ИА REGNUM: Какие сейчас крупные инфраструктурные проекты реализуются в Азербайджане?
Министерством транспорта разработана и представлена на рассмотрение правительства Государственная программа по обновлению и развитию сети автомобильных дорог на 2005-2014 годы, которая предусматривает строительство, реконструкцию и восстановлению автодорог общего пользования, также программа по развитию транспортной системы Республики.
Первый этап реализации программы предусматривает реструктуризацию транспортного сектора. На втором этапе предусматривается решение задач развития транспортной системы, направленных на реализацию стратегических целей, которые непосредственно связаны с долгосрочными социально-экономическими и геополитическими приоритетами нашей республики. В настоящее время осуществляется большая работа по всем отраслям дорожно-транспортного комплекса для усовершенствования и развития транспортной инфраструктуры.
Ведется реконструкция Баладжарской пропарочной станции для промыва вагонов-цистерн, начаты работы по капитальному ремонту Бакинского железнодорожного вокзала со стороны Азербайджанской Государственной железной дороги (АГЖД). Осуществляются меры по капитальному ремонту железнодорожных путей. По заказу Каспийского Государственного Морского Пароходства на судостроительном заводе "Красное Сормово" РФ идет строительство танкера с дедвейтом 13,4 тыс. тонн, завершение которого намечается к сентябрю. Подписан контракт по строительству еще двух танкеров с дедвейтом 13,4 тыс. тонн.
Недавно сдан в эксплуатацию грузовой терминал в Бакинском международном аэропорту. Начаты работы по реконструкции Гянджинского аэропорта и приобретению новых грузовых и пассажирских самолетов для пополнения парка воздушных судов. Продолжается строительство Бакинского международного автовокзального комплекса за счет средств частной компании. Будет сдан в эксплуатацию завод международного стандарта по производству дорожных структур. На международных транспортных коридорах, проходящих по территории Азербайджана, осуществляются работы по реконструкцию автомобильных дорог. На участке Баку-Аляты автомобильной дороги Баку-Аляты-граница Грузии, на участке Гянджа-Газах автомобильной дороги Баку-Аляты-Газах-граница Грузии, на участке Баку-Сумгаит автомобильной дороги Баку-Худат-граница России идут работы по реконструкции.
Азербайджан по своему географическому местоположению находится на пересечении двух крупнейших транспортных коридоров. Участие Азербайджана в этих коридорах оказывает поддержку независимости республики путем увеличения возможности ее выхода на Европейские и мировые рынки через альтернативные транспортные маршруты. ТРАСЕКА является одним из самых кратких маршрутов из Европы в Азию. По сравнению с 1999 годом объем перевозок по коридору ТРАСЕКА увеличился 1,7 раз, а транзит по данному коридору - в 2,4 раза.

ИА REGNUM: Каков объем инвестиций в транспортные коммуникации страны?
Для реализации проектов, предусмотренных Государственной программой развития регионов (на период 2004-2008 гг.) по развитию дорожно-транспортного комплекса в ближайшие 4 года потребуется инвестиции около 1,5 млрд. долл.
В транспортную инфраструктуру Азербайджана уже вложено более полумиллиарда долларов, учитывая инвестиции международных институтов и собственные средства государства. Наши подсчеты показали, что на восстановление только автодорог до 2008 года потребуется свыше 800 млн. долларов. Такова плата за годы безвластия и кризиса. Теперь, когда прошло десять лет с момента установления в Азербайджане четко функционирующей системы, мы, наконец, добрались и до дорог.
Большая часть инвестиций идет извне. Это позволяет нам использовать ресурсы таких международных проектов, как ТРАСЕКА (Великий шелковый путь), в них принимают участие Исламский банк развития, Всемирный банк, ЕБРР, Кувейтский фонд развития и Фонд Абу-Даби.
Имеются много кредитных предложений для финансирования работ по реабилитации и восстановлению автодороги "Север-Юг" со стороны ЕБРР, Чешского Экспортного Банка, Иранского Банка Развития и Экспорта, Всемирного Банка, Азиатского Банка Развития и банков Ирана, Франции, Германии.

ИА REGNUM: На какой стадии реализация проекта "Север-Юг"?
В декабре 2001 года Азербайджан официально обратился в МИД Ирана - страны депозитария за получение членства коридора "Север-Юг". В феврале 2005 года Азербайджан получил согласие сторон Соглашения о принятии в коридор. Этот коридор сокращает время транспортировки грузов из Северной Европы в Южную Азию как минимум на 10 суток (путь морем через Суэцкий канал занимает 35 дней, а по коридору "Север-Юг" 20-25 дней). Коридор рассчитан на перевозку 15-20 млн. тонн грузов в год, но его грузооборот можно довести и до 50 млн. тонн. Пока же его достижения гораздо скромнее - порядка 5 млн. тонн грузов в год.
Эксплуатация железнодорожного участка транспортного коридора "Север-Юг", проходящего по территории Азербайджана позволит сократить время транспортировки грузов на 5-7 дней по сравнению с транспортировкой через Каспий. Ожидается, что в первый год функционирования этого участка по нему будет перевезено 5 млн. тонн, а в дальнейшем - до 20 млн. тонн в год. Участие Азербайджана в транспортном коридоре "Север-Юг" создаст новые возможности для сотрудничества со странами Персидского залива и Индийского Океана в области транзитных перевозок и международной торговли.

ИА REGNUM: Насколько реален проект строительства железнодорожной магистрали из турецкого города Карс в грузинский Ахалкалаки в обход заблокированных маршрутов через Армению?
Вполне реален, и для нас это просто необходимо. В первый год после пуска этого маршрута ожидается прохождение 5 млн. тонн грузов по коридору. Грузия активно принимает участие в этом процессе, в начале месяца турецкий министр обсудил данный вопрос в Тбилиси. Подписан трехсторонний азербайджано-грузино-турецкий протокол. Турция определила, что 62 км полотна пройдет до границы с Грузией и 30 км собственно по территории Грузии. На строительство этой магистрали потребуется 400 млн. долларов. Если этот коридор будет задействован, то мы будем иметь выход железнодорожных сообщений на Турцию и дальше.

ИА REGNUM: Как развивается железнодорожный транспорт и какие вы видите первоочередные задачи?
Вообще-то, Азербайджану досталось неплохое наследство от времен советского Азербайджана, 70 процентов железнодорожных магистралей автоматизированы и электрифицированы. За последние годы мы взяли кредит у ЕБРР на 20 млн., из них 17 млн. вложили в реабилитацию железнодорожных путей. Построили 60 км новых дорог, приобрели две современные машины австрийского производства, собираемся взять еще 30 млн. и вложить их в локомотивное хозяйство.
Следует отметить, что для повышения конкурентоспособности ТРАСЕКА в азербайджанской части коридора к транзитным грузоперевозкам применяются тарифные скидки - на железнодорожные перевозки от 20 до 50 проц. Бывают и проблемы в перевозках, не связанные прямо с нашей деятельностью. Например, события в Грузии в конце 2003 - начале 2004 годов, а также проводимые проверки в начале 2005 году в связи с обнаружением несоответствия в перевозочных документах, отрицательно повлияли на показатель объема перевозок грузов, следующих в направлении Грузии. Однако руководство Министерства транспорта и АГЖД провели соответствующие работы с основными грузоперевозчиками по увеличению объема перевозок по маршруту Азия-Европа.
Сейчас осуществляется ускоренная маршрутная перевозка нефтепродуктов из основных терминалов Азербайджана до границы Грузии за 16-18 часов. Кроме того, проводятся работы по реконструкции пропарочной станции Баладжары для более качественной промывки нефтеналивных цистерн в целях увеличения объема перевозки нефтепродуктов.

ИА REGNUM: Какова доля грузоперевозок на Каспии выпадает на морские порты Азербайджана?
Можно сказать, что основная часть, где-то 90 процентов. У нас даже по Черному морю плавает 27 танкеров. На Каспии мы практически являемся монополистами. Еще при советской власти на Бакинское морское пароходство равнялся астраханский флот.