Российский МИД делает хорошую мину при плохой игре: интервью зампредседателя комитета Госдумы по обороне Сергея Григорьева ИА REGNUM
Корреспондент ИА REGNUM обратился к Сергею Григорьеву с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг вывода российских военных баз из Грузии.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете сегодняшние взаимоотношения России и Грузии?
На протяжении последних 15 лет Россия сталкивается с явно недружественным отношением к себе со стороны Грузии. Я имею в виду руководство республики, грузинский парламент и те слои общества, которые можно назвать политически активными. Насколько я могу предположить, они стремятся получить некие дивиденды. От кого? От того, кто представляется им более сильным в настоящее время, то есть от объединенной Европы и от США. При этом не надо забывать о том, что большую роль в Закавказье всегда играла Великобритания.
Если вспомнить историю, Грузия как некий субъект международной политики и как государство (хотя о самостоятельности и субъектности этой страны можно говорить с большими натяжками) все время находилась под воздействием, вплоть до угрозы полного порабощения, Турции и Персии. Это была многовековая борьба за прилегающий к Каспию и Черному морю регион. Слабая Грузия, умолившая принять её под державную длань русского царя, никогда не была подарком для России. Для России - это лишняя головная боль, прямое соприкосновение и непосредственная возможность столкновения с Турцией и Персией. И взяли ведь Грузию под свою опеку! После этого грузины заняли достойное место в многообразии народов, населявших Российскую империю. Многие нашли себя в органах государственной власти, в армии, в экономике. В огромной стране они не потерялись, сохранили свое лицо. Так продолжалось и в советский период.
Позиция России в отношении Грузии была такой (к сожалению, не помню стихи дословно): "О, Грузия, страна садов! Цвети спокойно под сенью дружеских штыков." Русский штык - штык не завоевателя, а друга, взявшего на себя тяжелую обязанность охранять маленькую страну. А ты уж, пожалуйста, цвети. Мы с тебя обязательств не берём, не требуем ничего, но наши штыки тебя защищают. Вот суть отношения русских к маленькой стране Грузии на протяжении веков, начиная с Георгиевского трактата.
ИА REGNUM: А сейчас?
Повторяю, на протяжении последних 15 лет - колоссальное недружелюбие по отношению к России. И заявления о некоей своей самостоятельной политике. Вплоть до явно непродуктивных для Грузии и поддерживаемых извне требований спешно вывести российские базы.
Эти требования грузинского парламента, грузинского руководства раздавались в течение ряда лет. Известным результатом было заявление Ельцина на стамбульском саммите в 1999 году о том, что эти базы мы выведем. Произнесенное как перспективное намерение, а не обязательство, это высказывание Президента, на мой взгляд, было недостаточно продуманным. И исполнительные органы власти в России столкнулись с жестким требованием грузинской стороны вывести базы.
ИА REGNUM: Как, по-Вашему, Россия должна себя вести в этой ситуации?
Правильной линией было бы как можно меньше внимания обращать на эти требования и вести переговоры с грузинской стороной с иных позиций. По крайней мере, надо понимать, что базы небольшие по численности. Никакой военной угрозы Грузии они не несут, наоборот, они играют исключительно важную стабилизирующую роль во всем Закавказье самим фактом своего присутствия там. Одна из баз находится в районе Батуми - это регион, населенный аджарцами, территория Аджарии. Вторая база находится в Ахалкалаки - регионе, населенном армянами и граничащем с Арменией. Обе базы оказывают как стабилизирующее в военно-стратегическом плане влияние на этот регион, так и обеспечивают благосостояние местного населения. Значительная часть личного состава баз набрана из жителей этих регионов и получает денежное и другие виды довольствия в размерах, принятых в России, что позволяет поддерживать более-менее приличный уровень существования значительной части местного населения. И это предлагается убрать! Грузия на свою голову ищет проблем и приключений.
ИА REGNUM: Есть мнение, что как только наши военные базы покинут Грузию, на их место придут американские войска. Сейчас, по крайней мере, их там нет?
Американских баз в Грузии пока нет. Там работают американские советники, которые решают задачи по созданию грузинских вооруженных сил и их боевой подготовке по стандартам НАТО. Такая вот маленькая горная республика содержит собственные вооруженные силы. Порой об этом забывают, но содержать армию, авиацию и флот - дорогое удовольствие для любой страны. Грузинские вооруженные силы содержатся и оснащаются за счёт помощи со стороны.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете совместное заявление российского и грузинского министров иностранных дел, подписанное ими 30 мая в Москве, о сроках и условиях вывода российских военных баз из Грузии?
На протяжении последних месяцев, когда Грузией был остро поставлен вопрос о выводе российских баз, мы наблюдали постоянную сдачу российских позиций по линии МИДа. Заявления, что нам нужно 10, 7, 5 лет для вывода наших баз, что нужны большие затраты для обустройства наших военных на новом месте, что сам по себе процесс вывода исключительно сложный и большую нагрузку возлагает не только на военнослужащих этих баз, но и на всех тех, кто может быть привлечен для этого вывода, прежде всего, Черноморский флот, Северо-Кавказский военный округ, а также все военные органы управления вплоть до Генштаба, - забыты.
Задача очень непростая, принятые сроки вывода - жесткие. Ахалкалаки - это горный район, котловина среди гор, связанная несколькими труднопроходимыми для тяжелой боевой техники дорогами. Попробуйте вытащить оттуда десятки и сотни единиц танков, артиллерийских систем, другого вооружения и военной техники, переместить их несколькими видами транспорта в Россию!
Из заявления не видно, готова ли Грузия компенсировать России остающуюся там инфраструктуру. Полагаю, что нет. И полагаю, что министерство иностранных дел в лице господина Лаврова и не ставило перед собой такого рода задачи, - добиваться адекватной компенсации за оставляемую инфраструктуру, добиваться каких-либо компенсаций военнослужащим из местного населения, которые остаются там. А ничем не обоснованные "подарки" Грузии господин Лавров делает щедро - за счёт России, то есть, в том числе, и нас с Вами.
ИА REGNUM: Минфин Грузии некоторое время назад заявлял о требованиях к России выплатить компенсацию в размере 500 млн. долларов...
Да, за якобы имеющие место экологические проблемы, за пятое-десятое. Вообще говоря, руководство российского МИДа делает хорошую мину при плохой игре. Нас оттуда вытолкали взашей грузинские руководители, изображающие себя субъектами мировой политики, а министр иностранных дел говорит, что это хорошо. И напряжение всех сил военных, которые будут на своих плечах вытаскивать оттуда боевую технику, невзгоды офицеров и солдат, которых на новом месте дислокации ждут палаточные городки, техника, брошенная под открытым небом - это тоже хорошо. Устраивает вас такая логика? Меня такая логика не устраивает. Сам вывод баз с территории Грузии обойдется российскому бюджету в 9 млрд. рублей. У страны есть сейчас лишние деньги? Нет. Это все ляжет тяжелым бременем на бюджет министерства обороны, в том числе на решение проблем оснащения боевой техникой, боевой подготовки, улучшения социального положения военнослужащих.
А сколько стоит обустройство войск на новом месте? Сколько стоит разместить две базы на новых неподготовленных местах и обустроить их? Или есть уже подготовленные места? Уверяю вас, их еще нет. Мы проходили это в 90-х годах, когда боеготовые дивизии выводились из Германии и оказывались в чистом поле. Сотни и тысячи единиц техники бросались под открытым небом. Что становилось с этой техникой через год? Люди, - офицеры, солдаты, прапорщики и их семьи, - жили в палатках. Кто это учитывает? Эти люди - бросовый материал? Такие вопросы остаются за кадром, они не обсуждаются. Как любит говорить господин Лавров? "Партнеры", "пакеты", "конструктивное взаимодействие"?.. Это плохая и пустая замена принципиальному и последовательному созданию благоприятных внешних условий для развития страны, это плохая замена нормальному отношению к нашим людям и к тем, кто в других странах ещё симпатизирует России.
ИА REGNUM: Что получит Россия в результате данного соглашения?
Ничего мы от этого не получим, кроме ряда проблем. И Грузия ничего не получит, кроме дестабилизации обстановки. Они хотят жить в таких условиях? Пусть живут. Они являются в данном случае управляемой стороной. Глубоко убежден, что руководство Грузии действует не в интересах собственного народа в данном случае, а оказывается инструментом в решении гораздо более глобальных задач, связанных с этим стратегическим регионом Евразии.
Вместе с США?
Правильнее говорить, что США являются одним из важнейших глобальных игроков мировой политики. Но не они одни: США, Китай, Индия, объединенная Европа, другие. Страны, у которых есть собственная линия, свои ясно понимаемые цели развития, являются более или менее важными субъектами мировой политики. Они решают собственные задачи на том геополитическом пространстве, которое они в силах охватить своим влиянием. Так вот, американцы, англичане, объединенная Европа, тот же самый Китай преследуют свои цели в этом огромном регионе, который в последнее время стали называть Большим Ближним Востоком. Грузия, Азербайджан, ряд других стран региона могут только казаться самостоятельно действующими в Закавказье субъектами. А Россия? Её современная роль здесь, олицетворяемая действиями МИДа, более похожими на пассивное "стимул-реакция", никак не соответствует ни великой истории, ни подготовке к драматическому будущему.
Рассматривая Большой Ближний Восток, необходимо видеть и увидеть процессы, которые происходили там в последние годы. В качестве точки отсчета можно выбрать 11 сентября 2001 г., когда произошел террористический акт в Нью-Йорке. Как после этого стали развиваться события и какова обстановка там сегодня? Сначала ввод американских войск в Афганистан, потом - в Ирак. Давление на Иран, а затем и на Россию по вопросу строительства атомной электростанции в Бушере. Сирия, как одна из стран "оси зла", Турция, остро сталкивающаяся с курдской проблемой и граничащая с иракским Курдистаном. Раздираемый противоречиями послесаддамовский Ирак (север - Курдистан, юг - шииты, центральная часть - так называемый "суннитский треугольник"), весь бурлит после того, как Саддама Хусейна силой отстранили от власти. Процессу урегулирования в Ираке конца не видно. Иран стиснут с двух сторон американскими войсками. Создан бурлящий котел на Ближнем Востоке. Давление в котле растет, и это не может привести к благополучному, мирному, эволюционному развитию. Там сознательно и интенсивно создаются возможности для развития кризисных ситуаций.
И к этому региону с севера примыкают три республики - Азербайджан, Грузия и Армения. Дальше начинается наш Северный Кавказ. Почувствуйте ситуацию, ведь в геополитических масштабах всё это рядом с нами. В Грузии после так называемой "революции роз" возник не импульс для развития, для стабилизации обстановки во всем этом регионе, а база для дальнейшей раскачки военно-политической обстановки. Для нормального развития любой страны нужны хотя бы относительно спокойные отношения с соседями, которые позволяют последовательно и терпеливо решать существующие проблемы. А сегодня в регионе, который представляет собой лоскутное одеяло, сотканное из многочисленных политических, национальных, религиозных, социальных противоречий, ставятся вопросы, не являющиеся первостепенными, первоочередными.
Такие действия ведут только к дестабилизации этого пространства. А дальше в условиях хаотизации общественно-политической, экономической, социальной обстановки в этих регионах субъекты мировой политики будут добиваться своих целей. Развитие современной общественно-политической мысли достигло такого уровня, что свои геостратегические цели можно достигать не только привычным путем последовательного развития, но и в условиях планомерной управляемой хаотизации обстановки. Вызывает глубокую тревогу то обстоятельство, что действия российского МИДа на этом направлении не соответствуют масштабу и содержанию как обстановки, так и перспективных задач развития России. На других направлениях - то же.
ИА REGNUM: Сейчас уже практически решен вопрос о переброске части боевой техники нашей военной базы Ахалкалаки в Армению. Официальный Баку незамедлительно направил ноту протеста российскому послу в Азербайджане о недопустимости такого шага со стороны России. Как можно урегулировать этот вопрос, не осложняя отношений с Азербайджаном?
Армения - одно из немногих государств Закавказья, которое никогда не стремилось дистанцироваться от России, будучи зажатым между Турцией, Ираном, Азербайджаном, с которым совсем недавно закончилась война за Карабах. Хотя, конечно, не закончилась! Процесс размежевания не произошел, состояние войны и напряженности сохраняется. И, естественно, предположение о вывозе части нашей боевой техники в Армению вызывает негативную реакцию Азербайджана, чего МИД, конечно же, не ожидал(!) Как он на это откликнется, создавая нашей стране благоприятные внешние условия? Нигде об этом слова нет. Свои предположения оставлю при себе - в них для России ничего хорошего. Проблемы повисают в воздухе. Позиция, которую постоянно демонстрирует МИД - либо мы сдаем свои позиции в таком-то регионе, либо "оно само собой рассосется". Уверяю Вас, не рассосётся. Но спорадическим метаниям МИДа должен быть положен конец. Проблемы придется решать будущей России и будущему МИДу, правда, в гораздо более сложных условиях. И они будут решены.
Знаете, в международной политике не бывает абсолютно окончательных решений. Если сегодня Грузия добилась от руководства России заявления о поспешном выводе российских военных баз, то я скажу, что грузинское руководство не ведает, что творит. Да и нынешнее руководство России не вечно. Россия свое историческое существование сегодняшним днем не заканчивает, и к вопросам о влиянии в Закавказье мы еще вернемся, и вернемся гораздо скорее, чем об этом могут думать иные действующие политики. Вопрос остается открытым: Россия в Закавказье была века, Россия там будет века. Не силой оружия. Понимание того, что Россия - это Родина-мать, придёт к тем, кто сегодня не помнит родства или делает вид, что не помнит. Или к их детям.
Справка:
Сергей Григорьев - депутат Государственной Думы (фракция "Родина"), заместитель председателя комитета ГД по обороне, генерал-майор. Окончил Военную инженерную академию имени Ф.Э. Дзержинского и Военную академию Генерального штаба ВС СССР имени К.Е. Ворошилова. До избрания работал в Генеральном штабе ВС РФ.