ИА REGNUM: Г-жа Джиоева, в эти непростые для Южной Осетии времена, какие основные проблемы испытывает система образования республики?

Когда я приступила к исполнению обязанностей министра, то первым делом провела опрос, задав респондентам примерно тот же вопрос - как вы оцениваете уровень образования в Южной Осетии (положительно, отрицательно) и какие тенденции наблюдаете в этой сфере. Внутренне я готовилась к нелицеприятному ответу, но у меня защемило сердце, когда большая часть респондентов дала удовлетворительную оценку. С тез пор прошло три с половиной года, и, призывая свое ведомство к ответу, я хочу сказать, что кое-каких результатов нам добиться все же удалось. Зафиксированы определенные подвижки, работает концепция модернизации образования, пытаемся приблизиться к российским образовательным стандартам. Как известно, дорогу осилит идущий. Думаю, что мы и в дальнейшем будем двигаться в верном направлении.

ИА REGNUM: Известно, что вы ратуете за внесение ряда принципиальных изменений в систему образования Южной Осетии. В чем их суть?

В этом году мы занялись инновационной деятельностью. Идет подготовка к открытию экспериментальных классов по различным образовательным направлениям. Мы надеемся, что это позволит нам сделать существенный рывок вперед. В этом году открывается 5 экспериментальных классов в начальной школе по системе гармонии, три экспериментальных класса у нас будет в дошкольных образовательных учреждениях. В дальнейшем мы планируем ввести новшества в плане профориентации. Учитывая острейший кадровый дефицит, мы надеемся проллобировать вопрос о широкопрофильном колледже, где, по меньшей мере, будут обозначены 3-4 специальности.

ИА REGNUM: Поможет ли это, на ваш взгляд, справиться с тем же дефицитом кадров в Южной Осетии?

Мне очень импонирует высказывание Лужкова, который на одном из заседаний заявил: "Я устал самолетами возить гастарбайтеров из дальнего и ближнего зарубежья". Вынуждена констатировать, что, имея весьма неординарную молодежь, способную, но очень часто не реализующую себя, мы приглашаем специалистов из ближнего зарубежья. Я надеюсь, что перечисленные выше меры помогут нам частично решить проблему кадрового обеспечения среднего звена.

ИА REGNUM: Считаете ли вы, что форма Единого национального экзамена, принятая в России, приемлема для Южной Осетии?

Вне всякого сомнения. Я уже третий год привожу из Москвы образцы единых национальных экзаменов. В прошлом году я обратилась в Федеральное агентство образования с просьбой "привязать" нас к единому национальному экзамену, но увы, мне отказали, заявив, что на сегодняшний день это невозможно, так как Южная Осетия не является субъектом Российской Федерации. И, тем не менее, мы потихоньку уже пытаемся внедрять у себя единый государственный экзамен, пока в качестве эксперимента, однако, результаты пока не обнадеживают. Учитывая, что в этом году, большинство российских вузов осуществляли прием за счет единого национального экзамена, можно понять, что такая форма поступления - не просто желание, а необходимость. Поэтому, наша задача - найти любые пути и вписаться в эту систему. Хотя, понятно, единый национальный экзамен - это определенный, порой весьма ограниченный набор знаний. Я абсолютно согласна с ректором МГУ Садовничим, с ректором Бауманского института Федоровым, которые считают, что помимо такого тестирования есть и другая, более приемлемая, форма поступления в вуз.

ИА REGNUM: Насколько данное новшество приживется в Южной Осетии?

Вы знаете, все, что было сделано за последние три года, вызывает неоднозначную реакцию. Как-то я собиралась подвергнуть аттестации всех без исключения педагогов, т.к. система, которая сейчас работает в Российской Федерации, позволяет даже давать конкретные задания с тем, чтобы определить уровень их подготовленности. Это вызвало определенные нарекания среди педагогической общественности, но, если руководитель заботится, чтобы работники беспрерывно совершенствовались, то эту линию он будет проводить до конца. Я не думаю, что ментальность нашего народа такая уж и тяжелая, ее просто все время нужно корректировать.

ИА REGNUM: В Южной Осетии обучение в государственных общеобразовательных школах на сегодняшний день остается бесплатным. Не собирается ли министерство образования перевести форму школьного образвоания на коммерческую основу?

Для Южной Осетии это точно неприемлемо. До министерства я работала директором школы. И поскольку не было государственного финансирования, приходилось пользоваться услугами родительского комитета. С таким скрипом и тяжестью отдавались деньги для блага собственного же ребенка, чтобы он учился в теплом классе, отремонтированном помещении, и. т.д. Может быть, люди не виноваты, ведь они прошли тяжелый путь. Если говорить о платном обучении, то у нас его практически нет. Если мизерные суммы, которые платят в лицее или гимназии, считать платой и сопоставить их с реальной платой в Москве, то в процентном соотношении это небо и земля. Установка одного унитаза длится полчаса трудовой деятельности, которая оценивается в 500 рублей, а месячное обучение ребенка в гимназии обходится в 420 руб. Разве этот труд сопоставим? Вот тут наша ментальность действительно срабатывает. Мы готовы потратить деньги на совершенно ненужные вещи. Внешний антураж оказывается порой предпочтительнее, чем знания. При таком положении вещей общество не сможет двигаться вперед. Но я могу констатировать: на юге Осетии живут очень талантливые люди. И при должном, серьезном подходе мы получаем прекрасные результаты. Об этом говорят успехи наших абитуриентов при поступлении в лучшие вузы России, их дальнейшая профессиональная деятельность. Так что, есть надежда, что мы снова поднимемся до уровня образования довоенных лет, когда нам действительно было чем похвастаться.

ИА REGNUM: Расскажите, каким образом удается организовать поступление югоосетинских выпускников в российские вузы на льготных условиях?

В Российской Федерации работает программа поддержки соотечественников за рубежом, коими мы и являемся. Федеральное агентство по образованию выделяет нам каждый год определенную квоту. К большому сожалению, я вынуждена констатировать, что в этом году свободными остались такие места как информатика и вычислительная техника в бауманском институте, места на идентичном факультете в Кабардино-Балкарском университете, промышленность и гражданское строительство в Ростовском университете, водоснабжение и водоотведение в Ростовском экономическом университете и.т.д. В чем причина? В том, что некогда очень мощная физико-математическая база Южной Осетии рухнула. И теперь приходится ее возрождать. Если будет ренессанс в этом направлении, то я думаю, будущее у нас есть, потому что гуманитарии никогда не продвигали человечество вперед. Наша трагедия, что на физико-математический факультет нашего университета в этом году было подано всего два заявления.

ИА REGNUM: Прослеживаете ли вы, как в дальнейшем продвигается учеба выходцы из Южной Осетии в российских вузах?

Да. Можно посетить ГМИ во Владикавказе, где однозначно оценивают высокий уровень подготовленности югоосетинских выпускников. Прекрасно они учатся и в Московских вузах. В этом плане, я удовлетворена.

ИА REGNUM: Министерство образования Грузии неоднократно предлагало осетинской стороне свою помощь, однако всегда получало отказ. Данный факт увязывается исключительно с политическими реалиями?

Не только. Я не только министр образования, я еще и гражданин Республики Южная Осетия. Не боюсь выглядеть некорректной по отношению к своему грузинскому коллеге, но это были дары данайцев. Я никак не могла понять, как можно идти на нас танками, обстреливать, и затем предлагать гуманитарную помощь. Если бы я знала, что это подарки от души, что они не несут четкой политической нагрузки, то ради Бога - кто же отказывается от подарков? Но как можно идти навстречу, неся в одной руке меч, а в другой дары?