Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 12 сентября 2005
"Искусство жить в России".
(Новая газета. 12.09.05. А.Тарасов)
Градоначальники овладевают временем
Красноярск и Казань начали строить метро с помощью федеральных денег одновременно. Результаты разительно отличаются - не в пользу города на Енисее. И когда красноярского губернатора Александра Хлопонина в том упрекнули, он усмехнулся: "Я дал ученым задание, чтобы они произвели какие-нибудь раскопки, которые подтвердили бы тысячелетие Красноярска. Если это получится, то и у нас метро будет".
Шутка, в общем, лишь с долей шутки. В советском энциклопедическом словаре 1985 года сказано, что Казань основана в XIV веке. За 20 лет город на Волге постарел на несколько столетий. Нет оснований сомневаться в достоверности археологических изысканий, и все же наш человек помнит, как герой Алексея Баталова в фильме "Москва слезам не верит" срочно устроил день своего рождения, дабы его друзья могли рассказать о том, какой он хороший, понравившейся ему женщине.
Нынешние внеплановые юбиляры выглядят более меркантильными - они хотят не только любви, но и подарков. Празднование 50-летия Дивногорска раскопок не потребовало: дат, которые можно считать временем основания этого города-спутника Красноярска, множество. В 1973 году отмечали его 10-летие, считая от года 1963-го, в котором поселку Дивногорск был присвоен статус города. В 1982-м ему вдруг стукнуло 25. На сей раз считали с года переименования поселка Скит в Дивногорск. Тот юбилей случайно подгадал к проведению в Дивногорске V зимней спартакиады народов СССР. А в 1996 году стремительно старевший город вдруг помолодел, отметив 40-летие. Тогда день рождения подогнали к дате приезда ивановских комсомольцев на строительство Красноярской ГЭС. Теперешнее же 50-летие отцы города обосновали тем, что в 1955 году появилось решение советского правительства о строительстве ГЭС. Краеведы-любители, однако, выяснили: по документам Красноярского ГЭС строя, воздвижение поселка при ГЭС не планировалось раньше 1961 года.
Кстати, вот вам и еще одна дата, и в следующем году можно будет справить 45-летие города гидростроителей. А в 2008 году, если жажда праздника вновь станет нестерпимой, можно будет вспомнить о предложении начинать отсчет жизни Дивногорска с 1888 года, когда монахи основали у дивных гор монастырь, и отметить 120-летие города.
В конце концов, время - относительно, а в стране, где государство всегда нещадно надувало своих граждан, адекватный ответ стал укладом жизни, даже искусством. Скажем, весна. Талые воды Енисея и его притоков из года в год затапливают одни и те же поселки и районы. И всякий раз, выходит, нужно тратить громадные деньги на ликвидацию последствий наводнений. При этом суммы ущерба всегда можно преувеличить. Разруха приносит вполне ощутимую пользу в виде круглых сумм на ее кратковременное устранение. И люди попросту отказываются переселяться в безопасные места. Или осень. Урожай не смолотили из-за природных напастей. Причем в соседних колхозах, как выясняется из документов, поданных для получения экстренной финансовой помощи, погода отличалась редким разнообразием: одно хозяйство залили дожди и завалил преждевременный снег, в другом - урожай уничтожила засуха. Примеры подобной находчивости каждый половозрелый житель русских равнин может рассказать сам. Василиску Бородавкину один градоначальник лично сказывал: "Какие, брат, мы с тобой градоначальники! У меня солнце каждый день на востоке встает, и я не могу распорядиться, чтобы оно вставало на западе!". Покорение стихий со времен сказок Щедрина удается градоначальникам все лучше и лучше. Теперь вот и временем овладели. И подарки, полученные Казанью, вдохновят, надо полагать, еще не одного главу поселка или города на то, чтобы "развести" на благо малой родине вышестоящих по вертикали власти.
"Оборона даёт трещину".
("Красноярский рабочий", 10.09.05, Елена Сержантова)
Около пятисот человек собралось перед зданием ДК имени 1 Мая. Несмотря на это внушительное количество, спокойствие жителей окрестных домов почти не было нарушено - митинг проходил организованно и дисциплинированно. Не слышно было выкриков, революционных лозунгов и песен: работники оборонной промышленности не устраивали эпатажных демаршей. Они по очереди выслушивали выходивших к микрофону, изредка сопровождая слова докладчиков аплодисментами. Даже плакаты с надписями "Даёшь работу, достойную рабочих ОПК!", "Даёшь достойную оплату рабочим ОПК!", "Пора переходить от слов к делу" выглядели весьма мирно. - Мы собрались сегодня, чтобы заявить нашему правительству о том, что оборонная промышленность в нашей стране ещё жива, - говорит Наталья Бурмакина. - С нашего предприятия здесь находится около 100 человек. Нас осталось совсем мало - ряды выкосили постоянные сокращения штата. Оставшиеся ждут нового года: если нас не переведут на казённый счёт, то нашего комбината скоро может и не быть.
Наталья Викторовна работает в бюро пропусков красноярского химкомбината "Енисей". Средняя заработная плата в их отделе составляет порядка трёх с половиной тысяч рублей. При сегодняшнем уровне жизни - это смешные деньги, прожить на которые, например матери-одиночке, воспитывающей нескольких детей, становится всё трудней и трудней.
Средний возраст заводских специалистов составляет около 40 лет. Через пару десятков лет в оборонной промышленности просто не останется работников, потому что молодёжь в эти ряды вступает весьма неохотно. Низкая оплата труда, отсутствие социальных льгот и каких-либо перспектив - всё это не привлекает молодых людей на эту работу. Попадая на "Красмаш" или радиозавод, молодые специалисты в лучшем случае задерживаются там на пару лет, чтобы в резюме не пустовала строка "Рабочий стаж". На митинг собрались представители 9 оборонных предприятий и 12 профсоюзных организаций края. Поддержать своих коллег на площадь пришли работники завода холодильников "Бирюса".
- Нас привела сюда солидарность, - сказал руководитель заводского профкома Николай Бурлаченко. Финансирование отрасли на сегодняшний день составляет всего 15 процентов, тогда как износ оборудования уже перевалил за 70 процентов. В то же время, согласно новому земельному налогу, предприятия должны отчислять огромные деньги в бюджет, что опять-таки отразится на уровне заработной платы рабочих.
Все свои требования, заверенные подписями, оборонщики отразили в резолюции, которая будет направлена в адрес правительства России и депутатов Государственной Думы. В числе прочего там указаны требования увеличения заработной платы, освобождения стратегических предприятий от уплаты земельного налога, недопущение задержки оплаты гособоронзаказа, пересмотр основных статей проекта федерального бюджета на следующий год.
Красноярский митинг стал одним из первых, прошедших в рамках Всероссийской акции протеста. Волна подобных мероприятий завершится 22 сентября пикетом у Дома правительства в столице. Пока, несмотря на бедственное положение, оборонщики высказывают своё недовольство цивилизованными способами.
"Оборонка митингует".
("Сегодняшняя газета", 12.09.05)
Работники оборонно-промышленного комплекса края вышли на митинг. Таким образом они выразили солидарность со своими коллегами со всей России, которые в эти дни проводят акции протеста.
Собрались митингующие, каковых оказалось около тысячи, на площади возле ДК 1 Мая. Присутствовали представители девяти предприятий оборонной промышленности и 12 профсоюзных организаций края. Выступающие говорили о социально-экономическом положении предприятий ОПК. А в итоге огласили свои требования: освободить стратегические предприятия от уплаты земельного налога; не допускать задержки оплаты гособоронзаказа; оптимизировать мобилизационные мощности оборонных предприятий, обеспечить в полном объеме финансирование работ по содержанию и обслуживанию мобилизационных мощностей и т.д. Одной из проблем оборонных предприятий, как оказалось, является проблема старения кадров. По словам молодого специалиста Радиозавода Андрея Песегова, средний возраст работающих на предприятии - 53 года.
Результатом митинга стала резолюция в адрес правительства РФ и депутатов Госдумы РФ.
"Измышления у парадного подъезда".
("Сегодняшняя газета", 10.09.05, Семен Мамонтов)
ЗА СВЕТСКИМИ новостями вроде возвращения губернатора и возможного невозвращения одного из его заместителей как-то тихой сапой прошло известие о скорой кончине коммунальной лафы. Ну что, синяки, по полтинничку теперь за квадратный метр, по полтинничку. С 1 января следующего года, который даже и не високосный. Все натуральные льготы кончаются с приходом Снегурочки. Это значит, что теперь мы все (вся Россия минус, естественно, Москва) будем платить полную стоимость - частично своими деньгами, частично казенными, за которыми придется побегать. Справочки пособирать. Впрочем, красноярцы привычные. В присутственных местах отсутствия очередей давно не наблюдалось. Некоторые там и умирают. В целях экономии, следуя завету Фрэнсиса Бэкона: умереть, чтобы сократить расходы.
На этом заканчивается реформа ЖКХ, о которой так долго говорили большевики, и начинается кино про трест, который лопнул. Трест называется Управляющая компания "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс". И управляет эта компания всеми нами куда посущественнее, чем какие-то там губернаторы, мэры, пэры и прочие герры. Хотя кадровый состав УК тот же, что и у номенклатуры края, а вот состав ее деяний под УК не попадает пока, извините за каламбур. Мы, помнится, уже неоднократно писали о том, что это за реформа такая коммунальная на красноярский лад. Это бывшие руководители города, которые пересели в частные вроде бы конторки - в приватизированное ими же под себя городское хозяйство - и теперь собирают с нас деньги уже как частные лица. На нужды ЖКХ. А поскольку компания эта управляющая - одна-единственная, то есть никаких конкурентов у ней нет и не предвидится, то цены за свои услуги она может назначать любые. За воду, за жилплощадь, за лифты, за уборку мусора, за что угодно. Дальше такая интересная схема: те, у кого деньги есть, а времени на подыхание в очередях нету, заплатят сколько им скажешь. Те, у кого денег нет, а время есть, обратятся за помощью... ну, к кому? Да к городу же! Город у нас всегда очень сильно заботился о социально ущемленных. По закону, семья не может платить за жилье больше 22 процентов общего дохода (в Москве не больше десяти, но москвичи люди особые, их жальче). Значит, чем больше квартплата превышает означенные 22 процента, тем больше субсидий выделит город. Чтобы заплатить - кому? Бывшим градоначальникам. Владельцам "управляющей компании". Естественно, что город кочевряжиться не будет, проверок никаких не нашлет и антимонопольщиков понапрасну беспокоить не станет. Это если бы Чубайс у нас филиал своих "Российских коммунальных систем" открыл, тогда да. Чубайса не грех и поприжать. А между своими - какие счеты? А еще говорят, что богоугодные заведения - невыгодное дело. Где же невыгодное! Ты не вкладываешь ровно ни копейки, деньги приходят от граждан, поигравших с игральным автоматом или поторговавших цветами на рынке. Потом те же самые граждане просят тебя дать им часть этих денег, чтобы они смогли заплатить за квартиру... тебе же.
Изящно.
С рынком на горДК тоже весьма красивая комбинация. Якобы владельцы этого самого рынка подписали девять лет назад договор земельной аренды, предусматривавшей строительство нормального крытого рынка. Но ничего нормального там специально строить не стали, поскольку им тогда пришлось бы платить совсем другую арендную плату. А так - как за неблагоустроенный земельный участок - уплатили в течении девяти лет 250 тысяч рублей. Об этом поведал помощник печально знаменитого уже главы Октябрьского района Евгений Мальчиков.
Если Мальчиков говорит правду, у меня только один вопрос - сколько же владельцы рынка заплатили лично тому чиновнику городской администрации, который такой договор подписал? Сколько платили каждый год начальнику департамента архитектуры и градостроительства, сколько платили ревизорам счетной палаты, сколько платили районной и городской налоговой инспекции, сколько платили главе района? Не по закону, а лично, в конвертике? Торгаши-то, понятно, не скажут, они люди пугливые. Но хоть кого-то скинули бы нам на копья, а то совсем ерунда получается. В центре города девять лет действует рынок, что означает большие обороты и хорошую прибыль, а власть получает с этого дела свою штуку баксов В ГОД - и ее это устраивает! И не настораживает! Хотя, учитывая, что у нас губернатор не знает, где работает или собирается работать его заместитель, можно и предположить, что власть вообще ленива и нелюбопытна... Что там какой-то рынок, горДК... где это вообще... Но ведь таких рынков, мини-рынков, ларьков, магазинчиков - полно. Все они где-то числятся (или числились до недавнего времени) как незавершенка, пустыри, склады - целина, короче. Сейчас вот настал момент истины - власть решила покончить с беззаконием. А попросту - ввиду вновь открывшихся обстоятельств цинично и нагло кинуть своих многолетних деловых партнеров. Партнеры в полных непонятках, их-то лечить не надо насчет того, что город должен стать цивилизованным, для чего непременно надо повырубать все ларьки к чертовой матери. Но сделать они ничего не могут, поскольку действительно бизнес открывали и держали не вполне законно. Платили налом, расписок не брали. Вроде бы сами виноваты. С другой стороны - не давали бы на лапу, действовали бы строго по закону - ну и не было бы у нас в городе ни одного рынка, ни одного павильона, ни одного распоследнего ларька из жести, крашеной зеленкой. Вот скоро и не будет.