Финансовое управление администрации Астраханской области опубликовало данные об исполнении областного бюджета за 1 полугодие 2002 года.

Исполнение областного бюджета за 1 полугодие 2002 года составило: по доходам -1876,7 млн. рублей, в том числе мобилизация доходов областного бюджета в ходе его исполнения - 212,8 млн. рублей, расходам - 2140,5 млн. рублей, в том числе текущие расходы - 2015,5 млн. рублей, капитальные расходы - 125,0 млн. рублей дефицит составил 263,9 млн. рублей или 19,3 % к доходам областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

За 1 полугодие 2002 года на всей территории области собрано 4542,0 млн. рублей налогов и сборов или 96,2 % к плановым назначениям (с учетом мобилизации доходов в ходе исполнения бюджета) 1 полугодия 2002 года. Данные показывают, что за 1 полугодие 2002 года в областной бюджет собрано 775,6 млн. руб., что соответствует утвержденному прогнозу сбора налоговых доходов. Дополнительно, мобилизовано 212,8 млн. руб. или 58,3% к прогнозным назначениям по мобилизации доходов в 1 полугодии 2002 года, в том числе: возврат ООО "Астраханьгазпром" остатка неиспользованных средств на воспроизводство МСБ в сумме 176,1 млн. рублей, увеличение налоговых поступлений в областной бюджет относительно утвержденному прогнозу на 36,7 млн. рублей.

В местные бюджеты собрано налогов в объеме 1091,0 млн. руб. или 116,7%. В ходе исполнения бюджета мобилизовано 202,5 млн. рублей, или в 4,3 раза больше предусмотренной в назначениях 1 полугодия текущего года. Прогноз сбора налогов выполнен всеми административно-территориальными образованиями, кроме Харабалинского района (88,1) и г. Знаменска (94 %). Прогноз сбора налогов в областной бюджет выполнен всеми районами. Анализ сбора налогов показывает, что по состоянию на 28.08.2002 года ряд муниципальных образований уже существенно перевыполнили свои прогнозные задания (с учетом мобилизации) на 9 месяцев 2002 года. По Лиманскому району на - 137%, по Приволжскому району - 120%, по Наримановскому району - 108%, по Камызякскому району -105%.

Указанные данные дают основание полагать, что при формировании местных бюджетов существует проблема их открытости и достоверности информации о реальных финансовых возможностях муниципальных образований. При формировании бюджета на 2002 год между администрацией области и муниципальными образованиями была достигнута договоренность о том, что стороны на паритетных началах примут на себя объемы дополнительной мобилизации доходов. Однако только администрация области добросовестно исполнила условия договоренности и приняла на себя около 90% всех обязательств территории (или 911 млн. руб. из 1025 млн. руб.).

Многие районы (Лиманский, Икрянинский, Камызякский, Черноярский) вообще не приняли на себя каких-либо обязательств, хотя по итогам работы за 6 месяцев указанными районами фактически мобилизовано доходов на общую сумму около 18,9 млн. руб. Только Ахтубинский и Наримановский районы взяли на себя достаточно высокие обязательства (64,4 млн. руб. - 35% к годовому прогнозу и 25,0 млн. руб. -24% к годовому заданию, соответственно). Администрация г. Астрахани определила объем мобилизации дополнительных доходов лишь в сумме 11,2 млн. руб. или 0,9% от прогноза сбора налогов на 2002 год. За I полугодие 2002 года городом фактически мобилизовано к первоначальному. прогнозу 108,2 млн. руб. или в 9,7 раза больше годовых назначений (от 11,2 млн. рублей). В результате вся бюджетная нагрузка территориального бюджета легла на областной бюджет.

Характеристика налоговых поступлений за I полугодие 2002 года определяется следующими данными: По структуре сбора налоговых поступлений. В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 1 полугодие 2002 года основную долю доходов (63,5%) занимали следующие виды налогов (налог на прибыль - 20,8%, налог на доходы физических лиц - 34,0% и налог на.имущество -8,7%). Аналогичное экономическое положение указанных налогов в целом характерно как для территориального бюджета, так и большинства местных бюджетов (исключая г. Астрахань и Красноярский район).

. По административно-территориальной структуре. Наибольший объем сбора налогов в областной бюджет за 1 полугодие 2002 года обеспечили: Красноярский район - 624,5 млн. руб. (63,2% от общего объема поступлений в областной бюджет); г. Астрахань - 265,1 млн. руб. (26,8%); Ахтубинский район - 23,7 млн. руб. (2,4%) и Наримановский район - 14,6 млн. руб. (1,5%). Указанные районы обеспечили в 1 полугодии 2002 года 927,9 млн. руб. или 93,9% от общей суммы налоговых доходов областного бюджета. Доля остальных районных бюджетов составила 6,1% в общей сумме доходов (60,5 млн. руб.)

По отраслевой структуре. В структуре налоговых поступлений во все уровни бюджетов в 1 полугодии 2002 года сохранялась тенденция преобладания доли сбора доходов от топливной промышленности - 49,4 %. При этом, одновременно наблюдалось сокращение доли поступающих платежей в топливной промышленности с 56,3% в 1 полугодии 2001 года до 49,4 % за 1 полугодие 2002 г., в строительстве - с 7,7% до 7,1%. Увеличение доли поступающих налогов отмечено в пищевой промышленности (с 5,7 % до 6,4 %), на транспорте (с 4,1 % до 5,4%), в торговле и общественном питании (с 1,4 % до 2,4 %).

По структуре хозяйствующих субъектов. За 1 полугодие 2002 года в структуре доходов областного бюджета доля ООО "Астраханьгазпром" составила около 55,9 % (553,1млн. руб.) и около 44% (435,3 млн. руб.) занимала доля доходов от прочих налогоплательщиков. (Справочно: Налоговые платежи ООО "Астраханьгазпром" в территориальный бюджет ориентированы на формирование основной массы доходов областного бюджета (84% от поступлений в территориальный бюджет. При этом в местный бюджет данным налогоплательщиком было уплачено 104,8 млн. руб.).

По состоянию на 01.07.2002 г. Общая сумма недоимки в бюджет территории составила 141 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - 42,1 млн. рублей, в местные бюджеты - 98,9 млн. рублей. По сравнению с началом года наблюдается рост недоимки в областной бюджет в 1,3 раза, в местный бюджет - в 1,2 раза, что объясняется изменениями сроков уплаты отдельных видов налогов (по состоянию на 01,01.2002г. указанные показатели составляли соответственно 117,4 млн. рублей, 32,1 млн. рублей и 85,3 млн. рублей). Процентное отношение суммы недоимки к налоговым поступлениям в территориальный бюджет по итогам 1 полугодия 2002 г. составило 6,8% (1 полугодие 2001 года- 5,7%). Процентное отношение суммы недоимки к налоговым поступлениям по областному бюджету составило по итогам 1 полугодия 2002 г. - 4,2% (1 полугодие 2001 г, - 3,2%).

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета. В результате работы финансового управления администрации области с Министерством финансов РФ за 1 полугодие 2002 года исполнены в полном объеме обязательства федерального бюджета перед Астраханской областью. Из федерального бюджета за 1 полугодие 2002 года получено 474,4 млн. рублей или 105,3 % к назначениям и 147,6 % к фактическому исполнению прошлого года за тот же период.

Мобилизационные поступления. С целью недопущения формирования кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, своевременного финансировании социально значимых расходов, в результате активного сотрудничества администрации области (финансового управления) с Министерством финансов РФ область получила 260,7 млн. руб. бюджетных ссуд из федерального бюджета, из них 250 млн. руб. - на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, 10,7 млн. руб. - на проведение весенне-полевых работ. Погашена задолженность в сумме 15 млн. рублей по бюджетным ссудам, полученным в 2001 году из федерального бюджета на заработную плату и задолженность по централизованным кредитам, полученным из федерального бюджета в 1992-1994 г.г. в сумме 156 тыс. рублей.

Целевые бюджетные фонды. Доходы целевых бюджетных фондов в 1 полугодии 2002 года составили 362,8 млн. рублей, в том числе: целевой фонд администрации области - 11,5 млн. рублей или 82,5 % от бюджетных назначений 1 полугодия, территориальный дорожный фонд - 351,3 млн. рублей или 178,4 % от бюджетных назначений 1 полугодия, в т.ч. субсидии и субвенции, полученные из федерального бюджета - 34,8 млн. рублей. Все доходы областного бюджета с учетом источником финансирования за 1 полугодие 2002 год составили 2140,3 млн. рублей или 108,0% к плановым назначениям.

Ожидаемое исполнение прогнозных заданий за 9 месяцев 2002 года.

Анализ исполнения прогноза сбора налоговых доходов в течение текущего периода 2002 года позволяет ожидать следующие результаты: ожидаемое поступление доходов за 9 месяцев 2002 год с учетом мобилизации доходов составит: в территориальный бюджет - 3210,9 млн. руб (89,2% к прогнозу) в том числе: в областной бюджет- 1429,1 млн. руб. (к утвержденному прогнозу налоговых сборов - 100,3%, к прогнозу с учетом мобилизации - 71,2%); в местные бюджеты - 1781,8 млн. руб. (к утвержденному прогнозу с учетом мобилизации - 111,9%, а задание по мобилизации в 3,1 раза).

Расходы.. Решение вопросов социальной политики в истекшем полугодии проводилось с учетом приоритетного направления средств на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, государственных ежемесячных пособий на ребенка, компенсаций за книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам области, дотацию на питание учащихся 1-4 классов, содержание областных учреждений социальной сферы. Для обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, администрацией области проводилась работа с Министерством финансов РФ по выделению дополнительной финансовой помощи на выплату заработной платы из федерального бюджета. В результате при запланированном объеме ссуд 130 млн. рублей, получено в 1 полугодие текущего года на указанные цели из федерального бюджета 250 млн. рублей. В отчетном периоде была проведена определенная работа по упорядочению фонда оплаты труда работников бюджетной сферы и приведению его в соответствие с федеральным законодательством.

В соответствии с протоколом об оздоровлении государственных и муниципальных финансов, подписанным администрацией области и Министерством финансов РФ, предусмотрено в случае наличия кредиторской задолженности по оплате труда и начислениям на оплату труда, обеспечение (до полного погашения указанной задолженности) направления на финансирование текущих расходов по оплате труда и начислений и на погашение кредиторской задолженности средств в объеме не менее 50 процентов расходов консолидированного бюджета субъекта РФ, что не исполняется Енотаевским районом (47%), Харабалинским районом (47%), г. Астрахань (32%).

Для осуществления своевременной выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы области было принято распоряжение главы Администрации области от 20.03.02. № 287-р об открытии лицевых счетов в органах федерального казначейства Астраханской области для накопления средств на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы не менее 50% от суммы собственных налогов). Принимаемые администрацией области меры, позволили в текущем периоде производить работникам бюджетной сферы выплату индексированной заработной платы с учетом надбавок и доплат, установленных федеральным и областным законодательством.

В 1 полугодии 2002 года по консолидированному бюджету было направлено на выплату заработной платы с начислениями работникам учреждений и организаций бюджетной сферы 1333,5 млн. рублей (без ТФОМС), в том числе из областного бюджета - 873 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований - 460,5 млн. рублей. Кредиторская задолженность по заработной плате с начислениями работникам бюджетной сферы муниципальных образований на 01.07.2002 года составила 14,0 млн. рублей, в том числе: Енотаевский -1,1 млн. рублей; Икрянинский - 0,4 млн. рублей; Приволжский - 1,9 млн. рублей; Харабалинский - 0,1 млн. рублей; г.Астрахань- 10,5 млн. рублей. Кредиторской задолженности по областным учреждениям нет.

Муниципальными образованиями направлялось от собственных доходов на заработную плату от 35,1% - по г. Астрахани до 65 % - по Ахтубинскому району. В случае предоставления бюджетной ссуды из федерального бюджета в объеме 30 млн. рублей (в Минфин РФ направлено письмо с просьбой о выделении ссуды) заработная плата работникам бюджетной сферы за 9 месяцев текущего года будет выплачена в полном объеме. В целом по отраслям социальной сферы исполнение за 1 полугодие 2002 года составило 641,8 млн. рублей, или 106,5% к назначениям.

Осуществляется финансирование расходов по подготовке к зиме согласно распоряжению главы администрации области "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы области к отопительному периоду 2002-2003 года" и утвержденного главой администрации области графика финансирования затрат областного бюджета на подготовку к отопительному сезону 2002-2003 года.

В июне финансирование расходов на подготовку к зиме составило -11,3 млн. руб., в том числе: приобретение топлива (авансирование ООО "Астраханьгазпром" за топливо, завозимое на водные нефтебазы) - 10,0 млн. рублей, ремонт объектов ЖКХ (по заявкам депутатов)- 0,45 млн. рублей, создание аварийного запаса -0,3 млн. рублей; капитальный ремонт по департаментам социальной сферы -0,57 млн. рублей.

За счет возврата остатка неиспользованных средств на воспроизводство МСБ в первоочередном порядке средства были направлены на погашение кредиторской задолженности ООО "Астраханьгазпром" в сумме 106,1 млн. рублей и ООО "Астраханьрегионгаз" - 74,5 млн.рублей за топливо и газ, потребленные муниципальными образованиями, департаментами и областными бюджетными учреждениями.

В 1 полугодии текущего года произведено перечисление ОАО "Астраханьэнерго" средств в объеме 50,6 млн. рублей на оплату электро- и теплоэнергии за май-ноябрь 2002 года, потребляемую муниципальными образованиями, департаментами и областными бюджетными учреждениями, за счет позаимствованых средств территориального дорожного фонда.

По состоянию на 29.08.2002 года направлено на подготовку к зиме - 33;8 млн.рублей, в том числе: приобретение топлива -10,6 млн. рублей, ремонт объектов ЖКХ - 11,4 млн. рублей, создание аварийного запаса -0,8 млн. рублей, капитальный ремонт по департаментам социальной сферы -11,0 млн. рублей.

Кроме того администрации г.Астрахани за счет субсидии на обеспечение деятельности ЖКХ перечислено 1,25 млн. рублей на приобретение котлов (подготовка к зиме) За 1 полугодие текущего года произведен капитальный ремонт образовательных и лечебных бюджетных учреждений, домов культуры и учреждений соцзащиты области и частично погашена кредиторская задолженность прошлых лет на общую сумму - 9,4 млн. рублей. Согласно графику, утвержденному главой администрации предусмотрено к финансированию расходов на капитальный ремонт образовательных и лечебных бюджетных учреждений, домов культуры и учреждений соцзащиты области в рамках подготовки к зиме - 17,4 млн. рублей, перечислены средства в объеме 11,0 млн. рублей.

Областной бюджет, имея социальную направленность, тем не менее обеспечил государственную поддержку сельского хозяйства (по всем источникам финансирования направлено 66,3 млн. рублей). Кроме того, оказана поддержка сельхозтоваропроизводителям в сумме 48,5 млн. рублей в виде создания фонда кредитования сельхозтоваропроизводителей за счет средств товарных кредитов 2000-2001 г.г., причитавшихся к возврату в областной бюджет и была получена беспроцентная ссуда из федерального бюджета в сумме 10,75 млн. рублей на оказание поддержки сельхозтоваропроизводителей на проведение сезонных работ на все виды транспорта 9 млн. рублей.

Бюджет развития - направлено 2,4 млн. рублей. В связи с необходимостью направления средств бюджета на первоочередные социальные мероприятия бюджет развития исполнен на 49,3%, но была обеспечена поддержка наиболее необходимых и значимых для экономики области инвестиционных проектов. Капитальное строительство - 83,3 млн. руб., в том числе за счет областного бюджета 49,9 млн.руб. или 106,1 % к объему, предусмотренному к финансированию из областного бюджета. Из федерального бюджета за отчетный период на капитальное строительство поступило 42,5 млн.руб., из них на 01.07.2002 выполненные работы составили 33,4 млн.руб. или 83,1 % к бюджетному назначению. Средства областного бюджета направлялись на финансирование строительства социально-значимых объектов.

Наиболее важные социальные мероприятия. Важным направлением деятельности администрации области при исполнении бюджета являлось решение социально-значимых вопросов на всей территории области: выплачены в полном объеме текущие выплаты компенсаций за книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам из областного бюджета направлено за 6 месяцев текущего года 12,3 млн. рублей, ожидаемое исполнение 9 месяцев - 15,4 млн. руб.; за 1 полугодие 2002 года из областного бюджета направлены средства в сумме 25,5 млн. рублей на приобретение продуктов питания (суточный расход на продукты питания в расчете на 1 человека колеблется в пределах 26-30 руб. при норме 40-48 руб.) и 15,4 млн. рублей на приобретение медикаментов для учреждений бюджетной сферы или 85% к бюджетным назначениям. Тем не менее, на 01.07.2002 по комитету фармацевтической деятельности имеются неиспользованные остатки медикаментов в сумме 4,3 млн. рублей.

выплачена дотация на питание учащимся 1-4 классов 1-4 классов школ области - 9,4 млн. рублей, ожидаемое исполнение 9 месяцев - 12,8 млн. руб. доплаты к пенсиям госслужащих - 3,5 млн. рублей, ожидаемое исполнение за 9 месяцев - 9,6 млн. руб.; - доплата компенсаций детям, находящимся под опекой с 1.06.2001 (в соответствии с постановлением главы администрации области "Об установлении минимального размера ежемесячных выплат опекунам (попечителям)") - 7,9 млн. рублей, за 9 месяцев потребность на выплату пособий опекаемым в сумме 14,7 млн. руб будет профинансирована в полном объеме; реализованы мероприятия по законам РФ: "О ветеранах" 87,4 млн. рублей или 162,5% к назначениям 1 полугодия, "О статусе военнослужащих в Российской Федерации" - 9,9 млн. рублей или 100% к назначениям, "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 19,6 млн. рублей или 100% к назначениям, газифицированы частные домовладения льготной категории граждан (по Закону "О ветеранах") - 0,65 млн. рублей.

В 1 полугодии 2002 года на выплату детских пособий направлено 74,3 млн. руб., в том числе за счет средств федерального фонда компенсаций - 70,0 млн. руб., областного бюджета 4,3 млн. руб. На текущие адресные выплаты направлено 61,7 млн.руб. за счет средств федерального фонда компенсаций, на погашение задолженности по детским пособиям - 12,7 млн. руб. За 9 месяцев текущего года на выплату детских пособий ожидается направить 110 млн. рублей, в т.ч. за счет федеральных средств - 105,0 млн. руб.

. Финансовая поддержка муниципальных образований. За 1 полугодие 2002 года из областного бюджета на финансовую помощь нижестоящим бюджетам с учетом бюджетных ссуд (без взаимных расчетов) на выплату заработной платы переданы средства в объеме 735,9 млн. рублей или 108 % к бюджетным назначениям. Без учета централизованных средств областного бюджета, направляемых муниципальным образованиям в ходе исполнения областного бюджета объем финансовой помощи составил 291,7 млн. рублей или 110% к назначениям. Переданы в полном объеме (100% к назначениям 1 полугодия): дотация на выравнивание, бюджетной обеспеченности (191,6 млн. рублей), дотация на частичное возмещение расходов на увеличение ЕТС (42,9 млн. рублей). Исполнены (100% к назначениям 1 полугодия) мероприятия по реализации федеральных законов. За счет позаимствованых средств территориального дорожного фонда погашена задолженность и произведено авансирование расходов на оплату льгот за электро- и теплоэнергию ОАО "Астраханьэнерго" по Закону "О ветеранах". В связи с этим мероприятия по Закону "О ветеранах" исполнены на 176% (13,3 млн. рублей), расходы на погашение кредиторской задолженности по Закону "О ветеранах" превысили бюджетные назначения в 2,6 раза (33,6 млн. рублей).

В областном бюджете на 2002 год предусмотрены централизованные средству передаваемые муниципальным образованиям в объеме 880,8 млн. рублей ( в т. ч., на обеспечение индексации заработной платы работникам бюджетной сферы и надбавки - 713 млн. рублей), бюджетные назначения 1 полугодия составили 417,8 млн. рублей, 9 месяцев -734,2 млн. рублей. Фактически за счет централизованных средств областного бюджета передано в муниципальные образования 444,3 млн. рублей, что превысило бюджет 6 месяцев на 26,5 млн. рублей (на 6%), в т.ч. бюджетные ссуды на выплату заработной платы в объеме 202,3 млн. рублей.

На заработную плату и надбавки было направлено 125,8 млн. рублей, однако на выплату заработной платы были направлены ссуды в объеме 202,3 млн. рублей. Кроме того, перечислено 56,5 млн. рублей в счет долгов по топливу, газу и теплоэнергоресурсам муниципальных образований акционерным обществам "Астраханьэнерго", "Астраханьгазпром" и "Астраханьрегионгаз" за счет средств на воспроизводство МСБ и позаимствованных средств территориального дорожного фонда. Расходы областного бюджета за 1 полугодие 2002 года без целевых бюджетных фондов, без внутреннего долга и без централизованных средств областного бюджета, направляемых муниципальным образованиям в ходе исполнения областного бюджета составили 1524,2 млн. рублей или 118,4 % к бюджетным назначениям 1 полугодия.

Дефицит бюджета. В условиях значительного повышения обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы запланирован дефицит областного бюджета на 1 полугодие в объеме 180,2 млн. рублей или 13,7% к доходам областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. По итогам исполнения областного бюджета за 1 полугодие 2002 года сложился дефицит в сумме 263,9 млн. рублей или 19,3% к доходам областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Кроме того, на погашение задолженности перед ОАО "Астраханьэнерго" за потребляемую муниципальными образованиями, департаментами и областными бюджетными учреждениями электро- и теплоэнергию позаимствованы средства территориального дорожного фонда в объеме 50,6 млн. рублей. Таким образом, реально на покрытие дефицита областного бюджета направлено 314,5 млн. рублей.