Жизнь без зарплаты и разруха умов: обзор прессы Архангельской области за 31 марта
Экономика
Как прожить без зарплаты? (Правда Севера)
Среднестатистическая заработная плата в Архангельской области составила в марте 5764 рубля, более пятой части всех работников получают зарплату, не дотягивающую до официально признанного прожиточного минимума.
За три месяца 2005 года задолженность по зарплате возросла и насчитывает, по данным профсоюзов, свыше 195 миллионов рублей, количество задолжавших работникам организаций и предприятий увеличилось с января на 11 процентов, в основном долги числятся за частными предприятиями. Областной бюджет задолжал по зарплате 1,6 миллиона, долги федерального бюджета - 700 тысяч рублей, за муниципальными бюджетами - 400 тысяч рублей долга.
В черном списке неблагополучных регионов по "зарплатной" задолженности в Северо- Западном округе наша область занимает третье место с конца. Хуже, чем у нас, обстоят дела только в республике Коми (там долги по зарплате составили 297 миллионов рублей) и в Карелии (249,8 миллиона рублей). Лучше всего дела обстоят в Ненецком автономном округе. Там задолженность всего-то 30,9 миллиона рублей.
Вижу как сладкий сон: тема несвоевременной выплаты зарплаты исчезла с газетных полос, из теле- и радиопередач. Люди наконец-то получают свои кровные "пятого и двадцатого", как шутил когда-то Аркадий Райкин. Но, увы, жизнь подкидывает однотипные сюжеты вновь и вновь.
С долгами по зарплате разбираются все: комитет по труду обладминистрации, прокуратура, профсоюзы. Работают и в области, и в ряде районов межведосмственные комиссии, основная задача которых - строго спрашивать с руководителей, допустивших задолженность по зарплате. А воз и ныне там. И что интересно, в каждом конкретном случае находятся причины, по которым ну никак невозможно предприятия в срок рассчитаться с работниками. Получается, что виноваты все и всё: законодательство, экономическая ситуация, погодные условия. А значит, не виноват никто. Вот две таких весьма запутанных ситуации.
Совершенно частный детский сад
Название у него красивое - "Литица". Родителей привлекает возможность оставить своих отпрысков в относительно комфортных условиях частного садика, где детишкам будет обеспечено и питание получше, и догляд попристальней, и занятия дополнительные с опытными педагогами. Три с лишним тысячи за пребывание дитяти в "Литице" в месяц смогли-таки выкроить из семейного бюджета немало пап и мам. И все было нормально, пока частный детсад получал финансовую подпитку из муниципального бюджета.
Закон об образовании, поскольку образовательное учреждение "Литица" имеет аккредитацию, позволял выделять бюджетные деньги в расчете на каждого детсадовца. Но поскольку в законе теперь определено, что все частные предприятия - будь то торговая лавочка или детский сад - лишены всяческой бюджетной поддержки, то расклад изменился. В муниципальных детсадах на содержание каждого из детишек выделяется более 4 тысяч рублей в месяц, а "Литица", выходит, может рассчитывать только на родительскую плату.
Кроме того, возникли проблемы с арендой детсадовского здания. "Очень похоже на то, - сетует директор частного садика Ирина Мешкова, - что нас пытаются выжить из этого дома". Собственники и руководство "Литицы" вынуждены затянуть потуже пояса. Разумеется, экономить на коммунальных расходах они не могут: энергетики вмиг все отключат за долги. Экономить на детях тоже грех. Вот и задолжали зарплату воспитателям на месяц. А эта зарплата лишь немногим превышает три тысячи.
Перспективы получить денежки у воспитателей "Литицы" появятся лишь тогда, когда спор будет разрешен в судебном порядке. Директор садика Ирина Мешкова подает иск в арбитражный суд, пытаясь взыскать с мэрии деньги. Но как этот вопрос разрешится - бабушка надвое сказала.
По закону мы не имеем права перечислять деньги "Литице", - говорит директор департамента образования мэрии Татьяна Огибина. - Это совершенно частное учреждение и мэрия к нему отношения не имеет. Я считаю такую постановку вопроса неправильной, но что можно поделать в такой ситуации?
... и очень закрытое акционерное общество
На сельхозпредприятии "Боломорское", что близ Архангельска, овощеводы трудятся тоже, получается, из принципа: лишь бы устать. И при этом некоторые овощеводческие звенья перевыполняют месячный план. Отгрузка лука и огурцов, несмотря на то, что зимний период не слишком благоприятен для тепличного хозяйства, идет исправно. Вот только зарплату людям задерживают. Выдали деньги за январь, а с долгами обещают расплатиться в апреле. Зарплаты и здесь невелики. В среднем - 3,5-4 тысячи. Этих денег месяцами ждут более 200 работников предприятия.
Как живется этим людям? Как и положено в Великий пост: утром чай, в обед чаек, а вечером - чаище. Только пост затянулся на неопределенное время. Хорошо еще, народ запасся картошкой с собственных огородов, да родное предприятие подкинуло овощей в счет натуроплаты. "Насолили капустки, огурцов, тем и живы", - поведала одна из сотрудниц. И вздохнула: "Уж только вы меня не подведите, мне здесь работать, детей растить". Провели в "Беломорском" день донора, рассказала она, так больше половины из тех, кто хотел сдать кровь, медики отправили обратно по домам, отказав в этом. Низкий гемоглобин у людей. Понятно, не от хорошей жизни.
Естественно, работники "Беломорского" хотят знать: а в чем же причина неурядиц на предприятии? Каковы его экономическое положение и перспективы? Вся подобная информация, в том числе и отпускная цена овощей, выращенных в хозяйстве - для простых овощеводов коммерческая тайна.
Да только какой же это секрет, если с трибуны областного совещания аграриев директор департамента АПК Валентин Гинтов ясно сказал: отдавать продукцию по тем ценам, по которым "Беломорский" отдает ее перекупщикам - это значит сознательно идти на неоправданные и немалые убытки. "Если вы такие богатые, - возмущался Валентин Викторович, - не просите помощи областного бюджета".
А эти самые перекупщики, владельцы торгового дома "Юность" - фактические хозяева "Беломорского". Слепому видно - основной навар с беломорских огурчиков и капусты получают они с торговой накрутки, а те, кто все это выращивает, работают себе в убыток. Кстати о помощи из бюджета. Без отопления вырастить овощи в такую пору, как сейчас, нельзя. А гигокалория тепла обходится "Беломорскому" в 503 рубля. Тарифы энергетики установили для всех предприятий без разбора. И супермаркет, и тепличное хозяйство платят одинаково. Чтобы не получились тепличные помидоры и огурцы золотыми для производителей, областным законом о бюджете предусмотрена финансовая подпитка таких хозяйств, как "Беломорское". Но обещанной 40- процентной скидки по тарифам за тепло предприятие так и не имеет. И в результате дебит с кредитом в хозяйстве опять-таки свели за счет зарплаты работников.
Побывали мы на "Беломорском". Встретиться с ужасно занятым директором Дмитрием Сивковым не удалось. Главный инженер поговорить с рабочими на территорию не пустил и никаких комментариев не дал.
А зачем вам? - спросил он.
Как зачем? Хотелось бы встретиться с людьми, расспросить их о бедах, проблемах...
Директор запретил, - последовал ответ.
Почему?
У нас столько проблем...
А на стенде у конторы этого очень закрытого акционерного общества висит плакат "Прибыль превыше всего, честь превыше прибыли". Только почему-то кажется, что те, кто выплачивает деньги овощеводам, дочитали призыв до запятой, а не до точки. Одно дело - детский сад и воспитание, другое - овощеводство и тепличное хозяйство. А поди-ка и там и тут законодательные неурядицы и экономические проблемы рикошетом бьют по самой незащищенной расходной статье бюджета предприятия - по заработной плате. Давайте уж, наконец, спросим за недоработки с тех, кто действительно в этом виноват!
Наш комментарий
Заместитель председателя Федерации профсоюзов Архангельской области Александр Усов:
Могу повторить лозунг профсоюзных акций протеста: "Долги по зарплате - позор работодателю". И то, что у такого количества работающего населения официальная зарплата ниже прожиточного минимума, - достоин резкого осуждения.
В действительности положение еще хуже: ведь в статистических сводках фигурирует лишь просроченная задолженность перед работниками, и совершенно не отражена та ситуация, которая сложилась на предприятиях малого бизнеса. На 90 процентах предприятий, где имеется задолженность по зарплате, к сожалению, нет профсоюзных организаций. На наши обращения в прокуратуру по поводу долгов, зачастую следует отписка: "Признаков состава преступления в действиях руководителей не обнаружено". И все же, благодаря деятельности межведомственной комиссии и мерам прокурорского реагирования, есть позитивные сдвиги. Положительный пример - выплата задолженности бывшим работникам Архангельского гидролизного завода. Но с каким трудом этого удалось добиться.
Заместитель прокурора области Сергей Ореханов:
Прокуратура и в области, и в районах разумеется постоянно отслеживает ситуацию с долгами по зарплате. Она остается тревожной. В этом году нами возбуждено 4 уголовных дела по фактам невыплаты зарплаты. Одно из них - против руководителя жилищно-коммунального предприятия в Красноборском районе - доведено до суда. Есть и другие методы воздействия на должностных лиц. Прокурорскими работниками подано свыше 300 судебных исков о взыскании долгов по зарплате на сумму свыше свыше 760 тысяч рублей. Выносятся постановления о привлечении руководителей к административной ответственности и предостережения в их адрес.
"Денег не выделено" (Известия НАО)
О некоторых "подводных камнях" договора с Архангельской областью
Большой стаж работы на Крайнем Севере позволял нашим жителям с выходом на пенсию надеяться на переезд в более благоприятные районы страны. С подписанием договора о разграничении полномочий между Ненецким округом и Архангельской областью такие перспективы могут уйти в прошлое. В федеральный бюджет 2005 года не заложено ни копейки на окружную программу переселения. Об этом на пресс-конференции сообщил и.о. начальника управления по строительству и жилищной политике Сергей Шмелёв.
В этом году только семь семей смогут переехать в климатически благоприятные регионы. На деньги, оставшиеся с программы по переселению с прошлого года. Четыре миллиона двести тысяч рублей планировалось потратить на переезд наших граждан в среднюю полосу России, но они пришли только к концу декабря 2004 года. Их решили потратить в этом году. А вот на 2005 год денег вообще не выделено.
Сергей Шмелёв рассказал, что они посылали запрос в министерство финансов РФ, желая узнать, почему деньги не выделены, но официального ответа не получили. Сказали лишь, что целевыми программами Ненецкого округа теперь занимается Архангельская область. И что деньги были выделены, но они остались в областном бюджете.
Сергей Шмелёв также добавил, что на летний отдых детей и на строительство дорог в округе наш бюджет тоже не получил ни копейки. Тогда как же будут обстоять дела с дорогой Нарьян-Мар - Усинск? Её строительство и так продвигается очень не высокими темпами, а теперь оно может вообще встать? С этим вопросом наша газета решила обратиться к председателю комитета дорожного хозяйства Элеку Рыбаку.
- В прошлом году Ненецкий округ получил из федерального бюджета на строительство дороги Нарьян-Мар - Усинск сто семнадцать миллионов рублей. В этом году удалось договориться только на восемьдесят, - сообщил Элек Лейбович. - Но ещё не факт, что деньги эти поступят в окружной бюджет. С этого года наш округ не стоит отдельной статьёй в федеральном бюджете. Наш бюджет попал в зависимость от Архангельска, соседи теперь могут перераспределять окружные деньги на нужды области. Они уже попытались восемьдесят миллионов рублей, выделенные федеральным бюджетом в бюджет Архангельска на строительство дороги на Усинск, присвоить себе. Пока их удалось отстоять.
По словам Элека Рыбака, ближе к лету архангельские власти попытаются вновь прибрать эти деньги. У них уже есть аргументы на этот счёт. Они обычно намекают на нецелевое использование государственных средств. Что округ не выполняет условий строительства дороги. А поэтому деньги должны пойти на ремонт дорог области. Проектно-сметная документация на строительство усинской дороги была составлена ещё в прошлом году. Её утвердили в Москве. Поэтому эти деньги считаются целевыми и должны использоваться по назначению, то есть на строительство дороги в округе.
Элек Рыбак сказал, что сейчас необходимо выбить эти деньги из области. Это реально, просто с принятием договора о разграничении полномочий с Архангельской областью прибавилось проблем. Он вспомнил, что лет пятнадцать назад, когда округ не был отдельным субъектом федерации, с областью ежегодно случались подобные трения. Трудно было даже добиться денег на расчистку дорог, не говоря уже об их строительстве.
Происшествия
Разруха начинается в умах (Вестник космодрома)
Приехавшая по вызову инспектор по делам несовершеннолетних была потрясена. В 2- хкомнатной квартире стояла невыносимая вонь, на кухне не было стекла, вместо него была натянута полиэтиленовая пленка, из-под которой порывами дул ледяной ветер. Первым делом Светлана решила накормить детей, но ничего съедобного в квартире не нашла... Детей в квартире было трое (мальчики 1, 2 и 3 лет).
Подумать только! Все это происходит в 21 веке, рядом с нами, в мирном городе Мирном, а не в блокадном Ленинграде! Родители этих детей не инвалиды, они в состоянии работать и содержать свих детей, но, похоже, с головой у них не все в порядке, раз они допускают подобную ситуацию. Разруха в квартире, грязь, нищета, детские болезни, и при этом нередки застолья и "радушный прием" своих многочисленных, выпивающих и курящих здесь же гостей.
Мы часто становимся свидетелями ситуаций, когда детям приходится расплачиваться за беспечность своих родителей. И платить эту нелегкую дань многие начинают с первых дней своей жизни, невольно становясь заложниками тех условий, в которые их ставят родители... Эта реальная история об одной семье, проживающей в нашем городе, потрясает до глубины души. В который раз убеждаешься, что наш тихий и благополучный Мирный состоит из нескольких слоев и тоже имеет свое "дно", где обитают не только опустившиеся взрослые, но и дети. Иногда возникает вопрос: а нужна ли им, детям, такая жизнь?
...Три маленькие крохи - мальчишки одного, двух и трех лет были доставлены в инфекционное отделение центральной городской больницы поздно вечером 20 марта 2005 года. Грязные, не сказать, чтоб истощенные, но на тот момент голодные, не понимающие, почему около них столько чужих взрослых в белых халатах, они с жадностью хватали предложенную пищу. Старший из них, взяв с тарелки пятый кусок хлеба, подкармливал двух своих братьев - родного годовалого и двухлетнего двоюродного. Сначала сотрудники ОВД, потом врачи, медсестры и санитарки окружили их всесторонней заботой, которую эти малютки так давно не видели. Они не просились на руки, не требовали внимания к себе. Они даже не поняли, почему вдруг стало так тепло, чисто и сытно. Живые, подвижные, они много улыбались и доверчиво смотрели на всех, кто заходил в палату. При поступлении детей дежурные врачи инфекционного отделения Воронин Владимир Васильевич и Хомич Наталья Валерьевна приступили к их обследованию и заполнению историй болезни. Состояние здоровья детей шокировало. Возникло яростное негодование на бестолковых родителей, которые запустили своих малышей. У всех троих был обнаружен энтеробиоз (глисты), чесотка (у двоих осложненная стрептодермией), аллергический дерматит.
...Милицию вызвали соседи, которые уже несколько лет являются невольными свидетелями неблагоприятной обстановки в этой семье. В тот вечер им некогда было раздумывать о том, куда звонить, и хорошо, что нашлись неравнодушные люди - соседи, в милиции и в больнице. Приехавшая по вызову инспектор по делам несовершеннолетних ОВД г. Мирного Ануфриева Светлана Леонидовна также была потрясена. Такие маленькие, одни (родители были в отъезде), явно голодные и к тому же нездоровые. В 2-хкомнатной квартире стояла невыносимая вонь, на кухне не было стекла, вместо него была натянута полиэтиленовая пленка, из-под которой порывами дул ледяной ветер. Первым делом Светлана решила накормить детей, но ничего съедобного в квартире не нашла... Так дети оказались в больнице.
Что будет с мальчиками после выписки, какой уход они получат дома от своих так называемых родителей? Извлекут ли они из этого происшествия хоть какой-нибудь урок для себя и изменят ли отношение к жизни вообще и к своим детям в первую очередь? Хотелось бы верить. Хотя сомнения на этот счет имеются и небезосновательные.
В филиал ФГУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии Архангельской области в Плесецком районе и г. Мирном" (бывший ЦГСЭН) направлено экстренное извещение о сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации в вышеуказанной семье. И.о. главного врача данной организации Моружко В.В. заверил, что в квартире будет проведена необходимая санобработка, а в случае выявления инфекционных заболеваний у взрослых членов семьи им будет рекомендовано пройти курс лечения.