"Российских военных будет судить Гаагский трибунал": интервью Пааты Давитая ИА REGNUM
Генерал-майор юстиции Паата Давитая во время войны в Абхазии являлся рядовым 23-й бригады министерства обороны Грузии, затем работал в военной полиции. В 2002-2003 годах - министр юстиции правительства в изгнании Абхазской автономной республики, в 2003-2004 годах - вице-премьер и первый вице-премьер Абхазской АР. Работал на ответственных должностях в министерстве юстиции Грузии, Конституционном суде Грузии, был государственным советником Абхазской АР и членом Совета юстиции Грузии. В настоящее время является главой общественного движения "Мы сами".
ИА REGNUM: Вы получили известность в Грузии, когда еще в период правления Эдуарда Шеварднадзе внесли иск в Гаагский трибунал. Что именно представляет собой этот иск, и в каком качестве Вы его подали?
Заявление подано в прокуратуру Международного уголовного суда в Гааге и касается произошедших в Абхазии фактов этнической чистки/геноцида грузинского населения. Первоначально я подал его в марте 2003 года в качестве государственного чиновника, министра юстиции Абхазской автономной республики, но поскольку государство не поддержало этот иск и не вмешалось в этот процесс, то он потерял силу, и в феврале 2004 года я вновь внес его в Гаагский трибунал в качестве частного лица. В своем иске я основываюсь на Седьмой статье Римского статута о преступлениях против человечности - в частности, на тех пунктах, где сказано о насильственно перемещенных лицах, живущих в неблагоприятных условиях лицах, об этнической чистке/геноциде - а также на 408-й статье Уголовного кодекса Грузии о преступлениях против человечности, на статье о присвоении власти, на заключении договоров, которые противоречат суверенитету Грузии, на статье касательно наемников... Отмечу, что я также являюсь членом Ассоциации международного уголовного суда в Гааге, и все процедурные этапы я прошел быстро, в течение года, хотя в обычном порядке это требует трех-четырех лет.
ИА REGNUM: Какие материалы Вами представлены в Гаагский трибунал?
Для начала, это материалы, касающиеся конфликта с 1992 по 2002 год. Как известно, прокуратура Гаагского трибунала рассматривает дела только с 2002 года, и что касается преступлений, которые были совершены в Абхазии ранее, то эти дела, наверно, не будут рассматриваться, однако они официально взяты за основу. Геноцид в Абхазии начался в 1992 году и, исходя из принципов международного права, это растяжимое понятие - то есть преступление растягивается во времени. Так что то, что материалы по совершенным в Абхазии преступлениям с 1992-го по 2002 годы взяты за основу - это не пустые слова, а юридический документ. Если следователь, который будет заниматься этим делом, исходя из принципов международного права о растянутом преступлении, примет решение присоединить данные материалы к делу, то он имеет на это право. Я лично думаю, что этого не произойдет, но это возможно. Представленные мною документы собраны Генеральной прокуратурой Грузии - речь идет о списках мирных граждан, которые не принимали участия в боевых действиях в Абхазии и которые были расстреляны. Там все указано: когда, где, на какой улице и так далее... Также есть такие документы как переписка сепаратистских властей с властями России, доказывающая, что Россия участвовала в этом конфликте, а также материалы об участии российских войск в боевых действиях в Абхазии. Могу привести такой пример: когда я говорил с гаагским прокурором об этих списках, и он попросил меня прислать списки расстрелянных факсом, мне пришлось сказать, что этот список содержит более 15 тысяч убитых мирных жителей, и для них это был шок - попросили срочно вылететь в Гаагу. Там сказали, что такие преступления, какие произошли на территории Грузии в Абхазии, имели место только в Югославии.
ИА REGNUM: Представленные Вами материалы отражают полную картину совершенных в Абхазии преступлений?
Если говорить о материалах Генеральной прокуратуры Грузии, над которыми работали государственные чиновники и которые охватывают период с 1992 года, то они отображают картину где-то на 90%. Расследование Генеральной прокуратуры все еще продолжает, хотя сегодня это дело заброшено... Сейчас же перейдем к тому, какие дела, начиная с 2002 года, представлены, и какие преступления будут рассматриваться. В статье седьмой Римского статута Международного уголовного суда сказано о преступлениях против человечности, и там расписано по пунктам, какие преступления являются таковыми. Первое - это перемещение лиц. Мы знаем, что в контролируемом абхазской стороной Гальском районе (в настоящее время единственный грузинонаселенный район Абхазии, почти все население которого до войны составляли грузины, - прим.) происходит постоянная насильственная миграция населения, что подпадает под данный пункт. Днем люди переходят в Гальский район, работают на своих участках, собирают урожай, а ночью уходят на сопредельную территорию Зугдидского района, так как существует опасность для их жизни и эти люди находятся под постоянным стрессом. Это подсудно Международному уголовному суду. Я представил в Гаагу документы, которые доказывают совершенные на территории Гальского района преступления действующих там подразделений абхазских боевиков Вальмера Бутба и Турамба, являющегося начальником "милиции" Гали. Речь идет о совершенных ими с 2002 года по 2005 год 238 фактах убийства грузинского населения на этнической почве. Это только что касается убийств - а есть еще многое другое, что касается изгнания и захвата людей, "суды" за "незаконное пересечение" несуществующей для международного права "границы" и так далее... Это уже собранные только мною материалы, и они отражают около 60% общей картины. Что еще мы имеем? За исключением Гальского района, на территории Абхазии по этническому признаку не допускается проживание грузинского населения, а в Гали грузины не имеют права учиться на грузинском языке, не имеют других общепризнанных прав...
ИА REGNUM: На каком этапе сейчас находится Ваш иск, и в какие сроки можно ожидать конкретных решений Гаагского трибунала?
После того, как все соответствующие факты и доказательства были представлены в Гаагу, я получил письмо о том, что аналитическая группа прокуратуры Международного уголовного суда вынесла решение рекомендовать прокурору Международного уголовного суда, чтобы он возбудил уголовное дело по фактам происходящего на территории Абхазии. Таким образом, я прошел еще один этап. Три недели тому назад я сделал специальный доклад перед прокуратурой Международного уголовного суда, в котором было сказано, какова сегодня ситуация в Абхазии - и не только касательно этнической чистки, но и о том, что сегодня там под этническим углом "национализируют" имущество изгнанных грузин, и о том, что между Абхазией и Краснодарским краем России заключаются незаконные договоры... Одним словом, о преступлениях, которые сегодня происходят в Абхазии. После моего доклада я теперь каждый день ожидаю приглашения приехать в Гаагу и поставить там вопрос об возбуждении уголовного дела. Подчеркну, что пока в мировой юриспруденции не было прецедента того, чтобы такое уголовное дело было возбуждено на основании иска рядового гражданина. Но до сих пор не было и того, чтобы аналитическая группа Международного уголовного суда давала заключение о возбуждении такого уголовного дела без участия государства. В Гааге уже есть специально выделенный прокурор по Грузии, который будет заниматься этим делом, и с которым я поддерживаю постоянную еженедельную связь. Я надеюсь, что наше государство вмешается в этот процесс - тогда все это пройдет быстро и уже через два года можно будет добиться конкретных санкций, объявления в международный розыск и задержания виновных лиц. Если же я продолжу действовать как частное лицо, то все это затянется на 7-8 лет.
ИА REGNUM: Почему правительство Грузии не вмешивается и не поддерживает Ваш иск?
Во-первых, это незнание чиновников ситуации в Абхазии, и их незнание Международного уголовного суда. Кроме того, иногда слышится и такой мотив: это может помешать нам найти общий язык с абхазами. А я думаю, что это ложное представление, которое говорит о незнании конфликта. Сегодня многие из тех, кто занимается урегулированием абхазского конфликта, не жили в Абхазии и не принимали участия в боевых действиях. Но для того, чтобы урегулировать конфликт, надо знать его суть. На одном семинаре в Германии, в котором я принимал участие, было заявлено, что нельзя урегулировать ни один конфликт, пока не будут наказаны лица, совершившие преступления. И привели пример Милошевича: его наказали - и урегулировали конфликт на Балканах. Грузины и абхазы не смогут примириться, пока не будут наказаны все лица, совершившие преступления в ходе этого конфликта, какую бы сторону они ни представляли.
ИА REGNUM: Какое политическое влияние может оказать возбуждение в Гааге уголовного дела по Абхазии на процесс урегулирования конфликта?
Хочу подчеркнуть, что в случае возбуждения уголовного дела в Гаагском трибунале это в корне изменит отношение к конфликту в Абхазии на международном уровне, потому что прокурор, исходя из устава, в тот же день, когда будет возбуждено уголовное дело, подаст заявление в Совет безопасности ООН. А в этом деле прямо затрагивается российская проблематика. Я представил в Гаагу соответствующие материалы и сказал, что на территории Абхазии сегодня проживают граждане России, и что распространение российского гражданства там произошло насильственным путем. Если это будет доказано - а я думаю, что смогу это доказать - то тогда можно поставить вопрос российских миротворческих сил в контексте того, что они не могут быть беспристрастными и участвовать в урегулировании этого конфликта. Кроме того, в деле фигурируют и преступления, совершенные российскими миротворческими силами после 2002 года - у меня есть соответствующие доказательства. Хочу прямо сказать, что это слабые доказательства, но они дают стимул для дальнейшего расследования, которое должна будет проводить прокуратура Международного уголовного суда с целью поиска сильных аргументированных доказательств. Есть и такой факт: в Пицунде во время войны были расстреляны мирные жители-грузины, которых закопали во дворе дома. Потом один русский офицер незаконным образом приобрел этот дом, выкопал трупы и выкинул их в море. Я принципиально не называю имена, улицу и дом, потому что эти материалы уже лежат в Международном уголовном суде, и уже стоит вопрос о том, чтобы российский полковник, который совершил это, понес ответственность. Что касается периода до 2002 года, то есть факты того, как российская авиация бомбила Сухуми, есть видеоматериалы с тем сбитым российским Су-25... Когда у меня был разговор с прокурором Международного уголовного суда, меня заверили: какого бы ранга ни был чиновник российских войск, если против него будут доказательства, то он будет объявлен в международный розыск. Речь идет о его преследовании как частного лица. Что касается возможности санкций против Российского государства, то тут нужны очень большие доказательства. Мы-то знаем, что фактически эту войну вела Россия, но найти документальные доказательства этого будет очень трудно. Так или иначе, тут целый спектр, и возбуждение уголовного дела в Гаагском трибунале может поменять все в отношении Абхазии.
ИА REGNUM: Как Вы оцениваете степень влияния России на ситуацию в Абхазии?
Россия полностью влияет на этот конфликт и стопроцентно контролирует ситуацию в Абхазии. Думаю, это очень большая ошибка с ее стороны. Если Россия будет принимать участие в развале Грузинского государства, то развалится и Российское государство. Когда Россия совершила абхазскую ошибку, она получила Чечню. Если Россия будет продолжать нарушения, она получит вторую Чечню, полный развал и хаос. Но, к сожалению, мы видим, что генерал-лейтенант российских войск Анатолий Зайцев, который был советником президента Сирии по вопросам безопасности, - понимаете, да, какой уровень? - сегодня работает начальником абхазского "Генерального штаба". Российские войска защищают и обучают сепаратистов, российские банки перечисляют в Абхазию деньги - я представил в Гаагу эти материалы, они касаются российской системы "Золотая корона" и абхазского "Гарант-банка". Социальная система Абхазии пристегнута к Краснодарскому краю, курортники из России незаконно, с нарушением государственной границы Грузии массово въезжают на территорию Абхазии. Российские генералы занимаются на территории Абхазии наркотрафиком, торговлей оружием, преступным путем делаются огромные деньги... Существует невыполняемое решение Совета глав государств СНГ, по которому Россия должна перекрыть границу с Абхазией - если бы Россия это сделала, то конфликт давно был бы урегулирован, сам народ там потребовал бы от де-факто властей договариваться любым путем...
ИА REGNUM: Какие человеческие жертвы были понесены в Абхазии?
Совершенно точной цифры не существует. Если приблизительно, то в боевых действиях погибло до 10 тысяч человек - отсюда 3-4 тысячи грузин, остальное приходится на долю абхазской стороны, и сюда же входят и казаки, и чеченцы, и адыги, и все другие, кто воевал на стороне сепаратистов. Что касается мирного населения, то с 1992 года по 2005 год в Абхазии убито около 25 тысяч мирных жителей-грузин, а в целом погибшего мирного населения со всех сторон за все это время наберется до 35 тысяч человек.
ИА REGNUM: Что можно сказать о преступлениях против абхазского населения?
Преступления против абхазов, конечно, тоже происходили. Но важно отметить, что когда в Сухуми была юрисдикция Грузии, то там, в районе боевых действий, проживало около 3 тысяч абхазов. Были грабежи, отдельные преступления, и все они носили обычный характер. Такого, чтобы абхазов выводили и расстреливали за то, что они абхазы - такого не было. В этой войне погибло несколько тысяч абхазов, и подавляющее большинство из них принимали участие в боевых действиях.
ИА REGNUM: В таком случае, что обусловило такую жестокость абхазской стороны - ведь известно, что у абхазов около 40% составляют смешанные абхазо-грузинские семьи?
Насколько я знаю, уже сами абхазы сожалеют о совершенных зверствах... Массовые убийства происходили после захвата Гагры, но наиболее массовые, постоянные убийства произошли в течение недели после захвата Сухуми. Потом постепенно пошло на убыль... Это - на их совести. Они хотели, чтобы на территории Абхазии не осталось грузин. Единственное решение - физическое уничтожение, чтобы посеять синдром страха и изгонять людей под угрозой смерти. Так, к моим родственникам, которые оставались в Абхазии еще месяц после завершения активных боевых действий, пришли и сказали, что если они не уедут, то будут расстреляны... Есть большая разница у бывшего тогда отношения сторон к этой войне. Для грузин это был вопрос борьбы за свое государство, борьбы с сепаратизмом, вопрос восстановления конституционного порядка. А национальный, этнический вопрос у грузин тут почти не фигурировал. Абхазы выиграли умом, поставив идеологическую планку на высшем уровне. Они усиленно пропагандировали, что это у них "отечественная война", что будто большой грузинский народ уничтожает маленький абхазский народ, и на этой почве подняли в свою поддержку близкие народы Северного Кавказа. Хотя ничего подобного и в помине не было, для грузин вопрос так не просто стоял. Следует отметить и то, что значительную часть зверств в Абхазии совершили люди, пришедшие извне - воевавшие на абхазской стороне казаки, чеченцы и другие. Мне даже известен случай, когда чеченец убил и грузина, и защищавшего его абхаза.
ИА REGNUM: В Грузии все чаще поднимается вопрос ответственности Эдуарда Шеварднадзе за вывод вооружений из Сухуми, что привело к падению города и всей Абхазии. Многие считают, что это было сознательное предательство. Согласны ли Вы с этой оценкой?
Если я буду отвечать как юрист, то у меня нет таких доказательств. Но я хочу сказать, что в ходе войны факты предательства были во всех сферах и на всех рангах, вплоть до Шеварднадзе. У меня нет доказательств, но я многое знаю кулуарно. Мы все хорошо помним, что во время войны поочередно было заключено четыре мирных договора, и все они были нарушены. Из них два - основные, которые предшествовали захвату Гагры и захвату Сухуми. Механизм нарушения соглашений везде был одинаковый: Грузия, Россия и абхазы подписывали перемирие под российские гарантии, грузины выполняли условия соглашения и отходили, выводили вооружения, а абхазы в это время набирали силы и затем нападали, занимали новые позиции, после чего опять начинались переговоры. И затем все повторялось по новой. Россия ничего не делала, чтобы исполнить свою официальную роль гаранта соблюдения соглашений, и это понятно, так как она сама и дирижировала всем этим. Что касается Сухуми, то Шеварднадзе оставался в городе до последнего. Я был в составе той группы, которая обеспечивала его безопасность, и провожал его. Он улетел из Сухуми ночью с 27-го на 28 сентября. Очень трудно обвинять Шеварднадзе в том, что он привел к падению Сухуми преднамеренно. Но главнокомандующий Вооруженных сил Грузии допустил очень много ошибок. Колоссальную ошибку он допустил, доверяя тем лицам, которые вели боевые действия против нас, о чем он прекрасно знал. В частности, имею в виду министерство обороны России и его представителей.