Саратовские СМИ: власть собирает деньги на дороги, жители - на образование детей
Облдума и правительство области "скребут по сусекам", собирая деньги на строительство и ремонт дорог. Этим саратовский парламент занимался на прошедшей неделе, обсуждая поправки к бюджету области на текущий год. Вот что по этому поводу пишет газета "Богатей": "Изменения в областной бюджет этого года вносились, прежде всего, из-за задачи, поставленной Ипатовым - увеличить сумму денег, выделяемых на дорожное хозяйство. Но если в начале этой цели собирались достигнуть за счет сокращения расходов на социальные нужды, то в конечном варианте от этой идеи депутаты отказались. Все социальные статьи остались нетронутыми, кроме сокращения объемов субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. На этом решили сэкономить 100 миллионов, еще 100 нашли за счет сокращения расходов на аппарат управления и по отдельным распорядителям бюджетных средств, кое-что позаимствовали из Резервного фонда, 50 миллионов сняли с поддержки сельского хозяйства. Как пояснил спикер думы Павел Большеданов, селу эта скромная сумма не поможет, а часть дорог - отремонтируем. А губернатор добавил, что проблемами села он собирается заняться в будущем году. Кроме того, депутаты уточнили план доходов по нескольким налогам. Депутат Синичкин пытался увеличить на 25 миллионов финансирование работ на дорожно-транспортной сети Саратова, например за счет Усть-Курдюмской трассы, но губернатор предложил сделать это чуть позже, по итогам полугодового исполнения бюджета".
Газета "Неделя области" привлекает внимание читателей к проблемам экологической безопасности региона, что актуально уже многие годы - и после строительства Балаковской АЭС, и особенно после начала функционирования объектов в Горном и Шиханах: "В ноябре молодой самарец по имени Сергей показал стране, как легко можно взорвать ситуацию вокруг незначительного инцидента на Балаковской атомной станции. В одночасье смастеренный сайт "Авария!" наглядно продемонстрировал всю никчемность и пустоту разговоров о радиационной безопасности, о том, что у нас здесь все нормально, все тип-топ. Несколько строк о радиационном облаке, идущем в сторону Самары, посеяли панику чуть ли не по всему Поволжью: люди глотали йод в неимоверных количествах, наглухо закрывались в домах, отменялись занятия в вузах, школах и т.д. По словам заместителя председателя областной Думы Вячеслава Мальцева, примерно полтора года назад он инициировал разработку областной программы по радиационной безопасности. Проект программы был написан, неоднократно рассматривался на разного рода совещаниях и даже был подготовлен к представлению на суд областного правительства. Продравшись через несколько совещаний, разработчики (министерство ГО и ЧС, Центр санэпидемнадзора области, СГУ им. Чернышевского, комитет экологического контроля области и другие структуры) получили добро на включение проекта в повестку дня заседания облправительства в декабре 2004 года. Откуда его по непонятным причинам исключили аккурат накануне самого мероприятия. Программу пустили по новому кругу доработок и согласований. Обычно так делают, чтобы какой-то документ, что называется, "зарезать" и положить под сукно. Что с успехом и было сделано.
Как считают в управлении ГО и ЧС, практически все вопросы, отраженные в программе, отошли в введение федеральных властей. В итоге было решено оставить в документе всего один (!) пункт, касающийся пропаганды радиационной безопасности и обучения ее основам. Этот пункт, финансирование которого составляет 300 тыс. рублей, в результате мозгового штурма чиновников, сохранен путем включения в областную программу снижения рисков и последствий чрезвычайных ситуаций. Исполнителем его, кстати, как раз и является территориальный орган ГО и ЧС...
Как отмечает газета, "спасателей" сегодня волнует участившиеся в последнее время находки бесхозных источников радиационного излучения: "Только за два последних года в губернии найдено более 400 таких опасных штук. Последний раз три контейнера с оболочкой из обедненного урана откопали бомжи на одной из свалок Ленинского района и сдали в металлолом. Благо хозяин приемного пункта заметил знак радиационной опасности и забил тревогу. Правда, реакция на ЧП была далеко не оперативной. Да, органы ГО и ЧС, милиция, чиновники прибыли на место мгновенно. Да, о ситуации было незамедлительно доложено на всех уровнях. Ну а дальше? Начался поиск организации, которая бы взялась за обезвреживание и транспортировку опасного груза. Закончился он на спецкомбинате "Радон", который по роду деятельности занимается захоронением радиационных источников, а никак не их перевозками и обезвреживанием. Но предприятие взялось помочь. Все это время жители микрорайона ВСО, где обнаружили опасную находку, подвергались потенциальной опасности". Все эти нюансы может и должен учесть новый областной закон. Но он не принимается. Будет ли принят, и в каком виде - неизвестно.
А вот для населения области проблемы, волнующие депутатов, отошли на третий план. "До выпускных балов осталось совсем ничего. Обезумевшие родители уже скупили все ночные клубы города, все теплоходы, запасли шампанское и еду, - пишет газета "Толк". - В выпускном классе младшей сестры моей подруги хозяйственными работами по подготовке выпускного бала начали заниматься чуть ли не сразу же после новогодних праздников. Сегодня представительница родительского комитета счастливо потирает руки - сэкономили на шампанском почти тысячу рублей, на теплоходе - еще около трех. Кстати, скромненькая "Волга-2" обойдется родителям, желающим отправить детей на выпускную ночь подальше от города, в 10-12 тысяч рублей, солидный кораблик "Москва" тянет уже на 14-16 тысяч - это без еды, питья и охраны".
"С начала апреля идет набор в первые классы. Желание многих родителей дать своим детям достойное начальное образование часто входит в противоречие с другим желанием - обеспечить комфортные условия обучения. И речь не столько о повышенных учебных нагрузках, сколько о давлении кошельков "крутых" родителей на учебный процесс. Есть ли граница между качественным и элитным образованием? И надо ли ее искать в первом классе? - задается вопросом газета "Богатей" и далее пишет: "Злые языки говорят, что начальные классы в физико-техническом лицее (бывшей 13-й школе) открылись из-за того, что сначала одному депутату Госдумы, а затем еще одному высокопоставленному чиновнику нужно было отдавать в первый класс своих детей. И отдавать в самое лучшее место. Поэтому, мол, начальных классов там всего два и есть...
Попыток родителей влиять на процесс обучения не отрицают и в 1-й гимназии (бывшей 19-й школе). Рассказывает Елена Еськина, завуч начальной школы: Сейчас не государство стало заказчиком образования, а родители. У нас широкий спектр дополнительных образовательных услуг по просьбе родителей, которые за это платят. Второй язык у нас хотя и обязательный, но - за счет родителей. Есть примеры, когда родители пытаются диктовать свои условия учителю, считая себя хозяином этой жизни. Но преподавательский состав очень опытный, долго работающий. И они не позволяют так с собой разговаривать.
В гуманитарно-экономическом лицее дошло и до конфликта. "Недавно у нас в одном классе, - рассказывает директор ГЭЛа Инна Бондаренко, - было собрание: родителям не понравилась манера общения классного руководителя. Как обычно, класс разделился на тех, кто поддерживал учителя, и кто нет. Но в результате, и классный руководитель понял, в чем был неправ, и родители смирились. Хотя вообще-то нам проблемы с влиятельными родителями не знакомы. У нас, например, один пятый класс набрался из детей одиноких мам. Какой уж тут отбор по родителям!
...Что касается денег, то начальная школа будет стоить относительно недорого, - пишет далее корреспондент газеты "Богатей". - В опрошенных мною инновационных заведениях средняя ежемесячная сумма составила 350 рублей. Это обычно уборка и охрана школы, взносы в попечительский фонд, с помощью которого не только решаются хозяйственные проблемы, но и выплачиваются премии учителям и отличникам-ученикам. Возможны единовременные затраты на покупку формы, которая рассматривается как метод борьбы с социальным и финансовым неравенством учеников. В старших классах суммы, как правило, увеличиваются, потому что появляются дополнительные спецкурсы.
Инна Бондаренко считает, что в Саратове любой родитель, несмотря на уровень достатка, с любым ребенком может поступить в любой лицей, который ему нравится. Все дело в настойчивости и небольшой доле везучести. Впрочем, не все с ней согласятся. Например, если физико-технический лицей никогда не объявляет о наборе, значит, к ним попасть не так-то просто. Как минимум нужно пройти подготовительные курсы (как перед первым, так и перед восьмым классом), плата за которые составляет порядка 500 рублей в месяц. И это тоже плата за будущее качество образования", - делает вывод газета.
Газета "Саратовский расклад" уделяет внимание другой сфере образования - вузовской: "Время, когда по конкретной специальности студентов готовили один-два вуза в городе, кануло в прошлое. Сегодня спектр высших учебных заведений значительно расширился - в основном за счёт появления негосударственных институтов. Однако увеличение их количества зачастую не только не облегчает абитуриенту выбор, но, напротив, усложняет его.
По данным Центра региональных социологических исследований СГУ, подавляющее большинство молодежи видит в получении диплома гарантию жизненного успеха. На втором месте те, кто надеется на более высокую заработную плату за "диплом" в любой сфере деятельности. Примерно 40% поступающих рассчитывают во время обучения завязать полезные знакомства, наладить перспективные деловые связи.
Примерно 30% юношей честно признаются, что собираются продолжить образование, чтобы получить отсрочку от воинской службы. Стремление попасть в вуз сильнее у тех, чьи мамы и папы имеют высшее образование. Примерно 80% современных родителей готовы платить за образование детей даже больше, чем платят сейчас.
В том, что за образование придется платить, уверены 45% сегодняшних старшеклассников. При этом выпускники лицеев, гимназий и спецклассов чаще оказываются студентами вузов.
...В медицинском университете самый высокий конкурс по специальностям "стоматология" и "фармация". Стоимость обучения от 20-40 тысяч рублей в год. В Саратовском государственном социально-экономическом университете стоимость очного обучения на платной основе в прошлом учебном году составила от 15 до 40 тыс. рублей. Заочное обучение обошлось студентам в 12-25 тыс. рублей в зависимости от престижности специальности. В 2005 учебном году стоимость на заочном отделении вырастет до 25-42 тысяч в год. В этом учебном году в СГСЭУ самыми престижными и дорогостоящими, как и ранее, остаются факультеты "экономики и менеджмента" и "финансово-кредитный". 49500 рублей в год будет стоить обучение по следующим специальностям: "бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях", "налоги и налогообложение", "банковское дело", "финансовый менеджмент".