Дела военные. Переговорный процесс. Позиции. Россия и Турция едины? Карабахско-кипрское отражение греко-турецких отношений. Степанакерт.

Дела военные

По сообщению газеты "Реальный Азербайджан", 27 июля вооруженные силы Армении обстреляли позиции азербайджанских войск, расположенные в приграничных районах. В этот день, пишет газета, вооруженные силы Армении с 10.50 до 10.55 с позиций, расположенных в 0,5 км южнее с. Мазамли Газахского района, с 15.25 до 16.30 с позиций, расположенных в 0,5 км южнее этого села и 1,2 км северо-восточнее с. Беркабер Иджеванского района, с 20.30 до 21.10 с позиций, расположенных в 1,5 км и 2,3 км юго-западнее перевала Омар на северо-востоке горы Омар (Ханларский район), обстреляли из автоматов, снайперских винтовок и пулеметов село Мазамли Газахского района и позиции Вооруженных сил (ВС) Азербайджана.

"Реальный Азербайджан" сообщает также, что Армения закупила в Словакии ракетно-стрелковое оружие для оснащения своих истребителей Су-25 на сумму около 0,5 млн. евро. Газета считает, что эта торговая сделка идет вразрез со стремлениями стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и Армения со Словакией должны нести ответственность за нагнетание напряженности в Южной Европе.

Агентство "Франс Пресс", откликаясь на заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что в 2005 году военные расходы Азербайджана выросли на 76 процентов и "скоро мы создадим мощную армию и будем в состоянии освободить наши территории", заявило, что рост военных расходов в Азербайджане может привести к новой войне. Газета "Еркир" напоминает, что, по словам руководителя Азербайджана, в этом году на нужды армии предусмотрено израсходовать 300 млн долларов против 150 млн, которые были выделены в прошлом году.

Переговорный процесс

Заместитель госсекретаря США по глобальным вопросам Пола Добриански, находящаяся в Баку в связи с подготовкой к парламентским выборам в Азербайджане, на встрече с представителями СМИ и лидерами избирательных блоков "Азадлыг" и "YeS", касаясь вопроса Нагорного Карабаха, отметила, что США хотят добиться разрешения этого конфликта. "Разрешение конфликта в интересах обеих стран. Насколько я знаю, последние переговоры в связи с разрешением конфликта идут в конструктивном и позитивном направлении. Представитель нашей страны в переговорном процессе настроен оптимистично. Может быть, предстоящая встреча обоих президентов приведет к каким-то изменениям в переговорном процессе". ("Ноян Тапан").

Газета "Айкакан жаманак" утверждает, что после апрельской встречи в Варшаве президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева в переговорном процессе произошли какие-то изменения. "В чем они заключаются, будут ли они иметь существенное значение и влияние на дальнейший ход урегулирования конфликта, сказать пока никто не может. Но то, что в поведении и заявлениях сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в ходе их последнего визита в регион, были определенные перемены - очевидно". Вместе с тем, пишет газета, по мнению министра иностранных дел Нагорного Карабаха (НК) Армана Меликяна, в переговорном процессе ничего нового не произошло. Единственное, что изменилось, это то, считает Арман Меликян, что стороны решили отказаться от жестких позиций и действительно вести переговоры. Однако, пишет газета, это действительно серьезное изменение, "поскольку последние полтора-два года переговорный процесс был в застойном состоянии, а усилия сопредседателей были направлены на то, чтобы как-то спасти сам процесс и сохранить видимость переговоров". Если исходить из заявления Меликяна, то можно понять воодушевление сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ), которого однако не заметно у официальных лиц Нагорного Карабаха и Армении. Сам же Арман Меликян, замечает газета, во время встречи с журналистами не только не выразил удовлетворения, а наоборот, создавалось впечатление, что он был намерен охладить пыл сопредседателей. В ходе пресс-конференции, пишет "АЖ", он несколько раз "со всей ответственностью" заявил, что принципы урегулирования конфликта еще не сформированы, что ни о каком документе в настоящее время и речи нет, и особо отметил слова одного из сопредседателей о том, что конфликт может быть урегулирован как в течение одного года, так и ста лет. Из этого газета заключает, что "основа возобновляющихся переговоров и принципы, которые могут сформироваться в их ходе", Нагорному Карабаху не выгодны. Более того, на вопрос журналиста, возможно ли в ближайшее время участие Нагорного Карабаха в переговорах, министр ответил: "Мы такую возможность видим, но не исключаем, что это не произойдет. Во всех случаях, стол переговоров не является для нас самоцелью, мы должны действительно видеть, что эти переговоры имеют целью достичь результатов и что в этих переговорах будут учтены интересы всех вовлеченных сторон". Газета считает, что этот ответ был выражением недовольства ходом переговоров.

Вместе с тем, по сообщению информационного портала (ИП) "Кавказский узел", министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян отметил, что руководство Нагорного Карабаха получает всю необходимую информацию о ходе переговоров, и опроверг слухи о наличии разногласий между руководством Армении и НК в вопросе мирного урегулирования конфликта. По словам Меликяна, если и есть отдельные разногласия с Арменией, то в результате обсуждения все равно достигается согласие.

Газета "Тарегир" пишет, что в ответ на вопрос, на какие уступки может согласиться Карабах, Арман Меликян подчеркнул, что независимость Карабаха обсуждению не подлежит, "следовательно, сегодня можно говорить лишь о ликвидации последствий войны. "О чем, в конце концов, все говорят сегодня? О территориях, о беженцах. Прекрасно. Но давайте вспомним, что вопросы эти возникли после того, как Азербайджан начал против Карабаха военные действия. Если агрессию развязал Азербайджан, то не он ли должен нести ответственность за последствия своих же шагов?" Меликян заявил также, что вопрос материальной компенсации 400 тысячам азербайджанских беженцев является внутренней проблемой властей Азербайджана, поскольку эти люди были вынуждены покинуть арену военных действий именно в результате действий АР. Более того, считает карабахский министр, в контекст "общечеловеческих представлений о справедливости" умещается также то, что Азербайджан должен выплатить компенсацию и 500 тысячам армянских беженцев.

Бакинская газета "Зеркало" комментирует пресс-конференцию министра иностранных дел Нагорного Карабаха Армана Меликяна. Не вдаваясь в подробности пространного ответа на каждое высказывание министра, необходимо отметить, что практически впервые за много лет азербайджанское издание оперирует понятием "карабахская сторона" и выражает серьезную озабоченность формулировками "представителя непризнанной республики". Вот некоторые оценки газеты: "Представитель непризнанной "республики" поставил крест на всех результатах визита посредников в регион"; "в столь ответственный момент было не совсем дипломатично и конструктивно озвучивать подобную мысль с учетом того, как она может с огромным отрицательным эффектом повлиять на ход переговоров"; "так называемый министр иностранных дел НКР занял явно популистскую позицию"; "его заявление звучит почти как требование к Азербайджану выплатить контрибуцию"; "подобные заявления фактически являются миной, подложенной под переговорный процесс". "Армяне и азербайджанцы должны готовиться к взаимоприемлемому компромиссному урегулированию конфликта. А так называемый министр своим популизмом только мешает этой подготовке. Думается, армянской стороне необходимо пересмотреть свою PR-политику и перестроить ее под настроение активизировавшихся мирных переговоров", - завершает газета свой комментарий.

"В последнее время посредники активизировались, появились различные идеи. В переговорном процессе стало больше моментов, устраивающих Азербайджан, в первую очередь - поэтапное урегулирование. Это принимаемый международным сообществом подход". Об этом, сообщает агентство Day.Az, заявил в Азербайджане президент этой страны Ильхам Алиев. Он также заявил, что неурегулированность нагорно-карабахского конфликта беспокоит власти АР больше всего. "Долгие годы этот конфликт остается неразрешенным, посредническая миссия, к сожалению, не привела к результатам". Отметив важность дипломатических усилий, Алиев подчеркнул, что при этом противник должен знать, что у Азербайджана есть силы и армия. "Оборонные расходы выросли в этом году на 76%, мы создадим сильную армию и в любое время освободим свои земли", - заявил Алиев.

Политический статус Нагорного Карабаха может быть определен только после возвращения в регион азербайджанского населения. И этот статус возможен только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", в беседе с журналистами заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По его словам, Азербайджан готов предоставить Нагорному Карабаху высокий статус автономии. Мамедъяров также отметил, что повестка встречи президентов Армении и Азербайджана, намеченная на 26 августа, определится в зависимости от итогов переговоров глав МИД двух стран, которые состоятся 23 августа. Отвечая на вопрос о возможности подписания президентами какого-либо соглашения по урегулированию конфликта, Мамедъяров назвал это преждевременным. По словам главы МИД Азербайджана, переговоры об освобождении "оккупированных территорий" и политическом статусе НК идут тяжело. "Некоторые нюансы мы смогли согласовать. Однако в целом мы должны продолжить переговоры. Минская группа ОБСЕ очень серьезно подходит к данному вопросу. Выдвигает предложения, активно помогает переговорному процессу". Говоря о беспокойстве Армении вопросом безопасности НК, министр сообщил, что в связи с этим Азербайджан предлагает открыть автодорогу Агдам-Степанакерт-Шуша-Лачин-Герус-Сисиан-Шахбуз-Садарак. В функционировании этой дороги, которая соединит Армению с НК и Азербайджан с Нахчыванской автономной республикой, по мнению министра, заинтересованы обе стороны. "Кроме того, еще на Будапештском саммите ОБСЕ в 1994 году было принято решение о размещении в случае достижения мирного соглашения международных миротворческих сил". Что касается возможного открытия железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Арменией, то, по словам Мамедъярова, участок железной дороги, проходящий через "оккупированные территории", полностью разрушен. Для восстановления дороги нужно как минимум 2 года.

По мнению газеты "Айкакан жаманак", президента Азербайджана Ильхама Алиева на данный момент волнует не вопрос урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, а вопрос возвращения контролируемых армянской стороной территорий или хотя бы их части, что позволит ему укрепить свои позиции на внутриполитической арене. И наоборот, сохранение статус-кво может стать поводом для обвинения его в несостоятельности со стороны оппозиции. Что касается Роберта Кочаряна, то и у него есть достаточно оснований не желать урегулирования конфликта. Первое из них то, что урегулирование на данный момент предполагает сдачу Азербайджану "освобожденных-оккупированных" территорий, что может привести к непредсказуемым последствиям для его власти. Более того, пишет газета, Кочарян знает, что его политическая деятельность ассоциируется с идеей "пакетной" независимости Карабаха, а на данный момент никто давать независимость Карабаху не намерен. И что очень важно, иронизирует газета, Кочарян действительно не верит утверждениям, что урегулирование карабахского конфликта исходит из интересов Армении и что блокированные границы вредят будущему Армении и ее государственным интересам, ее развитию и укреплению.

Газета "Иравунк" со ссылкой на близкие к аппарату президента Армении источники сообщает, что там принято политическое решение провалить новый пакет предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ, который будет представлен Роберту Кочаряну и Ильхаму Алиеву в конце августа в Казани. По всей видимости, пишет газета, поводом для этого послужит какой-нибудь "мелкий" протокольный вопрос, к которому можно будет придраться и обеспечить дальнейшую волокиту. "Не исключено также, что будет предложен вариант ратификации пакета путем референдума в Армении и Нагорном Карабахе".

По мнению газеты "Айоц Ашхар", очевидно, что "в плоскости Армения-Азербайджан нет ожиданий серьезного прорыва в карабахском вопросе", поскольку "руки у вовлеченных в острую внутриполитическую борьбу руководителей Азербайджана уже полностью связаны". Более того, пишет газета, в развернувшейся внутриполитической борьбе карабахский вопрос из цели превратился в средство, используемое, в первую очередь, именно властями Азербайджана. Из всего этого "Айоц Ашхар" делает вывод, что "ожидаемые в Азербайджане серьезные внутриполитические катаклизмы" сильно ослабят позиции этой страны в решающих переговорах, ожидающихся в конце текущего года.

Позиции

Азербайджан никогда не допустит ни независимости Нагорного Карабаха, ни его присоединения к Армении. Такое заявление, сообщает Day.Az, сделал президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на правительственном совещании. "Наша позиция неизменна: никогда - ни сегодня, ни завтра, ни через 10 лет, ни через 100 лет - вопрос отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана не может быть объектом обсуждения", - подчеркнул Алиев. "Оккупация азербайджанских земель не будет вечной. Этому будет конец, и мы хотим разрешить вопрос мирными средствами, путем переговоров". Алиев назвал принципы, которые являются единственно возможными для урегулирования карабахского конфликта: освобождение "оккупированных" территорий Азербайджана, возвращение беженцев в места постоянного проживания - в Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы. "После этого может быть определен статус Нагорного Карабаха, которому может быть предоставлена самая высокая из существующих в мире степень автономности в составе Азербайджана". Президент Азербайджана отметил необходимость использования политических и дипломатических средств для урегулирования конфликта, подчеркнув при этом важность укрепления экономического и военного потенциала Азербайджана.

"К сожалению, за последнее десятилетие философия урегулирования нагорно-карабахского конфликта не изменилась. У сторон совершенно разное видение сценария урегулирования конфликта. Азербайджан требует возврата территорий, таким образом рассматривая урегулирование конфликта исключительно в контексте земельного вопроса. Статус Нагорного Карабаха Баку видит лишь в качестве автономии. В подходах Баку, таким образом, нет какой-либо разницы с теми, что имелись в 1988 году, когда начался конфликт", - заявил ИА REGNUM помощник президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян. "При этом Баку, устами своего замминистра иностранных дел, заявляет, что фактически самым большим компромиссом, на который Азербайджан пойдет, является предоставление Нагорному Карабаху "широкой" автономии. Несмотря на то, что данный подход содержит в себе взаимоисключающие положения и лишен какой-либо логики, Азербайджан считает, что Нагорный Карабах должен безоговорочно принять эти условия. Но всем понятно, что безоговорочной бывает лишь капитуляция, причем для проигравшей и лишенной всяких возможностей защищать себя стороны. Понятно, что такой сценарий бесперспективен". В то же время аналитик считает, что налицо существенное изменение видения путей урегулирования конфликта в позиции Нагорного Карабаха. "Для Карабаха самой главной проблемой всегда было обеспечение выживания своего населения. Но если до начала военной фазы конфликта в конце 1991 года единственным механизмом достижения этого был вопрос статуса, то после завершения войны в 1994 году, всего того колоссального урона, который нанесла эта война, к вопросу статуса прибавились и территории. В Азербайджане этого не хотят замечать и пытаются оказать всяческое давление на международные структуры с тем, чтобы и те не замечали этого. В некоторых случаях Баку это удается. Поэтому нередко предлагаются так называемые "компромиссные" сценарии урегулирования конфликта - "территории в обмен на статус", а в последнее время - и "территории взамен на безопасность". Второй сценарий, уверен Бабаян, абсурден изначально. Что касается первого, то аналитик считает, что здесь можно найти компромисс, учитывая то, что не все территории, ныне составляющие пояс безопасности НКР, могут быть предметом переговоров. "Те территории, которые обеспечивают военную, водную, коммуникационную безопасность Нагорного Карабаха, не могут быть предметом обсуждения. Только в данном случае можно будет ожидать позитивных сдвигов в процессе нагорно-карабахского урегулирования", - подытожил Давид Бабаян.

Необходимо исходить из сложившихся реалий и смириться с той мыслью, что во время развала Советского Союза на территории бывшей Азербайджанской ССР созданы два государства: Азербайджан и Нагорный Карабах. Следовательно, речь должна идти не о подчинении, а о мирном сосуществовании двух государственных образований, что обеспечило бы региональную стабильность и развитие. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян на проходившем на днях в Тбилиси международном семинаре "Конфликты на Южном Кавказе: вопросы безопасности и развития". Масис Маилян отметил, что по убеждению экспертов, знакомых с южнокавказскими конфликтами, Нагорный Карабах, учитывая протекающие здесь демократические процессы, более чем готов к тому, чтобы быть признанным, как минимум, правомочной стороной переговоров. По словам Маиляна, прозвучавшая во время семинара формула "сначала критерии, потом статус", разработанная американцами для Косово - "образование, соответствующее критериям государства, может быть признано как субъект международного права", - совпадает с целями Нагорного Карабаха, поскольку за годы своего существования НК стремилась создать соответствующие международным критериям законодательное поле и общество. "В этом смысле мы можем надеяться на определенные перспективы", - заключил свое выступление замминистра иностранных дел НК.

По мнению министра обороны Армении Сержа Саркисяна, проблема Нагорного Карабаха может быть решена лишь путем компромиссов. Об этом, пишет газета "Аравот", он сообщил участникам 3-го Всеармянского форума молодежи. "Не надо брать в руки линейку и сантиметрами измерять территорию страны. Ни один конфликт в мире не может быть решен без компромиссов. В противном случае он превращается в спор победителя с побежденным, что не может иметь окончательного решения". По словам министра, Армения уже на некоторые уступки пошла. "Я не склонен возвращать земли, но если азербайджанцы воспримут те три условия, которые предлагают армяне (НК не может оставаться в подчинении Азербайджана, НК обязан принимать участие в международных процессах, должны быть гарантии невозобновления войны), то было бы правильным рассмотреть и вопрос зоны безопасности". Министр отметил, что не всегда вопросы решаются в соответствии с желаниями: "Если бы это зависело от меня, то я бы сказал: мало взяли - Кировабад тоже должны были взять. Чем больше - тем лучше". На вопрос о сравнении боеготовности армий Армении и Азербайджана министр ответил: "Если бы азербайджанская армия была хоть на 5 минут боеспособнее нашей, то они ни перед чем бы не остановились и решили бы проблему Карабаха военным путем. И никто бы их за это не обвинил. Они много говорят о том, что боеспособны, что могут, но возникает вопрос: если и хотят, и могут - почему не делают? Уже много лет президенты Азербайджана говорят, что решат вопрос военным путем. Реальность же состоит в том, что мы ничем не уступаем. Это я очень скромно говорю..." По словам министра, соотношение сил Армении и Азербайджана таково, что, сколько бы азербайджанцы не тратили, они за короткое время не смогут добиться такого превосходства, которое позволило бы начать боевые действия и блицкригом закрыть вопрос.

Азербайджанский еженедельник "Обозреватель", в связи с 12-летием со дня принятия Советом Безопасности ООН (СБ ООН) резолюции № 853 по армяно-азербайджанскому конфликту, в которой СБ ООН осуждает захват Агдамского района и требует незамедлительного прекращения всех военных действий, пишет, что ни эта резолюция, ни три других - №№ 822, 874, 884, так и не были выполнены. Газета публикует мнения азербайджанских политологов по следующим вопросам: почему резолюции СБ ООН так и не были выполнены? В чем был смысл их принятия? какие положительные моменты дали эти резолюции Азербайджану? Президент международного движения "Каспий - партнерство во имя будущего", доктор международного права, политолог Рустам Мамедов считает, что эти 4 резолюции по карабахскому конфликту носили популистский, ни к чему не обязывающий характер. "Императивность в этих документах отсутствует. Это видно по терминам, использующимся в документе: Совет Безопасности просит, призывает, с беспокойством отмечает, заявляет и т. д. Да и армянская сторона так и не была однозначно показана в качестве агрессора. Но для пропаганды проблем Азербайджана и региона в целом эти резолюции все же имели позитивное значение. Они привлекли внимание мирового сообщества, изменили информационный подход к карабахской проблеме, изменили суть пропаганды в нашу пользу. Это был большой успех азербайджанской дипломатии". Независимый политолог Зардушт Ализаде утверждает, что каждый раз, когда СБ ООН принимал очередную резолюцию, "постоянные члены СБ ООН подмигивали Армении, мол, продолжай давить дальше". "И армянские силы продолжали наступления, не считаясь с резолюциями. Это доказывает, что все эти резолюции - ничего не стоящие бумажки, принятые только для отвода глаз, обмана демократической общественности мира, успокоения собственной совести. К сожалению, и азербайджанская власть была настолько бездарна и продажна, что не понимала сути этих резолюций и в силу своего скудоумия не могла предвидеть будущих негативных последствий принятия этих резолюций. Если нет интереса к выполнению четырех резолюций по Карабаху, если нет политической решимости к этому ни у властей Азербайджана, ни у сопредседателей МГ ОБСЕ, то все эти резолюции так и останутся никчемными бумажками. Единственное положительное значение этих резолюций в том, что в течение 12 лет наши власти забивали ими головы азербайджанского народа, обещая скорое решение карабахского конфликта".

"Азербайджан и азербайджанские СМИ занимают на сегодняшний день более наступательную позицию, так как армяне Нагорного Карабаха де-факто приобрели независимость", - заявил заместитель министра иностранных дел Армении Арман Киракосян. По его мнению, азербайджанская пресса довольно активна, однако нельзя сказать, что проводимая ею пропаганда более результативна, чем армянская пропаганда и политика. В этой сфере нельзя назвать одну стороны победителем, а другую - проигравшим, так как, читая в Армении азербайджанскую прессу, создается впечатление, что армянская пропаганда слабее. Азербайджанцам же, учитывая деятельность армянской диаспоры, работу МИД РА в США, Европе и других странах, кажется, что армянская пропаганда сильнее. Арман Киракосян отметил, что пропаганда - это сфера, требующая больших финансовых средств. Он выразил озабоченность тем, что Азербайджан посредством своих нефтяных средств может усилить свою пропагандистскую машину. В то же время замглавы МИД РА отметил, что основные положений внешней политики Армении и армянская пропагандистская машина имеют положительные стороны, добавив, что после установления мира в регионе будет особенно много работы. Говоря о переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, Киракосян выразил уверенность в том, что до обеспечения безопасности армянства Нагорного Карабаха ни о каких компромиссах не может идти речь. "Во время всех переговорных процессов имеют место компромиссы. Наши компромиссы, если они будут, должны основываться на международных нормах и возможны лишь после гарантирования безопасности и права на самоопределение народа Нагорного Карабаха", - резюмировал Арман Киракосян. (PanARMENIAN.Net)

Лос-анджелесская газета "Жаманак" публикует полный доклад экс-министра национальной безопасности Армении, посла первого президента Армении по спецпоручениям Давида Шахназаряна, сделанного под эгидой World Security Institute в вашингтонском учреждении "The Atlantic Council". Касаясь карабахской проблемы, Давид Шахназарян в своем докладе, в частности отметил, что карабахский конфликт продолжает оставаться в замороженном состоянии в первую очередь потому, что "действующие президенты Армении и Азербайджана абсолютно не заинтересованы начать процесс мирного урегулирования". "Власть обоих руководителей держится на факте существования конфликта, и любое изменение существующего статус-кво они воспринимают как серьезную угрозу своей власти. Вместе с тем, реалии сегодняшнего дня уже требуют начать поэтапное урегулирование карабахского конфликта - путем взаимных компромиссов и на основании формулы "территории взамен безопасности". Последнее должно быть обеспечено весомыми политическими и военно-техническими международными гарантиями. Положительный сдвиг в процессе урегулирования карабахского конфликта (даже не окончательное решение, а само начало процесса) может стать качественно новым импульсом для региональной интеграции Южного Кавказа, началом реализации политического, экономического и коммуникационного потенциала полноценной региональной интеграции".

Газета "Голос Армении", откликаясь на заявление о намерении Азербайджана вложить после разрешения карабахского конфликта в развитие Нагорного Карабаха 26 млрд долларов, предлагает Армении объявить о намерении вложить в развитие Нагорного Карабаха в два раза больше - "то бишь 52 миллиарда". "И давайте не долларов, а евро. Пусть тогда Азербайджан думает о том, чтобы войти в состав Армении. Думается, бакинские чиновники не устоят перед такой суммой - золотая ведь жила! В крайнем случае попросим грант. Надо же убедить соседей - от чего они отказываются, отрицая возможность присоединения к Армении".

Россия и Турция едины?

Как сообщает агентство Day.Az, 21 июля министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров принял турецкую делегацию во главе с министром обороны Турции Веджи Кенулем. В ходе встречи, сообщает агентство, состоялся подробный обмен мнениями по вопросам, касающимся армяно-азербайджанского конфликта, была отмечена важность очередных переговоров с целью урегулирования конфликта мирным путем. Сказав о том, что Турция поддерживает справедливую позицию Азербайджана в урегулировании конфликта, Кенуль отметил, что до тех пор, пока карабахский конфликт не будет разрешен, Турция не станет строить отношения с Арменией в какой бы то ни было сфере.

Турция намерена ввести в Азербайджан военных для охраны трубопроводов и вмешаться в карабахское урегулирование, пишет газета "Новое Время". Сообщая об официальном визите в Баку министра обороны Турции Веджи Кенюля, газета опишет, что, по словам азербайджанского военного эксперта Узеира Джафарова, любые военные контакты между Баку и Анкарой служат укреплению вооруженных сил Азербайджана и ускорению интеграции страны в НАТО. По его мнению, тот факт, что в последние недели участились поездки в Азербайджан военных делегаций Турции, свидетельствует о том, что "наверняка у них имеются и внеплановые задачи в нашей стране". К таким задачам, считает газета, можно отнести, во-первых, вопрос организации и обеспечения охраны основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум (БТЭ). Эти энергетические коммуникации имеют стратегическое значение как для Азербайджана, Грузии и Турции, так и для стран Запада и США. Поэтому Североатлантический альянс намерен разместить на Апшеронском полуострове мобильные группы для охраны трубопроводов. И в этом деле не последнее место отводится Турции, военные специалисты которой обучают азербайджанских военнослужащих. Другой не менее важной задачей является вопрос урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Официальная Анкара, поддерживая позицию Азербайджана, в то же время заинтересована в нормализации отношений с Арменией. Поэтому глава военного ведомства Турции обсудил с руководством Азербайджана перспективы участия Анкары в процессе урегулирования конфликта. Напоминая, что на днях эта проблема обсуждалась и на встрече президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи, газета сообщает, что, по мнению азербайджанских аналитиков, министру обороны было что рассказать президенту Ильхаму Алиеву по итогам сочинских переговоров.

Позиции Турции и России по нагорно-карабахской проблеме и кипрскому конфликту совпадают. С таким заявлением, сообщает бакинская "525-я газета", выступил 21 июля в Анкаре премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя итоги своего недавнего визита в Россию. Глава турецкого правительства отметил, что "схожесть подходов Анкары и Москвы по таким вопросам, как скорейшее устранение изоляции Северного Кипра, а также неурегулированность конфликтов, угрожающих региональной стабильности и безопасности, в том числе и по нагорно-карабахской проблеме, имеет важное значение". Эрдоган отметил также, что переговоры с президентом России Владимиром Путиным позволят развить турецко-российские связи, подняв их на уровень многовекторного сотрудничества.

Странные заигрывания европейцев с турками возымели "эффект", пишет газета "Голос Армении". Вместо того, чтобы выполнять требования Евросоюза об открытии границы и установлении нормальных добрососедских отношений с Арменией, вместо того, чтобы найти в себе мужество признать факт Геноцида 1915 года, Эрдоган, видите ли, обсуждает... с Путиным проблему Карабаха, возмущается газета. "Спрашивается, что можно обсуждать с Эрдоганом по карабахскому вопросу?"

Карабахско-кипрское отражение греко-турецких отношений

Главное управление гражданской авиации министерства транспорта Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) дало разрешение на начало авиарейсов азербайджанской авиакомпании "Imair Airlines" по маршруту Баку-Лефкоша-Баку, сообщает бакинская "525-я газета". Решение было принято после получения официального разрешения МИД ТРСК.

20 июля для участия в торжествах, посвященных 31-й годовщине "Мира и независимости", "Республику Северного Кипра" посетила делегация Милли Меджлиса Азербайджана, сообщает газета "Азг". 25 июля Турецкое общественное телевидение в свою очередь сообщило о другом визите азербайджанской делегации, которую в тот же день принял премьер "Республики Северного Кипра" Ферди Сабит Сойер. В ответ на вопросы журналистов о противодействии ЕС и ООН инициативам Азербайджана, Сойер сказал, что прямой рейс Баку-Северный Кипр - это не политический шаг, а шаг экономического характера.

Сближение Азербайджана с Северным Кипром не отразится на урегулировании нагорно-карабахского конфликта. С таким заявлением в интервью агентству "Тренд" выступил бывший государственный советник по политическим вопросам президента Азербайджана, политолог Вафа Гулузаде. По его мнению, Азербайджан должен проводить четкую политику по сближению с Турцией, вплоть до создания конфедерации. По словам Гулузаде, сотрудничество с Анкарой поможет Баку "решить многие проблематичные вопросы". Касаясь опасений об адекватных мерах греческой стороны - сближении Греции с сепаратистским режимом Нагорного Карабаха, Гулузаде сказал, что Баку не должен оглядываться "на такие факторы", так как сотрудничество с братским государством имеет для Азербайджана первостепенное стратегическое значение. "Баку необходимо придерживаться курса на сближение с Турцией. Безусловно, для этого необходима определенная политическая решимость".

В ответ на сближение Азербайджана с Северным Кипром Греция начала налаживать связи с непризнанным режимом Нагорного Карабаха, сообщает Day.Az со ссылкой на турецкую газету "Миллийет". В информации отмечается, что одна из крупнейших греческих фирм в области телекоммуникационного сообщения "Intrakom" подписала соглашение о сотрудничестве с армянской компанией сотовой связи "Vivacell", действующей в Нагорном Карабахе. Соглашение предполагает вложение "Intrakom"-ом 22,8 млн евро в "дальнейшее развитие" компании "Vivacell". Одновременно, сообщает бакинское агентство, греческая компания предполагает открытие двух офисов в Ереване и на "оккупированных территориях" Азербайджана. Отмечается, что ереванский офис "Intrakom" будет задействован уже до сентября, в то время как открытие нагорно-карабахского представительства запланировано на октябрь нынешнего года. Согласно агентству, в посольстве Греции в Азербайджане отказались комментировать данную информацию, а МИД Азербайджана изучит вопрос сотрудничества греческой и нагорно-карабахской телекоммуникационных компаний. Касаясь вопроса открытия воздушного сообщения между Азербайджаном и Северным Кипром, начальник управления информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде отметил, что "эта инициатива частных компаний не имеет ничего общего с проводимой политикой Азербайджана". По его словам, эти компании преследуют цель создания прямых коммерческих контактов, организацию поездок граждан Азербайджана на Северный Кипр. "Население Северного Кипра страдает от экономической изоляции. Азербайджан надеется, что турецкая община Кипра, которая поддержала план генерального секретаря ООH Кофи Аннана, получит пользу от равноправного отношения европейских государств. И Азербайджан готов оказать равную помощь турецкой и греческой общинам Кипра", - заявил он и призвал прекратить политизировать чисто коммерческую инициативу частной компании, которая не противоречит международным правовым нормам. Тагизаде также опроверг информацию о признании Азербайджаном паспортов Турецкой Республики Северного Кипра, отметив, что это не соответствует действительности.

Правительство греческого Кипра направит жалобу на Азербайджан в Международную организацию гражданской авиации (IKAO). Об этом, пишет газета "Реальный Азербайджан", в интервью турецкому телеканалу "NTV" сообщил представитель правительства Республики Кипр Кипрос Хрисостомидес. Он отметил, что начало прямого авиасообщения между Баку и столицей "Турецкой Республики Северного Кипра" (ТРСК) городом Лефкошей незаконно. "Незаконный полет на непризнанную территорию был организован частной компанией. Правительство Кипрской Республики с большим вниманием следит за развитием событий", - отметил представитель греческой общины Кипра, подчеркнув, что руководство его страны предпримет "все необходимые шаги для предотвращения подобных полетов". Отвечая на вопрос, означает ли начало прямого авиасообщения между ТРСК и Баку прорыв международной блокады Северного Кипра, Хрисостомидес заметил, что никакого эмбарго или изоляции со стороны Кипрской Республики в отношении турок-киприотов не применяется. "Изоляция турок-киприотов является следствием непризнанной декларации о независимости ТРСК от 1983 года", - подчеркнул Хрисостомидес.

Президент греческого Кипра Тасос Пападопулос направил письмо президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву в связи с началом прямого авиасообщения между Баку и столицей Турецкой Республики Северного Кипра - Лефкошей, сообщает ИА REGNUM. В послании Пападопулоса отмечается, что руководство греческого Кипра приняло решение предпринять активные шаги по предотвращению подобных полетов. В частности, были подготовлены и направлены жалобы в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и другие международные инстанции. "Мы надеемся, что данные меры дадут положительные результаты", - отмечается в послании.

Заявления по поводу турецкой части Кипра могут обернуться еще большей головной болью для Азербайджана, пишет бакинская газета "Зеркало". "Нам со своей проблемой Карабаха необходимо действовать на международной арене поаккуратнее, а то не ровен час, хлопот не оберешься. Так вот, греческая община Кипра в ответ угрожает Азербайджану открытием прямого авиарейса в Нагорный Карабах. А, кроме того, в ближайшее время Карабах намерена посетить делегация кипрских бизнесменов", - пишет газета "к вопросу об умении грамотно лавировать в политике". При отсутствии контроля над собственной мятежной провинцией намекать, а то и прямо говорить о возможном признании другого непризнанного территориального образования - пробел во внешней политике, считает "Зеркало". К тому же, отмечает газета, все это происходит на фоне участившихся разговоров о явном охлаждении отношений между Анкарой и Баку в связи с возможным открытием Турцией под давлением ЕС границ с Арменией. "Стоит ли в таком случае провоцировать столь авторитетную единицу в структуре ЕС, каковой является Греция, для принятия жестких мер в отношении официального Баку и ответных шагов на территории НКР?"

Степанакерт

27 июля после месячного перерыва, объявленного на первом заседании Национального Собрания Нагорного Карабаха 4-го созыва, парламент продолжил свою работу. Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, на заседании, которое вел спикер Ашот Гулян, был обсужден вопрос о доверии правительству. Премьер-министр республики Анушаван Даниелян в общих чертах представил программу деятельности правительства, отметив ее реалистичность. При этом глава кабинета министров выразил надежду, что в результате совместной работы парламента и правительства удастся сохранить нынешние темпы политического, экономического, социального, духовно-культурного развития страны, вывести республику на новую орбиту стабильного развития, существенно поднять жизненный уровень населения. "Хотя нынешнему правительству досталось тяжелое наследие, однако в относительно короткий период времени нам удалось стабилизировать ситуацию, вывести страну из кризиса, обеспечить достаточно высокие темпы развития", - отметил руководитель правительства. Даниелян представил основные направления социально-экономического развития республики, достижения, тенденции и перспективы. Продолжив заседание 28 июля, парламент выразил доверие программе деятельности правительства республики.

Председатель Национального собрания НК Ашот Гулян назначил своим советником Мушега Оганджаняна, который в парламенте НК третьего созыва занимал пост вице-спикера. ("Ноян Тапан").

Новоназначенный министр образования, культуры и спорта Нагорного Карабаха Камо Атаян принял учителей, имеющих огромные заслуги в сфере образования. Как сообщает агентство "АРКА", на встрече были обсуждены вопросы дальнейшего развития и совершенствования образовательной системы республики, а также был рассмотрен план деятельности работников данной сферы. В ходе встречи, отмечая необходимость обеспечения качества учебного процесса, укрепления материально-технической базы общеобразовательных школ республики и внедрения новых технологий, преподаватели республики выступили с рядом предложений и представили свои соображения по поводу реформ в системе образования.

В Нагорном Карабахе с двухдневным визитом находится делегация Армянской ассамблеи Америки. Как сообщает ИА REGNUM, делегацию, в состав которой входят студенты различных американских вузов, принял премьер-министр НК Анушаван Даниелян, который ответил на интересующие гостей вопросы, касающиеся, в частности, процесса урегулирования карабахской проблемы, социально-экономического положения республики, перспектив развития. Премьер пригласил молодых армян США поработать в Нагорном Карабахе, содействуя его становлению и развитию.

На днях в рамках фестиваля "Одна нация, одна культура" в Нагорном Карабахе выступил танцевальный ансамбль "Шуши" Восточной епархии Армянской апостольской церкви Соединенных Штатов Америки. Вместе с артистами из армянской диаспоры в гастролях принимали участие также певцы из центра "Изабель" Армении. Как сообщает ИА REGNUM, были исполнены армянские народные, классические и современные песни и танцы. В Степанакерте члены ансамбля "Шуши" отметили, что они "воодушевлены выступлением на свободной и независимой карабахской земле". В свою очередь министр образования, культуры и спорта НК Камо Атаян отметил роль ансамбля в объединении армян мира и преподнес артистам от имени министерства памятные подарки.