Политика

2 октября состоялись первые выборы глав и депутатов новых муниципальных образований. Демократия дошла, наконец, до самого "низа". Главное теперь, чтобы люди не разочаровались в новом уровне власти, чтобы вновь избранные главы и депутаты смогли своей инициативой и активностью реально улучшить жизнь земляков.

Как пишет "Правда Севера", "в среднем по области явка избирателей составила чуть больше 38 процентов... Интересно, что в мелких поселениях избиратели были более активны, чем в районных центрах. Например, в МО "Сюмское" Шенкурского района проголосовало больше 91 процента населения. А в Няндоме, наоборот, не хватило всего 28 голосов, чтобы выборы местного главы были признаны состоявшимися. По словам председателя облизбиркома Александра Яшкова, в этом "виноват" местный избирком, понадеявшийся на то, что уж в районном центре люди должны прийти голосовать. Да и глава района не особенно содействовал выборному процессу".

Няндомский район - единственный, где не состоялись выборы главы муниципального образования. В то же время муниципальные собрания сформированы во всех районах области. Газета в этой же статье приводит нарушения, которые избирательные комиссии фиксировали на местах.

Нарушения - это, конечно, плохо. Но с другой стороны их наличие означает, что в области шла реальная политическая борьба, людям не безразлична судьба их городков и поселков.

"К сожалению, пока не ясно, когда новые главы и депутаты смогут приступить к своим обязанностям", - отмечает "Правда Севера", - "ни в каком нормативном акте не сказано, когда представительным органам надлежит собраться. Скорее всего, этот вопрос будет решаться на уровне районов. Также не все ясно со временем вступления в должность глав поселений. Есть несколько вариантов этой даты: день выдачи удостоверений, день инаугурации или вовсе с начала следующего года: пресловутый 131-й закон вступает в действие только с 1 января 2006-го. Да и с объемом полномочий новых глав нет определенности. Этот вопрос должен регламентироваться областным законом, которым депутаты займутся в скором времени".

"Вельск-инфо" посвятила прошедшим выборам почти все материалы номера. Газета отмечает, что "демократическая общественность района в течение десяти лет приближала этот день, поэтому и создание низовых муниципальных образований, и выборы являются нашей общей большой победой, значительным прогрессом в развитии местного самоуправления на Вельской земле. Сделан очередной важный шаг в укреплении гражданского общества и его реального влияния на власть". Кроме стандартного подведения итогов прошедших выборов на страницах "Вельск-инфо" приводится интервью председателя областной избирательной комиссии Александра Яшкова, а также реальный пример работы органов местного самоуправления.

ТОС "Малая родина" и Хозьминская первичная организация "Важский край" подняли вопрос об установке дорожных знаков с названиями населенных пунктов Хозьминской сельской администрации и ограничения движения.

"Отправлено ходатайство с подписями жителей в МО "Вельский район", отдел промышленности, в дорожно-эксплуатационное предприятие "Архангельскавтодор".

В свою очередь в "Автодоре" хозьминчан не отопнули, а поддержали в их просьбе. Так что возможно в 2007 году в Хозьмино появятся дорожные знаки. Вот он наглядный пример действия инициативных организованных людей. Надеемся, что со вступлением в силу 131 закона таких инициатив станет больше.

"Коношский курьер" подвел итоги выборов в своем районе, рассказал о замеченных нарушениях и привел мнения простых людей, пришедших на участки голосовать.

Кроме этих газет о выборах написали вся местная пресса.

Экономика

"Правда Севера" в нескольких номерах поднимает проблему автобусного движения. Как пишет газета, в России "самые либеральные в мире условия допуска перевозчиков на рынок транспортных услуг и самое большое среди европейских стран количество жертв автокатастроф". Решением этой проблемы может быть возвращение лицензирования такси (отменено с 1 июня 2005 года); закрепление коммерческих маршрутов за теми перевозчиками, которые имеют собственные, а не арендованные машины; убирание с дорог "Газелей" (к ним много претензий по уровню комфорта и запасу прочности). "Инициативы по ужесточению правил перевозок исходят от Ространснадзора. Но у него, как пишет "Российская газета" в номере от 28 сентября, есть сильные противники в лице Министерства экономического развития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). К тому, чтобы работа таксистов и грузоперевозчиков не лицензировалась, руку приложило минэкономразвития. Якобы в целях разбюрократизации. ФАС против распределения коммерческих маршрутов на конкурсах, видит в этом ущемление конкуренции.

Если в Москве в товарищах согласья нет, трудно ждать его и на местах. Общаясь по транспортной теме с ответственными должностными лицами, неоднократно ловила себя на мысли, что ситуация очень напоминает крыловскую басню о лебеде, раке и щуке. Каждый вроде бы желает сделать лучше, тащит свой воз, но в целом мало что меняется к лучшему.

Нелегалы, которые работают на маршрутах годами, перегруженные транспортом улицы, опасные гонки за клиентом и прочая, и прочая. Всех бед, которые принес Архангельску годами бесконтрольно развивавшийся рынок автоуслуг, трудно и перечислить. Над наведением порядка "бьются" мэрия, ГИБДД, управление Госавтонадзора... Одни используют областные законы, другие - только федеральные. При этом и те, и другие признают, что нормативно-правовая база несовершенна (Устав автомобильного транспорта, например, кардинально не менялся с 1969 года), что полномочий контролеров недостаточно, мизерное количество и самих контролеров.

Неоднократно приходилось слышать и взаимные упреки в недоработках. "Организовать транспортный процесс обязана мэрия, но там даже не знают, сколько на каком маршруте требуется автобусов", - высказывают свое мнение федералы. "А сколько они в этом году аннулировали лицензий на перевозки? Одну? Ну-ну..." - хмыкают в ответ муниципалы. Недавно назначенный начальник управления транспорта и связи мэрии Архангельска Артем Перевертайло говорит, что видит свою главную задачу как раз-таки в объединении усилий всех контролирующих ведомств. Артем Владимирович ставит и другие максимальные задачи: добиться упрощения системы наказания (от административных комиссий протоколы сразу должны идти в мировой суд) и многократно увеличить штрафы. А в целом порядок на дорогах Архангельска Перевертайло планирует навести в течение десяти (!) лет!". Не меньшей проблемой, чем безопасность для области является стоимость проезда в Архангельске. "Заседание совета по автомобильному транспорту, состоявшееся в среду в администрации области, по сути, закончилось ничем. Перевозчики с чиновниками общего языка не нашли", - пишет "Правда Севера".

Председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области Александр Аншуков считает, что цену на проезд нужно повышать. Сделать это можно тремя путями. Первый - отменить госрегулирование тарифа, в результате чего он возрастет не более чем на 20-25 процентов. Другой - повысить планку максимального тарифа до 8-9 рублей, причем транспортники гарантируют, что реальный тариф этих цифр не достигнет. И последний - просто повысить стоимость проезда до 7 рублей.

Это повышение, по словам Аншукова, обосновано следующими причинами. Во-первых, муниципальные автопредприятия после введения в действие 122-го закона потеряли половину льготных пассажиров. Во-вторых, цены на нефтепродукты растут и сокращается разрыв между оптовой и розничной ценой на бензин и солярку. А скоро нужно переходить на зимнее топливо, оно само по себе дороже летнего. Частники же выживают за счет того, что платят налог на вмененный доход, то есть "отстегивают" в казну меньше, чем крупные предприятия.

- Есть другое решение проблемы, - отметил Александр Николаевич, - компенсировать рост цен на топливо за счет бюджета. Но ассоциация настаивает на изменении тарифа. Если спросить пассажира, еще неизвестно, будет ли он против этого: многие готовы платить и 7 рублей, лишь бы везли комфортно.

- В структуре себестоимости доля топлива всего 14 процентов, - возразил Аншукову директор департамента Владимир Блинов, посчитавший эти доводы неубедительными, - и удорожание бензина на треть повысит себестоимость проезда только на 4-7 процентов. У нас нет данных по частным предприятиям, но что касается АПАП-1, действующий тариф выше экономически обоснованного и обеспечивает рентабельность предприятия до 30 процентов".

Ситуация парадоксальная: рынок развивается бешеными темпами, доход, по выкладкам департамента, есть, а предприятия (даже частные) на грани банкротства. Себестоимость проезда, как заявил Блинов, в 2004 году составила 4,45 рубля при загрузке 17 процентов. У Котласского автопредприятия ситуация хуже: загрузка автобусов всего 8 процентов. Если ее увеличить всего лишь до 14 процентов, шестирублевого тарифа было бы вполне достаточно.

Получается, резюмировал Владимир Александрович, пассажирам предлагается платить за воздух, который перевозят автотранспортники". После этого заседание свелось к стенанию о том, что в городе необходимо наводить порядок с перевозками. А как дело обстоит с порядком приведено в нашем обзоре выше.

Общество

В Архангельской области уже стало традицией критиковать областные власти за проводимую ею кадровую политику. Количество заместителей губернатора сменившихся за полтора года уже просто не поддается исчислению. На этой неделе впервые о кадрах заговорили применительно не к областной, а к городской власти.

Как пишут "Ведомости Поморья", "с 31 октября заместитель мэра Архангельска по городскому хозяйству Игорь Федоров уходит в "Архэнерго". Такое заявление сделал мэр города Александр Донской на срочном брифинге.

- Мне поступило заявление от Игоря Геннадьевича: прошу уволить меня с муниципальной должности в связи с переходом в компанию "Архэнерго" с 31 октября 2005 года, - рассказал журналистам мэр. - Есть месяц для того, чтобы провести конкурс и подобрать нового человека на эту должность. Должность серьезная, ответственная, работы много. Причем должность эта не только хозяйственная, но и политическая. По словам самого Игоря Федорова, предложение занять кресло руководителя акционерного общества "Архэнерго" "поступило очень давно".

- Но есть проекты, которые мы должны были закончить в мэрии, - подчеркнул Федоров. - Самый главный из них - начало отопительного сезона. Сезон этот мы начали очень удачно и спокойно прошли по всем округам. В первую очередь подключили островные территории и окраины. Мэр поставил задачу в следующем году начинать еще раньше.

"Правда Северо-Запада" пишет о том, что "Вице-мэр Архангельска Фёдоров, объявив о своём уходе в "Архэнерго" с 1 ноября 2005 года, взял отпуск и укатил в Турцию. Причём не один, а с наиболее приближёнными депутатами-бизнесменами... Напомним, что ещё в начале прошлой недели Фёдоров торжественно заявил, что до 1 ноября должен многое доделать, закончить с подготовкой к зиме и т.д. Видимо, на пляжах Средиземноморья это делать удобнее. Что примечательно: кот из дома - мыши в пляс! За место уходящего и ныне отдыхающего Фёдорова началась борьба. В застенках мэрии называются две кандидатуры: некто П.П.Орлов (по кличке "Фантомас" - тот самый, что проиграл выборы) и М.В.Шубцов (по кличке Мaks in black - тот самый, что давно сидит в обладминистрации на денежном мешке под названием "ТЭК, ЖКХ, облДЭС"). Орлова продвигают люди Крупчака (в т.ч. Балакшин) плюс старая гвардия хозяйственников типа Малиновского, Павловского и прочих. За Шубцова ходатайствуют видные представители областной администрации. Ещё в политическом закулисье часто говорят, что, как только Фёдоров окажется в "Архэнерго", у "Торна" сразу отберут часть сетей и отдадут их фирме "АСЭП", к которой Фёдоров питает самые дружественные и нежные чувства. "Торн", считают в мэрии, влип. Судите сами: кто крышует "Торн"? Егоров, возможно, Таскаев: и всё. У "АСЭПа" гораздо более махровое покровительство - и в Архангельске, и в Москве" - предполагает газета.

Не обошло вниманием СМИ и назначение нового директора архангельского "Водоканала". Как пишут "Ведомости Поморья" "распоряжением мэра Архангельска Александра Донского от 29 сентября за N540р директором муниципального унитарного предприятия "Водоканал" назначен Владимир Сергеевич Гармашов, ранее работавший генеральным директором ОАО "Архангельское УПТК".

"Правда Севера" попыталась разобраться почему именно Гармашов назначен на этот ответственный пост, причем без конкурса. "Есть ситуации, когда нужно принимать оперативные кадровые решения, - комментирует заместитель мэра, руководитель аппарата мэра Архангельска Виктор Николаевич Павленко. - Учитывая сложность ситуации в муниципальном предприятии "Водоканал" - проблемы с началом отопительного сезона, вскрытые многочисленные нарушения финансовой и хозяйственной дисциплины, - мэр принял решение не проводить конкурс на замещение должности руководителя предприятия. После ряда консультаций со всеми уровнями власти, ознакомившись с материалами личных дел потенциальных кандидатов, своим распоряжением мэр назначил 29 сентября директором МУП "Водоканал" депутата областного Собрания, лидера фракции ЛДПР Владимира Гармашова.

- Но ведь мэр Архангельска обещал проводить конкурсы на замещение вакантных должностей...

- Проводить или нет конкурс - исключительная прерогатива мэра города. В настоящий момент им объявлены конкурсы на замещение должностей - заместителя мэра по городскому хозяйству, главы Маймаксанского округа, начальника отдела по делам молодежи". Газета отмечает, что кандидатуру Гармашова поддержали в областной администрации и областном Собрании депутатов.

Любимое занятие журналиста - посплетничать о своих коллегах. Но если раньше эти сплетни не выходил дальше приватных разговоров "по душам" и форумов в интернете, то теперь газеты с удовольствием рассказывают о телевидении и наоборот.

"Правда Северо-Запада" публикует сразу несколько материалов об архангельском телевидении. В рецензии "Сумасшедший дом" автор критикует подготовку телевизионщиков к передаче в которой губернатор области первый раз (видимо беря пример с Президента России) отвечал на вопросы телезрителей. "Судя по тому, что видели зрители, передачу делали и выдавали водители и дворники, уборщицы и буфетчицы. Картинка - лажа полная: тесно и халявно, темно и мрачно: в синих тонах шло вещание из подполья. Канал странный (оценка автора), вот и вещали, как большевики: со светомаскировкой, чтобы охранка не обнаружила. Киселёва посадили на фоне телефонисток. Почему? Все профи знают, что нельзя слева в кадре у главного героя использовать отвлекающий, тем более движущийся объект, если специально не хочешь навредить. Здесь ещё и фокус на лице губернатора отсутствовал, то есть чётко мы видели телефониста за работой, а не лицо Николая Ивановича. У телевизионщиков называется - мягкий фокус, отмазка такая, для оправдания. Да и рисунок на герое выставлен странно". Вот так нелестно охарактеризовал работу своих бывших коллег телевизионщик с десятилетним стажем.

А на телеканале "СТС-Архангельск" очередной скандал. Популярная телеведущая Елена Буриева покинула компанию. "Причина проста: руководство компании АТК решило ввести режим жёсткой экономии, причём только за счёт "рабочих лошадок", то есть корреспондентов, телеведущих, режиссёров. При этом хозяева и топ-менеджеры совершенно не пострадали... Так, например, Елене Буриевой, работающей по договору частного предпринимателя (это на "СТС-Архангельск" такой способ оптимизации налогов), в начале июля дали понять: будешь получать в ДВА РАЗА меньше. При этом в ДВА РАЗА увеличили объём работы. Скотство?! Да, скотство! А чтобы не было вопросов, Буриевой объяснили: "Не нравится - вали!". Такие же ультиматумы предъявили всем, кто делает передачи, тем самым зарабатывая бешеные деньги для хозяев "СТС-Архангельск".

И тут Елена Буриева совершила поступок, на который отважится не каждый телевизионщик: она высказала всё, что думает, своему руководству и после этого величаво удалилась, хлопнув дверью. Елена говорит, что до сих пор не получила денег: ни расчётных, ни тех, что заработала честным трудом за летние месяцы. Елена не стала унижаться, и как раз этого хозяева телеканала меньше всего ожидали... Браво, Елена! Все женщины Поморья с тобой!", - восклицает газета.

Постоянно менять персонал - это действенный метод экономить на такой статье расходов как заработная плата. Например, "МакДональдс" уже несколько десятилетий, используя этот прием, остается лидером в своем секторе бизнеса. Но телевидение не столовая. Здесь быстро человека не подготовить. В этой связи любопытна заметка в "Правде Севера" о том, что в Архангельске открывается телевизионная школа.

Это совпадение или...

Происшествия

Продолжаются судебные разбирательства вокруг Архангельского тралового флота. Каждая спорящая сторона отстаивает свою точку зрения на страницах региональных газет.

"Правда Северо-Запада" - сторонник кредиторов АТФ. По ее мнению, государство не может быть эффективным собственником. "приведём примеры "эффективной" менеджерской работы областной власти по управлению предприятиями, находящимися в областной собственности: ГУП "Поморская филармония (полный развал и бесконечные реорганизации), ГУП "Инвестиционная компания "Архангельск" (гнусная история с "венгерским кредитом", который проходил через эту фирму), "Архоблтоппром" (размороженные посёлки, угольная пыль по цене хорошего угля). Видимо, тралфлоту уготовили участь регулярно депрессующего ГУП "Фармация". Можно полагать, что задача операции "РЫБА" одна: сохранить нынешний менеджмент, который, по многим оценкам, ведёт предприятие в могилу. А сохранить его надо, поскольку подконтролен, а значит, правильно понимает конфиденциальные просьбы.

Губернаторскому окружению сказанного показалось мало - спустя некоторое время киселёвскую реплику дополнили: "В случае отказа правительства рассматривается возможность покупки блокирующего пакета акций Архангельского тралфлота за счёт средств областного бюджета". Сейчас никто точно не сможет объективно назвать цену акций тралфлота. Как рассчитывают купить акции? По номиналу? В правительстве - люди умные и ответственные. А значит, будут продавать по рыночной стоимости. Надо думать, что после необдуманного заявления чиновников цены на акции взлетели. По предварительным оценкам, блокирующий (30 процентов) пакет обойдётся области в 200 (!) миллионов рублей. Если у администрации есть такие деньги, то почему кругом разруха, а учителя ходят в заштопанных чулках? Ну, допустим, сиквестировав социальные программы, купит администрация блокпакет, и что? В лучшем случае - членство в совете директоров? Никакого влияния на распределение дивидендов, на трейдерскую политику (там, в рыбной отрасли, делается большая часть левака), на закупочную политику (вторая часть левака".

"Ведомости Поморья" приводят слова руководителей АТФ о том, что на предприятии не все так плохо. "Генеральный директор ОАО "Архангельский траловый флот" Юрий Никулин пока не обещает глобального повышения зарплат, но уверен, что следующий, 2006 год пройдет для предприятия легче... Предполагаемая прибыль на конец года составит порядка 70 миллионов рублей. Год закончим с оборотом 2 миллиарда рублей, - говорит Юрий Никулин. - Удалось повысить доходность благодаря тому, что навели порядок на экспортных и внутренних продажах. По словам Никулина, вторым источником повышения доходности стало наведение порядка в работе по снабжению флота. Люди до сих пор возмущаются, что при прежнем руководстве закупки шли по завышенным ценам. "Даже сахарный песок нам поставляли по цене 28 рублей за килограмм!"...Принятые меры позволили нам выдержать график погашения кредиторской задолженности. Сумма долга, подтвержденная арбитражным судом, - 171 миллион рублей. Из них на 1 октября этого года выплачено 110 миллионов, - продолжает Юрий Никулин. - Таким образом, за оставшиеся 15 месяцев стадии финансового оздоровления нам необходимо выплатить 60 миллионов рублей. Однако по заявлению кредиторов стадия финансового оздоровления может быть прекращена досрочно, и на предприятии введут внешнее управление. Этот вопрос 6 октября и будет рассматривать Арбитражный суд Архангельской области. По результатам независимого аудита, проведенного по инициативе "Росимущества", финансовое состояние АТФ характеризуется как достаточно устойчивое, а деятельность предприятия названа рентабельной. Однако нерешенные проблемы еще есть, - подчеркнул Никулин". Проблемы АТФ: траулеры в Мавритании, которые оказались в руках местных предпринимателей, возраст поморских судов (15-17 лет), высокая цена топлива.

"Правда Севера" рассказывает о том, что "в четверг арбитражный суд Архангельской области принял решение в пользу Архангельского тралового флота: внешнее управление на предприятии введено не будет. На этом, напомним, настаивал совет кредиторов АТФ. Он упирал на то, что тралфлот не справляется с выплатой долгов. Суд изучил отчеты предприятия за шесть месяцев этого года, результаты аудиторских проверок и пришел к выводу, что весомые свидетельства финансового оздоровления предприятия есть. Выручка, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличилась почти в два раза. Треска по чистой прибыли была в минусе, а теперь приносит доход. Из 171 миллиона мораторной задолженности АТФ выплатил 79 миллионов. Тем не менее, кредиторы собираются оспаривать решение областного арбитража в других инстанциях.

Продолжаются судебные заседания по "венгерскому кредиту". 6 октября должны были вынести приговор заместителю директора департамента здравоохранения администрации Архангельской области (два года назад она исполняла обязанности директора департамента) Татьяне Лихно. Однако решение о виновности или невиновности будет оглашено позже. В преддверии решения суда "Правда Севера" и "Ведомости Поморья" публикуют большие материалы об этом "венгерском деле" пытаясь разобраться почему область должна миллионы долларов венгерскому "Экспортно-импортному банку", больница не достроена, оборудование на скамье подсудимых сидит врач Лихно.