"КоммерсантЪ" рассказывает, что в распоряжении издательства оказался ответ первого заместителя Генпрокурора РФ Юрия Бирюкова на обращение губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева в связи с делом о незаконном отчуждении госсобственности на Новомирском горно-обогатительном комбинате (ГОК). Г. Ходырев просил Генпрокуратуру проверить законность расследования, доказывая, что в деле никак не может быть замешана его супруга Гуля Ходырева.

Ю. Бирюков ответил губернатору, что претензий к следствию у Генпрокуратуры нет, как нет и оснований, препятствующих допросу в рамках дела Г. Ходыревой. ГОК учрежден в 2002 году и разрабатывает единственное в регионе крупное месторождение нерудных материалов и 51% его акций на момент учреждения принадлежал обладминистрации. В 2003 года распоряжением регионального правительства он был передан в оперативное управление Главному управлению дорожного и транспортного хозяйства (ГУДТХ) области. Незадолго до передачи акций, якобы, без санкции обладминистрации была проведена дополнительная эмиссия акций ГОКа. В результате доля области в ОАО уменьшилась до 25,5%. В мае 2004 года прокуратура Нижегородской области заявила, что незаконная допэмиссия акций вывела из государственной собственности имущество на 28 млн. рублей.

Облпрокуратура возбудила уголовное дело по факту незаконного отчуждения "областной" доли в имуществе ГОКа. Для предварительного следствия дело было передано в следственный отдел областного УФСБ.

В рамках расследования был задержан и арестован экс-директор ГУ ДТХ Олег Захаров. Ему и его бывшим заместителям было предъявлено обвинение в преступлениях, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ. В марте 2005 года появились слухи, что арестованные дают показания против Г. Ходыревой, которую, якобы, могут объявить организатором преступной группы.

С октября 2001 года по октябрь 2004 года Г. Ходырева возглавляла управление общественных связей в администрации губернатора Геннадия Ходырева, но ее влияние не ограничивалось полномочиями начальника управления. Г. Ходырева получила огромное влияние на кадровую политику регионального правительства и на стратегию управления облсобственностью.

В октябре 2004 года Г. Ходырева ушла в отпуск по уходу за сыном, но ее неформальное влияние на происходящее в регионе сохранилось.

В марте представители следствия в телефонном разговоре сообщили супруге губернатора, что она является подозреваемой по уголовному делу о незаконной эмиссии акций Новомирского ГОКа и приглашается для дачи показаний в следственный отдел УФСБ. Г. Ходырева сразу же отбыла на лечение в Москву.

В марте Г. Ходырев апеллировал в Генпрокуратуру РФ, доказывая, что пост, занимаемый его супругой, никак не был связан с управлением Новомирским ГОКом, а претензии к ней носят чисто политический характер.

Ю. Бирюков отмел все подозрения о политической ангажированности сотрудников УФСБ поскольку расследуемое преступление не обусловлено обстоятельствами, связанными с занимаемой Г. Ходыревой должностью начальника управления общественных связей. Ю. Бирюков отметил, что оснований, препятствующих вызову Г. Ходыревой в следственный отдел и допросу, нет. Из письма неясно, является ли она свидетелем или подозреваемым.

Источник, близкий к экс-директору ГУДТХ О. Захарову, заявил, что от О. Захарова действительно добиваются показаний против Г. Ходыревой.

В УФСБ по Нижегородской области вчера отказались как-либо комментировать дело.

Г. Ходырева по-прежнему находится в московской больнице и недоступна для журналистов.

Представители УФСБ по Нижегородской области 17 марта провели выемку из сейфа Г. Ходыревой в одном из нижегородских банков. Целью выемки было "отыскание и изъятие предметов и документов, имеющих значение" для уголовного дела. Из сейфа изъято 96 ювелирных изделий - браслеты, кольца и серьги из "металла желтого цвета" с многочисленными "прозрачными камнями".