"Томский вестник" - "Политсреда" за 31 августа пишет, что наряду с Москвой, Ульяновском и Новосибирском Михаила Ходорковского в Томске тоже захотели выдвинуть кандидатом в Томскую городскую думу по 1-му узовскому округу. "Это был бы для него оптимальный вариант, - пояснил газете на условиях анонимности один из инициаторов выдвижения, - выборы в Томске 9 октября, а в Москве только 4 декабря. До этого времени его могут перевести из подследственного в осужденные. И потом, Ходорковский всегда любил Томск, считал его "продвинутым городом", многих здесь уважал. Хотя, конечно понятно, что для Михаила Борисовича гордума - не тот уровень". Однако сам Ходорковский отнесся к предложению томичей с благодарностью, пишут авторы. 29 августа стало известно, что Михаил Борисович через адвокатов передал, что ему потребуется время, чтобы серьезно обдумать возможные шаги". Правда шансов на регистрацию"заключенного кандидата" практически нет. "Никаких документов в городскую избирательную комиссию пока не поступало - прокомментировал газете глава областной избирательной комиссии Геннадий Казак, - рассуждать об этом можно будет только тогда, когда будут внесены на рассмотрение избиркома все бумаги. Пока горизбиркому ничего не остается, как отказать инициаторам выдвижения". Однако, пишет газета, сам факт представления на местных выборах заслуживает особого внимания. Политические перспективы экс-главы "ЮКОСа" туманны, зато выгоды от его участия или неучастия в выборной кампании могут быть немалыми. Дивиденды получат как его сторонники, так и противники, причем не известно, кто больше. В появлении Ходорковского на томском "предвыборном рынке" заинтересованы правые. Инициатором его выдвижения выступил блок "СПС+Яблоко" он и получает максимальные информационные дивиденды: эту инициативу блока не обошло вниманием ни одно СМИ. Отчасти "прокатиться" на гребне информационной волны удалось и другому правому объединению" Наш выбор - Томск", лидер которого Иван Тютрин заявил, что откажется от участия в выборах а пользу Михаила Ходорковского, если его зарегистрируют. Выдвижение Ходорковского также выгодно и конкурентам по протестной линии - коммунистам и оппозиции "местного разлива", которые использовали тему "олигархический криминал рвется во власть". Самой незаинтересованной стороной на первый взгляд может быть "Единая Россия", пишет газета, однако, если регистрация не состоится в Москве это можно будет преподнести как победу партии.

"Аргументы и Факты Томск" за 1 сентября пишут, что УФСБ России по Томской области раскрыла дело о взрыве антисемитского плаката на трассе Томск - Межениновка. Задержанный организатор этого преступления - лидер преступной группировки Владимир Лукьянчиков, в активе которого еще масса других "подвигов", на допросах показал, что считает себя патриотом своей страны и питает ненависть к чужакам: лицам, неславянской национальности, в том числе и евреям. Взрыв на трассе Томск - Межениновка как раз следствие этой ненависти. В ходе следствия выяснилось, что отец Лукьянчикова в годы войны, проживая в Курской области, пособничал немцам, за что был потом осужден. Пресс-секретарь УФСБ по Томской области Рустам Камалов особо подчеркнул, пишет газета, что арийская тема часто всплывала в показаниях Лукьянчикова. Например, хорошо выпеченный в собственной пекарне хлеб тот называл арийским. Подрыв взрывного устройства рядом с антисемитским плакатом не был никак связан с аналогичными акциями, прошедшими в это же время в других регионах. Лукьянчиков лишь скопировал преступление. Также "на счету" томских "патриотов" взрыв гранаты вблизи поселка Вершинино для запугивания работающих там китайцев, разлив ртути в одном из элитных ресторанов Томска, подрыв самодельного взрывного устройства на рынке "Народный" и ряд других преступлений. Выяснилось также, что Лукьянчиков был сподручным попавшего в поле зрения ФСБ П. Рожина. Сейчас дело Лукьянчикова разбирается в суде. В ходе оперативно- следственных действий состоялось 4 оперативно-боевых мероприятия по задержанию лиц, подозреваемых в совершении терактов, 10 обысков, допрошено более 100 свидетелей.

"Томская неделя" за 1 сентября сообщает, что около 18-й гимназии на прошлой неделе были найдены три огромных мешка с иголками от использованных медицинских шприцев. Подозрения сотрудников Кировского РОВД, выехавших на место происшествия, первым делом пли на кардиоцентр, который находится радом со школой. Однако сотрудники этого медучреждения свою причастность к выбросу иголок отрицают. По правилам перед утилизацией иглы должны проходить дезинфекцию. На упаковках с отходами обязательно ставится пометка "не опасно для здоровья". "В данном случае нет состава преступления, - приводит газета слова заместителя начальника милиции общественной безопасности Кировского РОВД Али Пашиева, - это обычное административное правонарушение. Если нарушитель обнаружится, мы привлечем его к административной ответственности. В зависимости от того, кто выбросил эти мешки, частное лицо или организации, будет установлен размер штрафа". Коллектив 18-й гимназии надеялся, пишет газета, что правоохранительные органы помогут с уборкой опасного мусора. "Однако никаких действий предпринято не было, - сказала журналистам директор гимназии Ольга Герасимова, - и я была вынуждена отдать приказ техничками и завхозу, чтобы они выкинули мешки в мусорный бак". В Роспотребнадзоре заявили, пишет газета, что в Томске нет службы, которая бы занималась подобного рода проблемами, а в компетенцию милиции это не входит. Убирать отходы, пусть даже и опасные должно то учреждение, на территории которого они обнаружены. Сейчас территория 18-й гимназии находится под пристальным присмотром участковых инспекторов. Кроме того, милиционеры осуществляют проверку всех близлежаших лечебных учреждений на их причастность к выбросу опасных отходов".

"Томские новости" 1 сентября пишут, что томские бизнесмены и по совместительству яхтсмены собираются наладить в сухопутном Томске с мельчающей речкой производство парусных яхт. Безусловно, пишут авторы, это новый для Томска, и пожалуй, уникальный для региона вид бизнеса. Трудности в реализации проекта энтузиастов не смутили, а заставили изобрести еще один способ зарабатывать деньги: экстрим-туры под парусом по маршруту Томск - Кипр. "Последние пять лет я жил в Праге, был директором Чешского океанского клуба, - рассказал "ТН" коммерческий директор ООО "Хармакис" Вадим Шарапов. - Параллельно я курировал строительство яхт и был официальным представителем южноамериканской "Дадли Дикс яхт дизайн". Поэтому ничего нового я не изобретаю, в Томске буду строить те яхты, по которым лицензирован. Впрочем, если клиенту понадобиться что-то, в чем сами не специалисты, мы пригласим нужных мастеров. Никакой самодеятельности. Все будет сертифицировано, лицензировано и зарегистрировано". "В Томске много дерева и хорошие столяры - есть все условия строительства Яхт и лодок, - сказала газете финансовый директор ООО "Хармаркис" Ольга Зенина, - с коммерческой точки зрения строить их здесь даже выгодно: по сравнению с Западом в 2 раза дешевле материалы и в 7-10 раз - рабочая сила. У Вадима есть связи на Кипре с фирмой "Экстрим релакс сервис", готовой продавать наши яхты. На самом деле это тоже бывшие северские ребята. Мы уверены, что спрос будет, так как есть мировая тенденция - переход от пластиковых яхт к деревянным. Цены у нас могут быть в два раза ниже мировых. Впрочем, это будет зависеть от отделки: обычно она составляет 40% стоимости. Но верхней границы нет. Единственная сложность - доставка. Поэтому мы решили организовать экстрим-туры: на наших яхтах отсюда на Кипр поплывут туристы. Маршрут: Томь, Обь, Иртыш, через Урал яхту перевезем на трейлере, затем Черное море и Средиземное. Путешествие должно занять 2-3 месяца. "Из-за необходимости перевозки по суше мы пока будем строить восьмиметровые суда - это максимальный размер для трейлорной яхты, - сказал авторам Вадим Шарапов. - Позже планируем сделать двенадцатиметровые, но нам придется плавать через Северный Ледовитый океан и вокруг Европы, что будет еще более экстремально. Этой осенью я собираюсь опробовать маршрут, пройти его на 4,5 - метровой парусной лодке, тоже нашего изготовления. Это вынужденная мера: когда у нас будут клиенты, надо, чтобы они дошли до места. Мы рассчитывали на томичей, но пока интересуются только иностранцы. Европейцам это очень интересно. Но не надо представлять тур как супергеройство, маршрут пройдет любой, кто не освобожден от физкультуры". Всю зиму в ожидании летних экстрим-туров фирма "Хармакис" собирается производить лодки и яхты для местного рынка. "В Томске их практически нет изготавливают, в Новосибирске - полукустарно, в гаражах", - сказали журналистам авторы идеи. Восьмиметровая яхта будет стоить 10-30 тыс. евро. Парусная лодка обойдется покупателю 15-20 тыс. рублей, их бизнесмены намерены сделать за зиму 100-200 штук. "Главное - мы делаем в Томске яхтинг. Это очень емкое понятие: и спорт, и бизнес и многое другое. Раньше в Томске был развит парусный спорт, но на хобби нужны деньги, поэтому возрождаться парусники с коммерческих проектов.