Еженедельник "Йошкар-Ола" публикует в свежем номере интервью с Юрием Ильиным - недавно приглашенным из Краснодара в Йошкар-Олу главным режиссером Русского Академического театра драмы им. Г. Константинова.

Юрий Александрович, для начала несколько слов о вашем творческом пути.

Родился в 1958 году в Омске, учился в Казани, закончив там театральное училище, нескольколет отработал актером в театре имени Качалова, затем уехал в Москву, чтобы продолжить образование. Повезло - попал на режиссерский курс Щукинского училища к Евгению Рубеновичу Симонову. Увы, через год его не стало... Но образование я продолжил. Педагоги "были прекрасные, в частности профессор Александр Михайлович Паламишев, Михаил Борисович Борисов, Владимир Александрович Эуфер. После "Щуки" я вернулся в Казань и через три месяца был назначен там главным режиссером. После двухлетней работы в Казани начались актер-ско-режиссерские странствия, как это бывает очень часто: Томск, Хабаровск и приглашение в Краснодар на постановку в Краснодарском академическом театре драмы "Игроков" по Гоголю. Спектакль понравился, и меня назначили главным режиссером театра, где я и проработал в этой должности три сезона.

Какие спектакли вы создали за эти годы в том театре?

"Маленькие трагедии" Пушкина, "Ромео и Джульетта", "Хитроумная влюбленная" Лопе де Вега и другие памятные для меня спектакли.

Что побудило вас сменить солнечно-фруктовый Краснодар на снежную Йошкар-Олу? Предложение занять место главного режиссера последовало от моего давнего и хорошего знакомого, директора театра имени Константинова Игоря Смирнова. Ну а город - это новая работа, новый театр и новые люди. Театр - это всегда для меня самое главное, и есть возможность начать новое дело и увидеть его результаты. Тем более есть, что называется, духовные единомышленники, готовые что-то изменить в работе театра. Это, повторяю, всегда интересно.

Вы уже успели познакомиться с труппой, увидеть какие-то спектакли, чтобы понять творческий потенциал театра?

Да, в Йошкар-Оле я с 20 марта, видел ряд спектаклей и кое-что понял. Но дело в том, что говорить об эстетическом направлении театра по работе актеров не всегда возможно, ибо они прежде всего носители и реализаторы тех идей, которые сегодня декларирует художественный руководитель или главный режиссер. Вот пойдет работа над спектаклем, который я собираюсь ставить для своего режиссерского дебюта на новой сцене, - а это будут "Игроки" Гоголя, - я думаю, что пойму многое. Пойму именно в процессе работы, а для этого в спектакле будет занят едва ли не весь состав.

Вы привержены к классике или к современной драматургии?

Я не делю драматургию на классику или что-то еще. Меня интересуют пьесы, в которых заложена некая художественная ценность, пьесы, созвучные сегодняшнему дню и нужные театру и зрителю. Вообще, в пьесе и, соответственно, в спектакле меня прежде всего интересует сам человек, его адаптация в новых условиях. Меня интересует в театре глубокий психологический анализ с яркой формой игры. Сразу могу оговориться, что чудовищно не люблю пошлость. Всю жизнь против нее воюю, не люблю, простите за грубость, голого зада на сцене - этого никогда не делал и делать не собираюсь. Мне нравятся слова Канта о том, что две вещи никогда не перестанут волновать человечество - нравственный закон в нем и звездное небо над ним. Это относится к любой драматургии.

Составлен ли у вас какой-то репертуарный план?

План, конечно, есть, но я постоянно помню слова Вахтангова о том, что пьеса может превратиться в спектакль, когда сложатся воедино три компонента - автор, время и коллектив. Если говорить о театре имени Константинова, то здесь существует проблема отсутствия в труппе молодежи, и это надо как-то исправлять. Конечно, наметки в отношении репертуара есть, но он будет корректироваться в том числе и в зависимости от полноты труппы. Ну и работа над первым спектаклем многое покажет - потенциал актеров, их возможности и так далее.

Когда начнутся репетиции и когда будет премьера "Игроков"?

3 апреля они начались, а завершатся 27 - 28 мая. И премьера состоится в этом сезоне. В отличие от некоторых режиссеров, я работаю над спектаклем довольно долго - не менее двух месяцев, а то и больше.

А что будет с нынешним репертуаром?

Спектакли, естественно, будут идти до конца сезона, а там посмотрим, какие из них оставить, а какие - убрать.

А как видится решение молодежной проблемы?

Мы с Игорем Смирновым уже побывали в Казани в театральном училище на дипломном спектакле. Хотим побывать 17 апреля в Ярославле на Всероссийском конкурсе дипломных спектаклей и что-нибудь выбрать там.

А вы не собираетесь приглашать сюда режиссеров со стороны?

Обязательно. У меня есть в этом плане определенные наработки в прошлом, которые я непременно продолжу здесь. Но для этого сам театр должен быть готов творчески.