Грузии пока нет места на мировой карте качества: интервью главы фонда "Грузинское качество"
Справка: Григол Кунтчулия - президент фонда "Грузинское качество". Выпускник экономического факультета тбилисского государственного университета. С 1992 года работал в аппарате экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Окончил интернатуру по менеджменту качества в Калифорнии (США). Возглавил в Тбилиси новую службу контроля качества. Фонд "Грузинское качество" - провел презентацию марки "Знак качества", "Народное качество Грузии". Проводит сертификацию персонала на менеджмент качества с помощью европейских организаций. Работает над внедрением технологий менеджмента качества на грузинском рынке.
ИА REGNUM: Г-н Кунтчулия, если несколько лет назад основной проблемой грузинского государства было как накормить свой народ, то сегодня актуально стоит вопрос о защите прав потребителей. Каковы основные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь в этом направлении?
Понятно, что Грузия уже давно включилась в глобальные социальные, политические и экономические процессы. Несмотря на то, что гладко ничего не проходит, мы видим, что растет уровень товарооборота в регионах, усиливается роль Грузии в международной торговле. Конечно, и сегодня мы сталкиваемся с рядом проблем. Основная из них - борьба с фальсифицированными продуктами, которыми, к сожалению, наполнен сегодняшний грузинский рынок. Это наносит огромный ущерб и тем предприятиям, чья продукция подделывается, и потребителям, и будущему поколению. Решить эту проблему исключительно государству, службе контроля, полиции или еще какой-либо системе не под силу. Ведь проблема фальсифицированной продукции - это не только проблема подделки, это также и реализация недоброкачественной продукции. Какая ситуация сегодня складывается на грузинском рынке: вследствие социальных проблем все начали торговать. Торговля, конечно, интересная сфера, но она требует огромного опыта и знаний. Вспомним, в советские времена огромное количество вузов готовили специалистов по торговле. Сегодня занятость торговлей и сферой услуг носит массовый характер. Продавцами становятся учителя и парикмахеры. Как же при этом знать, при каких температурных условиях хранить, например, продукты питания? Незнание правил торговли - одна из проблем, которая волнует наших потребителей. Второе - открывается множество подпольных цехов, т.н. "предприятий", которые находятся в ванных комнатах или гаражах. Как следствие, возникает проблема не только санитарных условий, в которых производится такая продукция, но и проблема деградации молодого поколения, которая будет перенимать опыт работы старших.
ИА REGNUM: Где же, на Ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?
К счастью, нам не придется выдумывать велосипед. У других стран есть большой опыт борьбы с перечисленными выше явлениями. Фальсификация - глобальная проблема. Надо начать с принятия очень серьезных стандартов, прежде всего международных. Наша политика такова, что при принятии международных стандартов необходимо учитывать опыт Европы, т.к. европейская стандартизацизация, на мой взгляд, более организована по сравнению с американской системой. Второе - обязательное принятие стандартов по торговле. И, наконец, необходимо со школьной скамьи учить наших потребителей своим правам, чтобы они не только могли бы сами защитить себя, но и сделать правильный потребительский выбор. Сегодня, я прямо могу сказать, что 99% потребителей Грузии не знают своих прав.
ИА REGNUM: Насколько свободно грузинский потребитель может заявить о своих правах?
Заявить то он может, но вот сделает ли это он? Вот в чем вопрос. Если потребитель повысит голос, то он должен обратиться в суд. На это люди сегодня не идут, боятся, а организации, которые должны защищать права потребителей, не работают на должном профессиональном уровне, как это делается в других странах. Во всех странах есть специальные программы обучения потребителей, и т.д. Но у нас есть одна очень важная задумка - создание национальной концепции по качеству с целью подъема качества отечественной продукции. Мы считаем, что конкурентоспособность нашей продукции обязательна на мировом рынке. Когда у предприятия будет мотивация того, что его продукция продается хорошо, то и сам потребитель будет доволен. Кроме того, вы, наверное, помните, во всех странах, в том числе и СССР, наиболее успешных предпринимателей награждали. Это надо возродить и сегодня. В условиях конкуренции производитель непрерывно ищет способы убедить потребителей купить свой товар, и миссия нашего фонда - помочь им в этом. Мы как бы третья, нейтральная сторона, у которой есть своя независимая оценка, и потребители нам будут верить. Сегодня мы подготовили соответствующее методическое обеспечение, и реализуем проект "знак качества". Мы награждаем компании брендами, это общенациональное запатентованное свидетельство. У нас 9 специальных уставов, которые создают методологическое обеспечение этого проекта, свой банк данных с привлечением экспертов из различных институтов. Мы уже наградили 36 компаний, среди них и грузинские и негрузинские, чьи товары пользуются большим спросом у грузинских покупателей.
ИА REGNUM: Насколько знак "грузинское качество" котируется в Грузии?
Хороший вопрос. С сентября мы начнем раскрутку этого знака с целью того, чтобы потребитель, увидев товар с этим знаком, выбирал бы именно его. Мы также хотим, чтобы потребитель был бы знаком с нашей маркировкой.
ИА REGNUM: Как Вы оцениваете грузинское качество в целом?
Вы знаете, наука и техника так стремительно развиваются, что понятия, в том числе и понятия качества усложняются. В прошлом году, присутствуя на всемирном конгрессе менеджмента качества, я видел, какие серьезные вопросы по различным направлениям там ставились. На европейском конгрессе в мае этого года задачи стояли совершенно другие, еще более сложные. И тогда я понял, что если составить мировую карту качества, то Грузии пока на ней места не будет. Но это пока. Мы начинаем очень активно сотрудничать с международными организациями, и думаем, что не только наша организация, но в целом Грузия добьется серьезных успехов.
ИА REGNUM: Сколько процентов фальсифицированной продукции сегодня поступает на грузинский рынок?
Это очень трудно сказать. Каждые десять дней на базроба (товарный рынок - ред.) торговый оборот продовольственных продуктов достигает трех-четырех тысяч единиц. Гоняться за каждым видом продукции и тестировать его практически невозможно.
ИА REGNUM: Кто же сегодня является лидером качества на грузинском рынке?
Я могу назвать искренне и прямо те компании, которые производят высококачественную продукцию и реализуют ее на грузинском рынке. Открывается замечательный завод в Телиани вели, по мировым стандартам он будет таким же, как и в Италии, Калифорнии. Это дает шанс выпускать высококачественные вина международного стандарта. "Картул Универсал" - гениальное предприятие с новейшими технологиями, "Кода" - фермерское хозяйство по производству куриных яиц.
ИА REGNUM: Грузинский рынок наводнен продукцией импортного происхождения. Каким образом грузинским товарам удается выдержать конкуренцию?
Конкуренцию особенно трудно было выдержать тогда, когда можно было ввозить продукцию, не делая разтаможку. Сегодня ситуация иная. Контроль ужесточен на границах, и цены на ввозимый товар подскочили. Это, естественно, на руку грузинским производителям. Второе - повысилось качество грузинcкой продукции. И, наконец, увеличение объема продукции ведет к снижению себестоимости продукции. Вот к этому надо стремиться грузинским предпринимателям, продукция которых сегодня получается более дорогостоящей. Поэтому, когда у наших производителей появятся покупатели в других странах, повысится не только качество, но и доход. Отрадно, что уже многие грузинские товары заслужили доверие потребителей, а некоторые из них уже вытеснили другие марки.
ИА REGNUM: Чем сегодня занимается фонд "Грузинское качество"?
Наша миссия - помочь нашим предпринимателям найти рынки в других странах. Мы выступаем с инициативой объединить знак качества Грузии, России и Украины, чтобы тот, кто получит знак качества нашей страны, автоматически стал бы обладателем почетного звания этих стран. Если мы подпишем такой договор, то тем самым мы скажем нашим потребителям: покупайте наш товар - это стопроцентная гарантия.
Без новых систем менеджмента качества фактически нет завтрашнего дня. Эту систему уже внедряют в сфере туризма, муниципальной службы. Кстати, и в масс-медиа тоже. Система менеджмента качества - это ось, вокруг которой движется весь этот процесс, при помощи которой устраняются все недостатки. Внедрение такой системы в Грузии позволит нам продвигать грузинские бренды на международные рынки, и заполнить наш рынок высококачественной продукцией. Вот тогда наш потребитель будет доволен.