Хроника недели. Тайны армяно-турецких встреч. Коммуникации. Кто поддерживает конституционные реформы? Андрей Раппопорт дестабилизирует южные рубежи России?

Хроника недели

12 июля

Состоялась прощальная встреча президента РА Роберта Кочаряна с Чрезвычайным и Полномочным послом Украины Владимиром Тягло, завершающим свою трехлетнюю дипломатическую миссию в Армении. Президент республики выразил благодарность послу за совместную эффективную работу. ("Ноян Тапан").

Католикос Всех Армян Гарегин Второй принял завершившего свою дипломатическую миссию в Армении Чрезвычайного и Полномочного посла Греции в РА Антониоса Влавианоса. ("АРКА").

Премьер-министр Армении Андраник Маргарян принял членов руководящего комитета Совета Европы по вопросам молодежи (CDEJ), находящихся в Армении с целью участия в работах летнего университета руководящего комитета 2005 г. Деятельность комитета в основном направлена на содействие развитию эффективной молодежной политики, а также обмен опытом между государствами-членами Совета Европы в вопросах молодежи. ("А1+").

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился с председателем Совета директоров Армянской Ассамблеи Америки Энтони Барсамяном, исполнительным директором ААА Брайаном Ардуни и региональном директором ААА в Армении Арпи Варданяном. В ходе встречи стороны обменялись мнениями относительно экономической ситуации в Армении и ряда ключевых вопросов внешней политики РА. Собеседники обсудили также вопросы армяно-американских отношений. (PanARMENIAN.Net).

Делегацию, возглавляемую председателем Совета директоров Армянской ассамблеи Америки (ААА) Энтони Барсамяном принял секретарь Совета национальной безопасности при президенте РА, министр обороны РА Серж Саркисян. ("Ноян Тапан").

В штаб-квартире НАТО состоялось совместное заседание Военно-политического направляющего комитета и Политического комитета с Арменией, которое было созвано по инициативе Альянса для дополнительного обсуждения документа по представлению Программы действий Армении по индивидуальному партнерству (ПДИП). Заседание вел заместитель помощника Генерального секретаря НАТО по вопросам сотрудничества и партнерства в сфере безопасности, специальный представитель Генерального секретаря на Южном Кавказе Роберт Симонс. В состав делегации Армении входили замминистра ИД Арман Киракосян, замминистра обороны Артур Агабекян, руководитель миссии РА в НАТО Самвел Мкртчян, военный представитель РА Давид Тоноян. ("Ноян Тапан").

В Армению для участия во II Международном кинофестивале "Золотой абрикос" под девизом "Перекресток культур и цивилизаций", прибыли известные кинодеятели из 45 стран мира. ("Арминфо").

13 июля

Президент РА Роберт Кочарян принял делегацию Армянской Ассамблеи Америки во главе с председателем совета директоров Энтони Барсамяном. Стороны обсудили ряд вопросов, касающихся армяно-американских отношений, обменялись мнениями относительно экономического развития Армении, связей между Арменией и Диаспорой, затронули процесс урегулирования карабахского конфликта. ("А1+").

Вопросы, касающиеся армяно-американских отношений, предоставляемой США помощи Армении, хода реализации программы "Вызовы тысячелетия", возможностей Диаспоры осуществлять инвестиции в Армении, регионального сотрудничества, а также другие проблемы, представляющие взаимный интерес, обсуждались на встрече премьер-министра РА Андраника Маргаряна с делегацией во главе с председателем Совета директоров Армянской ассамблеи Америки Энтони Барсамяном. ("Ноян Тапан").

Посол США в Армении Джон Эванс и генеральный прокурор РА Агван Овсепян подписали протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами США и РА о сотрудничестве в правоохранительной сфере и контроле над наркотиками. Согласно данному изменению, правительство США предоставит правительству Армении 2,4 миллиона долларов. Эти средства будут направлены на реализацию 6 проектов, в том числе, на создание региональной компьютерной сети для правоохранительных органов, развитие академии правоохранительных органов, сотрудничество в борьбе с траффикингом, развитие региональных учебных структур для пограничников и работников таможенной службы, реформ в сфере уголовного законодательства. ("А1+")

В Ирак отбыла вторая смена армянских миротворцев. В составе группы 46 военнослужащих, из которых 30 водителей, 3 врача, 10 саперов, 1 офицер связи, командир взвода и офицер, осуществляющий общее командование. Группа возвратится на родину 20 декабря. ("Арминфо").

14 июля

Президент РА Роберт Кочарян с супругой посетили посольство Франции в Армении во случаю национального праздника Франции. Кочарян поздравил сотрудников посольства и выразил уверенность в том, что создавшиеся между двумя странами крепкие дружеские связи будут успешно развиваться и в будущем. ("А1+").

Президент Армении Роберт Кочарян встретился с делегацией деятелей кино, прибывших в Армению для участия во втором международном фестивале "Золотой абрикос - 2005". Президент поблагодарил гостей за активное участие и отметил, что, благодаря представительному составу фестиваля, он получил широкое признание и обязательно будет иметь свой вклад в развитии кино. (PanARMENIAN.Net).

Вопросы, касающиеся дальнейшего укрепления отношений церковь-государство, были обсуждены в ходе встречи премьер-министра РА Андраника Маргаряна с Католикосом Всех армян Гарегином Вторым. ("Ноян Тапан").

15 июля

Президент РА Роберт Кочарян принял находящихся в Армении с региональным визитом сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Стивена Манна (США) и Бернара Фасие (Франция). Во встрече принимал также участие личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспрчик. В ходе встречи обсуждался нынешний этап переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Сопредседатели представили главе армянского государства информацию о консультативных встречах в Баку и Степанакерте.

Оппозиционная парламентская фракция "Справедливость" распространила заявление, в котором сказано, что при условии полноценной реализации выдвинутых ею принципов фракция готова участвовать в процессе конституционных реформ и представить свои предложения, направленные на улучшение проекта. ("Ноян Тапан").

16 июля

В Ереване состоится общекавказский конкурс красоты "Мисс Кавказа-2005". В смотре примут участие около 15 девушек из Армении, Грузии, России и Нагорного Карабаха в номинациях: "Мисс Содружество", "Мисс Туризм", "Мисс Топ-модель", "Мисс Фотомодель", "Мисс Шарм", "Мисс Бикини" и "Мисс Диско Кавказа". В состав жюри входят директора региональных агентств по проведению конкурсов красоты, послы иностранных государств в Армении. Конкурс организован офисом "Мисс Кавказ-2005" при финансовой поддержке мэрии Еревана. Обладательница титула "Мисс Кавказа-2005" будет представлять Кавказ на многих международных конкурсах красоты как Европы, так и мира. Лучшие конкурсантки получат возможность принять участие в съемках клипов и рекламных роликов, сообщает РИА "Новости". (PanARMENIAN.Net).

17 июля

В Ереване завершился ереванский международный кинофестиваль "Золотой абрикос-2005". В номинации "Лучший армянский фильм" главный приз завоевал фильм режиссера Армана Ерицяна "Под открытым небом" (Армения). Главной премии в номинации "Лучший документальный фильм" удостоился режиссер Пирьо Хонкасало за фильм "Три комнаты меланхолии" (Финляндия, Швеция, Дания, Германия). В номинации "Лучший игровой фильм" главную премию получил фильм Александра Сокурова "Солнце" (Россия, Франция, Швейцария). Специальных призов в той же номинации удостоены Лисандро Алесандро за фильм "Мертвые" (Аргентина, Франция, Нидерланды) и Илья Хржановский за фильм "4". Специальные премии в номинации "Лучший документальный фильм" получили Анетт Шьюце за фильм "Москачка" (Латвия, Германия) и Ерванд Джаникян за фильм "О, человек!.." (Италия). Лучшим документальным фильмом признан фильм Вона Пиликяна (Великобритания) "Кофе и пламя". Специальные дипломы получили фильм французского режиссера армянского происхождения Сержа Аветикяна "Одно прекрасное утро", фильм Сурена Тер-Григоряна "Рожденный из огня" (Армения), фильм Арно Ерецяна "Планета Зортян" (США), фильм Арама Экиняна и Аруны Наимджи "Один воздушний шарик" (США). Специальный диплом жюри получил режиссер из Нидерландов Фоу Пин Хуи за фильм "Девочки рая". За крупный влад в мировое кино премий удостоены польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси и иранский кинорежиссер Аббас Киаростами.

18 июля

Президент Армении Роберт Кочарян вручил призы победителям республиканского конкурса на приз президента РА "Лучшая спортивная семья". Победителями конкурса стали семья Овсепянов из Армавирского марза, семья Саакянов из Еревана и семья Микаелянов из Ширакского марза Армении, которые получили из рук президента по 500 тыс. драмов, 400 тыс. драмов и 300 тыс. драмов соответственно. ("АРКА").

Министру ИД Армении Вардану Осканяну вручил копии верительных грамот новозначенный Посол Хорватии в Армении Невен Мадей (резиденция в Афинах). (PanARMENIAN.Net).

Тайны армяно-турецких встреч

Как передает армянска служба радио "Свобода" со ссылкой на турецкий телеканал CNN-Turk, в одном из европейских городов состоялась тайная встреча армянских и турецких дипломатов, в ходе которой Турция представила свои предложения по улучшению армяно-турецких отношений. Согласно телеканалу, встреча последовала за перепиской президента Армении Роберта Кочаряна и премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана по вопросу признания Геноцида армян. В переговорах с турецкой стороны принимали участие высокопоставленный чиновник турецкого МИД Ахмет Узумчу и посол Турции в Грузии Эртан Тезгер. О том, кто представлял армянскую сторону - информации нет. Согласно источнику, скоро в одном из европейских городов состоится вторая встреча, в ходе которой свои предложения представит армянская сторона. Телеканал сообщает также, что Кочарян и Эрдоган согласились предпринять конкретные шаги, которые удовлетворят обе стороны и создадут атмосферу доверия.

Радио "Свобода" сообщает также, что министр ИД Турции Абдулла Гюль подтвердил эти сведения. "Турецкие и армянские дипломаты ведут переговоры с целью решения двусторонних задач, и в этом ничего нового нет", - заявил он в Лондоне 13 июля. "Единственной целью Турции является установление стабильности на Кавказе", - заявил согласно турецкой "Хурриет" Абдулла Гюль, добавив, что армяно-турецкий диалог "длится уже долгое время". "Иногда такие встречи проводятся на уровне министров ИД. Анкара стремится разработать таую позицию, которая была бы приемлема для всех сторон". По словам пресс-секретаря МИД Турции Намика Тана, подобные встречи были и прежде "и они в какой-то мере обычны". "Мы встречаемся с армянами, когда есть в этом необходимость... Контактируем также с властями Армении". Намик Тан отказался отвечать на вопрос, кто на этой встрече представлял Армению, сказав, что не может даже подтвердить распространенную СМИ информацию о турецких участниках. Что касается места встречи, радио "Свобода" считает, что, поскольку на встрече с турецкой стороны принимал участие посол Турции в Грузии, то этот город - Тбилиси.

Контакты между министерствами иностранных дел Армении и Турции были и есть. Об этом заявил пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян, комментируя по просьбе корреспондента "Ноян Тапан" появившееся в прессе сообщение о тайной армяно-турецкой встрече в одной из европейских стран. Он не стал отрицать, что встречи на среднем уровне бывают всегда, о которых общественность не информируется, однако определение "тайная", по словам пресс-секретаря МИД РА, "звучит загадочно". Что касается сообщения о планируемой в дальнейшем аналогичной встрече, то Гаспарян заявил, что не желает комментировать распространяемую турецкой прессой информацию.

Газета "Новое Время" пишет, что главные вопросы, которые возникают в связи с "утечкой" информации о тайных дипвстречах, все же остаются без ответа. "Почему сообщения о контактах в аккурат совпали с брюссельским докладом турецкого представителя по переговорам с ЕС? Случайно ли, что в составе делегации соседей оказался посол Турции в Грузии? Вовлечен ли сам Тбилиси в этот процесс и с чьей санкции или просто подачи?" Газета считает, что можно бесконечно домысливать, но наверняка на некоторые из этих вопросов МИД Армении "обязан ответить хотя бы из приличия - на самом ли деле проходят тайные переговоры и кто из армянских дипломатов в них участвует?" "Мы ведь не спрашиваем, почему именно в этот период было решено подыграть туркам, поддержать Анкару перед Евросоюзом, куда ее отчаянно не хотят пускать. Не спрашиваем, что было обещано взамен... И даже не интересуемся, а уж не Тбилиси ли этот "неизвестный европейский город", где встречаются или не встречаются тайно или явно дипломаты двух государств?"

Так уж повелось, что все шаги, направленные на нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией, обычно бывают окутаны плотной завесой тайны, пишет российская электронная GazetaSNG.ru. При этом, отмечает издание, они сопровождаются информационными утечками, очевидно, преследующими достижение тех или иных целей в интересах стороны, их допустившей. "Не успели утихнуть споры вокруг "утки", запущенной таинственными заокеанскими источниками в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта, как из турецкой прессы в Армению залетела другая "пташка", принеся на хвосте известие о "тайной встрече армянских и турецких дипломатов в одном из европейских городов, в ходе которой Турция представила свои предложения по вопросу нормализации отношений с Арменией". Газета считает, что "ключом ко всей этой полудетективной истории" являются слова пресс-секретаря МИД Турции Намика Тана: "Мы встречаемся с армянами тогда, когда в этом есть необходимость" и пишет: "Необходимость есть, и острая. Приближается октябрь, а вместе с ним и начало переговоров о возможности вступления Турции в Евросоюз. Не выставляя перед Анкарой прямого условия признания геноцида армян 1915 г. в Османской империи, Брюссель вместе с тем настаивает на том, чтобы Турция наладила отношения с соседями, в частности, с Арменией. От диалога с Арменией Анкара не отказывается, пишет газета - подобные встречи всегда можно выдать по крайней мере за начало нормализации отношений с соседом, а значит - представить как выполнение одного из требований ЕС. Целенаправленные утечки в турецкую прессу - это знак Брюсселю. К сожалению, не более того".

Коммуникации

Ряд независимых государств будут заинтересованы в присоединении к железнодорожному маршрута Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку по итогам реализации проекта, заявил агентству "Тренд" заместитель министра транспорта Азербайджана Муса Панахов. По его словам, среди этих государств Россия, Казахстан, Китай и страны Центральной Азии, так как этот маршрут позволит осуществлять перевозки не только через Азербайджан и Турцию в Европу, но и будет служит "воротами" в страны Средиземноморского бассейна. Замминистра отметил, что продолжаются переговоры со странами Евросоюза по вопросам присоединения железнодорожного маршрута Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку к транспортному коридору ТРАСЕКА. ("Ноян Тапан")

Армянская сторона делает все, чтобы воспрепятствовать строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки, поскольку это невыгодно не только для Армении, но и всего региона. Об этом, согласно "Ноян Тапан", на брифинге 14 июля заявил министр транспорта и связи РА Андраник Манукян. Он отметил, что есть железная дорога Гюмри-Карс, которую только надо перезадействовать. Было также отмечено, что в ТРАСЕКА не включена дорога Карс-Ахалкалаки, а указана дорога Гюмри-Карс.

"Армения готова принять участие в восстановительных работах на абхазском участке Транскавказской железной дороги, оказать техническое, но никак не финансовое содействие", - заявил на брифинге 14 июля министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян. По его словам, финансовая часть, а это порядка $150 млн, ложится на Россию и Грузию. "Открытие этой дороги выгодно как для Армении, так и для Грузии. Сегодня Грузия не имеет прямого железнодорожного выхода в Россию, и использует в качестве транзита территорию Азербайджана, за что платит огромные суммы. Армения же, в случае открытия абхазской части железной дороги, откажется от паромного сообщения с Россией", - заявил министр, выразив надежду на положительное решение данного вопроса. Манукян также проинформировал, что предложение армянской стороны о техническом содействии пока не обсуждалось. "Наше предложение будет обсуждено тогда, когда открытие абхазской части железной дороги будет стоять в повестке дня". (PanARMENIAN.Net).

Газета "Аравот" пишет о последствиях, к которым привело строительство и запуск нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Первым из них, считает газета, является то, что "с этого момента контроль со стороны Запада, и особенно США над регионом приобретает необратимый характер". "Второе - официальный Баку должен осознать, что теперь даже думать излишне о силовом способе решения карабахской проблемы. Третье - и строительство нефтепровода, и подписание соглашения о строительстве железной дороги по маршруту Карс-Тбилиси-Баку идут вразрез с интересами Армении, которая выбывает из международных экономических программ". Более того, отмечает газета, обсуждается вопрос железнодорожной ветви Казвин-Решт-Астара, которая также будет обходить Армению и приведет к ее более многосторонней блокаде... "Означает ли это, что Москве, являющейся одной из инициаторов проекта Казвин-Решт-Астара, выгодна блокада Армении? А как быть со словами Владимира Путина о том, что Армения является одним из надежнейших партнеров России?"

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко готовится с официальным визитом посетить Иран. Свое намерение она объяснила тем, что "Иран после России имеет наибольшие запасы природного газа в мире". "Мы должны открыть еще один источник снабжения Украины газом", - заявила она. Ближайшая страна, где газ в необходимых объемах есть, это Иран. Украина готова ежегодно приобретать 15 миллиардов кубометров газа. Имея в виду такие объемы, вполне стоит строить газопровод стоимостью в 5 миллиардов долларов. По мнению аналитического отдела PanARMENIAN, успех усилий Тимошенко может положительно сказаться как на экономике Армении, так и на ее геополитической роли в регионе. Ведь в двух из четырех вероятных вариантов транспортировки иранского газа фигурирует Армения. Примечательно, что в ходе состоявшегося в начале мая в Тегеране заседания совместного энергетического комитета Ирана и Украины рассматривались именно эти два варианта. Первый - Иран-Армения-Грузия-Россия-Украина и второй - Иран-Армения-Грузия-Черное море-Украина. Между тем, отмечает агентство, определенные силы, в частности, Турция, усиленно лоббируют варианты прокладки трубы в обход Армении - через Азербайджан и Турцию. Между тем, продолжает агентство, и в Киеве, и в Ереване, и в Тегеране отлично осознают, что наличие доброй воли сторон и способность найти доноров еще вовсе не означает, что можно приступать к реализации проекта. "Ведь как минимум две великие державы не заинтересованы в поступлении иранского газа на европейский рынок". Усиление напряженности в отношениях между Ираном и Соединенными Штатами не прибавляет оптимизма украинским энергетикам и дипломатам. Тем не менее есть надежды на то, что Вашингтон согласится воздержаться от торпедирования проекта прокладки газопровода, дабы позволить Киеву окончательно избавиться от влияния Москвы. Есть аргументы и для российской стороны. В конце концов, России, по-видимому, придется смириться с тем, что иранский газ все равно рано или поздно дойдет до Украины. А следовательно, бессмысленно этому препятствовать. Гораздо рациональнее было бы попытаться обрести хоть какой-то контроль над голубым потоком. В случае прокладки трубы по дну Черного моря единственным способом контроля может быть Армения, где позиции России весьма сильны.

Кто поддерживает конституционные реформы?

Работы, касающиеся конституционных реформ, носят продолжительный характер, и проект реформ пока не приведен в окончательный вид. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил заместитель председателя НС РА, руководитель армянской делегации в ПА СЕ Тигран Торосян 12 июля на обсуждении, посвященном конституционным реформам и организованном инициативой "Партнерство во имя открытого общества". Он отметил, что на состоявшейся 23-24 июня рабочей встрече в Страсбурге рабочая группа Венецианской комиссии и представители властей РА обсудили ряд вопросов, касающихся дальнейших необходимых изменений. По словам Торосяна, с учетом результатов этих обсуждений в проекте реформ принят ряд изменений. В частности, принят принцип вовлечения Национального собрания в процесс назначения членов органа по регулированию СМИ. Большая работа проведена и в вопросе разделения ветвей власти. Так, президент РА предлагает на пост премьер-министра человека, пользующегося доверием большинства депутатов. Кроме того, за президентом сохраняется полномочие созывать и председательствовать только на заседаниях правительства, связанных с вопросами внешней политики, обороны и государственной безопасности, закрепленное во 2-ом пункте статьи 86. Что касается президентской неприкосновенности, то, согласно новым изменениям, президент в ходе своего пребывания на посту может быть привлечен к ответственности в судебном порядке только согласно специальной процедуре импичмента. Проведена работа и в направлении обеспечения независимости судебных органов. В частности, механизмы назначения и увольнения судей должны регулироваться законом. Тигран Торосян сообщил, что рабочая группа Венецианской комиссии должна оценить пересмотренный вариант и представить заключение властям РА не позднее 20 июля.

Ереванский пресс-клуб, Союз журналистов Армении, общественная организация "Интерньюс", комитет по защите свободы слова, общественная организация "Расследующие журналисты", центр исследований "Тим" и клуб журналистов Гюмри "Аспарез" распространили заявление, в котором обращается особое внимание на пункт, согласно которому членов комиссии, регулирующей деятельность электронных СМИ, назначает НС РА по представлению президента РА. "Мы утверждаем, что соответствующая формулировка в отправленном Венецианской комиссии проекте не лучшим образом решает проблему свободы, независимости и плюрализма СМИ и не выражает принципов "Согласованных заключений". Авторы заявления считают, что было бы логично и целесообразно, если бы Национальное Собрание, являясь представительным институтом, выражающим интересы разных слоев населения, представлял кандидатуры членов регулирующих органов, а президент, в качестве гаранта Конституции и главы республики, их назначал. Таким образом будет обеспечено активное участие разных ветвей власти и общества в формировании этих органов. "Мы считаем, что в Конституцию можно включить положение, исключающее любую форму цензуры. Мы призываем Национальное Собрание РА включить предлагаемые нами положения в проект, который будет представлен на второе чтение". ("А1+").

"Ереван - община. Особенности местные органы самоуправления в Ереване и принципы их формирования определяются законодательством. Законодательством могут быть определены непрямые выборы мэра Еревана". Так, пишет газета "Айкакан жаманак", сформулирован в окончательном варианте проекта конституционных поправок статус столицы Армении. "А это означает, что мэра столицы будут выбирать не граждане, а Совет старейшин (выборный орган общины, наподобие Президиума Совета местных депутатов, - А.Дж.). По мнению оппозиционного депутата Шаварша Кочаряна, это означает, что одно из существенных требований оппозиции - установить прямые выборы мэра столицы - нарушено, и оппозиция будет требовать восстановить это положение.

Газета "Айастани Анрапетутюн" пишет, что председатель НС Армении Артур Багдасарян, отвечая на вопросы журналистов, высказался за непрямые выборы мэра столицы. "В Армении, как и во многих странах, мэр столицы будет избираться со стороны Совета старейшин. Главное то, что в проект конституционных поправок вошло положение о выборности мэра".

Противоположное мнение выразил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян: "Выборы мэра столицы со стороны Совета старейшин даже хуже, чем его назначение со стороны президента, поскольку в последнем случае по крайней мере ясно кому предъявлять требования в случае плохой работы мэра. А выборы Совета старейшин у нас исключительно клановые, а не политические. Они проводятся исключительно под влиянием административного и финансового ресурса, когда власти просто размещают своих людей. Если мэр будет избираться ими, то заранее ясно, чьи интересы будет он представлять".

В ответ на звучащую, по поводу непрямых выборов мэра столицы, критику, министр территориального управления Овик Абраамян, в беседе с газетой "Аравот", сказал: "Наоборот. Это даст политическим силам Армении возможность получить, к примеру, половину мест Совета старейшин. Пусть выдвигают своих кандидатов, агитируют, борятся за формирование большинства и выберут своего мэра... Это очень хороший вариант и дает политическим силам большие возможности".

При условии полноценной реализации выдвинутых ею принципов фракция НС РА "Справедливость" готова участвовать в процессе конституционных реформ и представить свои предложения, направленные на улучшение проекта. Об этом сказано в заявлении фракции от 15 июля. Фракция "подтверждает все свои предыдущие требования и считает, что их невыполнение углубит недоверие общества в отношении процесса конституционных реформ и ставит под сомнение результаты референдума". "Справедливость" считает, что с целью предотвращения возможных фальсификаций необходимо до проведения референдума пересмотреть Избирательный кодекс, установив порядок формирования политически сбалансированного состава комиссий, привлечь к ответственности лиц, допустивших фальсификации и насилие в ходе предыдущих выборов, пересмотреть списки избирателей". Согласно авторам заявления, хотя сделаны определенные шаги по обеспечению в отправленном в Венецианскую комиссию проекте предложенных оппозицией трех принципов, "однако они не целостны и не могут быть оценены как полноценное осуществление 3-х принципиальных подходов, публично представленных 19 января 2005 года". Напомним, что речь идет о разграничении и баланса между ветвями власти, независимости судебной системы, сохранении принципа выборности органов местного самоуправления. "Таким образом, отсутствуют необходимые условия для участия фракции во всем процессе конституционных реформ", - говорится в заявлении. ("Ноян Тапан").

Отправленный Вененцианской комиссии проект конституционных изменений не выражает той политической и экономической ситуации, которая существует сегодня в Армении. Об этом пишет газета "Айб-Фе", заявил первый секретарь Компартии Армении Рубен Товмасян. По его словам, проект не прошел демократических обсуждений, "даже депутаты не знакомы с проектом, отправленным Венецианской комиссии, куда уж широким массам". По словам Товмасяна, Компартии не нравится, что "крича о независимости, они впадают в самую настоящую зависимость от Венецианской комиссии и других европейских стран, которые могут много чему научиться у Армении". "Во-первых, я не допускаю, что наша Конституция должны получить "добро" от других. Есть национальные обычаи, национальное историческое прошлое, есть заключение относительно последних выборов. Почему все это должны оценивать иностранцы, указывать на тот или иной вариант? Конституцию должен оценивать народ путем обсуждений", - считает первый секретарь Компартии РА. "Процесс конституционных реформ обречен на провал", считает эксперт АЦСНИ Степан Сафарян. Хотя, пишет газета, он не изучал проект, отправленный Венецианской комисии, тем не менее, убежден, что проект не решит проблем, возникающих при политических процессах. "Кроме того, надо учитывать также то обстоятельство, что подготовленный коалицией проект с самого начала служил одной цели - в очередной раз приспособить Конституцию к собственным политическим целям и интересам". Экперт считает, что "Даже поправок Венецианской комиссии недостаточно для того, чтобы сделать Конституцию демократичной". Более того, считает Сафарян, неправильно начинать процесс конституционных реформ в разгар борьбы между силами самой коалиции, "когда все понимают, что конкуренция за пост будущего президента Армении уже началась". По его мнению, единственный выход в данных условиях - бойкот референдума по конституционным реформам. "Это имитация". Так охарактеризовал конституционные реформы лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян. "Я уважаю Венецианскую комиссию, но не им жить по этой конституции, а нам". Карапетян призвал оппозицию бойкотировать конституционные реформы, так как "пользы от этого процесса нет", а власти готовы принять любое изменение, чтобы "референдум вдруг не положил начало революции и, чтобы угодив иностранцам, сделать таким образом легитимной свою власть".

В связи с осуществлением в Армении конституционных реформ, объединение "Демократическая Армения" выступило с заявлением, в котором, в частности, говорится: "Связывать надежды на изменения и позитивные сдвиги в Армении с качеством или даже результатами проведения независимого референдума - значит проявлять политическую близорукость. В условиях коллапса исполнительной и законодательной властей, социально-психологического кризиса, отсутствия в стране общественного согласия, повышения степени поляризация до опасной черты, любое конституционное изменение - это фикция". ("Аравот").

Партия "Анрапетутюн" ("Республика") не будет участвовать в парламентских обсуждениях по вопросу конституционных реформ и уже с сегодняшнего дня говорит "нет" конституционному референдуму. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил член политического совета партии Смбат Айвазян в ходе беседы с журналистами 15 июля. По его словам, власти страны создали такую ситуацию, когда граждан абсолютно не интересуют конституционные реформы. Как отметил Айвазян, мнения всех членов блока "Справедливость" сошлись вокруг одного вопроса: "Ни у одной из партий нет иллюзий, что действующие власти имеют какой-то ресурс". По его убеждению, власти готовят ловушку для оппозиции, чтобы показать международной общественности и европейским структурам, что на политическом поле Армении есть согласие вокруг конституционных реформ. Айвазян также заявил, что все партии блока "Справедливость" убеждены, что власти не в состоянии осуществить процесс конституционных реформ.

По мнению газеты "Иравунк", наиболее вероятно, что, исходя из соображений, что сказать конституционным поправкам "да" будет автоматически означать дать Роберту Кочаряну право проводить реформы, а значит и легитимизировать его, до ноября большинство оппозиции склонится к решению сказать на референдуме "нет" конституционным поправкам.

Если до сих пор можно было понять поведение оппозиции, критикующей любой шаг властей, и рассматривать его в контексте политической борьбы, то теперь подобная логика не срабатывает, пишет официальный орган АРФ Дашнакцутюн газета "Еркир". "В данном случае их борьба будет протекать не против составленного властями пакета конституционных поправок, а против демократизации страны".

На вопросы газеты "Айкакан жаманак" отвечает представитель Верховного органа АРФ Дашнакцутюн Армен Рустамян:

Похоже, что оппозиция собирается продолжать бойкот и намерена не принимать участие в дальнейших процессах по реформированию Конституции. Не трудно ли будет Коалиции взять всю ответственность за референдум на себя?
Если оппозиция окончательно примет такое решение, то мне будет очень жаль. Думаю, у оппозиции есть еще время на то, чтобы вынести правильное решение, поскольку обсуждение вопроса Конституции мы провели в русле приведения ее в соответствие международным стандартам. Арбитром в этом вопросе являлся Совет Европы. И если что-то не выгодно нам, а что-то оппозиции, но все это созвучно международным стандартам, то право на оценку надо дать этой авторитетной комиссии. Если Венецианская комиссия считает, что доработанный проект Конституции приемлем, думаю, что это исключительный шанс на то, чтобы мы вместе поддержали этот проект и референдум. В противном случае тот, кто этого не сделает, будет выглядеть как фактор, препятствующий демократическим процессам. И такая оценка будет дана не в контексте внутриполитических спекуляций, а со стороны авторитетнейшей инстанции, которая имеет право на подобную оценку.

Основным доводом оппозиции в пользу бойкотирования является то, что сформированная путем фальсификации выборов нелегитимная власть не должна иметь права принимать или изменять какой-либо документ - в данном случае Основной закон...
Надо бы воздержаться вновь поднимать вопрос легитимности власти, который неоднократно обсуждался и удостоился соответствующей оценки. Еслио автором действительно прогрессивного документа является власть и оппозиция отвергает этот прогресс, поскольку ей власть не нравится, то это по крайней мере смешно и говорит о том, что целью оппозиции является не способствование развитию страны, а исключительно приход к власти. Любая политическая сила, которая посмеет воспрепятствовать этому, обеспечивающему серьезный прогресс конституционному проекту, сама подвергнет серьезнейшей опасности свое же политическое будущее, поскольку ей больше не будет места среди демократических сил. В конце концов, проект будет предложен народу и народ не поймет это, не имеющее логического объяснения сопротивление оппозиции, и она будет отвергнута именно народом. А это означает, что та политическая сила, которая выступит против демократии и развития, на следующих выборах не будет иметь шанса на победу.

А если тем не менее оппозиция не примет участия в агитации в пользу реформ, найдется ли у властей достаточной ресурс доверия, чтобы народ им поверил и принял представленную властями Конституцию?
Если оппозиция развернет антиагитационную кампанию, то это, конечно, будет лишним бременем для властей. Однако это будет приятным бременем, поскольку мы уверены в своей правоте. Следовательно, во имя этой уверенности мы должны утроить свои усилия, чтобы объяснить народу действительную ценность этих реформ. Кстати, этот референдум будет прелюдией к парламентским выборам 2007 года и отчетливо покажет, кто каким ценностям поклоняется. И если в условиях противодействия оппозиции референдум удастся, то это им закроет путь к каким-либо победам на следующих выборах. А если благодаря их усилиям референдум провалится, то им, за провал развития демократии придется отвечать как перед междунаросными организациями, так и перед собственным народом. Этот референдум будет также вотумом доверия той или иной политической силе. Если оппозиция бросает нам перчатку, то мы готовы ее поднять.... И пусть оппозиция не теряет свой шанс, поскольку в этот раз пострадавшим будет именно оппозиция. ("Айкакан жаманак").

Андрей Раппопорт дестабилизирует южные рубежи России?

Армянская служба радио "Свобода" напоминает, что на прошлой неделе руководитель ереванского офиса Всемирного банка Роджер Робинсон в ходе своей пресс-конференции сообщил, что он читал финансовый отчет общего собрания акционеров РАО ЕЭС, где в последнем абзаце написано, что российская компания за 73 миллиона долларов приобрела компанию "Распределительные сети Армении".

PanARMENIAN.Net, напоминая, что 30 июня российская компания РАО ЕЭС заявила о намерении посредством своей дочерней компании приобрести за $73 млн компанию "Распределительные сети Армении", сообщает, что Всемирный Банк продолжает требовать разъяснения по поводу информации о новом собственнике "Распределительных сетей Армении". Руководитель Ереванского офиса ВБ Роджер Робинсон отметил, что, по его сведениям, Государственная комиссия, регулирующая общественные услуги Армении, обратилась к собственнику "Распределительных сетей Армении" компании Midland Resources, требуя разъяснить сведения о продаже компании. "Если этот вопрос не уточнится в течение нескольких дней, я намерен встретится с представителями правительства Армении", - заявил Робинсон. Между тем пресс-секретарь " Распределительные сети Армении" опровергает факт продажи, утверждая, что компания всего лишь передана в управление дочерней компании РАО ЕЭС.

Если выяснится, что с нарушением закона проданы РЭС Армении, то это может иметь свои "последствия" для всех программ, осуществляемых ВБ в Армении, сообщил на пресс-конференции 13 июля директор ереванского представительства ВБ Роджер Робинсон. По его словам, факт подобных сделок будет означать, что в Армении нет верховенства закона, в то время как одной из основных целей деятельности ВБ в Армении является улучшение бизнес-среды в стране. "Как я буду улучшать бизнес-среду, если принцип верховенства закона в стране не соблюдается?" - спросил Робинсон. Представитель ВБ отметил, что правительство РА пока не выступало с комментарием по этому вопросу, отметив в то же время, что представительство ВБ тоже пока не представило письменный запрос правительству. По словам Робинсона, он провел неофициальную беседу в Комиссии по регулированию общественных услуг, а в ближайшие 2-3 дня "надеется на неформальное обсуждение с правительством". Робинсон рассчитывает, что в ближайшие 1-2 недели ситуация по данному вопросу прояснится. ("Ноян Тапан").

Позднее агентству "Ноян Тапан" из достоверных источников стало известно, что Комиссия по регулированию общественных услуг РА 13 июля официально обратилась к владельцу компании "Электрические сети Армении" - компании "Мидленд Ресурсиз", для выяснения вопроса о том, произошли ли какие-либо изменения со статусом РЭС.

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что несмотря на обращения ереванского офиса ВБ и исключительного общественного интереса, правительство Армении так и не дает разъяснений на вопрос, что же случилось с компанией "Электрические сети Армении". Газета напоминает, что еще на прошлой неделе российская компания РАО ЕЭС объявила, что купила 100% акций этой компании и имеются серьезные подозрения, что сделка была осуществлена с грубейшими нарушениями законодательства Армении.

Газета "Голос Армении" сообщает, что руководитель концерна "АФА" Тарон Саакян обратился в прокуратуру с письмом, содержащим сенсационные сведения. По справке газеты, экс-депутат армянского парламента Саакян долгие годы работал с РАО ЕЭС, являлся спецпредставителем правительства Армении в правительстве России. Руководит концерном "АФА", который раньше обеспечивал финансовые операции, связанные с поставкой ядерного топлива для армянской АЭС. Ниже приводится интервью "Голоса Армении" с Тароном Саакяном.

Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию?
Можно сказать, что эта ситуация была прогнозируемой. Дело в том, что примерно год назад мне было предложено заняться подобной сделкой. Точнее, концерну "АФА" предложили стать посредником в купле-продаже армянских элсетей. Согласно сценарию, предполагалось, что моя компания "АФА" должна стать стороной сделки. Со мной, по поручению зампредседателя РАО ЕЭС Андрея Раппопорта, вел переговоры начальник департамента по экспорту РАО ЕЭС Юрий Шаров. Последний прямо отметил, что в сделке мне предлагается выступать отнюдь не в качестве представителя РАО ЕЭС, а руководителя частной компании "АФА". Это показалось весьма странным. Странным было и то, что в данное, по сути исключительно коммерческое предложение, входило и условие моего сотрудничества с политическими силами Армении. То есть речь шла о необходимости деятельности концерна "АФА" на политическом поле Армении. Более того, в случае возникновения определенного сопротивления данной сделке в Армении, мне предлагалось прибегнуть к действиям по обострению внутриполитической ситуации. Разумеется, предлагались и определенные финансовые гарантии. Хочу подчеркнуть, что инициатива пригласить меня в Москву на эти переговоры исходила лично от г-на Шарова.

Если бы этих подозрительных элементов не было, вы бы согласились участвовать в этой сделке?
Нет. Предложение на первый взгляд выглядело весьма соблазнительным. Но... Во-первых, мы отлично знали, что для продажи распредсетей необходимо согласие армянского правительства. И нас очень удивило, как мы, будучи частной компанией, можем взять на себя полномочия участвовать в сделке. Во-вторых, мне было известно, что г-н Гладунчик (гендиректор ЗАО "Распределительные сети Армении", представитель компании "Мидленд ресурсиз", владеющей РЭС Армении, - А.Дж.) долгие годы работал в Воронеже руководителем распредсетей совместно с г-ном Раппопортом. Мне было точно известно и то, что "Мидленд ресурсиз" приобрел армянские элсети по прямому указанию г-на Раппопорта. В-третьих, учитывая, что в период с 2001 по 2003 год мы занимались поставками в Армению ядерного топлива, фактически получалось, что, приобретая армянские элсети, мы решали полярно противоположные задачи.

Судя по Вашим словам, одной из основных причин Вашего отказа стала ключевая роль Андрея Раппопорта во всей этой истории...
Дело в том, что сегодня "Мидленд ресурсиз" полностью распоряжается внутренними финансовыми потоками. Таким образом, получается, что г-н Гладунчик, "Мидленд ресурсиз" и Раппопорт полностью распоряжаются армянскими финансовыми ресурсами в сфере энергетики. Хочу отметить, что, благодаря особой политике г-на Раппопорта в нашем регионе, из России экспортировалась электроэнергия в Грузию, Азербайджан и Турцию по очень низким ценам - $0,017 за кВт/ч. Тогда как наша электроэнергия экспортировалась по цене $0,0294. То есть, с 2002 года, с одной стороны Раппопорт обладает нашими внутренними финансовыми потоками, с другой - осуществляет демпинг по отношению к армянской электроэнергии. В то же время концерн "АФА" подписывает договор о поставкях электроэнергии в Грузию на сумму 77,4 млн долларов. Эти деньги должны были пойти на оплату поставок энергоносителей Армению. Но концерн был выведен из игры, а договор сорван. В итоге выходит, что г-н Раппопорт заинтересован как в том, чтобы за счет внутренних армянских финансовых ресурсов оплачивалась поставка энергоносителей в Армению, так и в том, чтобы поставлять по низким ценам российскую электроэнергию в регион.

Вы считаете, что действия г-на Раппопорта противоречили интересам Армении? А кто по этой версии остается в выигрыше? Россия?
Отнюдь. Наоборот. В действиях Андрея Раппопорта кроется серьезная угроза и интересам России. Дело в том, что финансы, полученные за счет продажи по демпинговым ценам российской электроэнергии в регионе, в саму Россию не возвращались. Для Армении это опасно тем, что не вернувшиеся в Россию финансовые ресурсы оставались в Грузии, Азербайджане, Турции. А это фактически означало реинвестицию - экономическое усиление наших соседей. Заметьте, наш проект по экспроту электроэнергии в Грузию исключал такое развитие ситуации и, очевидно, поэтому непосредственно противоречил интересам Гладунчика и Раппопорта. Что касается интересов российской стороны, то отмечу, что нам удалось сложившуюся ситуацию довести до российского МИД, российских силовых структур. Не исключено, что остающиеся в Грузии, Азербайджане и Турции финансовые ресурсы могли быть источником финансирования террористических группировок, действующих на юге России.

Предположим, нынешняя сделка все же имела место. В чем Вы видите опасность для Армении?
Отмечу, что фактически сегодня Андрей Раппопорт распоряжается 100% внутренних финансовых энергетических потоков Армении, контролирует 80% вырабатывающих станций и поставки энергоносителей. Думаю, для структуры, имеющей такие рычаги, не является сложным создание проблем для правительства Армении. Если правительство действительно не в курсе и данная сделка состоялась, то это дает возможность говорить с армянским правительством с позиции силы, не считаться с его мнением.

А если все происходило за спиной нашего правительства?
Я думаю, что если сейчас пойдет процесс выяснения ситуации в прошлом, то в этом случае я могу допустить, что о нынешней сделке наше правительство не знало. Хотя, возможно, просто эта структура уже настолько сильна, что наше правительство не может ей сопротивляться. Подчерну снова. Процесс усиления влияния частных структур Раппопорта в Армении длился с 2001 по 2003 год. Именно в этот период полномочного представителя армянского правительства - концерн "АФА" вывели из игры и фактически овладели почти всей энергетической системой Армении. Одно могу сказать точно: противостояние Андрея Раппопорта концерну "АФА", начавшееся в 2001 году, непосредственно содействовало развитию энергетических программ в Грузии, Азербайджане и Турции и торпедировало развитие армянской энергетики. Содействовало дестабилизации в южных районах России. И, наконец, согласно экспортной программе, Армения должна была оплачивать поставку энергоносителей не за счет сборов выплат с населения страны, а засчет продажи излишков армянской электроэнергии.

Вы говорите, что концерн "АФА" был выведен из игры. Кто же занял его место?
Наше место заняли "Распредсети Армении. Сегодня фактически эта компания собирает деньги с потребителей, передает финансы вырабатывающим предприятиям, а те в свою очередь оплачивают поставку энергоресурсов. И никакой экспортной программы. Между тем еще в советские годы армянский энерговырабатывающий комплекс был рассчитан не на внутреннее потренление, а на экспорт. Без экспорта, можно считать, у нас нет энергетики вовсе. И это при том, что в Советской Армении работали предприятия, а сегодня многие из них простаивают. То есть наша экономика не в силах переварить столько электроэнергии. Стало быть излишки становятся бременем для всех нас - рядовых потребителей.

У Вас огромное количество крайне важной для стратегических интересов Армении информации. Обращались ли Вы в соответствующие инстанции?
На днях я представил в Генпрокуратуру Армении официальное письмо по вопросам связанным с нанесением Армении колоссального финансового ущерба в виде, как я уже отметил, срыва контракта по экспорту нашей электроэнергии на сумму в 77,4 млн долларов.

Как Вам кажется, возможна ли реализация данной сделки при столь негативной реакции Всемирного банка, которая уже выражена?
Конечно возможна. Но при этом, думаю, ВБ не случайно уже осуществил и осуществляет в Армении серьезные инвестиционные программы и вряд ли станет "отворачиваться" от нас на 180 градусов.

Получается, что при осуществлении этой сделки армянское правительство может оказаться между двух огней. С одной стороны - РАО ЕЭС, владеющая энергетической системой Армении, с другой - Запад, не скрывающий своего негативного отношения к происходящему. В этом контексте какие цели, на Ваш взгляд могли преследовать авторы продажи распредсетей?
Я думаю, что в нынешней ситуации, когда определенные люди контролируют практически всю энергетику Армении, это является как инструментом финансовой выгоды, так и, разумеется, решения серьезных политических задач. ("Голос Армении").

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", РАО ЕЭС 13 июля опровергла информацию о том, что РСА приобретены дочерней фирмой РАО ЕЭС компанией "Интерэнерго". Нынешний владелец "Распределительных сетей Армении" компания "Мидленд Ресурсиз холдинг" категорически отвергает факт продажи, утверждая, что они всего лишь передали компании "Интерэнерго" право на управление. Представитель пресс-службы РАО ЕЭС Татьяна Миляева, хоть и сказала "Свободе", что "Мидленд холдинг" "не совсем прав", тем не менее официально заявила: "Компании "Интерэнерго" право собдтвенности не переходило. "Интерэнерго" всего лишь бенефициарий по трастовой системе, и изменения собственника не происходило". Этот сложный финансовый термин, уточняет "Свобода", означает, что речь идет об управлении доходами. Миляева также сказала, что информация о покупке 100% акций за 73 миллиона "является ошибочной". "В финансовом отчете оказалась неверная формула, и мы этот отчет уже сняли с интернет-странички", - сообщила Миляева.