не только за кандидатов-одномандатников, но и отдавать предпочтение той или иной политической партии.

Газета "Саратовский расклад" пишет по этому поводу: "По мнению секретаря гордумы Игоря Захарова, попыток посоветоваться с депутатами городской думы не было. На заседание комитета их не приглашали, в гордуму документ представлен не был. "Фактически проходит эксперимент, последствия которого до конца не исследованы", - считает секретарь гордумы. Среди последствий, предполагает Захаров, могут быть такие, как несостоятельность выборов по причине победы по партийным спискам кандидата "против всех". 20 депутатов - половина - оказываются неизбранными, дума не может начать работу, так как для "кворума" по закону требуется не менее 2/3 от общего числа депутатов.... Вспомним, что неоднократно "Единая Россия" заявляла о том, что готова "взять власть" в Саратове. Никто, правда, толком не знал, как она это будет делать в условиях мажоритарной системы, когда кандидаты выдвигают свои кандидатуры по одномандатным округам. Местный политбомонд терялся в догадках: наверное, политический авангард "ЕдРа" составят известные и уважаемые люди в городе. Однако конкретных фамилий не называлось, а предвыборные задумки "Единой России" становились все более и более туманными. В особенности если учесть падение рейтинга партии власти после прошедшей монетизации льгот и еще целого ряда так называемых социальных реформ. Стало понятным, что власть в городе единороссам просто так не заполучить. Для того, чтобы командовать муниципальным хозяйством, им необходимо провести в гордуму как минимум 15-20 человек. Взвесив все "за" и "против", депутаты облдумы, которые в основной своей массе как раз и представляют партию власти, поспешили в очередной раз поменять закон. Главной целью партии власти является замена нынешней команды Юрия Аксененкона новых людей в мэрии. Смешанная система выборов в гордуму очень удобна как раз единороссам еще и потому, что в Саратове немного найдется партий, которые могли бы составить достойную конкуренцию "властителям дум". Если же ориентироваться на более-менее реальный рейтинг "Единой России" в губернии - 25-27%, то тогда партия власти может рассчитывать не более чем на 5-7 депутатов в городской думе. По одномандатным округам единороссам придется вести изнурительную борьбу с конкурентами. И еще следует учесть, что рейтинг партии в Саратове вовсе не соответствует ее популярности в дальних уголках губернии. Или в иных регионах. Так что, если смешанная система выборов в гордуму все-таки состоится, то рисковать придется в первую очередь тому, кто эту политическую бодягу затеял", - пишет "Саратовский расклад".

Тем временем "Новые времена в Саратове" продолжают критиковать саратовского мэра. На этот раз тот подвергся критике за то, что 15 октября вместе с шестью депутатами Саратовской городской думы прокатился на трамвае. "Предположение о том, что в минувшую субботу Юрий Аксененко на полном серьезе провел в трамвае выездное заседание постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле гордумы по вопросам обновления парка рогатого транспорта и осмотра трамвайного полотна, не выдерживает никакой критики. Чтобы прийти к мысли о необходимости надеть теплое нижнее белье и шубу, вовсе не обязательно выскакивать на улицу в чем мать родила. Довольно будет и в окошко посмотреть. А в случае с мэром - газеты почитать, опросить очевидцев и пользователей общественного транспорта. Или подслушать разговоры горожан о себе на остановке в час пик. Также глупо думать, что, изгнав летом из директоров "Саргорэлектротранса" Геннадия Кочеткова, Юрий Аксененко самолично вознамерился решить проблему общественного транспорта. Геннадий Юрьевич все-таки компетентнее был, не один год руководил предприятием. Мэру же придется узнавать все заново. Ах, вот что у вас рельсами называется! Ах, вот как выглядит кондуктор! А почему троллейбус на заправку не ездит? Получается, что вариантов в данной ситуации может быть только два. Либо Юрий Николаевич предпринимает очередной пиар-рывок в преддверии выборов в гордуму, а может, и прямых выборов мэра. Либо он действительно решил вернуться в народ, из которого давно вышел, причем по большому недоразумению, чьему-то недосмотру или дурацкой шутке", - ерничает газета и тут же обвиняет мэра в тайном сговоре с руководством "Саратовэнерго". "Новые времена" задаются вопросом: почему при таких "огромных доходах городского бюджета" Саратов умудряется иметь проблемы с энергетиками: "Возьмем для примера Ульяновск. Население этого города - 640 тысяч человек, в Саратове проживает свыше 840 тысяч. Однако нынешний бюджет Ульяновска равен 2,5 млрд рублей, а Саратова - почти 5 млрд. И выходит, что бюджетная обеспеченность на 1 жителя в Саратове значительно выше. А между тем, долги по ЖКХ в Ульяновске не больше, чем у вас. Нонсенс!" Основную причину подобного нонсенса газета видит, прежде всего, "в бездействии руководства города. Причем бездействие это носит осознанный и даже преднамеренный характер".

Неделю назад в Саратове потерялся олигарх Ходорковский, который, вроде бы, уехал в сторону Саратовской области, но в нее не прибыл. Газета "Толк" рассказывает читателям о поисках пропавшего олигарха: "Ходорковского в Саратовской области нет, заявил вчера корреспонденту "Толка" исполняющий обязанности начальника управления исполнения наказаний в Саратовской области Михаил Хуранов. Это был первый официальный комментарий представителей системы исправления наказаний с тех пор, как 10 октября информационные агентства передали, что Михаил Ходорковский этапирован. Куда? До сих пор неизвестно. Однако чаще всего упоминалась Саратовская область, а именно колония №13, здесь когда-то отбывал наказание лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов и экс-министр культуры Саратовской области Грищенко. Областной УИН моментально занял круговую оборону: "Никаких комментариев прессе", - отрезал начальник УИНа Л. Шостак и отправился в отпуск. Сотрудники остались с осаждающими их журналистами один на один. На протяжении всей минувшей недели последние пытались собрать информацию сами, пользуясь источниками, проверенными и не очень. Неофициально сообщалось о том, что Ходорковский все-таки прибыл в Саратовскую область, вот только пункт прибытия каждый раз назывался разный. Из криминальных кругов донеслось, что Ходорковский находится в Елшанском централе и ждет этапа в колонию "для оборотней в погонах" в Нижнем Тагиле. Кому и зачем понадобилось в очередной раз подогревать общественный интерес к судьбе опального олигарха? Похоже, что его гонители добились эффекта, прямо противоположного желаемому", - делает вывод газета "Толк".

Вслед за самарскими бизнесменами нашли чем поживиться в Саратове и предприниматели из Иркутска, рассказывает газета "Репортер". Правда, в отличие от самарских коллег, сибиряков ждал неприятный сюрприз: "Сообщения информагентств о том, что Приволжское книжное издательство продано с аукциона, воспринято многими саратовцами так, как если бы предметом рыночного торга стала Саратовская консерватория. Дошло до распродажи святая святых культурной, интеллектуальной жизни города, его гордости и исторических символов? Прокомментировать случившееся корреспондент "Репортера" попросил директора издательства Людмилу Сабурову: "Все правда, как ни печально. Началось с того, что в 2002 году наше издательство включили в список приватизируемых предприятий. Перед этим, заметьте, Министерство имущественных отношений РФ прислало нам письмо с просьбой высказать мнение относительно целесообразности приватизации ПКИ. Мы дали отрицательный ответ. Смысла приватизировать не было хотя бы уже из-за незначительности издательского имущества. Но 30 декабря 2002 года выходит распоряжение территориального управления по управлению Федеральным имуществом о том, что мы приватизированы и являемся ОАО с количеством акций 323 штуки на общую сумму 323 тысячи рублей. И вот недавно - торги, продажа, новые собственники..." Многих покоробила очень "смешная" сумма, в которую оценили старейшее в России региональное издательство, выпустившее в свет сотни тысяч книг, имеющее отличную репутацию, коллектив известных профессионалов, сложившийся круг авторов. Вот как комментирует газете эту "оценку" директор издательства: "Оценивались ведь не профессионализм, не опыт и творческий потенциал, а "имущественный комплекс". То есть 2 наших компьютера, письменные столы, книжные стеллажи да древний склад на Сокурском тракте. Поэтому откуда, с какого потолка взят проставленный в документах, явно завышенный размер выкупной стоимости издательства - 880 тысяч рублей (вместе со стоимостью акций), - я просто не представляю. Знаете, как проводилась оценка? Приехал представитель оценочной волгоградской фирмы, появился в издательстве. Не подержав в руках ни одной инвентарной бумаги, отправился смотреть склад. Была зима, намело сугробы, так он издалека сфотографировал складское помещение и отбыл восвояси. Возможно, вот на эти 880 тысяч, в немалой части эфемерные, и позарились как приватизаторы, так и покупатели. Уже после того как издательство оказалось в списке приватизируемых предприятий, функционеры из Российского фонда имущества поняли, каким "богатством" мы располагаем на самом деле. И в моей телефонной трубке из Москвы прозвучала фраза: "Ох, как же так получилось!" В первых числах октября нас посетили теперешние хозяева издательства. У меня сложилось впечатление, что и они не очень довольны тем, что приобрели. Если назвать вещи своими именами, - пришли чужаки и для Саратова, и для книгоиздания. Которым бессмысленно объяснять, что Москва - это другой мир, иные возможности и потребности. Что "Эксмо", которое издает Донцову, Маринину и прочее в том же духе, занимается чисто книжной коммерцией, и не больше того. У Приволжского же издательства своя тематическая ниша - выпуск краеведческой литературы, прежде всего о нашем городе, области, их людях, традициях, проблемах, прошлом и настоящем. Сейчас редко какое российское региональное издательство разрабатывает это направление, мы - продолжаем, и достаточно успешно. Кто-то должен воссоздавать и сохранять историю края. В чем, могу сказать без всякой патетики, и видим главную цель, прекрасно понимая, что миллионы здесь не заработаешь", - считает Людмила Сабурова.

Целый клубок несуразностей: несведущие в книгоиздательской специфике чиновники обрекают учреждение на приватизацию вопреки желанию коллектива и здравому смыслу, приезжий дядя проводит его оценку "от фонаря", как бы по недоразумению происходят продажа и купля, наконец, книжному издательству предлагают заняться листовками... Ради чего разыгран весь этот театр абсурда? Чтобы сделать издательство прибыльным? Ладно, московские, но наши-то, местные чиновники могли подумать о возможных последствиях? Самый вероятный исход - издательство перестанет существовать. Значит, не будет и новых изданий познавательной, обучающей, воспитательной направленности, которой мы привержены. Разве может их заменить квазилитературное развлекательное "чтиво", от которого ломятся прилавки магазинов и уличные лотки?" - задается вопросом газета "Репортер" и оставляет его открытым.