"Существование Санкт-Петербурга и Ленобласти - яркий пример противоречия в понятиях": Интервью директора Департамента Министерства регионального развития РФ Юрия Перелыгина ИА REGNUM
Справка: Перелыгин Юрий Александрович, директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ, член Попечительского Совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Родился 17 декабря 1959 года. В 1985 году окончил Ленинградскую Лесотехническую академию, лесохозяйственный факультет по специальности "инженер лесного хозяйства", специализация по ландшафтной архитектуре. В 1990-1991 годах - учебная программа Ассоциации Национального Центра, США, специалист в области переговоров и посредничества. C 1985 года - инженер в институте Ленгипрогор (ныне - Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики (РосНИПИ Урбанистики)). 1987 - 1989 годы - ведущий инженер института Ленгипрогор (РосНИПИ Урбанистики). С 1989 года - главный инженер института РосНИПИ Урбанистики. С 1989 года - генеральный директор ООО "Ленгипрогор, главный инженер строительной компании "Град Петра". В 2001 году Юрий Перелыгин возглавлял одну из рабочих групп в рамках проекта Центра стратегических разработок "Северо-Запад" по разработке контуров стратегии развития Северо-запада России. В марте 2002 года Юрий Перелыгин назначен научным руководителем Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". В сферу его ответственности входило определение общей идеологии исследований Фонда и координация работы проектных групп. В октябре 2004 года перешел в Министерство регионального развития РФ. Женат, воспитывает троих детей.
Юрий Перелыгин отвечает на вопросы корреспондента ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Юрий Александрович, разработанная министерством Концепция стратегии социально-экономического развития регионов меняет взгляд на регионы страны и их возможное рейтингование. Какое место в этой Концепции отведено Санкт-Петербургу?
По большому счету, то, которое он и занимает сегодня. Санкт-Петербург и Москва - это мировые города. Они претендуют на то, чтобы быть воротами России в глобальную мировую экономику. И, безусловно, они относятся к регионам, которые в Концепции называются "локомотивами роста". В такие, опорные, территории мы предлагаем направлять бюджетные средства на развитие. Хотя, конечно, Санкт-Петербург сильно отстал от Москвы в плане карьерного роста и концентрации капитала, да и в целом, город сильно уступает Москве по мощи, но при этом Санкт-Петербург обладает преимуществами, которых у Москвы не будет никогда. Во-первых, здесь есть выход к морю, а во-вторых, великолепная история российской столичности с соответствующим качеством человеческого ресурса. Соответственно, здесь хорошо бы развивать инновационную часть экономики - допустим, применение технических новшеств в традиционно развитых энергомашиностроении и судостроении, разработка новых технологий в медицине. Кроме того, мне кажется, здесь эффективным было бы развитие индустрии развлечений.
ИА REGNUM: Однако в этом году в Санкт-Петербурге презентуются совсем другие проекты: строительство китайского квартала "Балтийская жемчужина", сборочное производство автомашин "Тойота", обсуждается строительство завода по сборке "Мерседесов"...
Названные проекты имеют федеральный статус и одобрены на государственном уровне, поэтому как чиновник я не имею права их обсуждать. Могу только высказать свое экспертное мнение. Сборочное производство - это уровень индустриального общества. Для "Тойоты" (Япония) и "Мерседеса" (Германия) чрезвычайно выгодно строить заводы именно здесь - во втором городе страны, которую пока можно отнести к развивающимся, в крупнейшем мегаполисе, да еще и приграничном, с выходом к морю! Но для нас не очень дальновидно соглашаться на такие проекты. У Санкт-Петербурга хороший потенциал для развития постиндустриальной экономики, а мы топчемся на месте... Хотя "Морской фасад", развитие Новой Голландии - это, безусловно, уже перспективный взгляд на будущее города. А в проекте "Балтийская жемчужина", на мой взгляд, допущена геоэкономическая ошибка с позиции страны. Мы сами развязываем руки своему более сильному соседу. Китаю нет равных в мире по умению проникать на рынки мелкооптовой торговли. И невозможно придумать более выгодной точки для вхождения в Европу, чем Санкт-Петербург! Объективно Китай - наш конкурент, и, тем не менее, мы играем ему на руку...
ИА REGNUM: Но ведь китайцы будут здесь не производства открывать, а дома строить.
Современные технологии рыночной экономики проходят как раз не через производства, а через людей.
ИА REGNUM: А как вы оцениваете конкуренцию между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью?
Честно говоря, я бы законодательно запретил конкуренцию между субъектами внутри страны. Это можно сравнить с конкуренцией между сердцем и почками в одном организме. Конкуренция должна быть между Москвой и Барселоной или Санкт-Петербургом и Майями. А внутри одной страны все регионы работают на единую цель. Что же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то фактически они давно уже работают как один регион. Если смотреть не с точки зрения административно-территориального деления и бюрократии, а с точки зрения хозяйствования, петербуржцы давно не представляют себе жизни без дач на Карельском перешейке, а жители Всеволожска не мыслят себя без поездки "в город". Так что ситуация с двумя субъектами РФ здесь - это яркий пример противоречия в понятиях: бюрократически - два субъекта, и в каждом есть органы власти, элита и все остальные признаки административной единицы, а экономически - единый регион.
ИА REGNUM: Предложенная министерством Концепция предусматривает экономический подход к регионам?
По сути, да, но должно пройти еще много лет, прежде чем общество примет новые понятия и привыкнет к ним. А пока мы предлагаем уйти от системы выравнивания регионов и предоставить им возможность развиваться естественным путем. Не надо всех тянуть к огромному экономическому росту. Если он физически и социально невозможен в данном регионе и на данном этапе - значит, местная власть и элиты должны искать иные пути для развития данной территории.
ИА REGNUM: Министерство намерено в этом помогать?
Еженедельно в министерстве проходят встречи с руководителями субъектов, по списку, с обсуждением Стратегий развития этих субъектов федерации. Мы вместе смотрим, насколько предложения властей субъектов РФ совпадают со стратегическими задачами страны, как это увязывается с развитием соседних регионов, с Концепцией и т. д. Россия - огромная страна, и в каждом регионе - свой уровень индустриального или постиндустриального развития. Бесполезно пытаться уровнять Владивосток и Тамбов, но найти оптимальные схемы развития каждого региона на всеобщее благо можно и нужно.