МЧС Марий Эл: "Высота уровня весеннего половодья на реках республики превысит норму на 0,5 - 1 метр"
Заместитель начальника ГУ МЧС России по республике Марий Эл полковника Владимира Загайнова дал интервью еженедельнику "Московский Комсомолец в Марий Эл" по поводу ожидающегося паводка. ИА REGNUM публикует это интервью.
Когда и каким ожидается паводок 2005 года?
Развитие половодья на реках Марий Эл, по многолетним наблюдениям, происходит во второй декаде апреля. Думаю, не станет исключением и этот год. Несмотря на затяжную зиму и большое количество выпавшего снега, паводок не должен превысить уровень среднемноголетних значений, хотя по предварительному прогнозу высота уровня весеннего половодья на реках республики превысит норму на 0,5 - 1 метр. Последние два года весенние воды не наносили заметного материального ущерба населенным пунктам и объектам экономики республики, и все же подготовка к паводку организована заблаговременно. Вопрос о безаварийном пропуске весенних потоков неоднократно обсуждался на Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Марий Эл. Во всех районах и городах республики созданы противопаводковые комиссии, составлен прогноз возможной обстановки, который уточняется ежедневно, из состава аварийно-спасательных групп сформированы группы экстренного реагирования.
Какие населенные пункты республики могут оказаться в зоне подтопления?
При неблагоприятном для нас развитии весеннего паводка в зоне подтопления могут оказаться в Волжском районе - населенные пункты Помарской и Обшиярской сельских администраций, в Звениговском районе - населенные пункты Кокшамарской, Шимшургинской, Кужмаринской, Красноярской, Исменской сельских администраций. При превышении критических отметок Чебоксарского водохранилища может произойти подтопление жилых домов в Козьмодемьянске. При прохождении высокого половодья на Волге в зону затопления могут попасть и дома в поселке Кокшайск. В Волжске могут оказаться подтопленными улицы Чернышевского, Гагарина, Октябрьская и ряд других. В Йошкар-Оле, как и в прежние годы, в зоне риска северная и северо-восточная часть города, а именно ряд улиц в районе Оршанского шоссе, Красноармейской слободы, Ширяйково и Сернурского тракта.
Какие практические меры для минимизации последствий половодья?
Естественно, мы стараемся принять меры к обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод. В состоянии боевой готовности находятся авиасредства, которые в любой момент могут быть привлечены к проведению воздушной разведки ледовой и паводковой обстановки на территории республики. На случай образования на реках ледовых заторов планируется проведение взрывных работ. Для этой цели создана специальная взрывная команда. В жилом секторе, в частности в Йошкар-Оле, жителям подтапливаемых районов розданы памятки с порядком действий на случай резкого подъема воды, уточнены списки граждан, не способных эвакуироваться самостоятельно. Таким образом проводится подробная разъяснительная работа с населением с той целью, чтобы ни у кого не возникло вопросов, куда и как эвакуироваться и что делать с сельскохозяйственными животными.
Проводились ли учения по отработке совместных действий заинтересованных ведомств?
В марте в Йошкар-Оле было проведено тактико-специальное учение по теме "Действия сил постоянной готовности при оказании помощи людям, терпящим бедствие в паводковый период", к которому были привлечены силы и средства ведомств, привлекаемых к противопаводковым мероприятиям. В начале апреля ГУ "Марийскавтодор" совместно с Департаментом дорожного хозяйства РМЭ также провели учение и проверили готовность к пропуску паводковых вод ГУП РМЭ "Мостремстрой" и Государственного унитарного производственного предприятия технологической комплектации. Во время учения отработаны вводные по подготовке мостов и водопропускных труб к пропуску высокой воды и действия при угрозе размыва земляного полотна.
Какие меры предосторожности необходимо соблюдать любителям зимнего лова в период паводка?
Рыбаки - это часть населения, представляющая особую группу риска. Именно во время паводка возрастает вероятность гибели людей и ухода под лед автотранспорта. Причиной тому могут стать внезапное потепление и изменение структуры ледяного покрова рек. Кстати, передвижение по Кокшаге уже сегодня связано с риском. Опасность вызвана разной толщиной льда. Если у берега он достаточно прочный, то ближе к фарватеру настолько тонкий, что не способен выдержать вес человека. На Волге же, где лед значительно толще, на сегодняшний день прямой опасности нет. Во избежание трагедии необходимо внимательно следить за сообщениями в средствах массовой информации, где мы постоянно публикуем сведения о состоянии толщины льда на реках, и, конечно, не нужно пренебрегать предостережениями о запрещении движения по льду, которые имеются на стационарных щитах на берегах рек.