Проект "Морской фасад Санкт-Петербурга" был впервые представлен руководителям администрации Санкт-Петербурга весной 2004 года. Проект представляет собой возведение морского пассажирского терминала, а также обустройство намытой территории вокруг терминала. На вопросы корреспондента ИА REGNUM отвечает советник президента управляющей компании "Морской фасад" Олег Харченко.

ИА REGNUM: Олег Андреевич, архитектурная общественность Санкт-Петербурга бурно обсуждает отказ от идеи строительства большого морского вокзала...

Дело в том, что это был не проект и не вариант проекта, а именно идея. Да, эта идея выиграла конкурс, но речь не шла о том, что именно так все непременно и будет построено. На днях градостроительный Совет рассматривал ход работ в целом по проекту "Морской фасад" и было принято решение не возводить такой большой вокзал. Будут построены причальные стенки и таможенный терминал. Для начала. Затем - будут построены еще несколько терминалов в зависимости от темпов развития круизного и паромного сообщения между Санкт-Петербургом и Европой.

ИА REGNUM: Но ведь прогнозы самые благоприятные...

Да. Проезд, а тем более долгое путешествие на корабле приятно и комфортно. Но с развитием прогресса люди требуют и развития удобств, суда становятся все более оснащенными, большими и соответственно, с все большей осадкой. А значит и морские каналы, по которым они проходят к портам, должны быть более глубокими. Мы стараемся предусмотреть особенности развития европейского туризма, состыковать это с некоторыми климатическими и природными условиями Северной Европы, и в зависимости от этого выстраиваем свою работу.

ИА REGNUM: Вы как экс-главный архитектор города абсолютно уверены, что новый морской вокзал необходим Санкт-Петербургу именно в этом месте?

Конечно. Еще много лет назад мы рассматривали разные варианты строительства пассажирского вокзала. Всем известно, что были варианты Кронштадта, Бронки, еще нескольких мест, но уже тогда мы особенно приглядывались к Васильевскому острову, ведь старый Петровский канал проходит здесь, а его углублять гораздо логичнее и проще, чем прокладывать абсолютно новый путь для кораблей. К тому же морской вокзал должен быть плотно увязан с Западным скоростным диаметром, который также проходит по Васильевскому острову.

ИА REGNUM: Скоростная дорога нужна для того, чтобы удобнее было вывозить грузы из порта?

Абсолютно неверная трактовка. Совмещение грузовых и пассажирских вокзалов сегодня в Санкт-Петербурге уже есть - ни к чему хорошему это не приводит! Выезжая из порта, туристы видят грязь, свойственную любому производству, а не только петербургскому торговому порту! Но во всех европейских городах пассажирские терминалы находятся в центре, где расположены магазины, культурные ценности, гостиницы, рестораны, офисы... Обидно, ведь Санкт-Петербургу есть что показать - наши достопримечательности никак не хуже таллиннских или рижских! Так что, возвращаясь к разговору о Западном скоростном диаметре, замечу, что по этой дороге очень удобно будет вывозить людей в аэропорт и, конечно, в исторический центр.

ИА REGNUM: Но дорога будет платной.

Это - отдельный проект, и мне не хотелось бы сейчас обсуждать его особенности. Скажу только, что идет большая работа по развитию каждого из названных проектов, а также по их увязке между собой и по взаимодействию как при строительстве, так и при эксплуатации.

ИА REGNUM: Олег Андреевич, а каково будет людям жить в домах, которые предполагается построить вокруг пассажирского терминала? Ведь все равно вокруг будет шум, гам, толпы людей.

Говорить о конкретных проектах домов и тем более о том, каково будет в них жить и сколько будет вокруг шума пока просто рано. В настоящее время разрабатывается полное техническое задание для будущего масштабного проекта застройки всей территории. Этот проект должен быть представлен правительству Санкт-Петербурга весной следующего года. По архитектурным меркам, у нас не так много времени... Но уже понятно, что нельзя ограничить эту территорию только вокзалом или жилыми домами. Пассажирский вокзал объективно тянет за собой развитие всей территории во все стороны - коммерческую, потребительскую, офисно-деловую. Потерять один из аспектов значит потерять часть эффективности использования территории, а нам просто невыгодно такое допускать. Проект "Морской фасад" - прежде всего бизнес-проект и все действия инвесторов обусловлены экономической эффективностью.

ИА REGNUM: Но проект социально значимый!

Принятый недавно Градостроительный Кодекс жестко защищает общество от любых, даже самых экономически эффективных, но вредных для социума идей. И при работе над проектом "Морской фасад" все требования Кодекса будут безусловно соблюдены - общественные слушания, представление проекта властям, постоянная связь с общественностью и т.д. Ведь все это вместе взятое также является составляющей экономической эффективности проекта. Добавлю, что проект был одобрен на заседании Северо-Западного регионального отделения Российской академии архитектурно-строительных наук, который состоялся 13 октября.

Олег Харченко - заслуженный архитектор РФ, академик Международной академии архитектуры. Закончил Академию художеств имени Ильи Репина в Ленинграде. В 1988 году назначен заместителем начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Ленинградского городского исполнительного комитета. В 1991-2004 годы Харченко был главным архитектором Санкт-Петербурга, председателем комитета по градостроительству и архитектуре. В июне 2004 года он был назначен исполняющим обязанности ректора Академии художеств.