Британские репортеры попытались купить в Приднестровье радиоактивные ракеты. Россия инспектирует свои склады с вооружением в Приднестровье. После почти годового перерыва состоятся пятисторонние консультации по приднестровскому урегулированию. "Семь шагов" Украины по урегулированию приднестровского конфликта внимательно изучаются. Президент Румынии представил свой вариант решения приднестровского конфликта. Президент Молдовы предложил провести саммит четырех европейских организаций. Украина согласилась создать совместные с Молдовой таможенные посты. "Слишком колючий букет для Москвы и Берлина". Збигнев Бжезинский: "Россия не имеет никакого права сохранять мафиозный анклав на территории Молдовы". Молдавские крестьяне намерены подать иск в Европейский суд против России. Посол РФ: "Любые попытки урегулировать приднестровский конфликт без участия России или путем выдвижения требований к ней малопродуктивны".

Британские репортеры попытались купить в Приднестровье радиоактивные ракеты

"Советская сепаратистская республика предлагает на продажу радиоактивные ракеты" - статья, опубликованная под таким заголовком в газете "The Sunday Times", была перепечатана официальной молдавской прессой и изложена информационными агентствами республики на прошедшей неделе. Как говорится в статье, три радиоактивные ракеты, способные заразить центр целого города, были предложены корреспонденту, который представился посредником исламских террористов. Ракеты "Алазань", имеющие радиус действия 12,8 километра, находятся среди 50 тысяч тонн оружия, оставленного на складах в сепаратистской Приднестровской Республике "при выводе российской армии по окончании холодной войны". Эти боеприпасы были предложены за 500 тысяч долларов репортеру, который, представившись членом вооруженной группировки в Алжире, связался с высокопоставленным представителем приднестровской "тайной полиции". Последний связался с продавцом оружия, который назначал журналисту встречи на одном из мостов через Днестр, а потом в одной из гостиниц Республики Молдова. На первой встрече, состоявшейся два месяца назад, продавец сообщил, что стоимость одной ракеты - 200 000 долларов, и предложил проверить боеприпасы при помощи счетчика Гейгера, чтобы "удостовериться в том, что боеголовки содержат радиоактивный стронций и цезий". В прошлом месяце сотруднику издания сообщили, что он должен перевести 2 000 долларов на банковский счет на Кипре, прежде чем проверить радиоактивное содержание ракеты. Позже продавцы затребовали 8 000 долларов за поддельные документы, которые позволят перевезти ракеты через границу с Украиной. Получить ракету после уплаты оставшейся части суммы можно было в аэропорту на юго-западе Украины. На позапрошлой неделе продавец сообщил, что условия сделки изменились: "Мои люди хотят продать три ракеты за 500 000 долларов". Если условия будут приняты, продавец пообещал переправить ракеты на Украину на следующий день. "The Sunday Times" отмечает, что газета вышла из переговоров о покупке после того, как доступ к оружию был подтвержден.

Как сообщили газете эксперты, ракеты "Алазань" первоначально предназначались для использования противоградовой службой Советского Союза. Эти установки могут излучать радиацию в радиусе 32 км. Хотя, отметили эксперты, непосредственно от действия ракет погибло бы мало людей, такие установки вызывают панику и серьезные разрушения. Для проведения дорогостоящих операций по устранению последствий потребовалось бы эвакуировать целые регионы. "Воздействие на психику может быть губительным, а экономический ущерб оценивается в миллионы фунтов стерлингов, - сказал консультант "Jane's Information Group" Энди Оппенхаймер. - Ракеты "Алазань" могут представлять особый интерес для террористов, выбравших своей мишенью объекты с высокой степенью безопасности".

В Приднестровье опровергли информацию британского издания. 11 мая официальное тираспольское информагентство привело мнение ведущего специалиста республиканского промышленного комплекса ПМР В. Каспревича. Он назвал "чудовищной ложью" информацию о предложении приднестровцев купить "радиоактивные ракеты "Алазань" дальнего действия". В. Каспревич признал, что ракеты "Алазань" у Приднестровья есть, но с истекшим сроком годности. Эксперт отметил, что "Алазань" - это сугубо метеорологическая ракета, предназначенная для единственной цели - борьбы с градом. Он сообщил, что ракеты "Алазань", которыми располагает Приднестровье, имеют дальность действия не более 3 километров. "Градобойная служба у нас по сей день числится, однако она фактически уже не существует - из-за отсутствия ракет. Мы их не можем получить, а старые вышли из строя по сроку годности", - сказал эксперт. Он отметил, что единственное предприятие, которое выпускало градобойные ракеты, находилось в Туле.

Комментируя возможность продажи этих ракет, эксперт отметил, что Приднестровье с удовольствием продало бы их Бразилии. "Они и сейчас готовы их закупить, только вот в наших ракетах, которые у нас остались, сроки истекли, и наши службы не имеют полномочия их продлить, здесь нужно вызывать туляков, они проверяют выборочно и дают еще полсрока, четверть срока - в зависимости от того, в каком они состоянии. У наших же ракет сроки полностью истекли", - цитирует В. Каспревичв "Ольвия-пресс".

Комментируя публикацию британского издания, В. Каспревич отметил, что ее главная задача - сформировать информационный фон, на котором легко было бы оправдать меры силового воздействия на ПМР. "Человека, который поверил бы в историю про радиоактивные "Алазани", в мире нет, - заявил эксперт. - Мы можем предположить, для чего эти слухи распускаются. В Ираке все знали, что нет оружия массового поражения, но именно под этим предлогом Ирак разбомбили. Теперь говорят, что мы не нашли, мы извиняемся, но Ирак не освобождают. По этим материалам ("The Sunday Times" - прим. "Ольвия-пресс") у меня сложилось мнение, что нас ожидает та же участь. Это "утка" запущена в прессу только с одной целью - оправдать будущую агрессию, и вписывается в систему информационного, политического и экономического давления на Приднестровье, автором и вдохновителем которого является президент Молдовы Владимир Воронин".

В. Каспревич отметил, что с помощью подобных публикаций Приднестровью пытаются создать имидж террористического анклава: "Сейчас модна борьба с терроризмом, и этим пытаются воспользоваться противники республики. Хотя на самом деле целями этой борьбы становится кто угодно, кроме террористов. Террористов, как правило, и не трогают".

Эксперт подчеркнул, что из Приднестровья любой товар можно вывезти только через Молдову или Украину: "Нас обвинять можно, но как мы торгуем? У нас что, есть космодром? Мы через спутники торгуем или через Украину и Молдову?" Видимо, авторы таких публикаций рассчитывают на то, что западный читатель просто не знает и не обратит внимания на такую "мелочь", как особенности географического положения Приднестровья, замечает "Ольвия-пресс".

Агентство напомнило, что информация о "грязных" бомбах из Приднестровья уже появлялась на страницах западной прессы. Американское издание "The Washington Post", которое не брезгует публикацией непроверенной информации и "черного" пиара, в конце 2003 года распространило материал о пропаже в Приднестровье 38 радиоактивных ракет "Алазань". Издание предполагало, что ракеты могли попасть в руки террористов. Позже госдепартамент США опроверг эту информацию, заявив, что не располагает фактами, которые подтверждали бы пропажу "Алазаней" и переделку их в радиоактивное оружие. Тем не менее, требуемый эффект был достигнут, имидж Приднестровья и России, со складов которой якобы пропали боеприпасы, был подпорчен. Очевидно, что у публикации в "The Sunday Times" те же цели и те же заказчики, считает "Ольвия-пресс".

12 мая молдавские СМИ сообщили, что Генеральная прокуратура Республики Молдова начала уголовное преследование сотрудников министерства государственной безопасности непризнанной Приднестровской Республики по факту попытки продажи ракет "Алазань" с ядерными боеголовками. Заместитель генерального прокурора Валериу Горбуля сообщил для "БАСА-пресс", что "уже разработан план действий по уголовному преследованию и оперативно-следственных мер для сбора улик, выявления преступников и их привлечения к уголовной ответственности". По его словам, соучастникам может быть предъявлено обвинение в предоставлении радиоактивных материалов террористам для дальнейшего использования при совершении террористических актов, а также в приобретении, отработке и хранении радиоактивных материалов. Как подчеркнул Горбуля, несмотря на то, что официальный Кишинев не контролирует левобережную территорию Днестра, "прокуратура располагает рычагами для выявления и привлечения к ответственности этих людей, в том числе путем их объявления в международный розыск".

Несколько раннее молдавские газеты перепечатали опубликованные в российском "Политическом журнале" интервью и воспоминания военного коменданта Бендер, соратника генерала Александра Лебедя Михаила Бергмана. По его словам, с приднестровских складов в Колбасне исчезли пусковые установки и две тактические ракеты с боеголовками - имитаторами ядерного взрыва. После этих публикаций министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдовы направило ноту МИД РФ с требованием провести расследование этого случая.

"Насколько я понимаю, английские журналисты в Приднестровье не увидели ни одну ракету, ни одну боеголовку. Не увидели они и радиоактивных веществ, не получили никаких данных от счетчика Гейгера. Кажется, они дали деньги, но что они получили за эти деньги - не совсем ясно. Мы узнали, что в регионе есть мошенники или жулики в темных очках и черных пиджаках", - заявил 12 мая глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл, комментируя публикацию в английском издании "The Sunday Times". В своей скандальной статье английские журналисты утверждают, что им пришлось выложить порядка 10 тыс. долларов, чтобы выйти на неких "торговцев оружием" в Приднестровье и только начать переговоры о сделке. Но поскольку мошенники продолжали вымогать все новые суммы денег, от дальнейшего "расследования" журналистам пришлось отказаться и довольствоваться лишь теми сомнительными сведениями, которыми их с готовностью снабжали неизвестные, цитирует Хилла "Ольвия-пресс".

Глава миссии ОБСЕ отметил, что заявления о ракетах "Алазань", снабженных боеголовками с радиоактивными материалами, появляются не в первый раз. "В течение 10 лет такие слухи и такие заявления повторялись. Такие заявления были представлены нам и представителям других государств, расследованы представителями других государств, и нам всем не удалось найти эти ракеты с так называемыми "грязными" боеголовками", - сказал Уильям Хилл на пресс-конференции, состоявшейся 12 мая в кишиневском офисе ОБСЕ.

Россия инспектирует свои склады с вооружением в Приднестровье

Комиссия министерства обороны Российской Федерации во главе с генералом Валерием Евневичем находится в приднестровском регионе Республики Молдова с целью инспектирования войск и вооружения, дислоцированных в регионе. Как сообщают российские СМИ, инспекцию проводят российские военные без участия ОБСЕ и Кишинева. В посольстве России в Кишиневе утверждают, что им ничего не известно об этой инспекции, передает "БАСА-пресс". Ранее Тирасполь заявлял о предстоящей встрече Евневича с главой миссии ОБСЕ в Республике Молдова Уильямом Хиллом; в миссии эту информацию агентству не подтвердили.

Комиссия прибыла в Кишинев после того, как 29 апреля министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова направило ноту министерству иностранных дел Российской Федерации с требованием принять конкретные меры для проведения оперативного расследования фактов исчезновения вооружения из Приднестровья, сообщает "БАСА-пресс". Кишинев заявил также о необходимости незамедлительной организации международной инспекции на складах вооружений в Колбасне, а также о необходимости возобновления и завершения в сжатые сроки процесса вывода вооружения с территории Республики Молдова. На седьмой конференции по оценке Договора о нераспространении ядерного оружия, состоявшейся 6 мая в ООН, Молдова призвала направить международную миссию для проверки российских военных складов в Колбасне.

Генерал Евневич был командующим Оперативной группы российских войск в Приднестровье до 2002 года. Российские и тираспольские СМИ неоднократно обвиняли его в изъятии и несанкционированном использовании боеприпасов, хранящихся в регионе, напоминает "БАСА-пресс".

Тирасполь запретил представителям миссии ОБСЕ посещать военные склады в Кобасне, сообщает REPORTER.MD. Глава миссии ОБСЕ в РМ Уильям Хилл заявил 12 мая на пресс-конференции, что получил ранее разрешение министерства обороны России на посещение складов, но в 10 мая вечером приднестровские власти проинформировали миссию о том, что не разрешат визит, поскольку считают его неадекватным.

По словам Хилла, склады не инспектировались представителями ОБСЕ больше года, а с 2004 года и до настоящего времени миссия пополнилась несколькими новыми сотрудниками, которые должны были ознакомиться с процедурами и вопросами, касающимися этих складов, сообщает REPORTER.MD.

Представители миссии ОБСЕ отказались от идеи посетить склады, но 12 мая встретились с главой Оперативной группировки российских войск, генералом Сергеевым. Уильям Хилл выразил сожаление по поводу поведения приднестровских лидеров, подчеркнув, что оно противоречит заявлениям лидера ПМР Игоря Смирнова, который обещал проявлять транспарентность и сотрудничать с посредниками и призывал провести мониторинг приднестровского участка молдавско-украинской границы и военно-промышленного комплекса в регионе. "В этих условиях мне будет очень трудно убедить страны ОБСЕ в том, что группе международных инспекторов будет обеспечен доступ в регион и им будет позволено проинспектировать или провести мониторинг военных объектов", - заявил Хилл на пресс-конференции.

Председатель комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации Константин Косачев предложил решение проблемы российского военного присутствия в восточных районах Республики Молдова. Российские и румынские СМИ привели мнение Кросачева о том, что для решения проблемы российских войск, дислоцированных в приднестровском регионе, России не обязательно эвакуировать их оттуда. Российские солдаты могут остаться и впредь на левом берегу Днестра под натовским мандатом. Такой вариант, считает парламентарий, возможен в условиях более тесного сотрудничества между Россией и Организацией Североатлантического договора. Ранее Косачев заявлял, что роль примерно 2000 российских военнослужащих, расквартированных в приднестровском регионе Республики Молдова, сводится исключительно к охране российских армейских складов в Колбасне, напоминает "БАСА-пресс". Он подтвердил позицию ряда московских официальных лиц, согласно которой России нежелательно выводить свои войска с территории бывших советских республик. Руководство Республики Молдова занимает в вопросе о российском военном присутствии в "сепаратистском анклаве" диаметрально противоположную позицию и настаивает на незамедлительном и безоговорочном выводе российских войск и вооружения в строгом соответствии с резолюциями ОБСЕ и других международных форумов.

После почти годового перерыва состоятся пятисторонние консультации по приднестровскому урегулированию

Посредники в урегулировании приднестровского конфликта - представители Молдовы, Приднестровья, России, Украины, ОБСЕ - соберутся 16-17 мая в Виннице. Намечено обсудить возможность расширения переговорного формата за счет привлечения ЕС, США и Румынии, а также возобновления переговоров. Как сообщили агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" в министерстве реинтеграции РМ, Молдову на переговорах будет представлять руководитель этого ведомства Василе Шова. По информации "Ольвии-пресс", со стороны ПМР в консультациях примет участие министр иностранных дел непризнанной республики Валерий Лицкай.

Винницкие консультации проводятся по инициативе посредников - России, Украины и ОБСЕ. Официальный Кишинев считает, что в Виннице не могут обсуждаться перспективы возобновления переговорного процесса по приднестровскому урегулированию - о возобновлении этого процесса пока речи не идет. Глава миссии ОБСЕ в РМ Уильям Хилл заявил на пресс-конференции 12 мая, что в Виннице планируется обсудить предложение Кишинева об изменении формата переговоров и включении в него ЕС, Румынии и США. Он напомнил, что ОБСЕ согласна на такое расширение формата, однако необходимо согласие всех сторон, передает "НОВОСТИ-МОЛДОВА". В пятисторонний формат входят Молдова, Россия, Украина, ОБСЕ и Тирасполь. Президент Владимир Воронин не раз выступал за полное исключение из переговорного формата приднестровской стороны, напоминает агентство. Официальный Тирасполь неоднократно заявлял, что Приднестровье готово к возобновлению равноправного диалога с Кишиневом, напоминает "Ольвия-пресс". Переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем был остановлен в прошлом году односторонним решением молдавской стороны. Власти Молдовы отказываются от диалога с руководством Приднестровья.

11 мая в МИД Великобритании прошли российско-британские рабочие консультации по проблематике приднестровского урегулирования. Обсуждались перспективы возобновления политических переговоров. Об этом РИА "Новости" сообщили в департаменте информации и печати МИД РФ. "В ходе консультаций участники обменялись мнениями о современной ситуации в регионе и обсудили различные варианты содействия со стороны международного сообщества скорейшей нормализации диалога между Кишиневом и Тирасполем, а также перспективы возобновления политических переговоров, на которых Молдова и Приднестровье при содействии посредников смогли бы продолжить конструктивный поиск устойчивой и всеобъемлющей модели урегулирования", - отметили в МИД РФ. С российской стороны в консультациях принял участие посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин.

"Семь шагов" Украины по урегулированию приднестровского конфликта внимательно изучаются

Москва внимательно изучит план урегулирования приднестровского конфликта, подготовленный Украиной. Об этом говорится в сообщении департамента информации и печати МИД РФ по итогам встречи посла по особым поручениям МИД России Игоря Савольского с первым замминистра иностранных дел Украины Владимиром Огрызко. "Огрызко дал пояснения по подготовленному украинской стороной Плану урегулирования приднестровской проблемы. С российской стороны приветствовалась активизация Украины как страны-гаранта и посредника в конфликте, и было заявлено, что данный план будет внимательно изучен", - цитирует сообщение РИА "Новости".

Также состоялась встреча первого заместителя министра иностранных дел России Валерия Лощинина с Огрызко. "В ходе состоявшейся беседы были предметно обсуждены такие важные аспекты развития российско-украинского стратегического партнерства, как вопросы политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества", - говорится в сообщении МИД России. В нем отмечается, что особое внимание стороны уделили реализации заявления президентов России и Украины о создании Российско-украинской межгосударственной комиссии, которая среди прочих вопросов будет заниматься и приднестровским.

Озвученные на кишиневском саммите ГУУАМ семь предложений Украины по урегулированию приднестровского конфликта обсудили 10 мая в Киеве спецпредставитель Евросоюза в Молдове Адриаан Якобовиц де Сегед и секретарь совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Петр Порошенко, пишет "Время". "Украина готова к активному и конструктивному взаимодействию с Европейским Союзом в урегулировании приднестровского конфликта", - заверил Петр Порошенко, который представил послу ЕС подробные разъяснения инициатив Киева. После первого знакомства с украинскими предложениями господин да Сегед заявил газете "Время", что они требуют внимательного изучения, "чтобы узнать, где находится дьявол". Как подчеркнул секретарь СНБО в беседе с послом ЕС, "сотрудничество Евросоюза и Украины в разрешении приднестровского вопроса должно базироваться на паритетном и регулярном обмене информацией, а также на интенсивном двухстороннем диалоге с ЕС по данной проблематике", сообщает РИА "Новости".

Накануне П. Порошенко побывал в Кишиневе. Темой его встречи с президентом Ворониным также были "семь шагов" президента Украины Виктора Ющенко по Приднестровью, пишет "Время". Вероятно, секретарю СНБО удалось развеять сомнения молдавского лидера относительно украинских предложений. После встречи с Порошенко Владимир Воронин собрал руководителей парламентских фракций, ответственных работников правительства и администрации президента и обсудил с ними перспективы урегулирования приднестровского конфликта.

Президент Румынии представил свой вариант решения приднестровского конфликта

В ближайшее время может быть достигнуто соглашение о практическом участии Румынии в решении приднестровского конфликта, сообщают румынские СМИ. Президент Румынии Траян Бэсеску представил по завершении саммита Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, который состоялся 11 мая в Бухаресте, предложение по урегулированию приднестровского конфликта, сообщает REPORTER.MD. Бэсеску высказался за эвакуацию с территории РМ иностранных войск, которые являются "зонтом незаконного режима", и за обеспечение безопасности на молдавско-украинской границе. На состоявшейся после саммита пресс-конференции Бэсеску заявил, что для решения приднестровского конфликта необходимы варианты европейского типа, а не "суррогаты".

Он выразил несогласие с предложением, с которым президент Украины Виктор Ющенко выступил на саммите ГУУАМ в Кишиневе. Предложение касалось необходимости проведения выборов в приднестровский Верховный совет под мониторингом международных наблюдателей. Президент Румынии отметил, что в этом регионе нельзя проводить выборы, чтобы найти переговорщика для РМ, а приднестровский регион "надо вернуть под политическую власть Кишинева", пишет REPORTER.MD.

Траян Бэсеску представил свой вариант решения приднестровского конфликта, состоящий из трех шагов. Он уточнил, что главным шагом является эвакуация войск иностранного государства с территории РМ. Во-вторых, по мнению Бэсеску, необходимо обеспечить безопасность на границе. "Если эти шаги будут реализованы, я вам гарантирую, что группа Смирнова не протянет больше месяца", - заявил президент Румынии. Он уточнил, что этой точки зрения он будет придерживаться во всех дискуссиях на внешнем уровне, в том числе с президентом США Джорджем Бушем и лидерами Европейского Союза. Бэсеску добавил, что не отступится от этих предложений, так как в этом случае он нарушит европейские принципы, информирует REPORTER.MD.

"Такова официальная позиция Румынии. Сейчас необходимо особое отношение к Молдове, и Румыния будет безоговорочно поддерживать территориальную целостность страны как предпосылку для начала процесса интеграции в Европейский Союз. Молдова - суверенное государство, а Приднестровье следует вернуть под юрисдикцию Кишинева", - цитирует президента Бэсеску "ИНФОТАГ".

Президент РМ Владимир Воронин, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что для решения приднестровского конфликта необходимо вывести российские войска, демократизировать регион и ликвидировать административную "черную дыру", где "властвует коррупция и мафия". Владимир Воронин также заявил, что участие Румынии в решении этого конфликта может реализоваться путем оказания поддержки на европейском и международном уровне, передает REPORTER.MD.

Президент Молдовы предложил провести саммит четырех европейских организаций

Владимир Воронин предложил на саммите Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, который состоялся 11 мая в Бухаресте, провести совместный саммит представителей Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (ПСЮВЕ), Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, ГУУАМ и Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), чтобы рассмотреть возможности координирования деятельности, проводимой в рамках этих региональных структур. По словам Владимира Воронина, в повестку совместного саммита этих структур должны быть включены вопросы, касающиеся борьбы с терроризмом, торговлей людьми, организованной преступностью, коррупцией, а также вопросы развития энергетического сектора и инфраструктуры, сообщает REPORTER.MD. Воронин отметил, что на следующем саммите министров иностранных дел стран-участниц Процесса Молдова готова представить результаты своей деятельности в качестве председателя ОЧЭС, а также высказать то, каким видится Кишиневу развитие сотрудничества между Юго-Восточной Европой и странами Черноморского бассейна. "Было бы важно мобилизовать наши усилия, чтобы в 2007 году в повестке Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе фигурировали вопросы и проекты, максимально связанные со вступлением в ЕС", - подчеркнул Владимир Воронин. "Исходя из этого, мы были бы заинтересованы в продолжении региональной деятельности в областях безопасности, энергетики и инфраструктуры", - отметил президент.

Владимир Воронин дал высокую оценку румынскому председательству в Процессе сотрудничества в Юго-Восточной Европе, а также участию Румынии в недавнем саммите ГУУАМ в Кишиневе и личному вкладу Траяна Бэсеску в работу этого саммита. На открытии саммита Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе президент Румынии Траян Бэсеску высказался за включение Республики Молдова в эту структуру в качестве полноправного члена. "Я считаю, что прогресс, зарегистрированный Республикой Молдова в последнем году, позволяет ей стать полноправным членом ПСЮВЕ. Я надеюсь, что греческое председательство этой структуры поддержит вступление РМ", - цитирует Траяна Бэсеску REPORTER.MD.

Республика Молдова впервые принимала участие на высшем уровне в саммите Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, в который РМ вступила в октябре 2004 года в качестве наблюдателя. Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе был создан в 1996 году. В эту региональную структуру входят Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Хорватия, Греция, Македония, Румыния, Сербия и Черногория и Турция.

Ходатайство Республики Молдова о получении статуса полноправного члена Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ) будет рассмотрено в приоритетном порядке. Это решение зафиксировано в Декларации VIII саммита глав государств и правительств ПСЮВЕ, подписанной в Бухаресте по окончании форума, передает "БАСА-пресс". В соответствии с Декларацией, участники саммита приветствуют прогресс, достигнутый в ходе процесса европейской интеграции государств региона, и считают крайне важным соблюдение суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности своих рубежей, а также поддержку диалога для мирного урегулирования конфликтов.

Считаю, что результаты саммита лишний раз подтверждают широкие перспективы и преимущества, которые открывает эффективное, нацеленное на достижение общих задач и устремлений региональное сотрудничество, сказал президент Республики Молдова на пресс-конференции по итогам встречи глав государств-участников ПСЮВЕ, передает "МОЛДПРЕС". Воронин назвал региональное сотрудничество одним из внешнеполитических приоритетов Республики Молдова и заверил, что эта страна приложит все силы для упрочения безопасности и демократии в регионе и продвижения региональной энергетической безопасности.

Посол США в РМ Хетер Ходжес назвала участие Республики Молдова в ПСЮВЕ успехом молдавской дипломатии и приветствовала активизацию деятельности этой страны во многих региональных организациях. Во время встречи с Владимиром Ворониным, состоявшейся после возвращения президента из Бухареста, дипломат отметила повышенный интерес международного сообщества к Республике Молдова, который особенно усилился после переизбрания Владимира Воронина при поддержке представителей других парламентских партий на должность главы государства и принятия президентом на себя ряда обязательств, весьма положительно сказывающихся на продолжении демократических и евроинтеграционных процессов, передает "МОЛДПРЕС".

Украина согласилась создать совместные с Молдовой таможенные посты

Украина согласилась сформировать совместные таможенные пункты на границе с Молдовой, в частности, на приднестровском участке границы. Консультации по этому вопросу начнутся в ближайшее время. Соответствующее соглашение достигнуто на завершившейся в Киеве встрече премьер-министров двух стран, сообщает "ИНФОТАГ". На итоговой пресс-конференции 12 мая украинский премьер-министр Юлия Тимошенко объявила, что в течение двух недель стороны дополнительно обсудят способы и сроки создания совместных таможенных постов на молдавско-украинской границе. Она выразила уверенность, что повышение безопасности границы между двумя странами будет способствовать сокращению контрабанды, торговли людьми, оружием и наркотиками. По словам Тимошенко, Украина готова согласиться и с проведением международного мониторинга границы с Молдовой с привлечением к участию в таможенном контроле зарубежных экспертов. Украинский премьер пообещала поддержать инициативу молдавской стороны разрешить жителям приграничных районов перевозить до 50 кг грузов без таможенных сборов.

Украина подпишет в ближайшее время с Молдовой протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг и рассчитывает на дальнейшую поддержку Кишиневом евроинтеграционных устремлений Украины, заявила Юлия Тимошенко во время переговоров с главой молдавского правительства Василе Тарлевым. Она подчеркнула, что Молдова для Украины - "не только сосед, но и партнер на пути в Европу", и высказалась за синхронизацию усилий в этом направлении. Украинский премьер признала, что интеграция Украины в Европу зависит и от Молдовы, а подписание протокола о взаимном доступе на рынки товаров и услуг необходимо для вступления Украины во ВТО, полноправным членом которой Молдова является с 2001 г., сообщает "ИНФОТАГ".

По мнению Тимошенко, Молдова и Украина имеют большие возможности для развития двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в энергетической сфере. "Речь идет не только об обеспечении Молдовы электроэнергией, но и возможностях ее совместного экспорта", - сказала она.

Тарлев отметил заинтересованность Молдовы в совместных усилиях на пути продвижения к Евросоюзу. "Мы хотим совместно пройти этот путь. От декларации о намерениях до вступления в ЕС путь длинный, но с таким соседом, как Украина, пройти его будет легче", - цитирует премьер-министра Молдовы "ИНФОТАГ". Премьер также подчеркнул, что "Молдова высоко ценит роль Украины в процессе урегулирования приднестровского конфликта и надеется на разрешение конфликта, основанного на принципах суверенитета и целостности страны". По словам Василе Тарлева, Кишинев с нетерпением ждет обещанного на саммите ГУУАМ в Кишиневе полного варианта плана Украины по приднестровскому урегулированию.

"Республика Молдова целиком берет на себя обязательство поддерживать своих сограждан, проживающих в других странах", - заявил премьер-министр Василе Тарлев на встрече с представителями молдавской диаспоры на Украине, состоявшейся в рамках его рабочего визита в Киев, передает "МОЛДПРЕС". По словам премьер-министра, молдавское правительство разработало пакет приоритетных мер, которые предстоит реализовать для поддержки выходцев из Молдовы, живущих в других странах. Для претворения этих планов в жизнь под эгидой исполнительного органа работает Координационный совет по поддержке этнических молдаван, проживающих за рубежом, добавил Василе Тарлев. Он отметил, что в ходе переговоров, состоявшихся 12 мая с украинским премьер-министром Юлией Тимошенко и председателем Верховной Рады Владимиром Литвиным, стороны согласились разработать и внедрить одновременно меры, направленные на защиту прав молдавских уроженцев на Украине и украинских - в Республике Молдова. Посольство РМ в Киеве получило уже указание составить план по созданию адекватных условий для изучения родного языка уроженцами Молдовы, в частности путем обеспечения учебниками и художественной литературой.

Республика Молдова выступает за активизацию сотрудничества с Украиной на региональном уровне. Во время встречи с группой украинских бизнесменов, которая состоялась в Торгово-промышленной палате в Киеве, молдавский премьер сказал, что Молдова заинтересована в осуществлении совместных проектов во многих областях, в том числе энергетической, а именно: в строительстве высоковольтных линий для импорта или транзита электроэнергии через молдавскую территорию. Наша страна особо заинтересована и в сотрудничестве в области электронной промышленности, сельского хозяйства, заметил премьер.

"Слишком колючий букет для Москвы и Берлина"

В эксклюзивном интервью "Deutsche Welle-WORLD" заместитель директора Научно-исследовательского центра изучения стран Центральной и Восточной Европы в Лейпциге Штефан Требст анализирует проблемы урегулирования приднестровского конфликта и объясняет слабость европейских и российских "пружин" процесса.

Как вы оцениваете решение Украины сделать миротворческий процесс в Молдавии и Грузии приоритетным направлением внешней политики?

Инициатива президента Ющенко - это положительный шаг, но все будет зависеть, разумеется, от его реализации. Киев, очевидно, не намерен воспользоваться имеющимися у него рычагами давления на Приднестровье. И не только потому, что украинское большинство населения ПМР тяготеет к "донбасским", но и потому, что Киев не уверен в том, как на это отреагировала бы Москва. Едва ли кто-нибудь знает (я, во всяком случае, - нет), кто именно в Москве формулирует то, что можно было бы назвать "приднестровской политикой" - Дума, Лужков, Зюганов, министерства обороны или иностранных дел, президент?

Как вы оцениваете развитие событий в альтернативной СНГ организации ГУАМ - объединении Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы?

Не знаю, стал ли ГУАМ, особенно после выхода из него Узбекистана, чисто бумажной организацией. Нефтепровод Одесса-Броды пока работает в режиме с севера на юг, а не с юга на север, как это было запланировано. Почему это так? Потому что, несмотря на очевидную взаимную поддержку, ни Тбилиси, ни Киев не могут оказать существенного влияния на политическое развитие в Молдове.

Режим Воронина - это карточный домик, который развалится при малейшем нажиме извне. По моим предположениям, осторожная политика Киева вызвана реакцией на "бессарабскую политику" Румынии последних 2-3 лет. Не знаю, имеются ли в связи с этим украинско-румынские контакты. Но опасение, что "молдаване" могут вдруг захотеть стать "румынами", причем не только в смысле государственно-правовом (уже сейчас около миллиона молдаван имеют и румынское гражданство), но и "этнически".

Какие факторы, кроме российских войск, определяют столь продолжительную устойчивость ПМР?

Мало известно об участии олигархов России, Украины и Молдовы в делах ПМР. Мне кажется, что возможности делать деньги, предоставляемые Приднестровьем, столь велики, что нынешний статус устраивает всех этих игроков. К этому следует добавить, что социальный, а тем самым и политический мир в ПМР поддерживается силами экономической преступности. Мне трудно сказать, как долго применительно к ПМР можно будет говорить о "гражданах" моложе 70 лет - из официальных 600 тысяч жителей осталось, вероятно, не больше 400 тысяч.

Какова внешнеполитическая линия Германии на этом направлении?

Политика Германии в отношении СНГ и ГУАМ туманна: эту работу немцы предпочитают передоверить ОБСЕ и Евросоюзу. В отношении конфликта в Приднестровье Берлин просто спрятал голову в песок. Посольство ФРГ в Кишиневе - это место для мидовских "отставников", а каким образом немецкие предприниматели могут вести дела в ПМР - для меня и вовсе загадка. Не могу объяснить также, почему федеральное правительство не вмешается в затяжной конфликт между немецкой авиакомпанией "Люфтганза" и молдавской "Эйр Молдова", из-за которого страдают пассажирские и грузоперевозки между нашими странами.

Каков ваш среднесрочный прогноз развития отношений между Евросоюзом и Молдовой?

По моему скромному мнению, европейцы предоставят американской дипломатии заниматься ГУАМом, включая разрешение конфликтов с сепаратистскими регионами в СНГ. Политически Россия ничего не сможет этому противопоставить, в том числе и как поставщик энергоресурсов: залогом тому высокие цены на нефть и транзитное положение Украины и Польши. Именно это Москва и компенсирует неоимперской жестикуляцией и риторикой, как это было на торжествах по случаю 9 мая.

Збигнев Бжезинский: "Россия не имеет никакого права сохранять мафиозный анклав на территории Молдовы"

"США продвигают геополитический плюрализм на бывшем советском пространстве. Америка поддерживает независимость бывших советских республик не для того, чтобы превратить их в своих сателлитов, а чтобы придать этой независимости устойчивый характер", - заявил в интервью радиостанции "Свободная Европа" один из идеологов холодной войны Збигнев Бжезинский.

"Российская дилемма состоит в том, что ее ностальгия по имперскому статусу принимается ее соседями "в штыки". Нет ни одного соседа, с которым Россию связывали бы действительно хорошие отношения; нет ни одного соседа, которому Россия нравилась бы. Решить эту проблему может только Россия и никто вместо нее. Америка не в состоянии помочь ей в этом", - заявил ветеран-антикоммунист.

На вопрос о том, можно ли еще говорить о сфере российского влияния, Бжезинский ответил, что влияние Москвы на соседние страны объясняется прежде всего тем, что Россия - большая страна; кроме того, непосредственное соседство является благоприятным фактором для усиления влияния, особенно если учесть, что Россия - более сильное государство. "Но не настолько сильное, чтобы диктовать свою волю, и российское влияние было бы наверняка более ощутимо, если бы президент Владимир Путин смог использовать московские события (военный парад по случаю 60-летия победы над фашизмом - прим. ИА REGNUM) и выступить проводником подлинного примирения вместо того, чтобы следовать политике, которую многие считают не слишком умной - политике частичной реабилитации сталинизма и пробуждения имперской ностальгии", - сказал Бжезинский.

Отвечая на вопрос о том, какую позицию следует занять и чего могут ожидать малые страны, такие, как Молдова, расположенные в непосредственной близости от России и в отдалении от "зачастую безразличного Запада", политолог сказал, что "группа ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова - на своем последнем саммите однозначно и четко высказалась в этом плане". "Молдова вправе требования уважения своей территориальной и политической целостности. Россия не имеет никакого права сохранять мафиозный анклав на территории Республики Молдова", - подчеркнул Збигнев Бжезинский.

Молдавские крестьяне намерены подать иск в Европейский суд против России

Около трехсот жителей приднестровских сел, находящихся под юрисдикцией Молдовы, 11 мая вновь пикетировали посольство Российской Федерации. Они протестовали против действий приднестровских властей, препятствующих свободному перемещению в Зоне безопасности, передает "МОЛДПРЕС". Жители сел Дороцкое, Кошница, Погребя, Пырыта требовали от российского руководства оказать воздействие на тираспольских лидеров для обеспечения беспрепятственного доступа молдавских крестьян к своим сельхозугодьям, расположенным на территории, контролируемой сепаратистами. Протестующие держали плакаты с лозунгами "Так ведут себя оккупанты!", "Г-н Путин, Рябов вводит вас в заблуждение!", "Рябов, не потакай сепаратизму, анархии и безвластию!", "Дайте нам жить и работать в мире!" и др. Пикетчики, которые пришли к российскому посольству в третий раз за последние три недели, передали представителям дипмиссии России письмо с требованием о незамедлительном обеспечении свободного передвижения людей, товаров и сельхозтехники в Зоне безопасности.

Как заявил журналистам председатель Дубоссарского района Григорий Поличинский, Россия как страна-гарант способна повлиять на позицию тираспольской администрации и, используя миротворческий потенциал, прекратить систематическое нарушение основополагающих прав человека в регионе. Крестьяне при содействии правозащитной организации "Promo Lex" инициировали процедуру подготовки документов для подачи иска в Европейских суд по правам человека против России, считая ее ответственной за происходящие нарушения. Председатель организации Ион Маноле заявил корреспонденту агентства, что к направлению в Страсбург уже подготовлен пакет из 650 документов, в которых содержатся требования о денежной компенсации земледельцам за убытки, понесенные в результате деструктивных действий приднестровского руководства.

В российском посольстве сообщили, что от комментариев по поводу происходящего пока воздерживаются и занимаются изучением полученной от митингующих петиции. Крестьяне намерены продолжать акции протеста до полного удовлетворения их требований.

Посол РФ: "Любые попытки урегулировать приднестровский конфликт без участия России или путем выдвижения требований к ней малопродуктивны"

(Фрагменты интервью посла Российской Федерации в Республике Молдова Николая Рябова "Аргументам и Фактам в Молдове".)

Господин посол, многие политики видят в ГУУАМ организацию без будущего. Вы тоже так считаете?

Решения кишиневского саммита весьма неоднозначны, и еще потребуется тщательное изучение их и политиками, и политологами. Потому что прозвучали очень серьезные заявления, причем из уст представителей государств, которые сами по себе их вряд ли могут реализовать. Это только на первый взгляд кажется, что Украина и Грузия выступают в роли инициаторов реанимации ГУУАМ. На самом деле идеи, озвучиваемые этой организацией, инкорпорируются извне.

В работе саммита четко прослеживались две линии. Первая связана с демократизацией в странах, переживших недавно так называемые революции, и вытекающими отсюда настойчивыми евро- и НАТО-устремлениями участников. Евроинтеграционные устремления стран ГУУАМ вполне естественны, и сами по себе никакого протеста у нас вызывать не могут. Но то, что они декларируются в отрыве от процессов евроинтеграции России и других стран СНГ (даже без упоминания о них), вызывает сомнение в полезности и эффективности подобных решений.

Это первое, что бросается в глаза. Но есть и другие, более серьезные заявления. Они связаны с тем, что ГУУАМ берет на себя ответственность по обеспечению мира и стабильности на огромном пространстве. Если следовать желаниям президента Румынии Траяна Бэсеску, эта территория простирается от Балтики до Ближнего Востока. Именно под эту идею в Декларации и была закреплена мысль о том, что на основе ГУУАМ следует создать новую региональную организацию, куда входили бы страны Восточной Европы, Закавказья и Азии.

Речь идет о том, что сегодня главной стратегической целью является установление контроля над Черным и Каспийским морями. Поговаривают даже, что лидером в этом хочет стать Румыния. Понятно, что о безопасности на территории того же Каспия сегодня никак нельзя говорить без участия России или Казахстана, или Ирана.

Между прочим, с 1992 года существует региональный механизм по решению проблем стран Черноморского бассейна - Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). (В нее входят 11 государств - Молдова, Румыния, Российская Федерация, Украина, Болгария, Турция, Греция, Албания, Азербайджан, Армения и Грузия - прим. ИА REGNUM). Именно в плоскости ее интересов лежат и вопросы безопасности в этом регионе. С самого начала в ОЧЭС активно участвует Российская Федерация. И в отличие от ГУУАМ эта структура - состоявшаяся, имеющая реальные экономические проекты, региональные решения обеспечения безопасности и практические результаты своей деятельности.

В качестве вывода хотел бы подчеркнуть, что эффективный путь к достижению интеграционных целей, в том числе и на европейском направлении, лежит не в плоскости сепаратного обособления, а в русле нашего общего движения в сторону более тесного сотрудничества на пространстве СНГ.

С огромным интересом все ожидали украинский план приднестровского урегулирования. Поговаривали даже, что, если Молдову он устроит, Россия, возможно, потеряет лидерство в решении этой проблемы.

Любые попытки урегулировать приднестровский конфликт без участия России или путем выдвижения требований к ней малопродуктивны. Противопоставлять себя России в решении этих конфликтов - контрпродуктивно.

Многие политики были удивлены тем, как Украина "тянет одеяло на себя".

Я не хотел бы так говорить об Украине. Хочу еще раз обратить внимание на то, что она имеет право на собственные инициативы, и ничего, кроме одобрения, это вызывать не может. Тем более что Украина работает в этом направлении не изолированно, а во взаимодействии с остальными странами, в том числе и с Россией. Как нам представляется, формируя свою инициативу, Украина, безусловно, исходит из своих национальных интересов. И вместе с тем прекрасно понимает, что эти интересы надо каким-то образом гармонизировать с общей идеей урегулирования приднестровского конфликта. А попытка использовать Украину в своих целях одной из сторон конфликта - неприемлема.

На какой основе, по вашему мнению, возможно решение проблемы Приднестровья?

Когда стороны и все участники переговорного процесса приступят к реальным переговорам, только тогда определятся принципы, на которых возможно объединение страны. Мы не утверждаем, что альтернативы Меморандуму Козака нет. Кстати, об отвергнутом президентом Ворониным российском меморандуме. На 80 процентов это - инициатива самой Молдовы. И мне непонятно, почему вдруг появилось столь эмоциональное заявление Владимира Воронина: "Я к федерализации охладел". То есть то, что вчера выдавалось за собственные идеи, сегодня отрицается. Хотя всему есть свое объяснение. На мой взгляд, оно лежит в плоскости завышенных ожиданий.

Поясните, пожалуйста, свою мысль...

Был расчет на то, что международное сообщество согласится с предложением нынешнего руководства Молдовы. Имеется в виду продекларированное и поддержанное Румынией намерение властей решить вопрос с Приднестровьем на основе внутреннего законодательства Молдовы. То есть принять закон о статусе региона (ведь по Гагаузии же приняли) и поставить перед фактом всех и вся. Глядишь, и поддержат, а мы их заставим каким-то образом подчиниться и потом уже проведем политическую перестройку власти в регионе...

Молдова по-прежнему выступает за скорейший вывод из региона российских войск. К тому же она все чаще увязывает пребывание последних в Приднестровье с угрозой безопасности в Европе.

Картина несколько иная. Сегодня у Молдовы нет той промышленности, которую сохранило Приднестровье. Это нужно признать. А там она работает в основном на экспорт. И во многом с участием российского капитала. Мы говорим об этом открыто и будем делать все, чтобы эту ситуацию сохранить. Поэтому и предлагаем Молдове сесть за стол переговоров и урегулировать вопросы по экономическим санкциям, которые она применяет к Приднестровью. Только благодаря этим шагам появится возможность возобновить вывоз российского вооружения. Мы не намерены тормозить этот процесс, тем более замораживать. Но для этого нужны взвешенные политические и экономические шаги. Кстати, оставшиеся там войска - практически одни миротворцы.

Повторяю, Россия не ставит перед собой задачу закрепиться в Приднестровье на вечные времена. Но мы не можем говорить о выводе миротворцев, пока не будет урегулирован приднестровский конфликт. И не следует спекулировать на статье решения стамбульского саммита ОБСЕ. А там, помимо обязанности вывода российских войск с территории Приднестровья, закреплена и обязанность урегулирования приднестровского конфликта. И отрывать одно от другого - это значит работать на политическую конъюнктуру.

Опять искусственно нагнетается ситуация. Пикетирования российского посольства следуют одно за другим.

Действительно, недавно к российскому посольству привезли крестьян из сел, находящихся под юрисдикцией Кишинева, которым якобы власти Приднестровья чинят препятствия в обработке земли. Среди них были даже ветераны Великой Отечественной войны. Скажу прямо: эта проблема не политическая. Не нужно переводить ее в политическую плоскость и возводить в ранг международного события. Это экономические и хозяйственные отношения, которые нужно урегулировать, а не подталкивать крестьян к бунту.

Николай Тимофеевич, каков ваш прогноз перспектив развития молдо-российских экономических отношений?

На мой взгляд, они медленно, но верно входят в русло взаимовыгодных и прагматичных отношений. Россия для Молдовы продолжает оставаться самым крупным экономическим партнером, финансовым инвестором, и никакая другая страна таковой не является. Думаю, что молдо-российские отношения не ухудшатся, а постепенно станут адекватными современным международным реалиям. Но Россию не может бесконечно устраивать нынешний отрицательный баланс с Молдовой. Ни одна страна в мире не имеет такого отрицательного платежного баланса с Молдовой, как Россия. То есть мы больше покупаем, чем продаем. Тем не менее, каких-то мрачных перспектив я не вижу.

А как тогда понимать заявление МИД России, не рекомендующее регионам заключать контракты напрямую с центром?

Зачастую страны Прибалтики и Молдавия стараются налаживать отношения с российскими регионами в обход центра, рассчитывая, что это поможет им "продавливать" свои экономические, а порой и политические интересы. Стремясь установить связи с регионами напрямую, они тем самым демонстрируют, что в их отношениях с центром не все в порядке, а с регионами как-нибудь договорятся. Но у нас, конечно, своя внешняя политика, свое законодательство, в котором сказано, что регионы РФ имеют право на самостоятельные экономические связи. Но при этом вопросы, связанные с заключением соответствующих экономических соглашений, о научном и культурном сотрудничестве, должны осуществляться во взаимодействии с центром.