По просьбе ИА REGNUM главный юридический советник Института национального проекта "Общественный договор", член правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк прокомментировала готовящееся нововведение в административной практике России - предстоящее принятие стандартов государственных услуг и административных регламентов.

REGNUM: Диана Михайловна, на прошлой неделе председатель правительственной комиссии по проведению административной реформы Сергей Нарышкин сообщил, что Правительство России в течение ближайших двух лет намерено принять около 50 регламентов оказания важнейших государственных услуг. Поясните, пожалуйста, о чем идет речь.

Тут произошла терминологическая путаница. На самом деле на сегодняшний день существуют проекты Федеральных Законов "О стандартах государственных услуг" и "Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации". Стандарты это то, что непосредственно касается потребителя услуг. Взять, скажем, услугу "выдача паспорта". Государственный стандарт предписывает, что человек должен принести такие-то документы, и в течение 10 дней его в таком-то помещении должны таким-то образом обслужить. Выходить за рамки этого стандарта - выдвигать дополнительные требования, затягивать время и т.п. - чиновники не будут иметь права. А административный регламент определяет сам процесс оказания услуги для исполнителя: то, что анкетку "А" нужно положить в папочку "Б", отнести на стол "В", поставить такую-то подпись и заполнить таким-то образом. Фактически это внутриведомственная инструкция, и приниматься они будут внутри ведомств.

Оба закона, которые сейчас готовятся, описывают правила составления стандартов и регламентов. В частности, Закон "О стандартах государственных услуг" определяет важнейшие базовые стандарты. Как известно, по Трудовому кодексу, четыре часа отсутствия на рабочем месте считаются прогулом. Это означает, что время, которое человек затрачивает на получение государственной услуги, если эта услуга оказывается только в будние дни, не может превышать 3 часа 55 минут с учетом дороги. От этого возникают требования к расположению места оказания госуслуги, требования к информации и способам ее доведения, (необходимые сведения должны быть предоставлены не только в самом учреждении и не только в часы его работы, но и различными дистанционными способами), и т.п. В итоге получается базовый стандарт по предоставлению информации, по размещению госорганов и по разным другим параметрам. Этот базовый стандарт должен быть закреплен именно федеральным законом, для того, чтобы ни у какого ведомства не возникало желания его уменьшить.

REGNUM: Сколько всего государственных услуг предполагается стандартизировать? Назовите важнейшие из них.

Пятьдесят это малая толика от всех возможных госуслуг; на самом деле их гораздо больше, и все они в течение относительно короткого времени должны быть стандартизированы. Лозунг тут такой: "Нет стандарта - нет услуги".

Важнейшие, на мой взгляд, это услуги, подтверждающие статус гражданина, например как инвалида, безработного, гражданина Российской Федерации и т.п. Это выдача и обмен паспорта, медико-социальная экспертиза, постановка на учет в центре занятости и т.п.

REGNUM: Институт национального проекта и вы лично принимали участие в разработке концепции проекта Федерального Закона "О стандартах государственных услуг". В чем состоял вклад вашей организации?

Наша часть работы состояла в проведении исследований в регионах для того, чтобы выявить предпочтения граждан в отношении стандартов. Вначале мы опасались, что население выдвинет завышенные требования и заявит, что хочет получать услуги исключительно в кондиционированном помещении с цветными телевизорами. Но в результате выявилось, что требования к качеству оказания госуслуг напротив занижены. Люди готовы "войти в положение" государственного органа и согласны выбирать - или быстрота, или комфорт. Исследование показало, что либо услуга должна оказываться в течение 30 минут, либо в помещении должен быть доступный для посетителей туалет, и тогда люди готовы сидеть и ждать дольше.

Все нормально понимают ситуацию, если чиновники работают. Но если непонятно, чем они занимаются в то время, пока люди сидят и ждут, если непонятен сам процесс, - вот тогда возникают проблемы.

REGNUM: В результате своих исследований вы выявили какие-то конкретные проблемы?

В Перми мы совместно с нашими партнерами - Пермским правозащитным центром и Уральским агентством поддержки предпринимательства, осуществили очень интересный эксперимент, связанный, в частности, с работой паспортных столов. Нами был составлен рейтинг паспортно-визовых служб города, наглядно демонстрирующий бессмысленность стандартного чиновничьего аргумента о том, что бюджетных денег не хватает, поэтому они и работают плохо. Как выяснилось, при равном финансировании и при равных условиях работы в одних паспортных столах паспорта выдаются в течение 10 дней, а в других выдача затягивается больше чем на месяц.

REGNUM: Отчего такая разница?

Все зависит от организации работы. По окончании этого исследования в паспортно-визовых службах Перми прошли обсуждения его результатов и были разработаны подборки информации для посетителей, облегчающие им оформление документов. Кроме того, Пермским правозащитным центром было организован телефонный номер по типу "горячей линии", где на автоответчик была записана вся необходимая для потребителя информация, в том числе и о режиме работы паспортных столов. Все это послужило к оптимизации процесса взаимодействия потребителя госуслуги с оказывающим ее органом и дало экономию времени.

Выяснилось, кстати, что не существует возможности дистанционного получения паспорта. То есть лежачие больные не могут в принципе получить паспорт. Для этого нужно встать и придти к окошку, потому что процедура и действующее законодательство иного не предусматривают.

В процесс региональных исследований вообще выяснилось много занимательных вещей. Вот, например, в каждом районе местное отделение ЗАГС устанавливает свой режим работы. Для чего это делается - совершенно непонятно. Человек, живущий в одном районе, но прописанный в другом, рискует приехать за нужными документами именно в то время, когда его ЗАГС еще или уже не работает.

REGNUM: И принятие закона призвано все эти различные временные графики, режимы, процедуры свести к единому стандарту?

Я бы сказала так: Федеральный Закон "О стандартах госуслуг" определяет основные принципы, опираясь на которые, дальше можно будет вырабатывать конкретные стандарты и регламенты оказания самых разных услуг. Например, в Москве существует потребность в автостоянке, услуги которой удобны для населения. А где-нибудь в городе Красноселькупе на Ямале существует потребность в удобном месте для привязывания оленей. А в каком-то населенном пункте много инвалидов и нужно ориентироваться на их потребности...

REGNUM: В какой стадии находится сейчас работа над обоими законопроектами?

Они находятся на стадии согласования в Правительстве. Итоговый вариант будет готов осенью.

REGNUM: С какими проблемами вам пришлось столкнуться в ходе работы над законопроектами?

Были большие споры по поводу ответственности. В такого рода законопроектах используется традиционная формула - нужно написать, что за нарушение закона устанавливается ответственность, предусмотренная законодательством. С нашей точки зрения, эта формулировка для данного закона не подходит ни при каких обстоятельствах, потому что существующим законодательством за нарушение стандартов никакой ответственности не предусмотрено. Вторая проблема: предлагалось зафиксировать норму о том, что отказ от предоставления услуг может быть обжалован. Наш Институт против, и вам его не дают, это не значит, что вам отказали в предоставлении услуги; хотя установленный срок уже нарушен, но рано или поздно вы свой паспорт все равно получите, и, следовательно, бессмысленно обжаловать неправомерные действия чиновников. Максимум, что вы можете ожидать в этом случае - фразу: "Да, они были не правы". Меня, как потребителя, это не устраивает. Если нарушен стандарт, то нарушитель должен нести ответственность. В итоге после длительных споров в законопроекте появилась норма, которой устанавливается имущественная ответственность, устанавливаются неустойки, компенсация морального вреда за сам факт нарушения стандарта.

REGNUM: То есть потребитель может потребовать деньги, если при оказании ему стандартизированной государственной услуги стандарт был нарушен - скажем, ему выдали паспорт не в течение 10 дней, а в течении 25-ти?

Да. И даже если выдали паспорт в помещении, которое не приспособлено для данного вида деятельности.

REGNUM: Учитывая большую значимость для граждан той сферы, которую регулируют эти законопроекты, есть ли возможность для общественного контроля за их разработкой?

Эти законопроекты не скрываются, они опубликованы на сайте Центра стратегических разработок. Кроме того, в работе правительственной комиссии по проведению административной реформы принимают участие представители нашего Института, мы обсуждали все эти идеи с лидерами крупнейших неправительственных организаций на заседании клуба Народная ассамблея. То есть публичность обеспечена. Принимая участие в работе правительственной комиссии, мы, естественно, отслеживаем, чтобы наши концептуальные идеи не ушли в никуда.

REGNUM: Планируется ли провести общественную экспертизу готовых законопроектов?

Конечно. Институт национального проекта "Общественный договор" сделает это.