"КоммерсантЪ" рассказывает, что 7 сентября в Нижнем Новгороде министр транспорта Игорь Левитин провел круглый стол по проблемам развития внутреннего водного транспорта. Ключевым для Нижегородской области стал вопрос строительства низконапорной плотины в районе Городца, которая должна решить проблему обмеления Волги на участке в 22 км и разгрузить автомобильный мост.

Участники круглого стола собрались обсудить реализацию первого этапа федеральной целевой программы "Стратегия развития транспорта России на период до 2010 года" и проблемы водного транспорта. Президент ТПП РФ Евгений Примаков заявил, что возможности внутренних водных путей в России сегодня используются недостаточно, а полпред президента в ПФО Сергей Кириенко констатировал, что износ гидросооружений в стране на сегодня составляет 70% и они "представляют серьезную техногенную опасность в свете террористической угрозы".

Вопрос о возведении плотины поднимался неоднократно с 2002 года. По существующему с 2003 года проекту, кроме решения проблемы эрозии русла Волги, плотина с сооруженным на ней автомобильным мостом должна будет снять транспортную напряженность с существующего моста в районе Большого Козино (рассчитанный на 13 тыс. единиц транспорта, мост сегодня пропускает в день до 30 тыс. единиц). Внутри гидросооружения предполагается разместить низконапорную турбину для выработки электроэнергии. Датами начала строительства называли сначала конец 2004 года, потом начало 2005-го. Сооружение до сих пор не началось.

Сергей Кириенко предупредил, что если в ближайшее время ничего не будет предпринято, через несколько лет река может разделиться на верхнюю и нижнюю части. По данным полпреда, уже сегодня простой судов во время навигации на этом участке достигает 90 тыс. часов, заведомо плановый недогруз судов составляет 10-20%, из-за чего годовые потери судоходных компаний приближаются к 10 млрд рублей. На строительство самой плотины, отметил он, потребуется примерно столько же. Прежние областные власти на строительство комплекса планировали привлечь средства Европейского банка реконструкции и развития. Но Кириенко ничего не сказал об источниках финансирования проекта.

Зато министр транспорта РФ Игорь Левитин, как и его предшественник Сергей Франк три года назад, пообещал после более детального ознакомления оказать строительству содействие.

"Нижегородский рабочий" рассказывает, что местная епархия задолжала строителям за три отремонтированных храма 15 млн рублей. В последние годы в Нижнем Новгороде активно восстанавливают и реставрируют храмы. Четыре из них в прошлом и позапрошлом году ремонтировала российско-итальянская компания "Колумбус". Деньги за проделанную работу реставраторы до сих пор не получили и подали в суд на Нижегородскую епархию, которая выступила заказчиком в договоре.

Между тем, не получив зарплату за три отреставрированных храма, строители взялись за четвертый. Церковь Иоанна Предтечи на Скобе они должны были восстановить к 4 ноября этого года, к Дню народного единения. Недавно мастеров компании со строительной площадки просто выгнали, отказавшись подписать промежуточный акт. Половина работ к тому моменту была уже выполнена. После этого реставраторы решили перенести конфликт в суд. В Арбитражном суде Нижегородской области подтвердили, что в настоящее время у них на рассмотрении находятся четыре иска от компании "Колумбус" к Нижегородской епархии. Рассмотрение одного из них начнется на следующей неделе.

Нижегородская епархия утверждает, что требования "Колумбуса" не подлежат удовлетворению в полном объеме.