Политика

Программа социально - экономического развития Архангельской области на 2005-2008 годы (Волна)

Администрация Архангельской области, исходя из того, что главной стратегической целью социально-экономического развития региона является достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения, выражающееся в улучшении демографической ситуации, занятости, повышении уровня доходов за счет устойчивого роста экономики, сохранения окружающей среды, а также права на адекватное получение комплекса социальных услуг, разработала Программу социально-экономического развития Архангельской области на 2005-2008 годы, которая определяет основные направления социальной и экономической политики и закладывает основу деятельности администрации области на среднесрочную перспективу.

Программа включает в себя, прежде всего, меры по стабилизации социально- экономической ситуации и дальнейшему развитию региона, реализуемые и приносящие эффект в течение ближайших четырех лет. Она разработана как документ, на основе которого в интересах прогресса Архангельской области консолидируются устремления и действия всех звеньев государственной власти - областной, местной, структур федерального уровня, а также предприятий и организаций всех форм собственности, профессиональных и общественных объединений, политических партий и движений.

В целях эффективного управления реализацией программы и обеспечения ее результативности, основные положения трансформируются в перечень конкретных мероприятий и четкий график их выполнения с выделением ответственных организаций и должностных лиц. Основная цель программы социально-экономического развития Архангельской области - создание условий для повышения благосостояния жителей области, что предполагает необходимость проведения активной социальной политики.

Активная социальная политика - это, во-первых, целенаправленная организация социального взаимодействия, направленная на создание экономических и правовых условий для самообеспечения населения, т.е. реализацию новых и развитие существующих видов и форм предпринимательской деятельности, увеличение количества рабочих мест, стимулирование работников на поиск лучших возможностей применения своих сил. Во - вторых, это формирование активной позиции людей по отношению к проводимым реформам, участие населения в реализации проектов и программ в рамках мер по социально-экономическому развитию области, разработка собственных проектов, использование для этого всех имеющихся средств, в том числе научного и кадрового потенциала. В - третьих, эффективная адресная социальная поддержка нетрудоспособного населения - инвалидов, пенсионеров, детей. В - четвертых, это поиск внутренних ресурсов для сохранения и развития социальной сферы. В - пятых, ответственность всех структур власти за конечные результаты проводимых социальных преобразований, за нормальное функционирование институтов социальной сферы.

Социально-экономическое развитие территории определяется наличием и реализацией потенциальных возможностей: промышленного, финансового, минерально-сырьевого и других ресурсов. Одним из важнейших факторов, влияющих на процессы развития, является человеческий ресурс. Здесь прямо прослеживается двойная зависимость: экономическая, финансовая стабилизация региона определяет развитость социальной сферы, и, наоборот, активная социальная политика влияет на экономические процессы. Сегодня есть все возможности для экономического роста вокруг основных точек приложения стратегического развития - создания соответствующих кластеров. (Кластер - группа географически локализованных и взаимосвязанных компаний, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и всей группы в целом).

Во-первых, это инновационный кластер, который уже фактически формируется вокруг предприятий машиностроительного комплекса Северодвинска. Стабильный оборонный заказ государства и развитие территории - это две стороны одной медали. Во-вторых, это центр российской космонавтики - космодром Плесецк. Космос для нашей страны - это и оборона, и связь, и экономическое и научное развитие по самому широкому спектру направлений. В-третьих, это рациональное использование природных ресурсов: лесных, минерально-сырьевых, водных.

Ситуацию в лесопромышленном комплексе нужно повернуть сегодня в сторону создания продукции с высокой добавленной стоимостью - глубокой переработки древесины. Мы будем добиваться принятия на федеральном уровне такого решения, которое приведет к тому, что вывозить круглый лес за границу станет менее выгодным, чем перерабатывать его на месте, чтобы отечественные товаропроизводители имели стимулы к приобретению и внедрению новейшего оборудования и высокоэффективных технологий. Все это послужит основой для создания вокруг ЛПК еще одного кластера, также обеспечивающего территориальное развитие.

Минерально-сырьевому комплексу будет придан новый импульс развития. Наряду с освоением уже открытых месторождений ставится задача по привлечению в область инвестиций для проведения геологоразведочных работ на поиски рудных полезных ископаемых, в том числе меди и никеля. Также надо реализовать очередной поисковый этап геологоразведочных работ на перспективных нефтегазоносных участках. Нельзя сбрасывать со счетов и водные биоресурсы. Развитие рыбопромышленного комплекса напрямую связано с проблемой выделения квот, в том числе и для обеспечения строительства траулеров на наших верфях. Решение проблем рыбной отрасли - это и важнейшая социальная задача сохранения и развития прибрежных поселков. Каркасной системой (инфраструктурным кластером) для развития всех без исключения отраслей экономики является транспорт. Стратегическими точками роста здесь становятся: морской порт, железная дорога и особенно сеть автомобильных дорог.

Вместе с тем мы отчетливо понимаем, что над всем этим дамокловым мечом висит "энергетический фактор". Основным вектором развития здесь должно стать энергосбережение, инновации в энергопользовании, разработка и внедрение новых технологий, использование альтернативных источников энергии.

Выстраивая стратегию развития области на долгосрочную перспективу, мы ориентируемся, прежде всего, на тех людей, которые здесь живут и не собираются покидать Север. Человека на земле держат дом, семья, достойные условия жизни.

Сегодня как никогда остро стоит проблема обеспечения людей нормальным жильем. Вместе с тем никто его не принесет на блюдечке. Региональная власть сегодня должна создать такие условия, при которых люди сами будут строить себе дома: выделять земельные участки, развивать вокруг этих участков соответствующую инфраструктуру, использовать различные финансово-кредитные схемы.

Программа социально-экономического развития Архангельской области на 2005-2008 годы, сокращенный проект которой сегодня представляется читателям, является первым шагом в реализации стратегии.

Непосредственно программная часть предваряется подробным анализом социально- экономической ситуации в регионе. Исходя из его результатов и необходимости решения поставленных задач была сформирована центральная часть Программы - система программных мероприятий. Она разбита по отраслям и секторам региональной экономики и социальной сферы, по территориям; увязана по источникам финансирования и срокам исполнения.

Теперь при формировании бюджетов в последующие годы мы будем иметь плановый документ, который позволит эффективно и целенаправленно использовать бюджетные средства.

Экономика

Отмаялись! (Лесные Новости)

В мае лесозаготовительные предприятия области увеличили вывозку древесины по сравнению с прошлым годом. На этот раз на 4,0% - до 269,5 тыс. кбм. По итогам пяти месяцев вывозка выросла на 1,5% - до 5257,8 тыс. кбм. Однако это почему-то не вызывает прилива оптимизма и уверенности в светлом завтра архангельского ЛПК. Да и основная прибавка в заготовке обусловлена выстроенной работой заинтересованных в сырье вертикально интегрированных холдингов.

По итогам января-мая с опережением графика прошлого года идут три крупнейших лесопромышленных холдинга - ГП Соломбальского ЛДК и Лесозавода № 3, "ИлимСеверЛес" и ЛПК "Северо-Запад". Остальные - с незначительным отставанием.

По-прежнему, за счёт целенаправленной политики открытия новых предприятий, увеличения объёмов арендованного лесфонда и модернизации лесозаготовительного производства, наибольшие темпы роста показывает котласская группа - "ИлимСеверЛес". За пять месяцев предприятиями группы вывезено 1387,5 тыс. кбм древесины, что на 15,8% больше, чем год назад. При этом майскую вывозку древесины предприятие увеличило аж на 50,3% - до 55,0 тыс. кбм.

Наибольшего роста добилось Комарово КЦБК (Красноборский район), вывезшее с делянок 133,5 тыс. кбм, или на 43,7% больше, чем год назад. Чуть меньший рост отмечен в ОАО "Комплекс" (Котласский район) и Ленском ЛП КЦБК (Ленский район). Эти два предприятия перекрыли прошлогоднюю вывозку на 37,6% и 32,3%, вывезя 99,9 тыс. кбм и 118,8 тыс. кбм соответственно.

Предприятия промышленной группы Соломбальского ЛДК и Лесозавода № 3 по итогам пяти месяцев увеличили вывозку древесины на 5,0% - до 557,7 тыс. кбм. Лидерами по темпам роста в этой группе являются два виноградовских предприятия - Конецгорский и Борецкий леспромхозы. Эти же два предприятия дали основную долю майской вывозки - на них приходится 5,8 и 5,7 тыс. кбм древесины соответственно, что составляет львиную долю всей вывозки группы.ИА REGNUM По итогам пяти месяцев Конецгорский леспромхоз вывез 124,2 тыс. кбм, что на 19,0% больше аналогичного показателя прошлого года, а их соседи из Сельменьги - 105,8 тыс. кбм, или на 15,0% больше прошлогоднего. К сожалению, с отставанием от прошлогоднего графика идёт самый механизированный леспромхоз области - "Светлозерсклес". Здесь по итогам пяти месяцев вывозка сократилась на 11,1% - до 142,8 тыс. кбм.

Остальные лесопромышленные группы вывозку древесины сократили. Девять предприятий ГК "Титан" за 5 месяцев вывезли 690,2 тыс. кбм, или на 7,1% меньше аналогичного показателя прошлого года. Лишь два предприятия группы - "Пинежьелес" и Сийский КЛПХ - сумели перекрыть показатели 2004 года. Первое вывезло с делянок 54,3 тыс. кбм (+5,0%), второе - 89,4 тыс. кбм (+20,0%) древесины. Наибольший спад вывозки - у ООО "Карпогорылес" - 29,1% (вывезено 80,1 тыс. кбм).

Чуть-чуть не дотянули до прошлогоднего графика предприятия ПЛО "Онегалес". Шесть предприятий группы вывезли 448,4 тыс. кбм древесины, что на 0,7% меньше аналогичного показателя прошлого года. Сократили вывозку древесины ОАО "Онегалес" - на 2,5% - до 166,2 тыс. кбм, Онежское лесосплавное предприятие - на 20,0% - до 67,0 тыс. кбм, "Ярнемалес" - на 6,9% - до 77,3 тыс. кбм.

Анализ приведённых данных показывает, что доля лесопромышленных холдингов в лесозаготовке по-прежнему остаётся очень высокой. В мае на долю ВИС пришлось 66,6% вывозки, или 179,6 тыс. кбм, что на 8,9% больше, чем в прошлом году. Однако с учётом задела, которого предприятия добились в первые месяцы, эта доля чуть выше - в январе-мае 69,8% древесины (3670,5 тыс. кбм, +4,0%) вывезено предприятиями, входящими в вертикально интегрированные структуры. Остальные ("неинтегрированные") предприятия области, наоборот, сократили вывозку на 4,3 тыс. кбм по итогам мая и на 64,4 тыс. кбм с учётом работы с начала года. Так что именно на холдингах сегодня держится развитие лесной отрасли региона.

Общество

Замки с туалетов снимут (Знамя)

В последние годы жители близлежащего к Красноборскому ДК дома возмущаются, и небезосновательно, поведением подростков, посещающих дискотеку и превращающих подъезды и прилегающую к зданию территорию в общественный туалет.

Как выяснилось, причина такого поведения молодёжи сокрыта не в падении нравов. Подросткам просто негде справить нужду - в ДК на летнее время закрывают туалеты. Вот и разбегается молодёжь в поисках отхожего места по окрестностям.

Может быть, противостояние жителей дома любителям танцев так и продолжалось бы, но, к удовлетворению тех и других, родительский патруль из работников администрации, дежуривший в эти выходные, обратил внимание на замок на двери туалета ДК. На еженедельной планёрке у главы администрации выяснилось, что так культработники поступают ежегодно. Дескать, молодёжь приносит на дискотеку множество напитков и по её окончание пустыми бутылками заставлен весь туалет, и для вывозки мусора нужно чуть ли ни спецрейс мусоровоза заказывать.

Однако такие доводы не были приняты во внимание, и представителю отдела культуры рекомендовано взять под личный контроль эту проблему.