Все знают, что благосостояние российской экономики напрямую зависит от нефтяной конъюнктуры. Нынешние высокие цены на нефть дают нам прекрасный шанс, но этим шансом еще надо уметь воспользоваться. Специалисты предупреждают: в скором времени эксплуатация разведанных наземных месторождений не сможет обеспечить необходимый стране уровень добычи нефти. Как найти выход из этой ситуации? Об этом мы говорим с генеральным директором ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" Борисом Кутычкиным.

Борис Константинович, каково положение дел сейчас и каковы перспективы развития нефтедобывающей отрасли?

Сегодня нефтедобыча "на земле" идет полным ходом: более девяноста процентов разведанных наземных месторождений находятся в эксплуатации у тех или иных нефтедобывающих компаний. Степень выработки многих из них приближается к критической отметке. Это значит, что пройдет совсем немного времени, и мы не сможем добывать столько нефти, сколько необходимо - возникнет прямая угроза энергетической безопасности страны.

Вот уже 30 лет чиновники с гордостью (как будто это их личная заслуга) говорят о том, что у нас в запасе - огромные залежи углеводородов на арктическом шельфе. Только никто из них не рассказывает, во что обходится разведка и добыча в экстремальных условиях северных морей. А это требует огромных капиталовложений - на порядок больше, чем в аналогичные работы на суше. Пробурить одну поисковую скважину - 50 миллионов долларов, арендовать западную буровую установку - более 200 тысяч долларов в сутки. По оценке Министерства природных ресурсов в освоение арктического шельфа необходимо привлечь порядка 70-110 миллиардов долларов частных инвестиций. А это возможно только при условии, что государство создаст условия для нормальной работы в этом регионе - никто, как вы понимаете, не будет вкладывать большие деньги, не опираясь на твердые гарантии. В этом году дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки - о необходимости освоения арктического шельфа заговорили в правительстве, эта тема стала основной на петербургском Международном экономическом форуме. Вот только разговоры уже пора претворять в жизнь: пока на арктическом шельфе еще не добыто ни грамма нефти, а буквально через пару-тройку лет нашей стране потребуются миллионы тонн арктической нефти для поддержки энергетического баланса страны. Ну нет сегодня альтернативы! Только Арктика и Восточная Сибирь. Других источников топлива пока не придумали и не нашли. Да и вся нефтехимия ориентировна только на углеводороды.

Какие работы проводит ваша компания на арктическом шельфе?

Наша компания была создана на паритетных началах ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) и ОАО "Промышленные инвестиции". АМНГР, как государственное предприятие, имеет большой опыт работы на шельфе и владеет единственной отечественной буровой установкой, работающей в Арктике. Разведка нефти в этом регионе требует огромных финансовых затрат, которые не могут, да и не должны ложиться на плечи налогоплательщиков. Задача ОАО "Промышленные инвестиции", как явствует из его названия, как раз и состоит в том, чтобы привлечь частные инвестиции в этот проект. Чтобы вы знали, насколько это сложное дело, скажу, что пока единственная добыча на шельфе в нашей стране ведется на Сахалине и делает это, увы, иностранная компания, да и то только сезонно.

Надо четко понимать, что сегодня ни одна, даже самая крупная компания нашей страны не в состоянии вести работы на шельфе в одиночку - слишком велик масштаб работ - поэтому мы, к примеру, тесно сотрудничаем с ЗАО "Синтезнефтегаз", также имеющим лицензии на право геологического изучения участков арктического шельфа. Часть финансирования проекта взяла на себя "Корпорация Синтез". Мы работаем с крупнейшими мировыми компаниями, такими как Шлюмберже, норвежской ROXAR, имеющими большой опыт в изучении и освоении морских нефтяных месторождений. Мы ведем переговоры с большим числом отечественных предприятий, включая предприяти ВПК Северо-западного региона - ФГУП ПО "Северное машиностроительное предприятие", ФГУП "Машиностроительное предприятие "Звездочка" из Северодвинска, а также предприятия Мурманска и Североморска. Для создания модели транспортно-технологической системы будут привлечены судостроительные заводы Санкт-Петербурга - "Балтийский Завод" и "Северная Верфь", московские транспортные компании "Совкомфлот" и "ДМА-Транс", а также "Транскомшиппинг" (Мурманск). С нами сотрудничают научные и проектные организации, такие как ЦНИИ имени академика Крылова (Санкт-Петербург), НИПИ "Морнефть" (г.Москва) и "Морнефтегазпроект" (Москва) и другие. У нас есть протокол о сотрудничестве по организации транспортировки нефти с ОАО "ЛУКОЙЛ". Подписаны соглашения между АШНГ и правительством Мурманской области о социально-экономическом сотрудничестве. Все это я говорю для того, чтобы вы поняли - только собрав воедино лучшие научные и технологические ресурсы страны, получив поддержку региональный властей, мы можем осилить это крайне нелегкое дело.

В этом году, завершив строительство еще одной поисково-оценочной скважины, мы должны закончить период геологического изучения самого крупного из наших - Медынско-Варандейского лицензионного участка в Баренцевом море. Если нам удастся подтвердить наличие в этом месте рентабельных запасов углеводородов, можно будет приступать к разработке проекта освоения месторождений.

Каким образом государство, на ваш взгляд, должно участвовать в освоении арктического шельфа?

Безусловно, оно должно четко контролировать все проводимые работы. Для этого у него есть все возможности, начиная с лицензионных и заканчивая налоговыми органами. Другой вопрос - нужно ли вкладывать в это дело бюджетные деньги. На мой взгляд это, по меньшей мере, неразумно. Шельфовые разработки, помимо больших затрат, довольное рисковое дело и эти риски должны брать на себя коммерческие структуры, а не государство. На теме нефтедобычи сейчас модно спекулировать: якобы нефтедобытчики спят и видят, как разбазарить наше национальное достояние. Хочется спросить: это что же за государство, которое не может уследить за своим достоянием? У нас что, нет законов или некому следить за их исполнением? А может, дело в том, что как сказал гениальный Черномырдин, "нам никто не мешает превышать наши законы" и некоторые заинтересованные чиновники так и делают? А вдруг государство выделит большие деньги, и доверит распоряжаться ими как раз такому ретивому защитнику его интересов? И тут же этот проект превратится в черную дыру, пожирающую бюджетные средства, сколько ни дай. Что может быть приятней, чем тратить не свои деньги, да еще и делая это "во имя народа".

Извините за патетику, но наболело. Арктическим нефтедобытчикам нужны не льготы, мы хотим честно работать, зная, что над нами - закон, который нельзя трактовать, как вздумается. Помните, как в "Собачьем сердце": дайте мне такую бумажку, окончательную бумажку!, чтобы ни один Швондер... Есть проекты федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", концепций устойчивого развития Арктической зоны и Северного морского пути. Завершается работа над новой редакцией закона "О недрах". В соответствии с решением Правительства РФ по изучению и освоению шельфа приступила к работе Межведомственная Комиссия по подготовке соответствующей стратегии и комплексного плана действий по ее реализации.

От государства требуется лишь создание адекватных условий для работы в таких регионах на законодательном уровне, объективно отличающихся от суши. А это позволит решительно активизироваться на шельфе Арктики и в комплексе решать проблемы энергетической безопасности страны на многие десятилетия. Чем быстрее будут приняты законы и поправки к действующим, тем меньше времени мы потеряем, а его у нас осталось не так много. России нужна арктическая нефть, так что пора заниматься делом, господа.

Справка:

ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" ("АШНГ") создано ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" и ОАО "Промышленные инвестиции" в январе 2002 г. с целью поиска, разведки и добычи полезных ископаемых дна Баренцева моря. Уставный капитал ЗАО "АШНГ" составляет 238.8 млн. руб., активы компании - 1 млрд. 462 млн. руб. В соответствии с Законом "О недрах" владеет лицензиями на право геологического изучения Медынско-Варандейского, Поморского и Колоколморского участков дна Баренцева моря сроком до 2025 г. В настоящий момент компания ведет обширные сейсморазведочные инженерно-геологический работы, активно сотрудничает с ФГУП "Арктикморнефтегазразведка", ОАО "Синтезнефтегаз", ОАО "Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции" и ОАО "Севморнефтегеофизика", а также с крупнейшей транснациональной компанией "Шлюмберже". ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" заключило контракт с одной из ведущих международных сервисных компаний, мировым лидером в трёхмерном геологическом моделировании - с норвежской компанией ROXAR на разработку геологической модели Медынской площади. При условии успешного завершения геологического изучения лицензионных участков, начало промышленной разработки объектов предполагается в 2010-2011 годах.