15 января 2001 года в Кремле прошло совещание о строительстве петербургской кольцевой автомобильной дороги (КАД). По итогам совещания губернатор Яковлев впоследствии сообщил, что президентом Владимиром Путиным было принято "окончательное политическое решение о поддержке строительства Кольцевой автодороги (КАД) вокруг Петербурга". На совещании присутствовали Алексей Кудрин, Герман Греф и замминистра транспорта Виталий Артюхин: "В понедельник Владимир Анатольевич вместе с первым вице-премьером Алексеем Куприным, министром экономического развития и торговли Германом Грефом и заместителем министра транспорта Виталием Артюхиным участвовал в совещании у Президента по вопросу строительства КАД" (Вести. Санкт-Петербург. 18.1.2001). На совещании был принят и целый ряд важных решений по КАД:

1) К юбилею города будет построена только половина дороги: "Вчера Владимир Яковлев, вернувшийся из Москвы после переговоров с президентом, заявил на брифинге: "К 2003 году к юбилею города будет построена только половина дороги"" (Коммерсант - Санкт-Петербург. 17.1.2001).

2) Финансирование будет вестись преимущественного из федерального бюджета: "Губернатор Петербурга Владимир Яковлев объявил о том, что на объездную автомобильную дорогу из федерального бюджета выделят 20 млрд рублей, с тем чтобы 60 километров трассы, обходящей город с восточной стороны, успеть проложить до 2003 года". (Деловой Петербург. 18.1.2001). "Уникальная стройка (КАД)... финансируется из федерального бюджета согласно указу Президента России Владимира Путина" (Транспорт России. 11.6.2001).

3) Определен срок сдачи восточного полукольца кольцевой автодороги: "По словам Яковлева, президент дал задание к 2003 году, в котором будет отмечаться 300-летие Петербурга, построить "восточное полукольцо" КАД от Приозерского шоссе до федеральной автотрассы "Россия"" (Вечерний Петербург. 17.1.2001).

Несколько позже Яковлев сообщил о полном согласовании проекта с ведомствами: "Проект создания кольцевой автодороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга утвержден президентом РФ Владимиром Путиным. Об этом сообщил губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. По его словам, принципиальное политическое решение о строительстве было принято Путиным еще 28 июля 2000 г., однако полное согласование со всеми комитетами получено только сейчас. Экономическое обоснование проекта утверждено Госстроем РФ. Согласно распоряжению президента, к маю 2003 года должно быть завершено строительство первых 64 км КАД на участке от станции Горская до автотрассы "Россия"" (Петербургский Час Пик. 24.1.2001).

Много позднее сроки сдачи в эксплуатацию восточного полукольца: "Такие сроки были определены на прошедшем вчера в городе первом заседании межведомственной комиссии по строительству КАД. Восточное полукольцо КАД решено сдать в эксплуатацию к маю 2003 года" (Вечерний Петербург. 2.8.2001).

При этом контроль за финансовыми потоками был возложен на полпреда президента в Северо-Западном ФО Виктора Черкесова, о чем он сообщил лично. "Президент РФ Владимир Путин определил окончательную сумму, которую выделят Петербургу на подготовку к 300-летию. Город получит на юбилей, как минимум, 41 млрд рублей, то есть еще один городской бюджет. У губернатора Владимира Яковлева, правда, доступа к президентским деньгам не будет. Контроль над всеми финансовыми потоками возложен на полномочного представителя Путина по Северо-Западному федеральному округу Виктора Черкасова. А помогать контролировать расходы Черкесову будут члены госкомиссии по подготовке к празднованию: два вице-премьера Алексей Кудрин и Валентина Матвиенко и министр экономического развития Герман Греф". (Деловая Панорама. Санкт-Петербург. 12.2.2001). "Вернувшись в Питер, вечером во вторник, г-н Черкесов уже утром в среду собрал журналистов и сделал два заявления. Во-первых, он лично и его аппарат получили приказ президента контролировать расходование средств, выделяемых на юбилейные дела. Это вовсе не сенсация, поскольку такая работа входит в прямые обязанности "наместников" президента в федеральных округах. Второе, и самое главное, - центр выделит Петербургу в ближайшие три года около 40 миллиардов рублей. Эта цифра вплотную приближается к объему годового бюджета Петербурга. Главная часть денег пойдет на сооружение кольцевой автодороги (КАД станет такой же привычной аббревиатурой, как БАМ), в списке получателей казенного пайка будет еще два десятка объектов". (Известия - Петербург. 10.2.2001).

Впоследствии роль Черкесова в срыве графика выполнения работ была сильно недооценена. А выявленное проверкой Счетной платы нецелевое использование средств при реставрации и строительстве объектов почему-то никак не сопровождалось упоминанием имени Виктора Черкесова, как лица контролировавшего расходование федеральных бюджетных средств на юбилейных объектах. Хотя, как выясняется со слов самого полпреда, он должен был разработать "управленческие механизмы контроля денежных поступлений": "Как сообщил Виктор Черкесов, президент РФ поручил ему курировать программу юбилея и дал задание разработать "управленческие механизмы контроля денежных поступлений"". (Деловая Панорама. Санкт-Петербург. 12.2.2001). Справился или нет Виктор Черкесов с механизмами - доподлинно неизвестно. Эта тема в прессе не обсуждалась. Однако остается фактом то, что более чем через год на совещании, которое назовут разносом для чиновников, Путин сказал: "Финансовые данные, представленные Госстроем, Минэкономразвития, администрацией Петербурга, разнятся по перечням объектов, номенклатуре и стоимости работ, срокам их реализации и отчетности по исполнению. Ну и чего это такое?" (Комсомольская правда. 27.6.2002).

Насколько проблема механизма контроля денежных поступлений на деле интересовала Черкесова - можно судить по некоторым высказываниям лиц самым непосредственным образом причастных к этому вопросу: ""Никто не может сказать точно, сколько денег выделено из федерального бюджета на подготовку празднования 300-летия Санкт-Петербурга", - заявил недавно губернатор города Владимир Яковлев. В поступления из госказны включаются, например, и традиционные затраты на содержание объектов федерального значения (такие, как Эрмитаж и Русский музей), на реставрацию зданий и музеев" (Время МН. Санкт-Петербург. 22.2.2002). Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин: "Сведения о состоянии строительства и выделенных деньгах мы собирали по крупицам из разных источников. Какой-либо орган, координирующий всю эту деятельность, в городе отсутствует. Есть секретариат Государственной комиссии по подготовке к празднованию, но там таких данных нет. И вопросы капиталовложений они на своих заседаниях ни разу не рассматривали". (Аргументы и факты. 17.7.2002).

В феврале 2002 г. Путин выступил на заседании комиссий по подготовке празднования 1000-летия Казани и 300-летия Санкт-Петербурга: "Считаю, что особенно важно было бы решить к юбилею транспортные проблемы. В 2003 году запустить Кировско-Выборгскую линию метрополитена в Санкт-Петербурге, а в 2005 году - первую очередь метро в Казани. Я там был и видел, как активно идет работа. Необходимо завершить строительство кольцевых автомагистралей". (Газета. 7.2.2002, Правда КПРФ. 14.02.2002).

Когда стало ясно, что к юбилею восточное полукольцо не может быть построено, желающих рапортовать о готовности поспеть к юбилею становилось все меньше. Одно из последних заявлений подобного рода датируется мартом 2002: "Поручение Владимира Путина будет выполнено: кольцевую автомобильную дорогу для Северной столицы построят в сжатые сроки, с высоким качеством, при экономном расходовании средств. Такие выводы сделали участники совещания Межведомственной комиссии по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга, которое прошло на днях в Росавтодоре" (Трибуна. 20.3.2002).

Тем не менее журналисты не переставали интересоваться сроками окончания работ. Во время однодневного визита в Санкт-Петербург Алексей Кудрин сообщил, что "никогда и не обещал построить к этому сроку": "Кроме того, Кудрин остановился на финансировании строительства ряда объектов в Петербурге, которые напрямую не связаны с 300-летием Питера. Он напомнил, что кольцевую автодорогу "никогда и не обещал построить к этому сроку". Такие заявления, по его словам, были сделаны городскими властями, которые не имеют отношения к строительству КАДа, так как все деньги выделяются из бюджета страны". (Газета. 27.6.2002). Не совсем ясно, почему журналист издания считает строительство КАД напрямую не связанным с 300-летием Питера. Вышеприведенные высказывания и заявления говорят об обратном: питерскую КАД напрямую связывали с юбилеем. И Путин лично, в присутствии Кудрина, определил сроки окончания работ по восточному полукольцу - май 2003.

Кудрина в его полемике с Путиным поддержал замминистра транспорта Юрий Слюняев: "Если вы посмотрите динамику моих выступлений, то убедитесь, что я никогда не давал обещаний закончить восточное полукольцо КАД к 300-летию города. Если такие заявления делал губернатор Владимир Яковлев, то ему и адресуйте все вопросы" (Санкт-Петербургский курьер. 13.6.2002). Проследить динамику выступлений Юрия Слюняева не так сложно: август 2001 - "уже после заседания г-н Слюняев сказал журналистам, что "федеральное правительство не обеспокоено темпами работ. Восточное полукольцо мы готовы построить к сроку, которые определил президент. Те участки, где подрядчики не справляются, можно усилить субподрядными организациями, обладающими квалификацией и навыками и обеспеченными необходимой техникой. А если и это не поможет, тогда будем менять генеральных подрядчиков"" (Петербургский Час Пик. 8.8.2001).

Остается удивляться, что ни участники совещания в Кремле 15 января 2001 года, ни Межведомственная комиссия, ни Черкесов, ни Государственная комиссия по празднованию 300-летия Петербурга, ни Яковлев, ни, наконец, официальные представители Путина в СМИ до сих пор не выступили на защиту Путина и не уличили Кудрина и Слюняева во лжи.