Хроника недели. Соцопрос. Евросоюз, Геноцид и армяно-турецкая граница. Два взгляда на президентские выборы в Иране. Поправки к Конституции. Власть и недвижимость: кому принадлежит отель "Golden Palas"?

Хроника недели

28 июня

Президент Армении Роберт Кочарян принял группу мониторинга Комитета министров Совета Европы во главе с Роландом Вегенером. В ходе встречи обсуждался ход выполнения обязательств Армении перед СЕ. ("Арменпресс").

Новоназначенный чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в Республике Армения Ким Джей Сап (резиденция в Москве) вручил свои верительные грамоты президенту РА Роберту Кочаряну. ("А1+").

Комиссию по мониторингу Комитета министров СЕ - "группу Аго" - во главе с постоянным представителем Германии в СЕ Роландом Вегенером принял министр иностранных дел РА Вардан Осканян. В состав делегации входят также послы Франции, Швейцарии, Швеции, Голландии, Румынии и Турции в СЕ. Стороны обсудили вопросы, касающиеся процесса конституционных реформ в Армении. ("Ноян Тапан").

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился с региональным директором Европы и Центральной Азии Международной организации труда (МОТ) Фридрихом Баттлером. Министр приветствовал решение МОТ по учреждению в Армении должности национального корреспондента МОТ, посредством чего планируется эффективнее регулировать отношения между организацией и правительством РА. (PanARMENIAN.Net).

В Гюмрийском филиале научно-технического центра Армении состоялось открытие второго в Армении Американского центра. Открытие центра провела руководитель отдела по связям с общественностью посольства США Кимберли Харган. Как отмечает "Ноян Тапан", Американские центры - это небольшие библиотеки, которые оборудуются при финансировании госсекретариата США. Библиотеки содействуют повышению уровня взаимопонимания между Арменией и США путем обеспечения источников электронной и печатной информации о США, использования компьютеров с интернет-связью, лазерных и видеодисков. Планируется в ближайшие годы сформировать в Армении сеть Американских центров.

С 28 июня вступает в силу новый закон РА "О валютном регулировании и валютном надзоре". Документом закреплено, что на территории РА денежные котировки товаров, реализации имущества, предоставления услуг и выполнения работ будут фиксироваться исключительно в национальной салюте - драмах. Новое валютное законодательство направлено на минимизацию удельного веса долларизации в экономике Армении. ("Арминфо").

В Ереване стартовал полуфинал телеконкурса Международной академии телевизионных искусств и наук США (IATAS) EMMY. ("Арминфо").

29 июня

Президент РА Роберт Кочарян провел рабочее совещание по вопросам, связанным с процессом приема в аспирантуру. ("Ноян Тапан").

Президент Армении Роберт Кочарян провел встречу с членами координационного совета программы "Армения 2020" Нубаром Афеяном и Рубеном Варданяном, которые представили президенту основные направления программы и результаты проведенных работ.

Председатель Национального Собрания (НС) РА Артур Багдасарян принял чрезвычайного и полномочного посла Канады в Армении Кристофера Вестдала. В ходе встречи обсуждались перспективы углубления армяно-канадских межгосударственных и межпарламентских отношений. ("Арменпресс").

Между правительствами Армении и Сирии подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. Его подписали в Ереване заместители министров финансов Армении и Сирии Тигран Хачатрян и Мохаммад Хадер Аль Сеид Ахмад. ("Ноян Тапан").

По приглашению директора культурного центра посольства Исламской Республики Иран в Армении Реза Атуфи и с благословения католикоса всех армян Гарегина Второго ответственный за межцерковные отношения епископ Езник Петросян посетил культурный центр посольства Ирана. Цель визита - начало межконфессионального диалога между Армянской апостольской церковью и Исламской Республикой Иран. ("А1+").

В Армении открылась Ереванская школа политических курсов. 11 подобных школ действуют в новых странах-членах Совета Европы. В школе обучаются 35 студентов - общественные, политические деятели, журналисты, редакторы. В течение года они будут участвовать в семинарах на темы евроинтеграции, внешней политики, конституционных, избирательных систем, системы государственного управления. По окончании курсов группа отправится в Страсбург, где студентам будут выданы аттестаты с подписью генерального секретаря СЕ. ("А1+").

В Национальной галерее Армении открылась выставка голландского художника Ситсе Г. Баккера "Армянский цикл. Графика". ("Арминфо").

30 июня

Президент РА Роберт Кочарян совершил первый символический телефонный звонок, которым был дан старт выходу на армянский рынок второго оператора сотовой связи - компании VivaCell. Она начинает оказывать услуги в этой сфере с 1 июля и будет обслуживать на начальном этапе 300 тысяч абонентов. ("Арменпресс").

Находящийся в Литве с официальным визитом премьер-министр Армении Андраник Маргарян встретился с президентом Литвы Валдасом Адамкусом. В связи с процессом евроинтеграции Армении, Маргарян и Адамкус подчеркнули важность дальнейшего расширения и углубления экономического сотрудничества Армении с крупнейшим торговым партнером - Евросоюзом. ("Ноян Тапан").

Находящийся с трехдневным визитом в Бейруте министр иностранных дел РА Вардан Осканян встретился с министром иностранных дел Ливана Махмудом Хаммудом. Главы МИД обсудили ряд вопросов, представляющих двусторонний и международный интерес. Стороны выразили удовлетворение успехами в деле взаимовыгодного сотрудничества в различных международных структурах. Осканян в общих чертах представил процесс урегулирования карабахского конфликта, а также состояние армяно-турецких отношений. В тот же день Вардан Осканян встретился с премьер-министром страны Наджибом Микати и посетил Армянское патриаршество, где встретился с патриархом Нерсесем Петросом Тармуни и представителями армянской католической общины. ("А1+").

Перспективы развития сотрудничества между провинциями Ирана и Армении были обсуждены на встрече вице-губернатора провинции Восточный Азербайджан Ирана и губернатора Сюникской области Армении. Мохаммад-Таки Пакзад и Сурен Хачатрян, губернатор Сюникской области Армении, также обсудили вопросы проведения заседания совместного комитета по сотрудничеству приграничных провинций двух стран. В ходе встречи Сурен Хачатрян отметил важную роль провинции Восточный Азербайджан в развитии двустороннего сотрудничества и высказался за расширение контактов между представителями частных секторов экономик Ирана и Армении. (PanARMENIAN.Net).

1 июля

Президент Армении Роберт Кочарян вместе с супругой Беллой Кочарян посетили американское посольство в Армении по случаю Дня независимости США. Роберт Кочарян поздравил аппарат диппредставительства и выразил надежду, что сформированные между двумя странами крепкие связи и далее будут успешно развиваться. ("Де-Факто").

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился с католикосом дома киликийского Арамом Первым. В ходе встречи были обсуждены вопросы, касающиеся, в частности, отношений между Арменией и армянской зарубежной диаспорой и перспектив развития Армении. (PanARMENIAN.Net).

Министр иностранных дел РА Вардан Осканян встретился с президентом Республики Ливан генералом Эмилем Лахудом. Стороны обменялись мнениями об отношениях между Арменией и Ливаном, а также по ряду региональных и международных вопросов, представляющих общий интерес. ("А1+").

4 июля

Премьер-министр РА Андраник Маргарян обратился с поздравительным посланием к армянскому народу в связи с 10-летием принятия Конституции. ("A1+").

Заместитель главы МИД РА Гегам Гарибджанян встретился с губернатором провинции Ормозган Исламской Республики Иран Эбрахимом Деразмису. В ходе встречи были обсуждены вопросы, связанные с установлением экономического взаимодействия между марзом Арарат и провинцией Ормозган. По окончании встречи главы двух районов подпишут меморандум о сотрудничестве. ("А1+").

Соцопрос

По словам экспертов Армянского центра Стратегических и национальных исследований (АЦСНИ), результаты социологических опросов показали, что если приблизительно год назад большинство граждан Армении отрицательно относились к вступлению Армении в НАТО, то сейчас ситуация изменилась, сообщает PanARMENIAN.Net. В ходе проведенного АЦСНИ недавнего опроса, в котором принимали участие 40 экспертов и 1500 респондентов по всей территории Армении, "за" вступление в НАТО высказались 35% интервьюируемых, "против" - 33,4%. Сотрудников АЦСНИ не удивляет, что эксперты выступают за вступление в НАТО, "однако подобное изменение мнения населения действительно заслуживает внимания". 60% участников опроса считает, что основным фактором внешнего давления на Армению является нагорно-карабахский конфликт, на втором месте - "фактор нелегитимных властей". Согласно анализу эксперта Степана Сафаряна, если в середине 90-х урегулирование нагорно-карабахского и вообще региональных конфликтов считалось необходимым и неотложным в контексте открытия возможностей для прокладывания нефтяных магистралей, то сейчас, когда этот вопрос решен, решение конфликтов рассматривается "в контексте снижения российского влияния". "Если урегулировать эти конфликты, то завершится так называемая "большая игра", одним из результатов которой должно стать выдавливание из региона одного из игроков", - заметил Сафарян. Более того, по словам эксперта, решение нагорно-карабахского конфликта США передают ЕС, включая его в контекст европеизации. "В повестке Европы уже предполагаются основы для передачи конфликта в контекст европеизации, а также переноса конфликта с этапа регулирования на этап разрешения". На вопрос, влияние какой страны наиболее велико в закавказских странах, по мнению большинства опрашиваемых, в Азербайджане и, в особенности, в Грузии однозначно лидируют США, а в Армении - Россия. "Обходящий Армению нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан принесет с собой углубление союза Турция-Грузия-Азербайджан и изоляцию Армении", - считают 65% в экспертов и 48% населения. На вопрос, почему является целесообразным вступление Армении в НАТО, большинство опрошенных ответили, что НАТО является самой эффективной структурой обеспечения безопасности. Вторым по распространенности мнением является целесообразность вхождения Армении, Азербайджана и Грузии в единую структуру безопасности.

Евросоюз, Геноцид и армяно-турецкая граница

"Сегодня Европейский союз и Турция стоят перед очень важным решением о вступлении Турции в эту организацию. От этого решения будет зависеть ситуация в нашем регионе, на Ближнем Востоке и на Балканах", - заявил руководитель департамента турецких исследований Института востоковедения Национальной академии наук РА, профессор Рубен Сафрастян 28 июня на семинаре-дискуссии "Турция в новой геополитической ситуации: ожидания в Армении". По его мнению, сообщает "Ноян Тапан", последние события в странах ЕС поставили под сомнение дальнейший процесс интеграции Турции в эту структуру. В частности, после провала Европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах, ЕС встал перед кризисом. В европейских странах число сторонников вступления Турции в ЕС не превышает 50%. "Даже в самой благосклонной в этом вопросе Великобритании их число чуть больше 40%, не говоря уже о таких государствах, как Австрия, которые открыто выступают против вступления Турции в ЕС", - отметил Сафрастян. По оценке ученого, положительное отношение некоторых европейских политиков к членству Турции в ЕС обусловлено двумя факторами. Во-первых, Турция является одним из важнейших геополитических центров мира. Во-вторых, опасение, что в случае отказа Турция может нанести вред ЕС. Относительно перспективы развития армяно-турецких отношений Сафрастян отметил, что переговоры между Турцией и ЕС о вступлении первой в союз создают прекрасную возможность для улучшения отношений между Арменией и Турцией. "Наши интересы совпадают с интересами ЕС: и нам, и европейцам нужна демократическая и предсказуемая Турция. Мы должны воспользоваться ситуацией и внести волнующие нас задачи в повестку дня переговоров, то есть мы должны сделать реальными наши задачи в контексте этих переговоров". По убеждению ученого, МИД РА должен осознать важность задачи и подготовить пакет предложений по улучшению армяно-турецких отношений. В пакет должны войти и другие проблемы, в том числе признание Геноцида армян в Османской Турции в ходе Первой мировой войны, охрана армянских памятников в Турции, проблемы армян в Турции.

Как сообщает радио "Свобода", ожидается, что на днях Еврокомиссия рассмотрит порядок переговоров с Турцией на предмет ее вступления в Евросоюз. Согласно газете "Файненшнл Таймс", если все 25 государств-членов ЕС не придут к согласию по вопросу "рамок переговоров", переговоры в намеченный срок - 3 октября - не состоятся. Основные обсуждения между правительствами государств-членов ЕС по этому вопросу ожидаются в сентябре - после выборов в Германии, где победу могут одержать христиане-демократы, противники вступления Турции в ЕС. Вместе с тем, сообщает "Свобода", премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на днях заявил, что правительство не согласится "на новые условия членства в ЕС". Судя по обсуждениям лидеров ЕС, передает "Свобода", готовящиеся к опубликованию рамки переговоров будут намного жестче тех, которые были установлены в отношении 10 стран, примкнувших в 2004 году к ЕС. По словам одного из наблюдателей, правительство Турции должно быть готово обратиться "к таким сложным задачам", как утверждения армян о Геноциде, признание правительства Кипра и вывод с Кипра турецких войск.

Евросоюз должен принять в свои ряды Турцию, если не хочет превратиться в "христианский клуб". С таким заявлением, согласно газете "Аравот" выступил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Турецкий премьер подчеркнул, что присоединение Анкары к европейским структурам станет свидетельством того, что ЕС является точкой соприкосновения цивилизаций.

Комиссар по вопросам расширения ЕС Оли Рейн в ходе своей пресс-конференции в Брюсселе заявил, что вопросы урегулирования отношений с Арменией и открытия турецко-армянской границы должны быть представлены Турции в качестве условия ее вступления в ЕС, сообщает газета "Айкакан жаманак". По словам Рейна, ЕС не против начала переговоров с Турцией, но "вряд ли она войдет в состав ЕС раньше 2014 года".

"Среди условий Копенгагенских принципов, которые Евросоюз выдвигает перед Турцией, нет таких, как признание Геноцида армян и открытие границ с Арменией. И если они будут выдвинуты в дальнейшем, даже в этом случае Турция не намерена их принимать". С таким заявлением, сообщает PanARMENIAN.Net, выступил в Баку премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По словам главы турецкого правительства, признание или непризнание Геноцида армян и открытие границ с Арменией являются внутренним делом Турции: "Решение по этим вопросам принимает не Евросоюз, а Турция. И мы хорошо знаем, какое примем решение. До настоящего момента мы полностью выполнили все обязательства, взятые нами перед Евросоюзом, в том числе и условия, зафиксированные в Копенгагенских принципах".

Газета "Азг" считает, что США хотят в лице Турции получить еще одного, наподобие Великобритании, полномочного представителя в ЕС. В таком случае, пишет газета, ЕС придется распрощаться со своими намерениями проникнуть посредством Турции на Ближний и Средний Восток и установить контроль над Закавказьем. По мнению газеты, это дает основание предполагать, что для Евросоюза неприемлема не сама Турция, а ее статус полномочного представителя США.

Подкомиссия по международным отношениям палаты представителей Конгресса США готовится обсудить законопроект, требующий от Турции немедленно прекратить блокаду Армении. Как сообщает газета "Айоц Ашхар", законопроект представит конгрессмен-демократ Адам Шифф. "По расчетам госсекретариата, в результате блокады расходы Армении возросли на 30-35 процентов. Настало время надавить на Турцию, чтобы она прекратила блокаду Армении. Это облегчит передачу гуманитарной помощи Армении и создаст возможность армянским предприятиям стать конкурентоспособными на мировом рынке".

Иного мнения придерживается руководитель экономического блока Армяно-Европейского центра экономической политики и правовых консультаций AEPLAC, бывший министр экономики Армении Армен Егиазарян. Как сообщает "Арминфо", выступая с докладом на семинаре "Турция в новой геополитической ситуации: Ожидания в Армении", организованном Центром стратегического анализа Spectrum, Егиазарян заявил, что реальная выгода от экономии средств на транспортных расходах в случае открытия границ с Турцией будет неадекватна возможным политическим уступкам Армении этой стране. По его словам, Армения, с учетом своего нынешнего состояния внешнеторгового оборота, могла бы сэкономить лишь порядка $20 млн в год. Турция, по мнению эксперта, в краткосрочном плане ничего не выиграет, так как товарооборот между двумя странами составляет всего $2 млн. Возможна некоторая выгода для приграничных с Арменией областей, где довольно таки низкий уровень жизни населения. Пострадает Грузия, так как может потерять часть армянских, а если откроются дороги, то и часть азербайджанских грузоперевозок. В связи с этим Егиазарян выразил несогласие с точкой зрения, согласно которой вопрос открытия транспортных коммуникаций для Армении является судьбоносным. "Я разделяю точку зрения нашего министра иностранных дел Осканяна, что мы спокойно можем жить без этих дорог. Конечно, открытие дороги - положительное явление, но не стоит из-за этого идти на политические уступки", - подчеркнул эксперт.

Два взгляда на президентские выборы в Иране

На вопросы газеты "Аравот" ответил заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета, редактор международного журнала "Иран и Кавказ" Гарник Асатрян.

По мнению некоторых аналитиков, победа на президентских выборах в Иране известного своими жесткими консервативными взглядами исламского фундаменталиста Махмуда Ахмадинеджада является шагом назад на фоне реформ, которые постепенно осуществлялись в Иране на протяжении последних нескольких лет. Вы с этим согласны?

Я не считаю, что выбор господина Ахмадинеджада является шагом назад. Это выбор народа, который показывает, что режим пустил глубокие корни в обществе. Отдельные оппозиционные выступления носят чисто декоративный, а не глубинный характер, и в основном провоцируются извне.

Ждали ли Вы таких результатов?

Я не был уверен, что народ Ирана столь убедительно проголосует за режим. В конце концов, голосовать за Ахмадинеджада - значит сказать "да" режиму и его политике и "нет" полудемократическим преобразованиям, которые на протяжении 8 лет осуществлял Хатами. Я высоко ценю господина Хатами как культурного деятеля, как гуманиста, как человека, выдвинувшего концепцию "Диалога цивилизаций". Однако я не могу дать положительную оценку периоду его президентства.

Что Вы имеете в виду?

Пребывание Хатами у власти отмечено предоставлением некоторой свободы в одежде, литературе и других областях, однако в глубинном плане ситуация была неудовлетворительной. Стали намечаться центробежные тенденции. В частности, переоценивался фактор Азербайджанской Республики. Я отрицательно оцениваю открытие в Тавризе консульства Азербайджана, провокации азербайджанских политических деятелей среди тюркоязычного населения Ирана и т.д. Фундаментальные основы экономического развития, заложенные еще при Рафсанджани, в течение 8-летнего президентства Хатами продолжали укрепляться. Сельское хозяйство, энергетика, тяжелая промышленность пережили подъем, определенные шаги были осуществлены в международных кругах с целью изменения имиджа Ирана, сформированного Соединенными Штатами. Однако это не сопровождалось закреплением более глубинных факторов, способствовавших обеспечению национальной безопасности. Стали активизироваться центробежные силы, что очень плохо для страны.

А может ли президент, являющийся исламским фундаменталистом, способствовать укреплению национальной безопасности?

Надо отметить, что в Иране под исламским фундаментализмом не подразумевают тот фундаментализм, который представляют ваххабиты. В Иране он носит иной характер. Иранский фундаментализм тесно связан с иранским национализмом. Я думаю, что господин Ахмадинеджад, будучи радикалом, будет способствовать определенному укреплению внутренних связующих звеньев Ирана, которые и делают страну страной. Иран - многоязычная, многонациональная страна, нуждающаяся в особой политике. В этом плане народ Ирана, на мой взгляд, сделал правильный выбор.

Как Вы расцениваете взаимные угрозы господина Ахмадинеджада и министра обороны США Дональда Рамсфелда в отношении испытаний в области ядерной энергии?

Откровенно говоря, меня удивляет, почему Иран, имеющий трехтысячелетние традиции государственности, не должен иметь возможности для мирного использования атомной энергии, в то время как одна из соседних стран, государственность которой насчитывает всего 50-60 лет, такую возможность имеет. Я понимаю тревогу западных стран: атомная энергия и атомная бомба не должны находиться в руках стран, которые имеют отношение к террористическим группам, организациям или склонность к терроризму. Но Иран такой страной не является. За три тысячелетия своего существования иранская государственность доказала, что основана на взвешенных принципах, которые никогда не нарушались. И если Иран будет иметь возможность пользоваться мирной атомной энергией, в регионе установится баланс.

Следовательно, Вы верите словам господина Ахмадинеджада о том, что ядерная энергия будет использована только в мирных целях.

Да, верю. ("Аравот").

На вопросы газеты "Аравот" ответил руководитель политологического центра "Конкорд" Давид Шахназарян.

Какое воздействие может иметь на Армению позиция США и Евросоюза в отношении президентских выборов в Иране и новоизбранного президента, учитывая строительство газопровода Иран-Армения и перспективу возможного ужесточения отношения Запада к Ирану?

Проблема гораздо серьезнее, чем вопросы, касающиеся коммуникаций или газопровода Иран-Армения. Итоги состоявшихся в Иране выборов, по сути, еще больше обострят отношения между Соединенными Штатами и Ираном, а также между Брюсселем и Тегераном. Первые два заявления новоизбранного президента - о намерении продолжать реализацию программ обогащения урана и об отсутствии в политической повестке нынешних властей вопроса о смягчении отношений с США - более чем тревожны. Они чреваты серьезными последствиями и в первую очередь для Армении. По меньшей мере удивляет телячий восторг некоторых армянских деятелей по поводу результатов прошедших в Иране выборов, тем более, что они, мягко говоря, вызывают сомнение и далеки от того, чтобы считаться свободными и справедливыми. Излишне напоминать о том, что в Иране многим кандидатам даже не разрешили баллотироваться. Сегодня говорят также об осуществленных в ходе выборов широкомасштабных фальсификациях. Сейчас я не склонен анализировать, почему так получилось, что в первом туре выборов Рафсанджани опережал своего соперника, который по всем предварительным опросам даже не входил в число лидеров. Однако остается фактом, что Махмуд Ахмединеджад, политика которого направлена "вперед к прошлому", сегодня является президентом Ирана. Что касается внутренних процессов, которые будут происходить в Иране вследствие его избрания, это уже тема отдельного анализа. Иран - наш непосредственный сосед, и все, что связано с опасениями международного сообщества и западной цивилизации в отношении Ирана, непосредственно затрагивает и нас. Если к этому добавить то обстоятельство, что в скором будущем на азербайджанских аэродромах будут размещены военно-воздушные силы США, то мы, в случае продолжения нынешними властями Армении своей региональной политики, можем оказаться в весьма печальной ситуации.

Вы имеете в виду улучшение отношений с тремя остальными нашими соседями?

В первую очередь я имею в виду то, что региональная политика Республики Армения привела к поляризации Южного Кавказа, которая, в связи с наличием военных баз России и выводом российской военной техники из Грузии в Армению, постепенно углубляется. Это фактически нарушает баланс и становится дополнительной угрозой для безопасности Армении. На фоне того, что Армения будет продолжать оставаться форпостом России и проводником ее политики на Южном Кавказе, ситуация для нас становится еще более тревожной. Используя именно этот повод, Азербайджан значительно увеличил свой военный бюджет. Не исключено также, что в Турции начнется передислокация военных подразделений, которые будут приближены к границам Армении. Сразу после появления тенденций к очерчиванию разделительных линий на Южном Кавказе (в 1999 г. соседи Армении вышли из Договора о коллективной безопасности и заявили о своем намерении войти в другие системы международной безопасности, в частности, в зону влияния НАТО), я составил формулу, которая вскоре была опубликована в российской прессе. Исторический опыт показывает, что в южнокавказском регионе безопасность обеспечивается в том случае, когда Армения, Грузия и Азербайджан входят в одну и ту же систему безопасности. Данная формула включает следующие положения: если Армения останется в стороне от процессов создания региональных систем (как безопасности, так и экономических), то интересы стран региона будут противопоставлены друг другу, а граница, разделяющая конкурирующие единицы и системы безопасности, будет проходить вдоль государственных границ Армении. Чтобы Южный Кавказ не превратился в эпицентр столкновения геополитических интересов сверхдержав, Армения не должна игнорировать существующие системы международной безопасности и те объединения, которые пока что находятся в зачаточном состоянии, но в будущем могут взять на себя важные функции. В этом смысле членство Армении в ГУАМ - в начальный период хотя бы в статусе наблюдателя - является велением времени. К сожалению, данная позиция не нашла отражения во внешней политике страны, поскольку для нынешнего авторитарного режима первоочередным является подчинение всех внешнеполитических процессов задаче продления своей власти. В 2003 году в результате реорганизации ДКБ и ОДКБ регион де-юре раскололся. Армения осталась членом ОДБК, тогда как Грузия и Азербайджан объявили о политике, направленной на вступление в НАТО.

Кстати, ведь закономерно, что президенты России и Армении одними из первых поздравили новоизбранного президента Ирана с победой на выборах, особенно если учесть, что именно эти две страны активно сотрудничают с Ираном, а Россия также в рамках программ по обогащению урана...

Конечно закономерно, потому что путинская Россия сегодня пытается противопоставить себя цивилизованному миру, а Армения продолжает оставаться вассалом России. Более того, велика вероятность того, что в недалеком будущем против Тегерана все-таки может быть использована карательная и военная сила, и в этой ситуации симптоматичное безразличие к подобного рода процессам весьма характерно для властей Армении. Какие бы интересы не преследовал Евросоюз в Иране, Европа не сможет воспринять Иран как имеющее ядерное оружие несветское государство. В этом плане сравнение с Ираком просто неуместно, поскольку если в Ираке нужны были доказательства наличия оружия массового поражения, то в случае с Ираном доказательства не нужны, поскольку Иран сам заявляет об осуществлении программ по обогащению урана. В очередной раз мы оказались перед очень серьезными вызовами, но, к сожалению, я уверен, что власти Армении не отнесутся к этому со всей серьезностью и будут продолжать выполнять указания России. Еще в 1999 году, когда я предупредил о начале обсуждения вопроса о строительстве железной дороги Карс-Тбилиси, власти отнеслись к этому крайне безразлично. Теперь эта программа находится в стадии реализации. А в 2001 году, если помните, я предупредил, что Армению ждет не только экономическая, но и политическая изоляция. В ответ власти просто начали кричать, что ничего подобного нет. А сегодня они сами это признают. Сейчас я в очередной раз говорю: создалась чрезвычайно серьезная ситуация, поскольку Армения находится на опасном стержне Россия-Иран. Власти не могут решать эти вопросы не только потому, что они не самостоятельны, но и потому, что не хотят. Следовательно, необходимо как можно скорее избавиться от этих властей и направить Армению по пути нормального развития, создав возможность для эволюционного развития.

Означает ли это, что, помимо необходимого, на Ваш взгляд, пересмотра политики Армении и ее отношений с тремя другими соседними государствами, Вы также предлагаете пересмотреть взаимоотношения Армении с Ираном?

Нет. В данной ситуации Армения должна развивать свое экономическое сотрудничество с этой страной, являющейся нашим непосредственным соседом, но в то же время в отношениях с Тегераном вести себя крайне осмотрительно и осторожно. Армения не должна создавать для себя дополнительные трудности в регионе, углублять уже существующую на Южном Кавказе поляризацию, последствия которой могут быть весьма тяжелыми. Программы персонального сотрудничества с НАТО, на мой взгляд, недостаточно. Армения должна четко заявить о своем намерении стать членом НАТО. ("Аравот").

Поправки к Конституции

Комиссия по мониторингу, действующая в рамках Комитета министров СЕ - "группа Аго", удовлетворена ходом конституционных реформ в Армении. 28 июня в Ереване руководитель группы, постоянный представитель Германии в СЕ Роланд Вегенер выразил удовлетворение в связи с тем, что при содействии Венецианской комиссии удалось прийти к согласию по всем пунктам конституционных реформ. Вегенер особо подчеркнул важность участия оппозиции в обсуждениях конституционных реформ. Выразив надежду, что проект реформ во втором чтении будет принят парламентом в августе, руководитель группы Аго отметил, что участие оппозиции в принятии проекта станет также гарантией дальнейшей нормальной работы провластных и оппозиционных парламентских сил. По его словам, таким образом в Армении будет открыта новая страница демократии. По словам Роланда Вегенера, президент Армении заверил, что поддержит проведение референдума и что общественность будет проинформирована о позитивном характере предлагаемых изменений. ("Ноян Тапан").

Очевидно, что принятая 23 июня в Парламентской ассамблее Совета Европы резолюция открывает очень хорошую перспективу для процесса конституционных реформ в Армении и улучшения внутриполитической атмосферы в стране. Такую точку зрения, сообщает "Ноян Тапан", выразил руководитель армянской делегации в ПАСЕ, заместитель председателя НС РА Тигран Торосян. По его словам, очень важно, чтобы предстоящий до ноября в Армении референдум увенчался успехом и Армения получила бы новую возможность для своего развития и углубления демократии, в результате чего страна станет лидером на Южном Кавказе. По убеждению Торосяна, очень важно, чтобы принимаемый на внеочередной сессии НС в конце августа во втором чтении проект закона о конституционных реформах полностью соответствовал предложениям Венецианской комиссии Совета Европы. Они согласованы и зафиксированы также в меморандуме, составленном по результатам совместных обсуждений рабочей группы комиссии и армянской стороны 23-24 июня. По словам оратора, указанный меморандум показал, что относительно трех важных направлений реформ в подходах властей Армении и европейских экспертов "нет абсолютно никаких разногласий". "Я уверен, что в Страсбурге Армения имела беспрецедентный успех и были созданы очень хорошие основы для дальнейших успехов". В то же время Торосян подчеркнул, что впереди трудная и объемная работа и не нужно успокаиваться на достигнутом, а нужно прилагать усилия для того, чтобы уникальные возможности стали реальностью. С оценками Торосяна согласился также представитель оппозиции в армянской делегации, член фракции НС "Справедливость" Шаварш Кочарян. По словам Кочаряна, если проект, направляемый в Венецианскую комиссию до 7 июля, полностью будет соответствовать меморандуму и будут проведены публично выдвинутые оппозицией требования, то парламентская оппозиция останется верна своим предварительным заявлениям и будет участвовать во всем процессе конституционных реформ, что предполагает также участие в обсуждениях и голосованиях в НС по данным вопросам. По его словам, осуществление указанных реформ через референдум "является хорошей основой для того, чтобы Армения смогла развиваться действительно скачкообразно" и существенно отличалась не только от Азербайджана, но и от Грузии. Последняя, по его словам, после революции зафиксировала регресс в вопросе становления реально демократической страной. В отличие от Украины, Грузия своими конституционными реформами расширила полномочия президента. В связи с этой, а также другими проблемами Совет Европы постоянно оказывает давление на власти Грузии, требуя провести соответствующие изменения.

"Честно говоря, для меня было неожиданностью то, что власти Армении безоговорочно приняли все предложения Венецианской комиссии, - признался газете "Айкакан жаманак" представитель оппозиции в армянской делегации в ПАСЕ, член фракции НС "Справедливость" Шаварш Кочарян. - Я 15 лет в оппозиции и в первый раз для страны создается возможность выхода из кризиса".

Сегодня для страны создана исключительная возможность согласия, заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" член парламентской фракции "Оринац Еркир" Мгер Шахгельдян, комментируя возможность сотрудничества коалиция-оппозиция в вопросе конституционных реформ. Другой представитель коалиции, руководитель фракции Республиканской партии Галуст Саакян на страницах газеты приветствовал решение оппозиционной партии "Национальное единение" принять участие в обсуждениях. "Это разумное решение, - одобрил Саакян. - Если с Венецианской комиссией достигается принципиальное согласие по всем спорным вопросам, одновременно Парламентская ассамблея Совета Европы призывает оппозицию принять участие и внести свой вклад в процесс, то дальнейший бойкот становится просто бессмысленным... Думаю, будучи прагматичным политическим деятелем, Арташес Гегамян (лидер партии "Национальное единение" - прим. ИА REGNUM) довольно хорошо чувствует эти нюансы. Ведь любая тактика оправдана до тех пор, пока она себя не исчерпала".

Руководство Национального Собрания и парламентская оппозиция будут рука об руку агитировать в пользу пакета конституционных реформ, пишет газета "Айб-Фе". "Если вглядеться в подтекст их последних заявлений, то можно заметить, что они готовы даже совместными усилиями сфальсифицировать результаты референдума".

По определению же газеты "Иравунк", в вопросе конституционных реформ у властей и оппозиции стартует "очередной медовый месяц".

Под прессингом Совета Европы Роберт Кочарян идет на уступки, отмечает газета "Азг", по мнению которой предстоящие осенью референдум в Армении и парламентские выборы в Азербайджане могут стать "тяжелым испытанием для президентов Армении и Азербайджана". По поводу осведомленности общественности о сущности конституционных поправок газета пишет: "Первый раз народ сказал конституционным поправкам "нет", не будучи даже знаком с их содержанием. Новое "да" или "нет" станет ясным в ноябре - во время второго испытания... Знаком ли народ с деталями проекта поправок сегодня? Опять же нет, как и перед предыдущим референдумом".

Газета "Чоррорд Ишханутюн" ("Четвертая Власть") считает, что основной заботой властей на прошлой неделе было "сделать так, чтобы свое позорное поражение в ПАСЕ преподнести как победу". "Проблема достаточно сложная, поскольку в свое время Роберт Кочарян заявил, что Совет Европы для нас не Политбюро, и вот сегодня возникла необходимость разъяснить: почему же самый боеспособный президент в регионе склонил голову перед всеми предложениями Политбюро?"

По мнению еженедельника "168 Жам" ("168 Часов"), власти Армении "за все это время не смогли "надуть" европейцев" и в результате вынуждены были принять все их предложения. Напоминая об обещании Роберта Кочаряна стать опорой конституционных реформ и убедить общественность в их полезности для будущего Армении, газета язвительно замечает, что это серьезный шаг на пути к провалу референдума, "поскольку общественность вряд ли поддержит то, опорой чему является Кочарян". "Ну а если наша общественность отвергнет эти реформы, то власти используют это как доказательство того, что у нашего народа действительно "другой менталитет" и ему требуется сильный руководитель (согласно СМИ, на этом Роберт Кочарян настаивал при встрече с "группой Аго" Совета Европы - прим. ИА REGNUM)".

В то время как парламентская оппозиция воодушевлена тем, что руководство страны обязали принять предложения Венецианской комиссии по конституционным реформам, Армянское общенациональное движение (АОД) продолжает критиковать этот документ. Как сообщает газета "Аравот", член правления партии Арам Манукян заявил, что АОД намерено организовать кампанию против принятия этих изменений и призвать общественность в очередной раз отклонить реформы Конституции. "Мы будем призывать голосовать против этих изменений, поскольку для нас этот документ (проект поправок к Конституции РА - прим. ИА REGNUM) прежде всего носит не правовой, а политический характер. Если же вследствие этой политической акции документ все же будет принят, мы уверены, что Конституционный суд предоставит Роберту Кочаряну обоснование, согласно которому принятие новой Конституции позволяет ему остаться президентом на третий срок". По словам Манукяна, конституционные реформы не могут быть приняты по нескольким причинам: общественность не проинформирована о предлагаемых изменениях, власти нелегитимны, а действующий Избирательный кодекс несовершенен. "Но все это в целом вызывает меньше опасения, чем возможность репродуцирования властей". На вопрос, изменится ли отношение АОД к конституционным реформам, если Роберт Кочарян даст "слово джентльмена" не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах, член правления АОД сказал: "Возможно, кто-то и поверит этим обещаниям, но только не мы". В пакете конституционных реформ содержится несколько неприемлемых для АОД положений, в частности - отмена запрета на двойное гражданство. "Этот вопрос необходимо обсуждать с учетом оборонной, налоговой и избирательной систем. Все варианты конституционных реформ, которые предлагаются на протяжении последних двух лет, содержат не поддающиеся логике концептуальные недостатки. Однако сейчас мы обращаем внимание на другое. Примерно два года назад мы уже говорили об опасных последствиях двойного гражданства, в частности о том, насколько опасно отчуждение иностранцам собственности на землю. Вместе с тем предоставление избирательного права лицам, имеющим двойное гражданство, поставит под угрозу суверенитет нашей страны. Однако сегодня мы предупреждаем об опасности воспроизводства власти. Придет время, и мы представим те многочисленные угрозы, которые лежат в основе этих изменений", - сказал Манукян. На вопрос, с пониманием ли отнесется ПАСЕ, приложившая усилия к доработке конституционных изменений, к позиции АОД, Манукян сказал: "Наша партия исповедует западные ценности, но это не происходит за счет интересов Армении и армянского государства. Для нас более принципиальное значение имеет проармянская позиция, и если надо будет подвергнуть критике европейцев, мы не станем комплексовать по этому поводу".

Власть и недвижимость: кому принадлежит отель "Golden Palas"?

Как сообщает еженедельник "168 Жам", руководитель аппарата президента РА Арташес Туманян "совершил очередную удачную сделку с недвижимостью". По сведениям газеты, Арташес Туманян (или его уполномоченное лицо) всего за 250 тыс. долларов стал собственником бывших правительственных дач в Агверане (элитный курортный поселок в Армении - прим. ИА REGNUM). Участок включает в себя 27 га леса, более 30 коттеджей и одно 4-этажное здание.

Газета "Азг" сообщает, что собственником недавно открытой роскошной гостиницы "Golden Palas" является замминистра транспорта и связи Айк Чшмаритян. В связи с этим газета задает ряд риторических вопросов: "Какое право имеет высокопоставленный государственный чиновник заниматься бизнесом? На какие средства замминистра, получающий зарплату 180 000 драмов (около 400 долларов - прим. ИА REGNUM), строит гостиницу стоимостью в несколько миллионов? И наконец, неужели об этом не знал участвовавший в церемонии открытия гостиницы президент РА (на вопрос журналистов, кому принадлежит гостиница, президент пообещал узнать и сообщить - прим. ИА REGNUM)?

Замминистра связи и транспорта Айк Чшмаритян в беседе с газетой "168 Жам" подтвердил, что хозяином находящейся в парке Победы гостиницы "Golden Palas" является он. На вопрос газеты, где госчиновник с зарплатой 180 000 драмов нашел деньги для строительства гостиницы, Чшмаритян ответил: "Это моя проблема".

А вот газета "Амбион" ("Трибуна") утверждает, что великолепная гостиница "Golden Palas", построенная ценой вырубки внушительной части ереванского парка Победы, принадлежит первой леди Армении Белле Кочарян. "Амбион" пишет, что по своим предпринимательским качествам не уступает своей матери и старший сын Кочарянов, который, по сведениям газеты, наряду с другими объектами, "осчастливил ереванских любителей азартных игр" своим новым казино "Play City".

Любопытно, пишет редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян, о чем думали знающие люди, когда в день открытия отеля "Golden Palas" произносились красивые речи о том, как хорошо, что зарубежный капитал (в данном случае из Кипра) вкладывается в отечественную экономику? "Оказывается, капитал этот - наш, местный". Из всех прозвучавших предположений наиболее достоверным редактор считает то, что Айк Чшмаритян сыграл роль Александра Матросова, прикрыв своей грудью своих более высокопоставленных шефов. Однако особое внимание Арам Абраамян уделяет тому факту, что местный капитал был представлен кипрским. Почему? Да очень просто, пишет редактор, - зарубежные инвесторы на 5 лет освобождаются от налогов, а если так, то хозяин "Golden Palas" надул собственное государство, нанес ему вред, и все это очень смахивает на отмывание денег. "Но правоохранительные органы этим заниматься не будут, поскольку у нас и налоговая, и таможенная службы, и министерства, и прокуратура, и суды являются, по существу, одной "конторой". И эта "контора" против себя работать не будет".