"Вечорка", поднимая тему читинских авиаперевозчиков, не без основания отмечает, что они имеют грандиозные планы и весьма склонные результаты: "У нас в области все знают: хочешь слетать в Москву подешевле - поезжай на поезде в Иркутск и садись на самолет тамошней авиакомпании. Обойдется в 1,5-2раза дешевле. За двумя читинскими авиакомпаниями - "Даурия" и "Читаавиа" уже давно сложилась репутация наиболее дорогих в России". Акционировались эти компании чуть ли не первыми в России. Собирались отреставрировать аэровокзал, превращая его в международный, модернизировать и удлинить взлетную полосу: "Реставрировали и удлинили, только лишились пассажиров. В 2000 году услугами "Читаавиа" воспользовались 25 тыс. человек, в то время как в 1991 году - более миллиона". Власти попытались прийти на помощь авиапредприятиям. В 1995 году читинская городская администрация принимает постановление, устанавливая авиаторам 50-процентную льготу по налогу на налогу на имущество. Позже появляется льгота по налогу на пользование автодорогами, потом отсрочка налогового платежа на имущество и ряд других. Сколько не давали льгот и не покровительствовали власти читинским авиаторам, но те, увлекшись внешним лоском и пропагандистской шумихой о "золотых линиях", уверенно утрачивали свои позиции на авиалиниях - самолеты для читинцев стали непозволительной роскошью. После самого трудного 2000 года наметился некоторый перелом. По словам руководства ОАО "Читаавиа", предприятие получает около $45-46 млн дохода в год, однако работа аэропорта по-прежнему убыточна и приносит около 37 млн рублей убытков. В 2004 году почти все количественные и качественные показатели работы компании выросли, предприятие готовит новых специалистов, увеличивает службу бортпроводников, привлекая в нее молодежь со знанием иностранных языков. В октябре 2003 года администрацией области была принята целевая программа по развитию гражданской авиации на 2004-2008 годы. Финансирование программы на эти годы должно было составить 2 133 450 000 рублей, однако в условиях дефицита областного бюджета программа пока не финансируется. Надежда на привлечение внебюджетных источников - "Читаавиа" намерена разместить акции в ряде крупных авиакомпаний России и за счет этого привлечь часть внебюджетных средств.

Продолжая тему авиаперевозок, "Вечорка" беседует с генеральным директором читинского аэропорта Николаем Гусаковым на тему безопасности. По его словам, если раньше антитеррористические действия на территории аэропорта проводила служба авиационной безопасности аэропорта, то теперь она работает тесном контакте с транспортной милицией: "С одной стороны необходимо оказывать услуги пассажирам, с другой - их необходимо жестко контролировать в вопросах безопасности". Гусаков уверен, что в читинском аэропорту всё сделано не хуже, чем в других городах. Более того, директор выделяет целый ряд положительных моментов, которые выгодно отличают читинский аэропорт от московского Домодедово: "Там процесс досмотра личных вещей пассажира проходит не очень красиво: на виду у всех люди бегают с тазиками, все открыто. Это тем более непонятно, что Домодедово - экономически гораздо более успешное предприятие, которое может позволить себе специальные рентгеновские установки. Мы к подобным вопросам стараемся подходить более серьезно и делаем всё возможное для комфорта пассажиров. Я так понимаю, что должно быть и зеркало, чтобы женщины могли привести себя в порядок, и бахильчики, и корзины". Гусаков отмечает, что читинский аэропорт после иркутского - самый большой в регионе, а последние годы отмечается постоянный рост пассажиропотока - в прошлом году он составил 25%, возросли и грузовые отправки. Всё это позволяет приобретать современное оборудование: "Для проверки у нас есть специальная рентгеновская установка - интраскоп. Это очень мягкая установка: фотоматериалы, продукты питания, медикаменты, аудиоленты и запоминающие устройства на полупроводниках не повреждаются даже после повторных просвечиваний". Рассказал Гусаков и об охране летного поля аэродрома: "Каждый день специальные патрули проверяют ограждение по периметру, светосигнальное оборудование и объекты, расположенные на территории аэропорта. После посадки около каждого самолета выставляется пост охраны, который не снимается вплоть до вылета".

"Вечорка" вспоминает, что несколько лет назад служителями забайкальской епархии была сделана безуспешная попытка поднять до уровня администрации Читы вопрос о строительстве на территории старого читинского кладбища мужского монастыря: "Уровень оказался настолько высоким, а вопрос настолько неподъемным, чего его тут же уронили. Официальная версия городских властей - выскользнул. При этом в качестве резюме руководство города уведомило лоббистов строительства в невозможности какого бы то ни было строительства на территории кладбища". Через 2 года газета обнаружила, что на месте кладбища стали происходить необычнее с точки зрения издательства вещи: "Однажды напротив памятника бойцам, сражавшимся за Халхин-Гол, появились грузовики, бульдозеры и китайские рабочие. В считанные дни вокруг приличного куска кладбища был возведен бетонный забор, за ним началось непонятное строительство, которое с каждым днем набирает силу. Как оказалось, некая строительная организация решила возвести на этом месте жилой дом". Сделав такой вывод, газета спешит испугать как строителей, так и будущих жильцов новостройки: "В свое время в микрорайоне Северный (район Читы - ИА REGNUM), тоже на старом кладбище, было построено несколько жилых домов. В том числе дома 42, 43 и 44. Так вот, за 5 лет оттуда вперед ногами вынесли больше покойничков, чем за этот же период из соседних многоэтажек". Задавая вопрос о том, кто же посмел начать строительство на запрещенном раньше месте, газета тут же отвечает - рубль: "Причем настолько длинный, что им запросто оказалось скрутить руки и документам, запрещающим строительство, и людской памяти, и самим костям усопших". После этого газета обещает довести собственное расследование до конца уже в следующем номере.

"Читинское обозрение" вспоминает президента Путина, который на прошлой неделе заострил внимание на необходимости обеспечения доступного жилья для российских граждан, и с грустью отмечает, что "всё это правильные слова и установки, но на практике происходит совсем другое". Газета отмечает, что Читинская область не входит в число регионов с активно развивающейся системой ипотечного кредитования. Не помогает и принятая областная целевая программа, рассчитанная на работу в 2003-2005 годах. Разработчики ставили своей целью "повысить качество жизни и удовлетворить потребность населения в жилье". В конце 2004 года на заседании администрации области поднимался вопрос о развитии системы ипотечного кредитования: "Тогда управляющий читинским отделением Сбербанка Борис Абагуев отметил, что объемы взятых в банке кредитов растут, но лишь 5-7% из них направлены на приобретение жилья. Банки не доверяют населению, которое еще не обладает должной платежеспособностью, а население не желает брать кредиты под 18-19% годовых". Областная целевая программа должна была как-то разорвать этот замкнутый круг. За 3 года она предусматривала финансирование в размере 360 950 000 рублей, при этом 300 млн должен был выделить областной бюджет. С момента принятия программы и по настоящий день профинансировано только 37,7% от этого объема средств. В 2004 году из запланированных 100 млн, областной бюджет смог выделить только 25, а фактически поступило всего 11 200 000 рублей. За 2 с лишним года было приобретено 90 квартир стоимостью 68 млн рублей. Был сдан первый "ипотечный" дом в Чите, в котором получила квартира 61 семья. Расплачиваться за эту жилплощадь они будут в среднем по 15 лет. В настоящее время строится еще 270 квартир для распределения по ипотечному кредитованию. Число потенциальных заемщиков в области приближается к 3 000, при этом 64,5% - молодые семьи. В ноябре 2004 года областной фонд ипотечного кредитования проел опрос среди 3 000 читинцев, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. 58% из них ответили, что хотели бы воспользоваться ипотечным кредитом, но вот реальные возможности для этого есть только у 5% опрошенных.

"Экстра" приводит некоторые факты расследования читинской контрольно-счетной палаты в отношении руководства одного из двух действующих кинотеатров областного центра - "Удокан". Согласно уставу кинотеатра, который мэр Читы утвердил в 1999 году, заведение является бюджетным учреждением, но согласно бюджету города такого учреждения у муниципалитета нет: "По крайней мере, в нем никак не отражены ни доходы, ни расходы кинотеатра. Между тем, только в прошлом 2004 году бюджет не пополнился 22 167 800 рублями. А в этом году городу не перепало чуть менее 10 млн рублей". Издание приводит некоторые статьи расходов кинотеатра: "Обучение в вузе дочери директора Татьяны Штыкиной - 80 тыс. рублей, денежная компенсация за неиспользованный отпуск Штыкиной - более 100 тыс. рублей и главному бухгалтеру - более 90 тыс. рублей, а также главному инженеру - 10 700 рублей". По информации "Экстры", должностные оклады работников кинотеатра устанавливаются произвольно, а не в соответствии с тарифной сеткой: "Директор, судя по документам, собственными приказами назначала и повышала оклады своих подчиненных, как правило, раз в год. В августе прошлого года Штыкина повысила оклады на 50% не всем, а только себе и опять же главному бухгалтеру. Лучшими работниками кинотеатра являются, судя по документам, директор, главный бухгалтер и главный инженер с такой же фамилией, как и у директора. Этим же лучшим с точки зрения директора работникам в прошлом году были положены оклады 12 161 рублей, 10 945 рублей и 6 353 рублей, соответственно. Это, должно быть, стало очередной новостью для комитета по финансам городской администрации, потому что в контракте, заключенном с администрацией города, оклад директора кинотеатра значится в размере 1500 рублей. Его повышение до нынешнего в 18 242 рублей с работодателем не согласовывалось". Со слов некоторых депутатов гордумы, издание делает вывод, что деятельность Штыкиной на посту директора попадает в сферу не столько чиновничьих проверок, сколько проверок правоохранительных органов. "Экстра" предполагает, что площади кинотеатра можно использовать более эффективно для городского бюджета и более интересно для всех горожан: "Хочется думать, что и депутаты, и работники городской администрации все-таки сделают так, чтобы прокат фильмов в "Удокане" пополнял не только карманы лишь некоторых граждан Читы".

"Экстра" рассказывает про случай, произошедший в поселке Шерловая гора Борзинского района 2 сентября, когда под завалами внезапно обрушившегося дома оказались люди. Точнее один молодой парень, слухи о женщине, которая тоже якобы была под завалами, но самостоятельно выбралась, не подтвердились. Газета пытается разобраться, что же на самом деле случилось в Шерловой горе: "Как и во всех поселках и деревнях области, в Шерловой Горе люди живут, а точнее выживают, кто как может. Самыми везучими считаются те, кто имеет постоянную работу, пусть даже и с небольшой зарплатой. Остальные же зарабатывают на житье разными способами - собирают и сдают частным предпринимателям металл, ездят в Китай в качестве "кэмела", подрабатывают вахтовым методом в других районах области или вообще за пределами региона. Недавно же появился еще один способ заработать копейку - продажа кирпича. Судя по всему, сборкой стройматериала и занимался молодой человек, когда на него обрушилось межэтажное перекрытие - заброшенное здание разбирали все кому не лень". Собранные и очищенные кирпичи принимают в соседнем поселке Харанор "как частные строители, так и фирмы, зарегистрированные как юридические лица по цене один рубль за штуку, редко, но бывает, за кирпич дают и два рубля". Газета уверена, что самовольная разборка здания местными жителями была незаконной, и обвиняет местные власти в пассивности: "Конечно, было бы несправедливо не сказать о надписях на общежитии "Осторожно! Опасно!" и проволочном ограждении, но, как выяснилось, этого оказалось недостаточно. К тому же власти поселка и района прекрасно понимали, что дом представляет угрозу для жителей. Его первое обрушение прошло еще 21 марта 2002 года, когда в нем еще жили люди, и тогда под многотонной плитой оказалась 14-летняя девочка. Врачи хотели ампутировать ребенку отдавленные ноги, но, к счастью, все обошлось. В том же году по читинский проектный институт признал, что здание находится в аварийном состоянии". В настоящее время властям одного из самых неблагополучных районов в области не хватает около 2 млн рублей на снос здания и утилизацию строительного мусора.

"Забайкальский рабочий" рассказывает о бандитском и милицейском беспределе на трассе Чита-Хабаровск, по которой из Владивостока на запад сплошным потоком перегоняются японские автомобили. Газета пересказывает случай, произошедший с одним из перегонщиков: "Остановились Андрей и Виктор на одной из автозаправок. Подъехал к ним на автомобиле парень, перегонявший машину из Владивостока в Читу, и попросил "подсесть на хвост" - вместе не так опасно ехать. Ребята согласились, и машины поехали колонной. По пути решили перекусить в придорожном кафе. Сидим, едим, открывается входная дверь в кафе, заходит братва - все в цепях, "распальцованные", предлагают выйти и поговорить. Андрей и Виктор вышли на улицу, а попутчик остался в кафе. Пока бандиты "разводили на деньги", парень спокойно доел обед и вышел на улицу. Бандиты ему: "С тебя тоже бабки". А он: "Да неужели?!" Достает из машины автомат и пускает очередь поверх голов, после чего приказывает снять колеса с машины бандитов и переложить их в багажник своей машины. Бандиты сопротивляются, тогда парень еще раз стреляет, почти по ногам грабителей. После чего колеса перебираются в багажник перегонщика. После этого случая одиночный перегонщик ехал на своей машине впереди всего каравана. Как оказалось, он работал в милиции в одном из районов Читинской области. Причем занимал немаленькую должность". Газета утверждает, что таких историй со счастливым концом мало: "Путь чаще всего открыт только тем, кто едет с оружием, не в первый раз или является представителем правоохранительных органов". По мнению газеты, милиционеров, занимающихся этим бизнесом, ГИБДД не любит: "На КПП милиционеры, которые перегоняют авто, почти не дают мзду сотрудникам, на трассе после контрольного пункта платят бандитам в 2 раза меньше, а патрульно-постовой службе вообще ничего не достается".